Главная --> Публикации --> Новые квартиры станут доступнее Город яхт попал в штиль Группа компаний пик построит район в мытищах Почему современные арендаторы уходят в подмосковье? Спрос на старое жилье упал

Сумма инвестиций составила более 150 млн. руб. Мощность завода - 28 тыс. тонн гранул в год.

Группа компаний СУ-155 приобрела у немецкой Salmatec GmbH завод по выпуску топливных гранул из отходов лесной промышленности, сообщили Интерфаксу в пресс-службе СУ-155.

Кроме того, для полной загрузки мощностей завода комплекс готов брать заказы на производство гранулированного топлива у других деревообрабатывающих предприятий, что позволит ускорить процесс окупаемости инвестиций в новое производство. По оценкам экспертов, вложения в покупку завода могут окупиться в течение примерно 3 лет. Как сообщил Интерфаксу генеральный директор Леспромсевера Роман Айсверт, в Европе такие деньги считаются короткими - в России иначе, но постройка и запуск завода по переработке отходов лесной промышленности в такую ценную и, безусловно, востребованную продукцию как топливные гранулы, находится в контексте сегодняшних требований.

Ожидается, что завод будет пущен в августе этого года. Технологическая линия закуплена специально для принадлежащего Группе компаний СУ-155 лесопромышленного комплекса Леспромсевер в Верховажском районе Вологодской области.
В соответствии с постановлением главы администрации Верховажского района, все подлежащие переработке отходы будут храниться централизованно. Объем расчетной лесосеки составляет 180 тыс. кубометров. Это означает, что 75% потребности нового завода в сырье закроет Леспромсевер.

Как сообщил источник Интерфакса в компании СУ-155, с наращиванием объемов переработки древесины, будут расти и объемы отходов, подлежащих переработке. Таким образом, компания в ближайшем будущем сможет выставлять на продажу не только излишки лесоматериалов, но и - с вводом в строй завода по выпуску топливных гранул СУ-155 - топливо в гранулах из переработанных отходов пиломатериалов на внутренний российский рынок и в соседние страны Европы.

ООО Леспромсевер занимается заготовкой, переработкой древесины и доставкой пиломатериалов. С февраля этого года комплекс почти удвоил производство продукции для нужд строительства - до 4 тыс. кубометров. Р.Айсверт полагает, что увеличение объемов производства в 1,8 раза в немалой степени произошло благодаря включению в работу Тарнекского лесопромышленного узла, который восстанавливается за счет инвестиций СУ-15 У Тарнекского ЛПУ большой потенциал, мощная лесозаготовительная база, а также Тарнекский лесозавод. Сейчас, когда запустили все имеющиеся там мощности, удалось полностью закрыть потребности Группы компаний СУ-155 в нашей продукции. Что же касается излишков, то заметим, что лес - такой же товар, как нефть: он всегда нужен.

Мы не только защищаем природу, но и, продавая гранулы клиентам из дальнего зарубежья, превращаем отходы в валюту, - подчеркнул источник Интерфакса.

В первую очередь рассматривается поставки в Северную Германию (земля Нижняя Саксония) - этот рынок наиболее устойчив в плане потребления и ценообразования. Хорошие перспективы для сбыта топливных гранул в Данию. Учитывая динамику развития рынка потребления топливных гранул, следует обратить вниманию на Францию, - говорит собеседник агентства. По его словам, в Австрии, Германии и Франции топят преимущественно локально - то есть котлы устанавливаются индивидуально в каждом доме. В этих странах требуются гранулы более высокого качества.

Как показало исследование рынка рекламы, проведенное Ассоциацией строителей России (АСР), в Москве и Подмосковье действует минимум 19 организаций, предлагающих гражданам быстро и дешево решить жилищные проблемы. Лидерами по размещению рекламных объявлений являются ПИК Жилищная перспектива, Департамент народной ипотеки и строительства, Центральный ипотечный внебанковский альянс, ГК Проект Инвест. На телевидении наиболее часто появляется жилищный кооператив Строим вместе.

В настоящее время группа компаний СУ-155 является одним из крупных игроков на строительном рынке России. Она реализует свои проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иванове, Тамбове, Туле, Калининграде и расширяет свое присутствие в других регионах. В апреле 2006 года СУ-155 приобрела ДСК в Иванове, несколько ранее были куплены заводы ЖБИ в Нижегородской и Ленинградской областях.
Проблема. Приобрести недвижимость на супервыгодных условиях сегодня предлагают многие компании Москва увешана различного рода рекламными объявлениями. Однако верить им стоит с большой осторожностью.

Впрочем, никто из компаний, исследованных АСР, напрямую не признается в том, что занимается выдачей ипотечных кредитов, ведь по закону кредиты могут выдавать лишь банки и НКО (небанковские кредитные организации), к которым жилищные кооперативы и потребительские общества, активно рекламирующие свои услуги, не относятся. Если кредитный договор заключен кооперативом без участия банка, эта сделка признается ничтожной и ее можно оспорить, поясняет партнер юридической компании Лигас Елена Герасимова.

Об услугах компаний можно узнать по многочисленным объявлениям типа продажа квартир в рассрочку, народная ипотека, предоставление доступного жилья, ипотечные (или жилищные) ссуды, квартиры в кредит. По данным АСР, более 50% организаций указывают процентные ставки от 0 до 1% годовых, 25% компаний предлагают займы под 3% годовых и 21% под 4% годовых. Как считают в АСР, подобные предложения вводят потребителей в заблуждение, так как содержат недостоверную информацию в отношении ставок по ипотечным кредитам.

Заблуждение первое: кредит. Когда вы видите рекламное объявление со словами ипотека или предоставление займа под 0% или 2% годовых, надо понимать: речь не может идти о банковском кредите, так как минимальные ставки на рынке 11% годовых в рублях и 9,9% в валюте, а ни один финансовый институт себе в убыток работать не будет. Низкие проценты возможны в двух случаях (мошеннические схемы мы не рассматриваем): когда строитель предоставляет дольщику рассрочку платежа при покупке квартиры в новостройке или когда недвижимость приобретается через жилищно-накопительные кооперативы (ЖНК) и союзы взаимного кредитования (СВК). Ни одна из этих схем ипотекой не является. Не упоминая основных ее признаков, отметим некоторые моменты. Рассрочка дается, как правило, на очень небольшой период времени до шести месяцев, в то время как ипотечный кредит предоставляется на длительное время до 30 лет. Вступая в ЖНК и СВК, пайщик накапливает сумму, равную 30% или 50% от стоимости квартиры, после чего может купить жилье на вторичном рынке или в домах-новостройках. В выборе объектов клиент ограничен (они должны быть одобрены руководством кооператива или союза), так как недостающие 50-70% выдаются из общего паевого фонда под небольшой процент, формально считающийся ежегодным членским взносом. Главный минус СВК отсутствие закона, регулирующего их деятельность. Пайщикам кооперативов в этом смысле повезло больше в апреле прошлого года вступил в силу 215-й закон о ЖНК, где четко, хотя и не слишком дальновидно (Ф. № 2), прописаны все их нормы деятельности.

Поэтому в большинстве предложений речь идет о ссудах и займах, которые могут выдавать все желающие. Основная проблема рекламы дешевых кредитов лежит в иной плоскости, нежели прямое нарушение закона: глотая приманку в виде низкой процентной ставки или стоимости квадратного метра, потребитель видит только верхушку большого айсберга под название жилищный кооператив, потребительское общество или центр кредитования. И здесь у заемщика существует опасность по меньшей мере трех заблуждений.

Названия организаций, предлагающих беспроцентные займы, весьма разнообразны: потребительское общество, общество взаимного кредита, ипотечный кооператив, жилищно-строительный кооператив. Однако деятельность этих организаций не регулируется законом о ЖНК. И никаким другим тоже. На сайте МЖСК Академия жилья в разделе Гарантии утверждается: компания является некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законодательством РФ. При этом не упоминается, что все законодательство умещается на одной небольшой страничке в 116-й статье Гражданского кодекса, где дается определение кооператива, а также перечень обязанностей его членов. Ничего про гарантии прав потребителя там не сказано. С точки зрения финансов кооперативная пирамида может существовать только при значительном притоке числа пайщиков и грамотном и честном управлении, уверяет директор Школы ипотечного брокера Алексей Теребков. Безусловно, такие объединения есть, но и доля мошенников достаточна думаю, к концу года поднимется новая волна скандалов.

Контролирующим органом назначена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая приступила к составлению реестра ЖНК, приняла нормы их отчетности. Вроде бы все поставлено под контроль. Но ни в одном из приведенных в обзоре АСР рекламных объявлений аббревиатура ЖНК не встречается.

Заблуждение второе: бесплатные деньги. Кооперативная помощь вовсе не безвозмездна. При вступлении в большинство подобных обществ человек платит вступительный взнос в размере 2-5% от предполагаемой суммы квартиры. Эти деньги не возвращаются потребителю, даже если на каком-то этапе он решит выйти из объединения. Кроме того, он платит ежегодный членский взнос 2-5% от стоимости квартиры. Размер платежа, как правило, зависит от выбранного тарифного плана. Чем дольше срок накопления, тем меньше процент. В некоторых организациях также предусмотрены отдельные отчисления в резервный фонд от 0,5 до 2%. Таким образом, в совокупности ежегодно может набегать 5-7%, и пайщик платит их еще до того, как он въедет в новую квартиру.

Законность деятельности ЖСК и других потребительских кооперативов под большим вопросом. Прошлой осенью зампред ФСФР Сергей Харламов обещал сделать запрос по всем организациям, которые занимаются привлечением денежных накоплений граждан. Если по уставу и другим документам станет очевидно организация занимается типичной деятельностью жилищно-накопительного кооператива, ей будет предложено либо войти в реестр ЖНК и работать в рамках нового закона, либо прекратить свою деятельность.

По мнению представителей АСР, подобные расценки не имеют ничего общего с реальностью. Такого же мнения придерживаются и другие профессионалы. Для Москвы порог вхождения на рынок новостроек следующий: минимум 1700-1800 $/кв. м Кожухово, 2200-2300 $/кв. м Печатники, 34-й микрорайон, рассказывает Алексей Теребков. Для Подмосковья планка чуть ниже: 1300-1400 $/кв. м для Долгопрудного, Мытищ, Реутова (типовые серии); 1500 $/кв. м и выше для индивидуальных проектов. Второй диапазон: Подольск, Лобня, Пушкино: 950-1100$ /кв.м в зависимости от проекта и степени готовности. Более низкие цены должны наводить на мысль: либо у компании не все в порядке с документацией на объект, либо, что более вероятно, условия договора предусматривают возможность дальнейшего изменения цены. По расчетам других представителей рынка, стоимость квадратного метра в Москве сегодня не может быть ниже $1000-1500 на стадии котлована, а в Подмосковье не меньше $700-75 Только себестоимость строительства равняется не менее 500-700 $/кв. м.

Заблуждение третье: дешевое жилье. АСР в своем обзоре приводит образцы объявлений, где застройщики продают жилье в новостройках по невероятно низким ценам $500, $700, $1000 за квадратный метр. Большая часть рекламы (82%) относится к продаже квартир в городах ближайшего Подмосковья.

Даже небольшая проверка через интернет уже способна многое прояснить. Так, одни из наиболее впечатляющих по дешевизне цен у компании Проект-инвест Л. В частности, она предлагает квартиры у метро Нагорная или Кунцевская по стоимости $1000-1100 за квадратный метр c рассрочкой на пять лет. Однако стоит потратить несколько минут на поиск в сети, как желание покупать квартиру полностью пропадет. Вот только одна из многочисленных цитат: Группа компаний Правовая защита предупреждает: не отдавайте свои средства ИК ВНЛ, ООО Группа компаний Проект-инвест Л, ИК Империя, не убедившись, что вы действительно не зря платите свои последние сбережения.

С другой стороны, если уровень цен на объекты ниже рыночного, это не всегда однозначно указывает на ненадежность застройщика. Например, если начинается застройка большого жилого района, то на начальном этапе продаж возможен демпинг со стороны девелопера или рекламная акция. Потом цена последовательно увеличивается, предполагает первый вице-президент корпорации Бест-недвижимость Михаил Гороховский. Это нормальная практика. Принимая решение о покупке в таком случае, необходимо навести справки о застройщике и его планах.

Летом за счет появления на рынке множества сезонных вариантов традиционно происходит значительное снижение цен на сдающиеся в аренду квартиры. А вот в этом году ситуация несколько иная. Цены по сравнению с зимой стоят на месте: спрос на недорогое жилье по-прежнему превышает предложение. Риэлторы считают: это происходит потому, что с каждым годом число недорогих сдаваемых квартир уменьшается.

Если же потребитель решился рискнуть и купить квартиру по дешевке, специалисты советуют не жалеть денег хотя бы на страхование рисков. Государственный надзор за страховыми компаниями значительно более строгий, чем за деятельностью застройщиков, объясняет Михаил Гороховский, при заключении договора привлекайте юристов, чтобы при наступлении часа Ч страховая компания не уползла, ссылаясь на какой-то малозаметный пункт.

В квартирную базу крупного московского агентства семь-пять лет назад ежемесячно поступало 15–16 тысяч вариантов квартир, сейчас 7–8 тысяч. Почему? Риэлторы полагают, что рынок просто повзрослел. Ведь ему уже 10 лет. Раньше большинство арендодателей ставили перед собой цель: извлечь из недвижимости максимальную прибыль. Сейчас приоритеты арендодателей изменились. Наученные горьким опытом (неоплаченные телефонные счета, разоренные квартиры), сегодняшние хозяева делают ставку на привлечение надежных клиентов. А так как во многих квартирах арендаторы живут не год и не два, то хозяева понимают, что им выгоднее чуть опустить цену и иметь дело на протяжении долгого времени с одними и теми же порядочными людьми, чем пытаться сдать «по максимуму» и постоянно влипать в неприятности. Естественно, когда недорогая квартира освобождается, у хозяев нет нужды обращаться в агентство. «Проверенные» люди находятся среди знакомых бывших квартирантов.

Что происходит с рынком?

Сегодня изменились и требования арендаторов. Если еще несколько лет назад можно было сдать примерно за одинаковую сумму и приличную, и откровенно «убитую» квартиру, то сейчас разница в ценах между вариантами жилья разного уровня и качества значительна. Таким образом, спрос влияет на улучшение качества сдающегося жилья.

Сокращение числа недорогих квартир порождает конкуренцию среди клиентов арендного рынка. Соответственно, у хозяев недорогих квартир появляется возможность отбора «лучших» квартирантов.

Однокомнатные квартиры пользуются наибольшим спросом. Несмотря на это, желающие их снять, как всегда, готовы платить меньше, чем просят желающие их сдать. В целом по Москве разногласия между хозяевами и клиентами колеблются в пределах 50 долларов. «Однушку» меньше, чем за 250 долларов, найти в столице невозможно. И за эту цену вариантов крайне мало, и то это, как правило, сезонные предложения. Другой вариант: откровенно убогие квартиры, в которых давно не было ремонта, наборная бабушкина мебель и т. д. Средняя цена однокомнатной квартиры в спальных районах – 300 долларов.

Хотя квартир на рынке не хватает, существенного повышения цен не ожидается даже в разгар арендного сезона. Естественно, в августе-октябре цены на недорогое жилье поднимутся, но затем они должны опуститься до прежнего уровня. По мнению специалистов, арендаторы просто не готовы к глобальному повышению цен: сейчас цены находятся на «додефолтовском» уровне, и если они поднимутся еще выше, то существующий сейчас спрос не сможет оплатить предложение. А рынок – это саморегулирующийся механизм. Например, арендатор чувствует, что не может сдать квартиру симпатичным клиентам за 350 долларов. Если он не станет снижать цену, ему придется изменить требования к клиентам и увеличить свой риск.

«Однушки» всегда в цене

Значительно влияет на цену сдаваемой в аренду квартиры и «начинка»: ремонт, мебель, наличие телефона. К примеру, отсутствие последнего понижает цену на 50–100 долларов.

Безусловно, на цену влияет то, в каком районе расположена квартира. Например, в традиционно престижных «спальных» районах, рядом со станциями метро «Крылатское», «Проспект Вернадского», «Юго-Западная», «Профсоюзная» вряд ли можно снять «однушку» дешевле 350 долларов. Удаленность от станции метро – фактор существенный. Например, в пяти минутах пешком средняя квартира рядом со станцией «Профсоюзная» будет стоить 350 долларов, а в четырех-пяти остановках цена аналогичного жилья составит 300 долларов.

Кстати, чистые, ухоженные квартиры, расположенные на первых этажах, пользуются спросом: сдать приличное жилье на первом этаже можно за те же деньги, что и, например, на третьем.

«Двушка» по цене «однушки»


Состояние квартиры все сильнее влияет на цену и выбор квартирантов. Хозяева квартир понимают: для того, чтобы заработать на аренде деньги, их необходимо сначала вложить в ремонт. О том, как изменились требования рынка, говорит хотя бы то, что практически 40 процентов квартир в спальных районах сдается сегодня со стиральными машинами.

Найти «двушку» за 350 долларов намного проще, чем однокомнатную квартиру за 250–30 Это объясняется и повышенным спросом на однокомнатные квартиры, и тем, что «однушек» строится меньше, чем двухкомнатных квартир.

Теперь о двух- и трехкомнатных квартирах. Так как наибольшим спросом пользуются однокомнатные квартиры, то разница в ценах между «однушкой» и «двушкой» крайне несущественна. Минимально двухкомнатную квартиру можно найти за 300 долларов. Средняя цена двухкомнатной квартиры в спальных районах – 350-400 долларов.

Каждое агентство рисует свой «портрет клиента». Но все приходят к мнению, что основная масса арендаторов – приезжие в столицу россияне из других городов.

Интересная ситуация сложилась с недорогими трехкомнатными квартирами. Сегодня и трехкомнатную квартиру можно снять по цене от 350 долларов. Риэлторы объясняют этот парадокс тем, что «трешки» пользуются гораздо меньшим спросом, чем одно- и двухкомнатные квартиры. Бывает, что реальная цена трехкомнатной квартиры – 400–450 долларов, но желающих арендовать ее не находится. Тогда хозяева заметно снижают цену. Но, естественно, за 350 долларов можно найти «трешку» не рядом со станцией метро, в среднем состоянии и со скромной наборной мебелью. На квартиры же в высотных домах, с современной мебелью и приличным ремонтом цены даже в спальных районах значительно выше. Например, цена хорошо отремонтированных и обставленных двухкомнатных квартир колеблется от 400 до 550 долларов, а трехкомнатных – от 500 до 600 долларов.

Арендуют больше россияне…

По оценкам специалистов, минимальный доход человека или семьи, снимающей квартиру должен составить не менее 600–700 долларов. Из них ежемесячно придется не менее трехсот отдавать за квартиру. Кроме того, первоначально потенциальный арендатор должен иметь на руках три суммы, то есть не менее 900 долларов. Сюда входят оплата первого и последнего месяца проживания и комиссионные агентства.

Значительную часть арендаторов составляют жители среднего Подмосковья, работающие в столице. Среди же арендующих москвичей можно выделить несколько категорий. Первая – это молодые пары, желающие жить отдельно от родителей. Вторая – семьи, снимающие квартиры на период ремонта своего жилья. Третья – мужья, ушедшие из семьи.

Весна самая горячая пора для дорожных работ. Как правило, именно в апреле начинаются активные торги заказов на предстоящий летний сезон. В этом году упор сделан на ремонт и содержание дорог, причем как на федеральном, так и на территориальном уровнях. На капитальный ремонт и строительство в сибирском регионе денег выделяется все меньше. В Новосибирской области к числу крупных заказов можно отнести завершение строительства улицы Ипподромской и Северного объезда. Именно поэтому дорожники говорят, что конкуренция на местном рынке растет исключительно по причине сокращения общего объема работ.

Остается добавить, что сложившаяся сегодня ситуация на арендном рынке стабильна. Но желающим неспеша подобрать подходящий вариант лучше все же поторопиться и арендовать квартиру до наступления осеннего ажиотажа.
В Сибири на рынке дорожных работ складывается странная ситуация: при явном обилии проблем на автотрассах дорожно-строительные компании испытывают дефицит заказов

Столица

Из-за недостатка заказов из отрасли уже ушло много профессионалов. Мы потеряли, например, Сибаэродромдорстрой. Они построили большую дорогу на Омск, М-5 Построили свои базы и готовы были выполнять значительные объемы работ. Но для них достаточно крупных проектов в области больше не нашлось, а мышковать они не захотели, говорит депутат Новосибирского областного Совета Сергей Титков. Сейчас по той же причине непростая ситуация с Новосибирскавтодором. Их структурные подразделения присутствуют в каждом районе, но они остаются без работы, потому что нет финансирования, нет достойных подрядов. Между тем и Новосибирск, и Новосибирская область, и Сибирь в целом испытывают острейший дефицит качественных современных дорог.

Участники рынка, впрочем, говорят о некотором оживлении в финансировании городского дорожного хозяйства. Работы в Новосибирске по сравнению с 1999 годом стало больше. Не в разы, но тем не менее, с точки зрения подрядчика, ситуация в городе изменилась в лучшую сторону, поясняет технический директор компании ФЭЦИТ (Новосибирск) Александр Дончук. Другое дело, что около 10 лет городским дорогам не уделялось должного внимания, и сегодня идет потеря сети в геометрической прогрессии. То есть, если раньше для поддержания сети в рабочем состоянии достаточно было пробежаться по главным улицам ямочным ремонтом и заглянуть на второстепенные дороги, то сейчас такой подход не спасает. Именно поэтому, с позиции заказчика, ситуация в городе сложная.

Новосибирску необходимо сегодня активно строить новые и реконструировать старые дороги. На его улицах неприятно тесно особенно в центре. Городу нужны многоуровневые транспортные развязки и хотя бы еще один мост через Обь. В этом году выделенных из бюджета города и области денег (в пределах 337 млн рублей) хватит только на продолжение строительства улицы Ипподромская, другие незначительные стройки и на ремонт нескольких улиц. К сожалению, средств выделено крайне мало, приходится в буквальном смысле выкраивать, констатирует начальник главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Валерий Жарков.

Углубляться в чуть отдаленные районы мегаполиса и вовсе опасно. В большинстве своем эти дороги находятся на балансе районных администраций города, а у них, по признанию того же Валерия Жаркова, денег на дороги нет.

Максимальным по объемам финансирования дорожной отрасли в последние 4 года в Новосибирске стал 2005 год. На строительство, капитальный и текущий ремонты из бюджетов города и области было выделено 536 млн. рублей. Городские власти тогда говорили о некоей стратегии развития транспортной сети Новосибирска: Работа дорожно-благоустроительного комплекса в минувшем году ориентировалась на развитие магистральной улично-дорожной сети, ее содержание, улучшение озеленения, освещения и объектов внешнего благоустройства. Так что сегодня даже центральные улицы Новосибирска, которые можно отнести к магистральным, транзитным, находятся в удручающем состоянии.

Периферия

Город каждый год пытается привлечь на нужды дорожного хозяйства областные деньги. В этом году область, если в бюджете появятся дополнительные доходы, обещала Новосибирску 100 млн рублей на завершение строительства Ипподромской. Мы договорились с нашими городскими коллегами быть взаимовежливыми, поясняет Сергей Титков. Чтобы больше не было таких ситуаций, когда мы даем на метро 70 миллионов рублей, а город только 3 На Ипподромскую дали 100 миллионов, депутаты горсовета 4 Бюджет города не уменьшился, а на дорожную отрасль расходы почему-то сократились.

Рост цен на материалы происходит ежегодно. В 2004 2005 годах общий рост составил порядка 25%. Поскольку теперь нет целевого сбора средств, говорят представители и властных структур, и частных компаний, у всех идет постепенное сокращение расходов на дороги, а с другой стороны, для Новосибирской области изначально, когда был упразднен дорожный фонд, оказались неверно рассчитаны объемы субсидирования из федерального центра.

По информации специалистов администрации Новосибирской области, сегодня от 30% до 50% областных дорог относятся к числу аварийных. Годовая потребность в финансировании дорожно-строительного комплекса, с учетом нынешнего состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений 10,8 млрд рублей. В областном Совете считают, что региону для исправления ситуации достаточно и 5 млрд. В любом случае фактические объемы финансирования не превышают 2 млрд. С учетом инфляции денег на дороги области выделяется все меньше. Например, в ценах 2005 года в 2000 м на нужды дорожного хозяйства выделялось 3,847 млрд. рублей , а собственно в 2005−м всего 1,886 млрд.

Приблизительно столько же указал Алтайский край. В результате сегодня их коэффициенты находятся в пределах 1,5 и 1,6, у нас 1,1 А каждая десятая в этом расчете стоит 60 миллионов рублей! Выходит, что ежегодно из-за неверных расчетов область теряет около 300 млн рублей.

На момент расчета (акцизы на ГСМ в настоящее время перечисляются в федеральный центр, а затем, в зависимости от протяженности дорог в регионе и количества транспорта, распределяются между субъектами Федерации) в Новосибирской области почему-то не оказалось достоверной информации о количестве транспортных средств, рассказывает Сергей Титков. Нам записали 414 тысяч единиц транспорта, в то время как в том же Кемерове заявили более 600 тысяч.

Соседи

Чтобы решить эту проблему, новосибирские депутаты предложили федеральному центру пересмотреть систему расчета коэффициентов субсидирования и периодичности их пересчета, поскольку в среднем по России каждый год на 7 10% растет количество машин. Сибирские регионы поддержали эту инициативу. Слово за Федерацией.

Но не только в этом дело, говорит Сергей Титков. В Кемеровской области другие природные условия (нет, например, болот), да и дорог в два раза меньше. И если в Кемерове на городские дороги выделяют 1 миллиард рублей, то в Новосибирске максимум 500 миллионов, сетует Валерий Жарков.

Пока по качеству автомобильных дорог принято завидовать Кемеровской области. Безусловно, признают ее соседи, администрация этого региона сумела вовремя сделать акцент на новых технологиях и машинах.

Что же касается финансирования, то сегодня даже у самых благополучных на вид соседей есть свои проблемы в дорожно-строительном комплексе. По данным аналитиков компании Лугинин и партнеры, в Кемеровской области объем недофинансирования только ремонтных работ в прошлом году составил более 500 млн рублей из расчета, что ежегодно в каждой области должна ремонтироваться 1/10 часть дорог с твердым покрытием. Этот коэффициент принят условно, на базе норм капитального ремонта дорог (раз в 10 12 лет) и текущего ремонта (раз в 5 7 лет). Исходя из этого, в Томской области дефицит составляет около 400 млн рублей, в Алтайском крае 2,8 млрд рублей. Это как раз говорит о том, что пакеты заказов для дорожно-строительных компаний от территориальных дорожных фондов в соседних регионах тоже невелики.

Компания ФЭЦИТ, выходец из Кемерова, обращает внимание на ряд других моментов, которые позволили этой области создать сеть качественных дорог. Там совершенно другая стратегия ремонта и строительства. Когда мы пришли сюда, то довольно долго пытались убедить местных заказчиков, что не надо выполнять полный комплект работ, особенно, когда ты теряешь дорогу. В Кемерове просто восстанавливали покрытие, подсыпали обочины и все. Они не шли вниз, не подсыпали кюветы, говорит Александр Дончук. Но когда в этом регионе шло строительство, то там, напротив, не экономили. На обочинах федеральной трассы Омск Новосибирск, всего 5 сантиметров щебенки. В Кемерове обочина полностью засыпается щебнем. Она и дорогу держит, и воду отводит, и сохраняется дольше.

Одним из самых привлекательных для дорожников деловых партнеров является сегодня федеральное управление автомобильных дорог (ФУАД). У нас второй год идет рост финансирования. В прошлом году на содержание дорог нам выделили средств почти в два раза больше, чем в 2004−м. В этом году вновь произошло увеличение, рассказывает первый заместитель начальника ФУАД Сибирь Сергей Титов. На содержание всей сети выделено около 500 миллионов рублей, то есть по сравнению с прошлым годом в 1,8 раза больше.

Государству еще предстоит сформировать те условия, при которых качественные дороги будут нужны всем
В прошлом году мы работали по разметке дорог в Омской области. Там ситуация аналогична нашей: работы у дорожников немного, и на каждый лот на торгах достаточно много претендентов, рассказывает Алексей Двойничников. Получить заказ, например в Алтайском крае, сложно по одной простой причине там сформирована сеть государственных дорожно-строительных предприятий, между которыми и распределяются объекты. Выдерживать конкуренцию в Кемеровской области новосибирским компаниям будет сложно до тех пор, пока мы не выйдем на достойный технологический уровень.
Если говорить только о планах региональных администраций, то серьезный интерес может представлять рынок Красноярского края. Там приняты две целевые программы, что в какой-то степени может гарантировать стабильность в финансировании на городском и областном уровнях. Предусмотренный по двум программам объем финансирования на ближайшие 3 года около 10 млрд рублей. Дорожные компании Новосибирска между тем присматриваются к северным территориям, где нефтяники вкладывают деньги в дороги близ месторождений; к московскому и питерскому рынкам, куда сегодня тратится около 60% федеральных дорожных средств. У нас периодически возникает желание поохотиться на чужом поле, рассказывает Александр Дончук. Мы работали в Европе. У нас уже есть опыт выездных программ.
Федерация

Правда, прирост должен произойти в основном за счет частных инвестиций. Насколько это реально, сегодня сказать сложно. Пока, по информации дорожно-строительных компаний, вложения частных средств в эту сферу деятельности мизерны, несмотря на то, что плохое состояние дороги может сделать товар дороже на 10 30%. Но у наших компаний нет заинтересованности в сокращении этих издержек. Все, что они теряют на дорогах, они компенсируют за счет потребителя.

Для федеральных дорог наступают хорошие времена: появляется возможность наверстать то, что было упущено в последние 10 15 лет, по крайней мере по статье содержание. На ремонт и капитальный ремонт автодорог и мостов из федерального бюджета поступит более 800 млн рублей на одну треть больше, чем в 2005 году. С расходами на ремонт более сложная картина: объемы финансирования увеличиваются, но этого роста недостаточно для устранения недоремонта прошлых лет. Дефицит здесь гораздо выше денег нужно в 2 3 раза больше, чем пока дает федеральный бюджет. Но правительство России планирует в ближайшие 5 лет вложить в развитие транспортной сети 7 трлн рублей и к 2010 году снизить уровень транспортных издержек в экономике на 4 6%.

С появлением средств в дорожной отрасли, безусловно, начнется и масштабная реконструкция существующей сети автомобильных дорог, которая не соответствует требованиям времени и тормозит экономическое развитие как отдельных регионов, так и страны в целом. Но даже если большие деньги появятся, строителям будет трудно направить их в нужное русло. Крупных компаний у нас не так много, и после периода финансового голода большого пирога они не проглотят.

Самый яркий сибирский пример вложения частных средств строительство дороги в Северном районе Новосибирской области. Нефтяники потратили около 60 млн. рублей, чтобы иметь возможность вывозить нефть с месторождений автотранспортом. Но вряд ли стоит это считать началом, которое обещает впоследствии дать активный поток частных инвестиций в дорожное строительство. Государству еще предстоит сформировать те условия, при которых качественные дороги будут нужны всем, в том числе и самому государству. Только в этом случае у дорожно-строительных компаний появится работа, а значит и деньги, которые позволят им осваивать и развивать новые, современные технологии. Сегодня эта работа ведется слабо, чаще всего дорожникам приходится работать в погоне за сиюминутной выгодой: когда бюджету нужна экономия средств, а компании хоть какая-то работа.



Большинство из них, пережив трудные времена 1990 х, испытывают кадровый и технологический голод. Им нужен именно постепенный рост финансирования дорожной отрасли.



Главная --> Публикации