Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

грузке. Если учесть полностью центробежное напряжение при холостом ходе, то давление на вал составит только 4 070 кг.

Для сравнения качеств К. п. с ременной приведены на фиг. 6 расчетные кривые для канатной и ременной передач при расстоянии между осями

Ш 20Л1.Предположив,

------- что обе передачи

фд, 7 работают с напря-

лсением от предварительной натяжки в 40 кг/см соответственно точкам АиП, видим, что напряжение снижается на 30 кг/см при изменении относительного удлинения ремня на величину ВС, равную 0,32%, и каната соответственно на величину EF, равную 0,105%.


Фиг. 8.

Следовательно, при больпшх напряжениях канаты являются более чувствительными к изменению длины, чем ремни. При одинаковых полезных напряжениях (У канаты по сравнению с ремнями менее эластичны и мягки, как это указано заштрихованньвш частями площади чертежа для о =25 кг/см. Только при низких полезных напряжениях качества каната и ремня становятся близкими друг к другу, что видно по заштрихованным площадям, примыкающим к G и Я, соответствующим crj=8 кг/см.

Для обеспечения продоляштельной работы канатов необходимо заботиться, чтобы валы шкивов были монтированы строго параллельно; малые отклонения допустимы только при хорошо вьшолйенных ручьях. При больших углах необходимо пользоваться направляющими шкивами, как это практикуется и при ременных передачах. Для предотвращения износа канатов необходимо следить за тем, чтобы канаты при их работе всегда изгибались в одном и том же направлении. Поэтому опорные шкивы (фиг. 7) оказывают неблагоприятное влияние на срок слулдаы канатов. Расположение оттяжных шкивов, показанное на фиг. 8, в этом отношении более выгодно, чем показанное на фиг. 9.

При определении необходимой предварительной натяжки канатов следует учитьшать их состояние. Новые канаты


Фиг. 9.

ооычно натягивают сильнее старых и сращивают т. о., чтобы при их установке на место относительное удлинение не превысило 3- 5%, при чем нижний предел применяется для туго скрученных канатов, а верхний предел для слабо скрученньгх; этим предва-рительньш относительным удлинениям со-

ответствует, согласно кривой, изображенной на фиг. 2, напряжение в канате от 17 до 20 кг/см, при чем сила давления на валы в 2V2-3 раза превышает обычное окружное усилие. Учитывая, что под действием влажности канаты сокращаются по их длине, необходимо давать валам и подшипникам К. п. ббльпше размеры по сравнению с соответ-ствуюищми ременными передачами.

В работе канаты постепенно вытягиваются и со временем сильнее провисают, при чем часть уменьшения напряжения а, происходящего от предварительной натяжки, уравновешивается возрастанием дополнительного напряжения от увеличения веса провисающей части каната, тем большего,-чем больше стрела провеса каната. Для достижения хороших качеств канатной передачи необходимо применять шкивы больших диаметров и гибкие эластичные канаты. Следует избегать расстояний между шкивами, меньших />-.. -<S- . 6-8 м и ббльших 4iIIIZliIIl3&

25 - 30 м, при чем х

ббльшие расстоя-

ния требуют установки - промежуточных шкивов (фиг. 10) и.г[и опорных шкивов (фиг. 7), что, конечно, сильно изнашивает канат. Большие отношения передачи здесь еще менее выгодны, чем при ременной передаче. Обыкновенно передаточное число канатной передачи не выходит за пределы отношения 1 : 2, и только в исключительных случаях, при больших расстояниях между осями, допускается соотношение 1:5. Передачу делают обычно прямой; при перекрестной передаче канаты располагают так. обр., чтобы две ведущие части шли рядом а ведомые части располагают по внешним сторонам ведущих, при чем промежуток между ручьями делают относительно большим.

Для определения величины стрелы провеса У1 (в см) каната при горизонтальной передаче применяют формулу:

8000

где I-расстояние между осями шкивов в см, сг-соответствующее напряжение в расположенной вн1шу ведущей части каната в


Фиг. 11.

кг/см. Учитывая неравномерное распределение сил в отдельных канатах, необходимо предусмотреть наличие достаточной свободной высоты, в IVa раза большей величины, полученной из приведенной формулы стрелы провеса. Для предварительного рас-



чета можно принять, что стрела провеса составляет от 5 до 10% расстояния между осями. Необходимо убедиться в том, что ведомая верхняя часть каната не будет задевать нижнюю ведущую часть.

К. п. с натяжным шкивом, действующим на ведомые части каната, изображена на фиг. 11. Восемь квадратных канатов с сечением 45 X 45 мм служат для передачи 250 КР на малый шкив диам. 1 250 мм при 320 об/м., т. е. при скорости каната 20,94 м/ск и при полезном напряжении <т =5,5 кг/см. Передаваемая круглым канатом диаметра d мощность N определяется из ф-лы (в IP):

75-4

где -расчетное полезное напряжение каната, или для квадратного каната, сторона к-рого равна s, из ф-лы:

Круглые канаты диам. 55, 50 и 45 л*ж равноценны по передаваемой силе квадратным 1 анатам 50, 45 и 40 мм. Если окружное уси-. лие и или мощность N превышает возможную нагрузку одного каната, то число z канатов определяется по ф-ло:

Вычисленное т. о. количество канатов увеличивают б. ч. на 1 или на 2 во избежание остановки работы передачи в случае разрыва одного из канатов.


Шм/сек

Расчетное полезное напряжение зависит от качества каната, окружной скорости, отношения каната к диам. шкива,

угла охвата малого шкива и способа получения полезного напряжения. В настоящее время принимают окружную скорость равной 15-20 м/ск; в какой же мере необходимо уменьшать к при скоростях выше указанных пределов, еще окончательно не установлено. Некоторые указания даются на фиг. 12. Низкие значения для сравнительно с разрьшным усилием канатов можно обосновать стремлением ограничить удлинение канатов в работе и связанное с этим их пересращивание. Передачи, работающие под действием напряжений, вызьшаемых оттягивающими шкивами, следует предпочесть передачам, работающим с напряжением от предварительной натяжки за счет удлине-

ния, так как первые дают возможность в ведомой части канатов иметь более низкие напряжения и сохранить эти напряжения на определенной высоте, не зависящей от температурных колебаний и от влазкности. На основании изложенного К. п. с оттяжными шкивами, при прочих равных условиях, м. б. рассчитаны с больпшм значением /с .

Для пеньковых и хл.-бум. канатов в зависимости от качества канатов принимают fc=5--8 кз/см. При благоприятных условиях, при хороших канатах, больших диаметрах шкивов, при передачах с соотношениями от 1 :1 до 1 : 2, при горизонтальн. или слегка наклонном положении передачи и равномерной нагрузке можно допустить = = 10 кг/см , так что на каждый круглый канат диаметром 50 мм или квадратный канат со стороною 45 мм можно допустить окружное усилие в 100-150 кг, а в лучшем случае-200 кг.

Бах рекомендует следующую зависимость расчетного полезного напряжения от диам. шкива при пеньковых канатах лучшего качества: при jD30d и угле охвата а=140°, /с =3,84-5,1 кг/см, при DhOd и угле охвата а170°, fc =6,4-7,6 кг/см. При скоростях 30 м/ск и больше Бах допускает при больших шкивах/с = 12,7 кг/см. Камерер дает на основании .своих опытов с большим количеством канатов диаметром 50 мм на шкивах диаметром 1 ООО мм, т. е. для очень невыгодного соотношения D = 20d, кривую расчетных полезных напряжений fe. , изображенную на фиг. 12, где величина / растет для скоростей до 22 м/ск, а затем снова уменьшается. Куцбах исходит из среднего напряжения каната к и выводит зависимость напряжения к от скорости каната * в следующем виде:

для к, он рекомендует: при D30d и угле охвата аЫО°, к=Ъ кг/см, при DbQd и угле охвата as 180°, /с=7ч-10 кг/см -. Эти значения дают указанные на фиг. 12 падающие при увеличении скорости кривые. Для лучших канатов и при больших шкивах можно допустить кХЪ кг/см.

Первоначальная чрезмерная натяжка не только излишне нагружает валы, но также и ухудшает работу вследствие пониженной упругости канатов и способствует быстрому разрушению их. Камерер рекомендует для передач с предварительным натяжением от относительного удлинения брать начальное напряжение (Т =20 кг/см и соответственно для передач Д unaptu.канта с оттяжным шкивом а- = 10 кг/см. Кпд К. п., полученные Камерером опытным путем, показаны на фиг. 13. В то время как кривая кпд jg для одного каната отличается пологой формой и дает * высокий кпд также и при большой нагрыз- , ке, кривые для 4 параллельно включен- i ных канатов поднимаются быстро до высокого значения и после этого снова падают. Нагрузка этих канатов была низка и не могла быть увеличена, т. к. при испытании , нельзя было увеличить мощность моторов. 1




3 каната

Этим обстоятельством следует повидимому объяснить своеобразное направление кривых, к-рое не было подтверждено при опытах Бонта. Последовательная К. п. с тремя передающими канатами, давала , согласно фи г. 13, относительно более низкий кпд. Согласно фиг. 14, кпд при одном и при нескольких канатах приближаются друг к другу для сильно нагруженных канатов.

Конструктивное выполнение канатных шкивов и К. п. Обычные формы желобков указаны на фиг. 15-20.

П Ы 30 40 £Окг/см

* Полезное напряжете Фиг. 14.


Фиг. 18.

Фиг. 19.

Фиг. 20.

Для увеличения сцепления каната с ведущим и ведомым шкивами стенки ручьев для круглых канатов выполняются с уклоном в 45°. Более острые углы считаются нецелесообразными, потому что канаты сильнее изнашиваются и напряжение их будет различно, если один из них войдет в ручей глубже другого. При разных диаметрах шкивов отрицательные явления более глубокого вклинивания канатов в ручьи будут более заметны на шкивах меньшего диаметра. При неодинаковом расположенрш канатов один из канатов должен скользить й поэтому сильнее изнашивается; одновременно падает кпд всей К. п. Нормальные размеры ручьев по DIN 121 см. табл. 1. Табл. 1.-Р азмеры ручьев шкивов для пеньковых канатов (фиг. 17).

Диам.

Толщина

Размеры ручья

Тол-

круг-

каната

в мм

щина

лого

квадрат-

ребор-

каната

ного се-

ды b

d в м,м.

чения s

в мм

в мм

в мм

12,5

15,0

17,5

20,0

22,5

25,0

27,5

При пользовании клиновидными ручьями с уклоном в 45° для квадратных канатов последние располагают так, чтобы они прилегали к одной из стенок, как указано на фиг. 17, потому что в этом случае ц. т. каната устанавливается в ручье более глубоко по сравнению с симметричным расположением канатов. Форма ручьев по фиг. 18 и 19 с наклоном поверхностей в 75° рекомен-

дуется при последовательной системе К. п. Квадратные канаты лоясатся симметрично, благодаря чему отсутствует скольжение по реборде. Для канатов трапецоидального сечения можно применить шкивы с ручьями обычной формы с уклоном в 45° (фиг. 20).


Фиг. 21.

Поддерживающие и направляюпще шкивы для круглых канатов изготовляются с круглыми желобками (фиг. 16); такая форма дает ббльшую поверхность прилегания. На фиг. 21 представлен обод шкива с 14 желобками, внутренн.яя поверхность к-рого для облегчения веса имеет волнистую форму. Для получения простой чугунной отливки часто применяется цилиндрическ. форма по фиг. 17. Для изготовления гладких и одинаковых по форме ручьев ободе, чаще всего подвергают предварительной обточке с фрезерованием. Часто шкивы делают со стыком между спицами, что догП)стимо только при малых скоростях, при больших же скоростях следует этого избегать. Шкивы шириной, большей чем 400-500 мм, снаблшют двумя рядами спиц; шкивы с очень большим количеством желобков отливают в виде


Фиг. 22.

Фиг. 23.

двух самостоятельных шкивов, соединяемых друг с другом болтами. Семижелобко-вый свертный шкив изображен на фиг. 22. Шкив завода Бюльфель, изображенный на фиг. 23, выполнен с поверхностью стыка по


Фиг. 24.

средней плоскости двух диаметрально противоположных спиц усиленного эллиптического сечения и с узкой поверхностью стыка. Шкив, к-рым пользовался Камерер при скоростях 40 м/ск, представлен на фиг. 24.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163