Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

ДРАГОЦЕННЫЕ ЁАМЙИ

вагончиков на горизонт общих рудничных путей. Сигнализация, необходимая при маневрах поездов в рудничном дворе, устраивается гл. обр. электрическая, реже-звуковая. При электрич. сигнализации применяются звонки и световые сигналы. Такая сигнализация имеет особенное значение при однопутевой откатке (электровозами) большими поездами.

Откатка в надшахтном здании. В надшахтном здании ири распределении груяданых и порожних вагончиков применяется преимущественно прямоточная система откатки. Обычно груженые вагончики по выходе из клети направляются к весам и опрокидывателям, от которых по особым путям перегоняются на другую сторону ствола шахты для нагрузки в клеть. Вагончики с породой направляются по особому пути к порожнему опрокидывателю или непосредственно на отвалы. Вагончики, груженые лесными и прочими материалами и направляемые в шахту, подаются в надшахтные здания на пути порожних вагончиков. Механизация откатки в надшахтных зданиях осуществляется почти всегда с помощью наклонных путей (самокаты) и компенсаторов. Помимо обычных откаточных путей в надшахтном здании иногда устраиваются специальные ответвления для подачи вагончиков к приспособлениям для чистки и смазки.

Лит.: Б а II с е н Г., Рудничная доставка по горизонтальным и наклонным путям, пер. со 2 нем. издания, Л., 1926; Терпигорев А., Рудничная доставка (курс лекций), М., 1926; Ш е в я к о в Л., Сборник статей по горному искусству, Харьков, 1927; С к о ч и н с к и й А. А., Современные угольные рудники С. Америки и Великобритании и проблема механического производства на рудниках Донбасса, Л., 1925; Шевяков Л. иПоляковН., Элементарные расчеты по рудничной доставке, Ин- кенерный работник , Днепропетровск, 1927, 2, 3, 4, 11, 12; Ш к л я р с к и й Ф., Рудничная откатка электровозами, Л., 1927; Новосильцев И., Подземная откатка подвижными двигателями, М., 1924; Описание Донецкого бассейна, т. 6, вып. 1, 2, Екатеринослав, 1918; Г е ф е р Г., Справочная книга по горному делу, ч. 2, Берлин, 1921; Heise F. iind Herbst F., Lehrbuch d. Bergbaukunde, B. 2, в., 1923; Kogler F., Taschenbuch fur Berg- u. Huttenleute, В., 1924; G e r к e, Die maschinelle Ab-baufOrderung, Kattowitz, Bohmen, 1910; S с h u 1-t e F., Die Grubenbahnen, Essen, 1915; P h i 1 1 p p i Ch., Elektrizitat im Bergbau, Berlin, 1926; L 1 n-kowski L., Die Schuttelrutsche und ihre Anwen-dung im Bergbau, Bochum, 1924; Pee le R., Mining Engineers Handbook, v. 1, section 2-Underground Transport, N. Y., 1927. E. Фаернаи.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ и цветные камни, минеральные тела, обладающие красотой красок, блеском, прозрачностью, большим светорассеянием и большой устойчивостью, твердостью, вязкостью и малой снашиваемостью. Драгоценные и цветные камни можно подразделить на две большие группы: собственно драгоценные камни (самоцветы), преимущественно идущие в огранку, и камни цветные, применяемые для изготовления художественно-декоративных изделий, в строительном деле и изредка идущие на огранку. Ниже приведена систематика Д. к., ири чем камни, не встречающиеся в СССР в количествах, необходимых для рентабельной разработки месторождений их, заключены в скобки.

А. Драгоценные камни- самоцветы 1-го порядка: (алмаз), (рубин), (сапфир), изумруд, александрит, (благородная шпинель), (эвклаз); 2-го

порядка: топаз, аквамарин, берилл, турмалин красный, демантоид, фенакит, аметист кровяной, (альмандин), уваровит, (гиацинт), (благородный опал), циркон; 3-го порядка: 1) гранат, (кордиерит), кианит, (эпидот), (диоптаз), (бирюза), (варисцит), турмалин зеленый, полихромный; 2) горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист светлый, халцедон, агат, (сердолик), плазма, (гелиотроп), (хризопраз), празем, полуопал; 3) солнечный камень, лунный камень, Лабрадор, элеолит, (содалит), обсидиан, (титанит), (бенитоид), (пренит), (андалузит), (диопсид), (скаполит), (томсонит); 4)янтарь, гагат, гематит, пирит, касситерит, рутил, хромит, кобальтит, золото в кварце.

Б. Поделочные камни - цветные камни. 1-го порядка: нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, Лабрадор, орлец или родонит, азурит, малахит, авантюрин, кварцит, горный хрусталь, дымчатый кварц, агат и его разновидности, яшма, везувиан, розовый кварц, письменный гранит; 2-го порядка: лепидолит, фукситовый сланец, серпентин, агальматолит, стеатит, селенит, обсидиан, морская пенка, мраморный оникс, датолит, флюорит, каменная соль, графит, янтарь, лазулит, смитсонит, цоизит; 3-го порядка (частью орнаментовочный материал): гипс (алебастр), мрамор, порфиры, брекчии, сливные кварциты, porphido antico, serpentino antico и другие породы.

в. К группе драгоценных камней относятся: жемчуг, (речной жемчуг), коралл, янтарь, гагат.

На основании статистических данных последних лет, средняя мировая ценность ежегодной добычи м. б. намечена в следующем виде (в тыс. руб.):

Алмаз.......

Сапфир ......

Янтарь......

Изумруд .....

Рубин .......

Жадеит......

Бирюза......

Опал........

Горный хрусталь

Берилл......

Турмалин .....

Аметист......

Агат........

Гранат ......

Нефрит......

Лазурит......

Хризоберилл . . .

Шпинель.....

Топаз .......

Гагат.......

160 ООО 2 400 1 100 1 100 750 600 500 400 220 200 190 170 150 140 140 105 105 40 40 40

Оливин........ 30

Розовый кварц .... 25

Сподумен....... 20

Золотистый кварц . . 20

Циркон........ 15

Лунный камень ... 10

Тигровый глаз .... 10

Хризопраз...... 10

Кост. бирюза..... 10

Остальные камни ... 85

Всего

. 170 ООО

Б итоге:

Жемчуг......10 ООО

Коралл...... 2 ООО

Алмаз.......160 ООО

Все остальные камни......10 ООО

Драгоценные и цветные камни являются одной из крупнейших статей мировой торговли. Чтобы судить о размерах оборота всего ювелирного дела (камня и металла), надо отметить, что для С. Ш. А. в 1924 г. они достигли 1 млрд. руб. (450 млн. долл.), а для всей мировой торговли, вероятно, ок. 2 млрд. Колебания цен на них весьма значительны (до 1 ООО % и больше) и зависят от ряда экономическ. и бытовых факторов,- игра на валюте, прихоти моды, колебания в добьше, успехи синтетических опытов. Относительно цены драгоценного камня следует отметить, что его себестоимость в стадии добычи обыкновенно составляет лишь небольшой процент окончательной цены, так как накладные расходы-налоги, пошлины и пр.-превалируют. Расценка камней идет по каратам, иреимущественно метрическим (200 мг); для цветных камней-по кг; для жемчуга-по грэнам (-Vs карата). Для расценки существуют б. или м. определенные рыночные марки и очень слолшая неоднородная рыночная номенклатура.

В последнее время, в связи с развитием искусственного получения камней и с ро стом вкладывания капиталов в естественные драгоценные камни, выросло значение правильного и безошибочного определения их. С этой целью в Вене было организовано сие-



ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

циальное учреждение Technische Untersu-chungsanstalt fiir Edelsteine , в Берлине- Prufungsamt von Houdelet (в Шарлоттен-бурге), специальная научная станция при Берлинском университете, а в Крефельде- Edelstein-Prtlfungs-Laboratorium von Eppler. Эти учреждения выполняли практические задания по проверке и определению камней. Чисто исследовательские учреждения известны в Дюссельдорфе (Оберкассель)-

Применение драгоценных и цветных

ки, канделябры, кнопки для звонков, кольца для салфеток, ручки для зонтиков и палок, сахарницы, солонки и пр.; 3) строитель-но-орнаментовочные изделия: подоконники, облицовки, колонны, памятники, камины, балюстрады, столешницы, ступени, умывальники и проч.; 4) технические изделия.

Применение драгоценных и цветных камней в промышленности можно видеть из следующей таблицы:

камней в промышленности СССР.

Род промышленности

Изделия

Назначение

Материал

Кожевенная

Валы, валики, лощильные камни, ножи и пр.

Для обработки кож

Змеевик, яшма

Металлургическая

Электротехника и точная механика

Футеровочные кирпичи и шары для шаровых мельниц; волочильные доски с алмазными или корундовыми вставками

Мраморные панели, опорные камни, подпятники и пр.; грифельные доски для рубильников; кварцевые приборы

Размол шихты для посудной земли и др.; для протяжки проволоки

Для распределит, щитов, для измерительных точных приборов; в часовых механизмах

Яшма, агат, корунд

Мрамор, грифельный сланец, корунд, кварц

Химическая

Валы, валики, лабораторные ступки, призмы,трубки, кислотоупорные кирпичи

Для краскотерок, весов и пр.

Агат, кварц, кварцит, яшма

Текстильная

Опорные камни, подпятники, глазки и пр.

Для веретен и для регулирования хода пряжи

Агат, яшма

Бумажная

Валы, кирпичи тальковые

Гранит, мрамор, тальк

Радиопромышленность

Призмы

Для измерения радиоволн

Кварц

Оптическая

Лиизы, призмы и др.

Кварц, плавиковый и исландский шпаты

Строительная

Облицовочный камень, ступени, подоконники, ванны, умывальники и пр.

Мрамор, кварцит

Музыкальные инструменты

Иголки из корунда

Для граммофонов

Корунд, преимущественно синтетический

Laboratorium fiir Diamantforschung, а также в Идаре - Institut fiir Edelsteinforschung von Georg Wild.

Приблизительно половина всего добываемого камня идет для технических целей, для обработки камня и металла и лишь остальное-на ювелирное дело. С каждым годом развитие техники вызывает увеличение потребления камня в технических производствах, и, наоборот, ювелирное и декоративное дело надает.

Драгоценные и цветные камни идут у нас на: 1) декоративные изделия: а) граненые камни для ювелирных изделий, б) броши (наиболее ходовой товар), пуговицы, запонки, булавки шляпные и для галстуха, браслеты, брелоки, бусы, яички, серьги, панделоки и пр., в) художественные работы-резные и рельефные фигуры, скульптурные изображения, вазы, горки, картины, постаменты для часов; 2) предметы обихода: мундштуки, трубки, пепельницы, абалсуры, чернильные приборы, пресс-папье, печатки, различные ножи, портсигары, пудреницы, шкатулки, столики из мозаи-

Обработка камня весьма многообразна в зависимости от видов камней и целей обработки, а именно: 1) огранка кабошоном, или системой фасеток, расположение которых следует определенным геометрическим законам, с целью извлечь из камня максимум светорассеяния и лучистости; формы огранки: кабошон, роза, таблица, бриллиант одногранка, двойно!! бриллиант, Тгер-penschliff и другие; перед огранкой идет сначала распиловка, обточка или обдирка (см. Гранильное дело); 2) обработка мягких пород (алебастр, янтарь, пенка и пр.)- металлич. резцами; 3) обработка зернистых пород (мрамор, кварцит и проч.)-скалывающими ударными инструментами; 4) обработка твердых пород (агат, нефрит, яшма и проч.)-режущими и шлифующими орудиями, а именно: распиловка, сверловка, подбивка, шлифовка и полировка; 5) резные работы на твердом или мягком камне: граверные, рельефные и скульптурные; резка гемм и камей; 6) мозаичные художественные работы по методам как русской, так и флорентийской мозаики. В качестве



подсобных материалов при обработке используют следующие: алмазный порошок, карборунд, корунд, наждак, печору, пемзу, трепел, зеленый крокус, итальянский (оловянный) порошок. При обработке камней применяют точильные и шлифовальные круги разных типов и частично фрезерные станки. Одновременно с механизацией изготовления одних видов изделий (в Антверпене, Пью Норке) имеет место художественно-индивидуальный подход ири изготовлении других: имеются специальные худ .-камнерезные школы в Идаре, Турнове, во Флоренции и у нас при Петергофской фабрике и при Худ.-ремесленномтехникуме в Свердловске.

Необходимо резко различать грубые подделки и имитации, с одной стороны, и искусственные камни-с другой. Подделки сводятся к ложным дублетам, или имитациям, в которых настоящим камнем является лишь верхний слой, а под ним следует стекло, кварц или настоящий, но более дешевый, камень. Имитации делаются из страза, стекла, шлака, окрашенных, иногда очень удачно, различными примесями; для этой же цели применяется с большим успехом бакелит, особенно для подделки янтаря. Изготовление искусственных камней (рубин, сапфир, александрит светлый и шпинель) сводится к искусственному воспроизведению настоящих камней с почти нормальным химич. составом и типичными физическ. свойствами. Эти камни называются reconstitutes, Kunststeine, reconstructed. Они не должны на рынке считаться имитацией, хотя и не м. б. приравнены по своим достоинствам к настоящим камням.

Лит.: Порватов Б., Цветные и поделочные камни, Обзор минеральных ресурсов СССР, Л., 1927, т. 1, стр. 783; Ферсман А. Е., Драгоценные и цветные камни СССР, т. 1, Л., 1922, т. 2, Л., 1925 (с полной литературой и описаниями); его же, Драгоц. и цветные камни, НИ , т. 1, стр. 359- 400, Л., 1926; Федоровский Н. М., Минералы в промышленности и сел. хоз., 2 изд.. Л., 1927; Bauer М., Edelsteinkuncle, Lpz., 1908 (лучшая и наиболее полная сводка); Е р р 1 е г А., Gewerb-liche Materialkunde, Die Schmuck- u. Edelsteine, Stuttgart, 1912; Michel H., Die KunstHche Edelsteine, Leipzig, 1926. A. Ферсман.

ДРАЖЕ, круглые или кругловатые, покрытые глянцем кондитерские изделия, получаемые нанесением на внутреннее ядро (т.н. корпус) корки, состоящей из сахарного сиропа, сахарной пудры, порошкообразного какао, глазури, муки или т. п. продуктов. Корпусами для дражирования могут служить орехи, миндаль, сушеные ягоды и фрукты, леденцовые, марципанные, помадные, яелейные, ликерные и т. п. изделия.

Дражирование производится во вращающихся дражейных котлах с подогревом и без подогрева (см. фиг.). Последний способ более употребителен, т. к. дает возможность быстрее получать толстую корку. Процесс дражирования состоит в том, что в дражей-ный котел, обращенный своей открытой стороной обыкновенно к свету, всыпают корпуса и приводят его во вращение. Затем смачивают корпуса небольшим количеством сиропа из сахара и карамельной патоки, уваренного до 33-34° Вё, и, когда все корпуса покроются сиропом, их понемногу посыпают чистой сахарной пудрой. Вращение котлов продолжается, пока на корпусах не


образуется б. или м. гладкая равномерная корочка. Тогда корпуса вынимают из котла, насыпают тонким слоем в деревянные лотки с холщевым дном и оставляют на 1-3 дня для просушки при температуре 30-35°.Про-должительность просушки зависит от сорта и влажности корпусов. После просушки производится вновь дражирование, и весь процесс повторяется несколько раз, в зависимости от сорта. Разница меяеду первым дражировани-ем и последующими заключается в том, что вначале котлы должны вращаться медленно, чтобы не испортить корпусов, и обыкновенно в них засыпают меньшее количество корпусов; при последующих же процессах загрузка и продолжительность дражирования увеличиваются, и повышается крепость сиропа, применяемого для смачивания; для многих сортов крепость м. б. доведена до 38 - 39° В6. При изготовлении ликерных Д., в особенности при первом дражирова-нии, в сироп прибавляют немного гуммиарабика; вообще эти сорта, вследствие большой хрупкости, следует дражировать небольшими партиями и при особенно медленном вращении котла. После каждого дражирования перед просушкой следует отбирать брак.

Когда Д. приняло надлежащую величину, совершенно гладкую поверхность и хорошо подсохло, приступают к его окрашиванию. Для этого Д. снова всыпают в котел, к-рый приводят во вращение, и смачивают Д. тем же сиропом, к-рый применяется и при первом дражировании, при чем предварительно к нему прибавляют растительную краску требуемого цвета. Окрашивание также повторяется несколько раз, пока Д. не получит окраски надлежащего оттенка. Одной из трудных задач при отделке Д. считается наведение прочного глянца. Для этого многие мастера применяют свои специальные способы, которые, однако, держат в секрете. На нек-рых фабриках применяется следующий способ. Хорошо подсушенное Д. насыпают в дражейный котел, слегка смачивают его жидким сиропом, добавляют немного талька и направляют во вращающийся котел струю холодного воздуха (холодное дутье). Как только Д. подсохнет, холодное дутье прекращают и Д. слегка смачивают растопленной смесью пчелиного воска, парафина и кокосового масла (вместо последнего можно взять масло какао). Вместо смазывания иногда кладут в котел несколько твердых кусков этой смеси. При первом появлении глянца Д. посыпают сверху щепоткой талька.

Миндаль и орехи весьма часто дражиру-ют в шоколаде. В этом случае их подверга-. ют первичному дражированию, а затем, при вторичном дражировании, понемногу обливают теплым кувертюром. Когда последний остынет и окрепнет, обливку можно повторить несколько раз, но только улсе менее



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155