Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

ряды с течением времени подтачиваются водой, фильтрующейся под флютбетом, что установлено обследованием состояния сооружений Мариинской системы при их переустройстве. Сохранность Д.п. сильно зависит от качества леса, идущего на их возведение. Все надводные части должны быть выполнены обязательно из сосны, подводные части м. б. сделаны из ели. Имеются 2 типа Д. п.: 1) Д. п. с постоянными стойками, 2) Д. п. со съемными стойками. Стойки служат промежуточными опорами для щитов при наличии также постоянных массивньпс опор-быков, расположенных на расстоя-1ШИ 8,5-12,5 м одна от другой. Схема сооружения видна на фиг. 1, где Г-основание плотины (флютбет), А-береговые устои и Б-промежуточный массивный бык (быков может быть несколько, а молсет и вовсе не быть, в зависимости от величины отверстия плотины). Отверстие между массивн. опорами подразделяется на части постоян-пыми или съемными более легкими опорами Е. Полученные т. о. пролеты закрываются съемными затворами. Через плотину устраивается мост переходной или проезжий и служебный мост В. Применение плотины со съемными проме-Фиг. 1. жуточными опорами

(стойками) имеет место: 1) если в пролетах плотины по весенней воде имеется судоходство; 2) если условия ледохода таковы, что оставленным на месте стойкам угрожает повреждение их; 3) если до поднятия весной подпора производится сплав леса через плотину; 4) если весенние воды затопЛяют плотину.

Флютбет плотни состоит из 3 частей: понура, водобоя и слива; ниже слива устраивается каменная рисберма (фиг. 2). Понур имеет назначение удлинить путь фильтрации воды под плотиной, а также укрепить подход к соорулеению, устранив опасность подмыва его от больншх донньпс скоростей в паводок. Удлинением пути фильтрации воды под соорулсением достигается необходимая потеря напора фильтрационной воды, давящей также на флютбет снизу вверх. Водобой выдерживает давление воды снизу флютбета, а также работает при движении по нему воды, падающей сверху на флютбет

Гор. вод



Фиг. 2.

из верхнего бьефа в нижний. Понур и водобой заключаются между шпунтовыми линиями А, Б, В. Слив заканчивается или шпунтовой линией или же рядом часто забитых Свай. Перед nonypoii делается глиняная от-сьшь с мощением поверху в це.тях удлинения пути фи.1тьтрации, а нилсз слива устраивается каменная рисберма для предохранения дна реки от размыва. Так как слив по своей конструкции водопроницаем.

то полная потеря напора фильтрационной воды под сооружением дсилена произойти до шпунта В, соответственно чему путь фильтрации следует принимать от е до к. Соотношения между подпором и размерами частей флютбета берутся по нормам, установленным практикой и до настоящего времени не

Стоит

ВОДОБОЯ а/а/тка лорагб Jfacmuji 6см \ ffpt/M


-9,60

Фиг. 3.

подвергнутым обоснованным видоизменениям и пересмотру: АБ берется отНдо2Я; БВ -от ЗЯ до 5Н; ВГ -от вЯ до 7Я, где Я-подпор. В этих соотношениях большее значение величин АБ, БВ и ВГ принимается для грунтов водопроницаемых. Обычно понурная часть делается около 1,5Я, а водобойная в 1,5-2 раза длинней понурной. Флютбеты делаются свайные, ряжевые и смешанной конструкции. Свайные флютбеты (фиг. 3) устраиваются иа rpyirrax, которые допускают забивку свай (см.), при подпорах пе более 2 ж и при возвьппении свайного флютбета над дном реки ие более 1 м. При ббльших возвышениях флютбета и ббльших подпорах сваи изгибаются и шпунты расстраиваются. Ряжевые флютбеты (фиг. 4)

(Гяина


устраиваются на основании, не допускающем забивки свай. Смешанные конструкции флютбета делаются в случаях, когда основание допускает забивку свай, но флютбет возвышается над дном реки более чем на 1 м. и подпоры-более 2 я.

Шпуты делят на брусчатые и дощатые. К первым принадлежат: непрерывный по-нурный шпунт и королевой шпунт; ко вторым-продольный дощатый шпунт, забиваемый в конце водобойной части; этот шпунт под устой не проходит. В конце слива устраивается четвертый продольный дощатый шпунт, иногда сплошной (что предпочтительнее), иногда с заменой в пролетных частях рядом свай, забитых частоком. Глубина забивки шпунта зависит от степени водонепроницаемости грунта и от сонротивле-пия грунта забивке свай. В существующих Д. п. глубина забивки колеблется в пределах от 1 до 3,2 ж; при высоких флютбетах она не менее 2 м. Пространство между шпунтами свайного флютбета заполняется круг-



лыми сваями, забитыми на г.иубину, отвечающую потребному по расчету отказу. По сваям, забитым в пролетных частях на расстоянии 1,5-2 м центр от центра, располагается ростверк, по которому настилаются полы. Толщина свай 22 см.

В понурной части по прогонам настилается двойной пол из досок толщиной 63 мм со швами в перевязку, с проконопаткой смоленой паклей и за.швкой варом (пиком). На 1соролевой шпунт 1еладется пазом па вой-.токе король, И.т1и т.н. фахбаум. На гребни шпунтовых линий одеваются шапки, в к-рых отсутствует соответственный паз. Шапки кладутся на просмоленном войлоке; опи вытесываются из бревен толщиной 25-30 см. Король делается составным из 2 брусьев, вытесанных из бревен толщиной 35-40 см. Брусья соединяются между собой в шпунт с прокладкой смоленого войлока и через 1 м связьшаются взаимно болтами толщиной 2-2,5 см с гайками или же специально изготовляемыми шурупами толщиной 25-38 мм. Обычно король составляется из цельных брусьев во весь пролет плотины между массивными опорами; концами своими на 0,5-0,7 м король входит в нарубку этих онор. При отсутствии толстого леса шапки и короли делают составными; при этом шапки сращивают в шпунт, с прокладкой просмоленного войлока; брусья короля-прямым или косым зубом с замком. Пол водобоя делают таким же, как и пол понура, или же верхний ряд настилается из пластин, а нижний из досок. Соединение пластин-в четверть, с проконопаткой и заливкой пиком. Сливной пол устраивается ИЛИ из пластин, прифугованных друг к другу впритык и прибитых корабельными гвоздями длиной 18 см, или же из бревен толщиной 13-18 см с притеской друг к другу и прибивкой заершен-ными болтами длиной 26-30 см и толщиной 2 см. До высоты полов понур загружается глиной с тщательной утрамбовкой; вод обой- смесью глины пополам с чурой (хрящ). Слив загружается камнем. Уклон понурно-го пола делается от 1:6 до 1 : 8 и сливного-от 1:8 до 1 :12.

Смешанный флютбет, или свайный, с подпольной ряжевой нарубкой принят в плотинах Тихвинской системы. Понурный шпунт повышен, королевой шпунт срезан у дна реки. На его гребень падет ряд брусьев, соединенных в шпунт и пололсен-ных друг на друга на просмоленном войлоке. На верхний шнунтовый брус одет королевой брус. Пересечение ряжей делают обыкновенной врубкой, углы и пересечения с наружной стеной устраивают в лапу с за-потемками. Заполнение ряжевых ящиков загрузкой производится так же, как и за-полиепие соответственных частей флютбета в свайном типе. Конструкция р я ле е в о г о флютбета ясна из фиг. 4.

Береговые устои. Ряжевая нарубка устоя имеет своим основанием сваи, забитые в грунт. Под устой проходит королевая брусчатая шпунтовая линия. В случае ря-нсевого основания нарубка устоя делается на подпольной нарубке, описанпой выше. Надпольная часть устоя для всех типов

флютбета устраивается одинаковой. Крылья устоя делаются на пороге, при чем они должны входить в коренной берег. При высоте устоя от пола до 4,25 м крылья достаточно делать шириной в 2 ящика, при большей высоте-в 3 ящика. Свыше 6,4 jn ряжевых устоев не делают. В существующих типах устоев П.ПОТИН Мариинской и Тихвинской систем, при высоте их до 6.4 л*, условия устойчивости устоя па сдвиг и опрокидывание удовлетворяются при ширине устоя понизу, равной высоте. Кверху ширина устоя может убывать до ширины 1-2 ряжевых ящиков. Над Королевым шпунтом, проходящим под устой, ряжевая степка выполняется из шпунтовых бревен, полонсенных на просмоленный войлок. Шпунтовая стенка выводится на 40-45 см выше подпорного горизонта. В понурной части, где пол устраивается наклонным, внутренняя ряжевая нарубка делается уступами. К лицевой стене устоя над королем укрепляется т. п. коренная стойка для упора щитовых затворов. Коренная стойка врезается в нарубку и прикрепляется к ней без паза. В целях облегчения сечения стойки применяют подкос, упирающийся верхним концом в стойку, а нижним-в брус водобойного иола. Коренная стойка соединяется с королем шипом. Ряжевые ящики и пазухи устоев загружаются землей, вынутой из котлована при постройке ряжа. Необходима тщательная утрамбовка. Нельзя загружать ряжевых ящиков глиной во избежание расстройства врубок при замерзании глины зимой. Наилучший грунт-песчано-глинистый с содерж;анием глины до 25%. Передняя и задняя стенки устоя обсыпаются землею в виде конуса, к-рый замащивается камнем в плетневых клетках или же двойным рядом камня иа мху. Откосы конусов-от 1:1 V2 ДО 1:2, в зависимости от рода грунта. Для сильно песчаных грунтов приходится брать еще более пологие откосы-до 1:3. Подошва конуса д. б. укреплена каменной наброской или же фашинной кладкой. Фашинная стенка возвышается над горизонтом воды нилс-него бьефа на толщину не менее одного пучка, т. е. 30 сл1. В случае легко размываемых грунтов фашиннаястенка укладывается на фашинный тюфяк.

Промежуточные опоры устраивают рялсе-вые (массивные), стоечные простые и стоечные контрфорсные. Пролет между рялсевы-ми быками делают пе свыше 12,75 м. Расстояние мелоду стойками берут в зависимости от типа затвора, по не более 1,8 м. Толщина ряжевого быка делается не менее, чем в два ряжевых ящика ( 3,2 м). Длина быка равна длшш плотины от понурной до сливной части. Водобойный шпунт при этом под быками не прерывается. Над королевой линией устраивают, как и в устоях, шнунтовый простенок. Нижнюю часть быка до уровня ПО.ТОВ загружают таким ле материалом, как и соответствующие части флютбета. Ящики быков выше пола загружают так же, как устои; в сливиой части ящики быков загружают камнем. Стоечные опоры устраивают 2 родов: простые и контрфорсные (усиленные). Простые опоры являются упором для затворов плотины; усилен, опоры, кроме того, поддерживают балки переходного



моста, подразделяя пролет между быками на более мелкие пролеты для уменьшения сечения этих перекрывающих балок. Простую стойку делают, в зависимости от воспринимаемого ею давления, или составной из двух брусьев или же из одного бруса с доской, направляющей затворы. Составные части стоек соединяют болтами. Нижний конец стойки укрепляют шипом в король и в упор. Последний соединяется зубьями с упорным брусом. Упорный брус укладывают по ростверку водобойного пола. Упор прибивают к упорному брусу заершенными болтами. Верхний конец стойки упирается в балку переходного моста и связывается с этой балкой и такой же, лежащей впереди, винтовым болтом. Для уменьшения сечения стойки, если это требуется по недостатку толстого леса или же по величине подпора, устраивают подкосы (фиг. 5), врубаемые одним концом в подножную стойку и другим-в упорный брус. При больших подпорах или нагрузках усиленная стойка имеет вид, изображенный на фиг. 6.

(То.чкий Sb/x)



Фиг. 5.

Фиг. 6.

Затворы устраивают шандорные или щитовые. Шандоры-брусья, накладываемые друг на друга по высоте и своими концами входящие в пазы стоек (фиг. 7). Ка-ледый брус имеет два крюка, входящих в особые гнезда, выбранные в брусьях. Шандоры применяются в Д. п. при пролетах до 4 ж и подпорах до 2 м. Наиболее распространенные затворы-щитовые, состоящие из отдельных щитов, имеющих длину до 1,6 ж и высоту до 1 ж. Доски щита соединены в четверть и связаны двумя шпонками (фиг. 8). Толщина досок берется по расчету не более 7-10 сж; четверти в стойках делаются ок. 5 сж, что требует подтески толстых досок у опор. Переходный мост устраивается иногда проезжим; при этом его ши рина доходит до ширины водобойной части

Фиг. 7.

--тН

Фиг. 8.

(обычно до 4 ж); пешеходный же мост, при отсутствии проезжего, делается над водобойной частью плотины и берется шириной не более 3 лг. Над понурной частью плотины непосредственно выше короля (по течению) устраивается служебный мостик для удобства маневрирования затворами плотины. Для подъема и опускания щитов пользуются воротом. Катучий ворот называется бараном . Для ограждения плотины от ледо-

хода устраиваются или кусты свай или ледорезы, располагаемые т. о., чтобы лед в пролеты направлялся уже в размельченном состоянии, не опасном для стоек.

Расчет частей Д. п. Давление воды (фиг. 9). Пусть вес 1 жводы-Л кг, длина стойки от фахбаума до середины


Фиг. 9.

:Ла(Н-Ь) Фиг. 10.

переходного бруса-I, расстояние между осями стоек-а. Тогда давление воды на стойку на протяжении х равно

~ 2

Давление воды на стойку со стороны напора:

1- -2- а со стороны нижнего бьефа

~ ~2

Полное давление воды на стойку, выражающееся площадкой ABCD (фиг. 10), равно

а точка приложения равнодействующей давления воды Р отстоит от низа стойки на

что вытекает из равенства статических моментов относительно оси CD:

(ABCD) у = (BCDE) -f (BAE) (ВС + )

После подстановки имеем:

2 =A-a(H-h)

a(H-hy

а после упрощений

У~ 3(.H+h)

Когда подпора снизу нет, имеем:

, -г, А-аН

h= О и Р= -

при 2/ = f

Стойки без по д ко са (фиг. 11). Уравнение моментов сил, действующих настойку, взятых относительно точки А, имеет вид: p\l-y)-R-l = 0, откуда реакция

Р(1 - у)

или (см. выше)

Очевидно,

л . а [------J .



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159