Главная --> Новости --> Крупнейший иностранный участник МФГ КОНВЕРСБАНК – литовский Bankas Snoras объявил о планах расширения деятельности в Латвии Интервью с генеральным директором лизинговой компании «БИЗНЕС АЛЬЯНС» «Глобус-Лизинг» подписала договор с ЗАО «Взлет» о передаче в аренду административно-производственного назначения. Аэропорт Владивостока обновят Семинар: «МСФО для лизинговых организаций» 26-29 ноября, г. Москва, БДО Юникон Центр Менеджмента

Факты:

В России вскоре появится международный реестр судов. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Документ был принят Государственной Думой 23 ноября и одобрен Советом Федерации 7 декабря. Владимир Путин проявил интерес к этому на первый взгляд узкоотраслевому акту еще в Сочи, где недавно принимал в своей резиденции министра транспорта Игоря Левитина. И интерес этот был не случаен. По оценкам специалистов, принятие реестра позволит фактически без привлечения бюджетных средств вернуть под флаг России примерно 700 судов, плавающих сейчас под чужим флагом, и перевезти дополнительно около 180 млн тонн российских грузов. А «это фрахт на $2,5 млрд, – пояснил Левитин. - Сегодня мы, к сожалению, из 6 млрд российского фрахта транспортируем лишь 5%». К тому же, продолжил министр, «около 80 тысяч наших моряков плавают на судах под чужим флагом и остаются юридически необеспеченными, как это было с моряками в Нигерии».

Ростом транспортной выручки дело, впрочем, не ограничивается. Неслучайно Владимир Путин поинтересовался тогда у министра, позволит ли реестр дополнительно загрузить российское судостроение. «Мы сможем полностью обеспечить 100-процентный судоремонт, - ответил Левитин, - и даже выйти на строительство судов, потому что и страховые компании, и банки могут кредитовать под хороший процент».

Более 60% экспортно-импортного грузооборота Россия осуществляет именно морским транспортом. Пока, однако, преимущественно судами, зарегистрированными за рубежом. В 2001 году суда под российским флагом перевезли лишь 4% из 250 млн тонн внешнеторговых грузов, прошедших через отечественные порты, в то время как в 1980-е годы они перевозили до 65% таких грузов, обеспечивая поступления в государственную казну до $3 млрд в год.

- Каким образом реестр сможет повлиять на ситуацию, сложившуюся в нашем морском торговом флоте?

Корреспондент KM.RU попросил прокомментировать значение реестра одного из разработчиков закона, заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Виктора Клюса.

- Это один из аспектов проблемы. А какие еще плюсы вы могли бы назвать?

- Принятие этого закона может кардинальным образом изменить ситуацию в отрасли. Он является прорывным с точки зрения возвращения российского флота под наш флаг. Несмотря на сложность, фактически он представляет собой поправки в три закона: Кодекс морского мореплавания, Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе. В соответствии с поправками, предусмотренными законопроектом, предусматривается освобождение от уплаты налогов на импорт и НДС при ввозе судов из-за границы и регистрации их в международном реестре. В сумме эти платежи составляют 23% стоимости судна. Поэтому-то российские судовладельцы были вынуждены искать все возможные пути для того, чтобы регистрировать свой флот под более удобным с фискальной точки зрения флагом. Какой смысл ввозить теплоход на территорию России, если тут же произойдет его удорожание на 23%. Если учесть, что танкер дедвейтом порядка 60-100 тыс. тонн стоит $60-100 млн, то сумма дополнительных платежей, понятно, составит около $20 млн, которые судовладелец будет вынужден просто так отдать. В итоге флот под российским флагом и не регистрировался.

- Отразится ли принятие законопроекта на инвестициях в судостроительную промышленность?

- Российский судовладелец до принятия этого закона при покупке судна за границей (а их, в основном, приходится покупать там) платил еще и налог на прибыль. И это помимо тех 23%, о которых я говорил. Принятие же этого закона освобождает суда, зарегистрированные в российском реестре, от уплаты налога на прибыль. Таким образом мы дадим возможность отечественному морскому флоту полноценно развиваться.

- И какие меры по поддержке отечественных судостроителей вы предлагаете?

- Вы знаете, это больной вопрос. И сегодня Комитет по энергетике, транспорту и связи Госдумы рассматривает мое предложение о проведении парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение и создание экономических условий для обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в Российской Федерации». Сегодня должно было состояться заседание морской коллегии. Но оно в связи с реорганизацией правительства было отменено - пришли новые вице-премьеры, произошло перераспределение обязанностей. На заседании должен был рассматриваться доклад на тему: «Создание экономических условий для обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и разработки концепции Единой кораблестроительной программы». Я один из авторов этого доклада.



Главная --> Новости