Наклонные этажи

ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОРСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Г. ЕРЕВАН) ПРЕДЛАГАЕТ НОВЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ С ВИНТООБРАЗНЫМИ И НАКЛОННЫМИ ПЕРЕКРЫТИЯМИ.

Не успеешь оглянуться — строители уже возвели очередной жилой район. Иначе обстоит с промышленными, сельскохозяйственными, административными объектами — их возводят подол, у. Индивидуальные проекты! Если жилища имеют давно устоявшиеся фермы, то всякое производство требует специфического.

Между тем уже есть метод.

Крупномасштабные сооружения со свободной и причудливой планировкой (огромными пролетами, разновысокими этажами, куполами и т. д.) стало возможным строить намного быстрее, дешевле, без помощи громоздкой техники, малым числом рабочих рук. Метод подъема этажей и перекрытий соединяет преимущества монолитного и сборного железобетонного строительства. В свое время печать обошло известие об изобретении ереванского студента-дипломника Рубена Саакяна. Теперь кандидат технических наук Р. О. Саакян вместе со своими соавторами А. О. Саакяном и С X. Шахназаряном возглавляют ПЭКТИ — Всесоюзную межведомственную организацию по комплексному исследованию, проектированию и строительству зданий и сооружений методом подъема этажей и перекрытий. Метод заключается в следующем, на фундаменте будущего здания сначала возводят только колонны и центральный «стержень» сооружения — бетонную шахту, именуемую ядром жесткости, впоследствии в ней сосредоточатся лифты и лестницы. У основания колонн по всей проектной длине и ширине здания в форме-опалубке отливают цельную железобетонную плиту — это будет этажное перекрытие; на плите, после слоя изоляции,— вторая, третья ит д. по числу этажей здания Колонны как бы прорастают сквозь этот пакет готовых перекрытий. Затем приступают к подъему плит. Получается, что дом строится с крыши, т к первой поднимают и крепят на проектной отметке кровельную плиту, далее перекрытия этажей по порядку сверху вниз. Тянут плиты синхронно работающие подъемники, насаженные на каждую из колонн. Последние служат еще и направляющими рельсами, по которым скользят поднимаемые перекрытия. На нужных отметках в стволах колонн проделаны отверстия, в них вставлены в процессе монтажа штыри, на эти штыри опускаются плиты перекрытий. Никаких сварных узлов, предельно упрощенные стыки.

Построив «этажерку», приступают к навешиванию стен. Поскольку все основные нагрузки несет костяк сооружения — колонны перекрытия и ядро жесткости, то стены выполняют только защитные функции и могут быть легкими. Ереванцы делают их из бетона, заполненного перлитом. Такие плиты даже не тонут в воде.

Одна из самых эффектных идей разработчиков — поместить кран в центре строящегося здания Обычно дом-гигант возводится с помощью громоздкой техники, и рост сооружения ограничивается высотой башенного крана Ереванцы расположили небольшой стреловой кран на особой платформе внутри строящейся шахты — ядра жесткости. Кран, возводя шахту, поднимается вместе с ней все выше, участвует в работах по изготовлению пакета плит, наращиванию колонн, монтажу элементов здания, навешиванию стен и т. д.

Отпадают такие дорогостоящие мероприятия, как сооружение подкрановых путей, монтаж, демонтаж и перевозка громоздкого башенного крана, эксплуатация которого стоит десятки тысяч рублей. Строительный пейзаж при таком методе выглядит необычно аккуратно (ни лесов, ни вспомогательной техники), и площадка занимает немногим больше места, чем само здание Это немаловажное обстоятельство, например, при реконструкции старых городов или же когда устраивают перекрытия в существующих замкнутых объемах — пустующих шахтах, котлованах подземных горных выработок (пакет плит готовится опять-таки на уровне земли, а потом опускается вглубь). В условиях тайги или на сильно пересеченной местности, где к тому же нет домостроительных комбинатов, этот способ не имеет себе равных.

Стоимость одного квадратного метра сооружения по новому методу на 20 процентов ниже обычной, на столько же снижается расход цемента и стали, затраты труда на 15 процентов ниже, чем в зданиях равнозначной этажности, сооруженных обычными методами.

Поскольку ядро жесткости совпадает с центром тяжести, то здания обладают повышенной сейсмостойкостью

Метод открывает широкие возможности создавать так называемую скульптурную архитектуру. Конфигурация фасада определяется формой плит перекрытий, а их при новом способе можно делать любыми, достаточно задать нужный фасон опалубке. Покрытия зданий тоже можно варьировать — построить на земле купол, оболочку или другую пространственно-объемную верхушку и тем же способом, по рельсам-колоннам, поднять ее наверх.

Но самое главное преимущество — это возможность создавать пространственно гибкие системы, нестандартные интерьеры. Отсутствие продольных и поперечных несущих стен позволяет создать различные варианты планировки, ставя перегородки, где понадобится произвольно расставлять колонны каркаса, независимо от размеров прямосборных элементов.

Мотели, ангары, склады, торговые помещения, элеваторы, книгохранилища, стадионы и театры — каждое из этих сооружений требует особого решения внутреннего пространства. а нередко и управляемых трансформируемых в процессе эксплуатации конструкций Не связанные как обычно размерами прямосборных элементов, проектировщики могут дать волю своей фантазии. Оставленные в здании подъемники могут быть использованы для подъема и спуска большегабаритных конструкций, например в зрелищных объектах, или же как средства малой механизации погрузочно-разгрузочных работ где-нибудь на производстве.

Важный момент — реконструкция здания Моральный износ некоторых объектов промышленности нередко исчисляется годами Новый метод — средство быстрой модернизации. Для изменения, скажем, высоты этажей в процессе эксплуатации объекта в соответствии с новыми технологическими требованиями достаточно поднять перекрытие теми же подъемниками и, вставив штыри в нужные отверстия, переместить весь этаж на нужную высоту.



Благодаря методу подъема стало возможным уйти от традиционных решении планировки каркаса здания Вместо привычных коробчатых этажей построить, например, подобие винта, где этажи — витки спирали, а пол и потолок — непрерывная лента. ПЭКТИ совместно с институтом Гипроавтотранс разработали проект такого гаража, причем использована не просто спираль, но как бы две спирали, вставленные одна в другую и закрученные в противоположных направлениях вокруг общего стержня — шахты, ядра жесткости. Благодаря этому обстоятельству встречные потоки машин, крутясь вокруг одной оси, никогда не встречаются, ибо идут по разным лентам. Применение в одном объекте двух самостоятельных непрерывных перекрытий позволяет организовать на одном из них восходящий технологический поток, на другом — нисходящий. Расположенные на одном уровне точки противоположных перекрытий могут быть соединены горизонтальными площадками, что дает возможность переходить с одной ленты на другую и менять в случае надобности направление движения. Отличительной особенностью планировочного решения гаража-стоянки является то, что в нем нет специальной рампы как для спуска и подъема движущегося потока автомобилей, так и для их паркования Такая схема позволила уменьшить ширину проезжей части и существенно сократить объем сооружения на каждую стоянку

Строить такой гараж обычным, монолитным методом не взялся бы никто — так это дорого и сложно. Новая технология подъема этажей значительно упрощает строительство. Конструкция расчленяется на отдельные поэтажные витки с повторяющейся формой. Эти витки изготовляются в пакете на уровне земли на специальном поддоне, своей формой повторяющем наклонное очертание полуэтажного фрагмента. Технология такая же, как и при изготовлении плоских плит. Затем последовательно поднимают витки на проектные отметки по колоннам, «прошивающим» все сооружение. Нижние срезы верхних витков со единяются с верхними срезами нижних витков, бетонируются, образуя непрерывное спиралевидное перекрытие.



По новой технологии можно создавать не только два, но и больше непрерывных перекрытий, в зависимости от количества самостоятельных потоков, которого требует функциональное назначение здания. Не только гаражи, но, например, склады, рынки и другие целевые сооружения с множеством грузов, машин, людских потоков требуют рациональной компоновки. Такие здания могут быть не только круглыми в плане, но и квадратными, прямоугольными — это уже другая система перекрытий, в виде сочленения горизонтальных и наклонных плоскостей. В ПЭКТИ разработан универсальный каркас многоэтажного сооружения такого типа. Смежные участки наклонены в противоположные стороны и соединены между собой горизонтальными площадками. Все вместе образует складчатую систему с непрерывным полом-потолком, где переходят с одного этажа на другой без лестниц — из-за больших размеров пролета уклон невелик, всего 6 градусов Полезная площадь при этом увеличивается за счет добавочных наклонных плоскостей, отсутствия внутренних перегородок. Такая система обладает и повышенной поперечной жесткостью, без введения дополнительных связевых элементов жесткости, так что может быть снижен объем самого сооружения. Например, толщина перекрытия не превышает 18 см.

Не говоря уже о функциональной выгоде таких сооружений, их эффектный внешний вид должен служить украшению городов. Разработчики считают, что эти проекты — лишь начало исследований. Новая архитектурно - конструктивно - технологическая система имеет неисчерпаемые возможности в различных отраслях народного хозяйства