Главная --> Публикации --> Склады на перспективу Крупнейшие выставочные площадки юга россии уже не могут вместить всех желающих Кадастр в москве: последние дни арендаторов и застройщиков? Москвичи скупают новостройки как горячие пирожки Будущее москвы - антикварная лавка или лавка старьевщика?

Градостроительный кодекс необходимо менять, и Общественная палата будет выступать с инициативой внесения необходимых поправок в Госдуме,-- заявил в пятницу глава комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты Вячеслав Глазычев после совместного совещания Министерства регионального развития с контрольным управлением президента и представителями регионов. На совещании обсуждалась готовность регионов до конца 2007 года предоставить Минрегиону схемы территориального планирования. В ходе совещания выяснилось, что из 86 регионов схемы подготовили 11: Астраханская, Липецкая, Московская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Смоленская, Тверская области, республики Карелия и Марий Эл. Только четыре из них получили положительное заключение Минрегиона. Еще 58 регионов работают над документами, в остальных регионах к данной работе еще не приступали.

С 1 января 2008 года власти значительной части регионов России будут лишены возможности резервировать земли под нужды строительства, если не будут внесены поправки в Градостроительный кодекс. По данным Минрегиона, лишь четыре субъекта федерации имеют требуемые кодексом схемы территориального планирования. Резервирование, выкуп земель государством, перевод земель в новую категорию с 2008 года возможны лишь после утверждения этих документов.

Схема территориального планирования, разрабатываемая в регионе и утверждаемая в Минрегионе, фиксирует разграничение территории региона по типам входящих в него земель, в том числе разграничивает сельскохозяйственные земли и земли под застройку. В схему включаются планируемые размещения новых объектов электро- и газоснабжения, дорог, мостов.

Согласно Градостроительному кодексу, с 1 января 2008 года при отсутствии у субъектов утвержденных документов территориального планирования органы госвласти и местного самоуправления не имеют права принимать решения о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков, о переводе земель из одной категории в другую. Также без схем с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство в регионе. Таким образом, если схемы терпланирования не будут приняты в срок, резервирование земель под строительство дорог и жилья на территории большей части страны должно прекратиться. Регионы недооценивают последствия непринятия документов. Отсутствие схем не позволяет субъектам развиваться,-- заявил на заседании замглавы Минрегиона Владимир Дедюхин.

Подготовка схемы обходится не более 1% годовых расходов бюджета субъекта федерации,-- уверен и. о. начальника департамента регионального развития Минрегиона Максим Перов. Но мнение регионов о дороговизне программы поддерживают эксперты. Для регионов это приличные деньги. На все инвестцели регион закладывает 3-5%, в лучшем случае 7% расходов бюджета в год,-- утверждает гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед.

Представители регионов ссылаются на множество проблем, мешающих им представить в Минрегион схемы, в том числе отсутствие топографической съемки региона и конфликты с муниципалитетами. Ключевой же проблемой оказалось нежелание федеральных властей софинансировать программу составления схем. Так, если Ростовская область смогла профинансировать работы в 1,3 млрд руб. и подготовила документы в срок, то представители Костромской области заявили, что не имеют возможности финансировать подготовку схемы. Пока мы не подготовим документацию, не сможем пригласить инвестора, но денег на работу по схеме в региональном бюджете нет. Замкнутый круг,-- говорит глава комитета по градостроительству Ленинградской области Валерий Ким.

13 декабря 2007 года, накануне вступления нормы Градостроительного кодекса о схемах в силу, планируется провести заседание правительства по этому вопросу.
Российская газета : Владимир Игоревич, два года назад на таком же деловом завтраке в редакции РГ вы говорили о том, что начат процесс инвентаризации российской собственности за рубежом. В какой он стадии?

Сроки подготовки схем, конечно, надо откладывать -- и минимум на три года. Если сейчас этого не сделать, то вступление нормы в силу затормозит развитие всей страны,-- уверен Игорь Меламед. Вопрос отсрочки -- сложный. Но меньше чем на 18 месяцев переносить сроки нельзя. Если же их не менять, будет коллапс, остановка всей жизнедеятельности в регионах, кроме выплат зарплат и пенсий,-- согласен с ним господин Глазычев. В Минрегионе возможность переносов сроков не исключают, хотя и не в восторге от этой перспективы. Мы проанализируем ситуацию и, если поймем, что сроки будут вредить качеству работы, сформулируем предложения о переносе,-- заявил Ъ Владимир Дедюхин.

РГ : Ряд независимых государств - бывших республик СССР не соглашались на так называемый нулевой вариант, когда Россия брала на себя выплату всех советских долгов и получала всю собственность, принадлежавшую СССР за границей. Советские долги мы на сегодня выплатили полностью. Какова ситуация с теми бывшими соседями по Союзу, которые и долги платить не хотят, и собственностью требуют поделиться?

Владимир Кожин : Тогда я говорил, что процесс пошел. Сейчас он закончен. Если чуть подробнее, то инвентаризация завершилась в начале 2007 года, и заграничной собственностью России теперь занимаются только МИД и мы. В реестре наведен полный порядок, существует компьютерная модель учета. Я могу, не выходя из-за рабочего стола, нажать кнопку и посмотреть данные о любом объекте в любой стране: как он выглядит, какова его площадь, что с ним и как. Над тем, чтобы информация была абсолютно полной, пришлось работать четыре года. Реестр находится в профильном российском агентстве - в Росимуществе.

На это можно было бы махнуть рукой. Но от такого тупика нам реальный вред - я говорю в данном случае не только о политической, но и об экономической составляющей. Наши украинские коллеги дошли до того, что стали обращаться в суды третьих стран с исками к Российской Федерации, чтобы их право на недвижимость признало их правосудие. Однако странам, где эти процессы шли, хватило разума и политической воли, чтобы отказать им в этих притязаниях и признать права Российской Федерации как правопреемника Советского Союза. Благодаря этому мы получили полную ясность в том, что нам нужно для дипломатических целей и что способно реально работать на страну. Мы можем теперь легализовать свою собственность и часть ее вовлекать в коммерческий оборот, а не тянуть постоянно деньги на ремонт, содержание и т.п. А российское имущество имеется в более чем в 70 странах - от Японии до противоположного полушария. Основная масса государств наши права на собственность признала. Хотя, к сожалению, около десяти стран, в том числе Польша, Индия, Австрия, Япония и Великобритания, отказываются это делать, что, безусловно, остается для нас проблемой.

Кожин : Да, эта проблема есть. Но она относится, слава богу, лишь к одной стране - к Украине. Все прочие подписали необходимые документы и этот вопрос уже никогда поднимать не станут. А с Украиной, к сожалению, воз и ныне там. Позиция их политиков конструктивной не стала, переговоры, которые ведет МИД (при нашем участии), пока в тупике. Здесь все - как в известном анекдоте, когда позиция Киева колеблется с каждой сменой генеральной линии. Просвета, честно говоря, не видно: в этой стране чуть ли не каждые полгода выборы и смена руководства, и, соответственно, все переговоры приходится начинать сначала.

Одним из следствий перестановок в правительстве стала передача Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) из ведения Министерства экономического развития в ведение Министерства юстиции, где пост министра сохранил бывший генпрокурор Владимир Устинов. Минюст, повысивший тем самым в новой структуре правительства свой статус, новой обузе, похоже, не рад и не спешит начать работу над введением принципа одного окна в сфере регулирования оборота недвижимости и прав на нее. Хотя теперь, с объединением в одно ведомство структур по учету недвижимости (в лице Роснедвижимости) и ее регистрации (которой занимается Росрегистрация), казалось бы, ничто не должно мешать провести такую реформу.

Мы пока не собираемся ни закладывать, ни продавать наше зарубежное имущество. За семь лет моей работы на этом посту лишь однажды - по решению правительства и с соблюдением долгой процедуры - мы совершили такую сделку в одной из африканских стран, понимая, что эта собственность нам уже никогда не пригодится. Моя позиция такова: любое имущество с каждым годом только дорожает, и, кроме того, само его наличие создает эффект присутствия России за рубежом. Меняется внешняя политика, и порой мы возвращаемся даже туда, куда еще год назад и не собирались.

Самой же масштабной задачей стало создание с нуля государственного кадастра объектов недвижимости. Чтобы определить, сколько стоит Россия, переписав и переоценив все земли и строения на них, была разработана даже федеральная целевая программа. Кроме того, Роснедвижимость оказалась одним из основных действующих лиц в истории разработки местного налога на недвижимость, которым россиян пугают уже несколько лет, но введение которого, похоже, вновь откладывается на неопределенное время.

В структуре правительства Михаила Фрадкова Роснедвижимость выглядела ведомством с явно недооцененным статусом. С одной стороны, как любое агентство, оно было призвано фактически выполнять роль департамента соответствующего министерства (в данном случае МЭРТ) по оказанию услуг населению. С другой стороны, задачи, возложенные на Федеральное агентство кадастра, были слишком глобальными. На Роснедвижимость, равно как и на Росрегистрацию, была возложена задача реализации широко разрекламированной, но так и не удавшейся дачной амнистии. Также Роснедвижимость должна была объединить и систематизировать разрозненные и никем никогда в стране не сводившиеся воедино архивы по учету жилого фонда, хранящиеся в отделениях Ростехинвентаризации и БТИ.

Обещания решить эту проблему, введя для учета и оформления собственности на землю и квартиры систему одного окна, давали правительства и Михаила Касьянова, и Михаила Фрадкова. В какой-то момент даже стало казаться, что политическая воля для создания единого ведомства по учету и регистрации недвижимости, отдельного от Минюста, уже есть. Однако эта иллюзия рассеялась с момента перевода Михаила Мишустина на новую должность в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и назначения новым руководителем Роснедвижимости уроженца Санкт-Петербурга Сергея Подобеда. Под новым руководством ведомство ушло в тень, перестало проводить публичные мероприятия, и даже по столь востребованной среди граждан теме, как дачная амнистия, отчитываются теперь исключительно чиновники Росрегистрации.

Весомость поставленных задач, по идее, должна была придавать техническому по своему статусу ведомству некую узнаваемость. То есть в структуре органов власти должно было появиться ведомство, персонально ответственное за столь болезненный для России земельный вопрос. Курировавшее Роснедвижимость Минэкономразвития, со своей стороны, дало агентству кадастра необходимую свободу действий. Напор, с которым пытался справиться с поставленными задачами бывший глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил Мишустин, в принципе мог бы создать ощущение, что ведомство под названием Роснедвижимость и есть та структура, которая отвечает за всю недвижимость в России. Если бы не одно но. В качестве наследия Советского Союза к современной России перешло двоякое подчинение недвижимости: учетом имущества занимается одно ведомство, а оформлением прав на него -- совершенно другое. В настоящее время это Росрегистрация, подчиняющаяся Минюсту.

На Минюст пока возложены функции по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Минюст, по роду своей деятельности далекий от темы недвижимости, вряд ли будет особо сильно стимулировать подчиненную структуру к продолжению тяжелой работы по объединению инвентаризационных архивов по недвижимости. Тем менее вероятно, что Министерство юстиции будет лоббировать выделение финансирования на капиталоемкие работы по ежегодной актуализации кадастра недвижимости. В последние полтора года государство, похоже, утратило интерес к кадастру. Если первоначально планировалось, что кадастр формируется для того, чтобы гарантировать всем собственникам недвижимости их права, то теперь первоначальная идея оказалась размыта: переучет недвижимости стал личным (и весьма затратным) делом самих ее собственников.
Сегодня, спустя год после вступления в силу закона о дачной амнистии, по оценкам экспертов, большинство граждан не могут оформить свои участки из-за высоких цен на проведение землеустроительных работ. Процедура межевания в разных регионах стоит от 2 до 15 тысяч рублей, а иногда и больше. Конечно, больше всех страдают граждане, дачные участки которых находятся в Подмосковье, здесь цены для многих просто неподъемные и достигают порой, по данным Мособлдумы, до 10 тысяч рублей за сотку.

Поэтому особой неожиданности в переводе Роснедвижимости в подчинение Минюсту не было. С переподчинением Роснедвижимости Минюсту, казалось бы, может быть решен актуальный вопрос -- о создании системы одного окна по учету и регистрации недвижимости. Однако такого поручения пока дано не было. Никто из чиновников высшего уровня даже не озвучил эту тему.

Да, формально землемеры берут за обмер одной сотки 450 рублей. Только к гражданину никто не поедет, пока он не оплатит счет за консультационные услуги, которые в среднем составляют 15-20 тысяч рублей. Стоимость земельных консультаций разнится в зависимости от степени удаления района от Москвы. Например, в Чеховском, Раменском районах цена составляет 8-15 тысяч рублей, в Одинцовском - около 20 тысяч рублей.

Казалось бы, в начале августа в Подмосковье вступил в действие новый Закон О предельной максимальной цене работ по проведению территориального землеустройства, который устанавливает, что максимальная цена землеустроительных работ за сотку не должна составлять более 450 рублей. Более того, если у вас сложный участок с горками, водоемами, оврагами, стоимость работ на всем участке, будь он 6 соток или гектар, не может превышать 7 тысяч рублей. Однако на практике цены на межевания не только не уменьшились, а даже и подросли. Появилось новое введение, так называемые консультационные услуги.

Эксперты уверены, что высокие тарифы и ажиотажный спрос создаются искусственно. Если у компании есть лицензия на проведение земельных работ, она может оказывать эти услуги в любом районе. На деле получается, что все районы поделены, и даже если вдруг вам повезет и межевание проведет более дешевая компания из другого региона, такие документы не принимает местная Роснедвижимость.

Что интересно, несмотря на высокие цены, во многих районах при обращении в землеустроительные организации вам ответят, что геодезисты сильно загружены и необходимо ждать месяц-два, прежде чем они к вам приедут. И это при том, что, по данным Мособлдумы, в настоящее время на территории области в сфере землеустройства работают более сотни юридических и физических лиц, имеющих соответствующие лицензии. Кстати, на выходе из землеустроительных организаций уже дежурят посредники, которые предложат вам оформить все документы за 1,5-3 тысячи долларов всего за пару недель.

Из официального письма Роснедвижимости за подписью заместителя руководителя агентства Виктора Кислова следует, что сегодня любые виды работ по землеустройству могут проводить юридические лица или индивидуальные предприниматели без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Работы по территориальному землеустройству проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе заинтересованного лица. В силу гражданского законодательства граждане и юридические лица свободны в заключении договора. А это значит, для проведения межевания земельного участка заказчик вправе выбрать любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя из лиц, работающих на рынке услуг по землеустройству.

Правомерны ли в таких случаях действия территориальных органов Роснедвижимости? Могут ли граждане пользоваться услугами землеустроительных фирм из соседних районов? Что делать, если территориальные органы Роснедвижимости отказываются принимать документы? Сколько по времени должны рассматриваться обращения граждан и какие основания для отказа в проведении кадастрового учета? С этими вопросами мы обратились в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Вывод из всего можно сделать один. Если вы привлекли к землеустроительным работам компанию, которая не обслуживает данный район, смело подавайте документы в территориальные органы Роснедвижимости. Если вдруг вам отказывают, обращайтесь в Роснедвижимость. Обращения граждан, согласно письму, рассматриваются в течение 30 дней. В случае необходимости получения дополнительных материалов для рассмотрения обращения срок может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем обязательно должен быть уведомлен заявитель.

Что же касается цены, то здесь Роснедвижимость помочь ничем не может. В письме агентством отмечается, что отношения между заказчиком работ и подрядчиком регулируются гражданским законодательством и не относятся к компетенции Роснедвижимости. Гражданским кодексом РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон. Правда, при этом Роснедвижимость рекомендует учесть, что согласно статье 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества на оплату работ по проведению территориального землеустройства могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.

Срок проведения Государственного кадастрового учета земельных участков составляет не более одного месяца со дня подачи заявки на кадастровый учет.

Сам срок рассмотрения для согласования или утверждения землеустроительной документации составляет 30 дней с момента представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменном виде, причем если в установленный срок уведомление не направлено, землеустроительная документация считается согласованной.

Если вам отказали, то необходимо знать, что решение об отказе принимается в случаях:

Роснедвижимость отмечает, что заявители часто путают, какие документы и для чего они подают в территориальное управление Роснедвижимости. Дело в том, что после проведения землеустройства в территориальное управление сдается для утверждения землеустроительная документация. Один экземпляр такой землеустроительной документации бесплатно включается в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Как уже было сказано, рассмотрение этой документации должно проводиться в течение 30 дней. После этого готовятся документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета: заявка на кадастровый учет, правоустанавливающий документ и описание земельных участков. На основании представленных документов проводится кадастровый учет в течение одного месяца. В настоящее время рассматривается возможность организации одновременного приема и рассмотрения и землеустроительной документации, и документов для кадастрового учета.

- площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться Государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;

- с заявкой, о проведении Государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению Государственного земельного кадастра, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться Государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;



Главная --> Публикации