Главная --> Публикации --> Жилье для автомобиля обходится москвичам недешево Не выбрал управляющую компанию? квартплата будет расти и расти Кто имеет право на расширение жилья? Владимир ресин: "мы сами будем продавать жилье" Новая градостроительная политика москвы

По данным Colliers International, в первом полугодии 2007 г. в Москве открылось пять торговых центров, предложение увеличилось, таким образом, на 263 000 кв. м (торговой площади (GLA) на 116 000 кв. м). К концу первого полугодия 2007 г. общая площадь профессиональных торговых центров Москвы составила более 3,15 млн кв. м, в том числе торговая площадь около 1,65 млн кв. м. До конца 2007 г. ожидается появление на рынке около 1,25 кв. м новых торговых площадей.

Рынок торговых площадей столицы переходит в стадию зрелости: сюда приходят новые иностранные сети, форматы магазинов, как и арендуемые площади, укрупняются. Московские девелоперы начинают осваивать города с населением менее 0,5 млн человек.

Основной проблемой вхождения столичных девелоперов в 300-тысячники Зотов называет то, что качественный потребитель, ориентированный на известные бренды, здесь только формируется, однако рост товарооборота и доходов населения позволяет говорить о неплохих перспективах новых ТЦ. Президент ADG Group Михаил Печерский, отвечая Ведомостям на вопрос, почему в качестве арендаторов построенного компанией ТЦ Калининград Plaza были выбраны дорогие марки, заметил: В Калининграде зарегистрировано около 270 новых Мерседесов. Есть Бентли, есть Майбах. В общем, есть достаточное количество богатых людей.

Широка Россия для торговли
На рынках коммерческой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга почти не осталось подходящих для развития [торговых центров] земельных участков, а конкуренция стала намного жестче, сожалеет Дмитрий Зотов, генеральный директор компании Торговый квартал. Поэтому, объясняет он, девелоперы и инвесторы потянулись сначала в региональные города-миллионники и полумиллионники, а затем и в менее крупные города. Торговые сети активно заходят в регионы, поэтому нет ничего удивительного, что девелоперы строят там торговые центры, говорит Константин Сахаров, исполнительный директор Cushman Wakefield / Stiles Riabokobylko (CW/SR).

В Knight Frank утверждают, что для масштабных проектов созрела и Московская область, торговые центры строятся и в городах-спутниках, и в более отдаленных местах.

Девелоперы проявляют интерес к городам с населением менее 500 000 человек, потому что рынок там не настолько насыщен, как в городах-миллионниках, добавляют аналитики компании Praedium.

Коттеджные и дачные поселки на западе Подмосковья также вскоре будут обеспечены площадями профессиональных торговых центров, добавляет Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости Knight Frank. Несколько подобных проектов заявлено на Новорижском и Рублево-Успенском шоссе.

В первом полугодии 2007 г. в Подмосковье было анонсировано несколько крупных проектов торговых центров. Среди них Аэротрополис (общая площадь 300 000 кв. м, девелопер East Line) он будет строиться в окрестностях аэропорта Домодедово. Общая площадь нового ТЦ в г. Пушкино составит 250 000 кв. м, обещает девелопер Meinl European Land. ГК Регионы строит торговый комплекс общей площадью 120 000 кв. м в Мытищах.

В сентябре 2007 г. RIGroup планирует к открытию первый торговый центр (общая площадь 22 000 кв. м) из сети Счастливая семья . К концу года ожидается открытие ТЦ в Воскресенске (общая площадь 16 000 кв. м, девелопер Лидер Строй).

Немецкая Selgros Cash Carry приобрела участок в ближнем Подмосковье, к юго-востоку от столицы. Первый гипермаркет сети планируется открыть здесь уже во II квартале будущего года. Председатель совета директоров и генеральный директор Otto Group Михаэль Отто ранее сообщал Ведомостям, что для развития сети в России была учреждена дочерняя компания Зельгрос и сейчас рассматриваются другие площадки под гипермаркеты.

В Москве девелоперы начинают осваивать наиболее перспективные участки рядом с Четвертым транспортным кольцом (ЧТК), впоследствии такие объекты будут представлять большой интерес для потенциальных инвесторов, утверждает Дальнова. Например, инвесторами строящихся комплексов Метрополис и Goodzone стали Rodamco и Immoeast. Израильская компания Mirland Development совместно с гендиректором X5 Retail Group Львом Хасисом анонсировала проект строительства офисно-торгового центра на пересечении Калужского шоссе и МКАД (площадь торговой части составит предположительно 75 000 кв. м).

ТЦ не в центре
Тенденция из центра на периферию набирает обороты и в самой столице.


Спрос на качественные торговые площади в столице по-прежнему больше предложения. Например, в июле 2007 г., по данным CW/SR, самый высокий уровень вакантных площадей был в Центральном и Северо-Западном районах столицы, однако он не превышал 1%.

Девелоперы оттягиваются на периферию, соглашается Ольга Стрелец, старший аналитик отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle (JLL). Крупным инвесторам интересны крупные проекты, поэтому вынужденное смещение застройщиков за Садовое кольцо, в том числе и в спальные районы, вполне объяснимо: там сейчас высвобождаются большие территории как в результате реорганизации промзон, так и в рамках реконструкции жилых кварталов. Значит, появляется возможность делать крупноформатные объекты, подытоживает Ольга Ясько, руководитель департамента аналитики Colliers International.

Крупные арендаторы увеличивают свое присутствие в торговых центрах, снимая все большие площади, отмечает Ясько. Как пример она приводит Техносилу, которая обнародовала свои планы закрытия мелких магазинов и рассказала, что намерена уходить из тех торговых центов, которые не в состоянии предоставить ей дополнительные квадратные метры. Стрелец также наблюдает укрупнение торговых точек арендаторов, хотя говорит, что это критично скорее для ТЦ старой постройки, а современные крупноформатные объекты должны предусматривать достаточно гибкую планировку, позволяющую желающим такие площади предоставить.

Общее число качественных торговых центров столицы во II квартале 2007 г. достигло 56, подсчитали в JLL. Во II квартале 2007 г. было открыто три крупных торговых центра: Щука (общая площадь 105 400 кв. м, девелопер Дон-Строй), Пражский пассаж (общая площадь 35 000 кв. м, девелопер Рент Эстейт-Сервис) и Глобал Сити II (общая площадь 34 300, девелопер Глобал Сити). По мнению аналитиков компании, новые проекты отличаются масштабом, профессиональным подходом к формированию пула арендаторов и расширенным спектром предоставляемых потребителю услуг.

В Москве и ближнем Подмосковье ежегодно вводится около 800 000 кв. м торговых площадей, напоминает эксперт из Knight Frank. Очевидно, что объекты, которые два года назад можно было отнести к профессиональным ТЦ, сейчас уже с трудом попадают в категорию полупрофессиональных.

Мода меняется
Консультанты напоминают о том, что в ближайшие 3-5 лет может возникнуть необходимость реконцепции морально устаревших торговых центров. Например, сообщила Дальнова, недавно Московский исследовательский форум принял решение исключить из числа профессиональных ТЦ ряд небольших объектов, которые ранее классифицировались как качественные. Во-первых, говорит Дальнова, это магазины, которые недотягивают по размеру (т. е. их площадь не превышает 5000 кв. м). Во-вторых, в эту же категорию попадают здания с некачественным подбором арендаторов.

Ясько считает потенциально возможным перераспределение покупателей от таких торговых центров, как Мега, в пользу удобно расположенных в черте города новых качественных ТЦ. Сейчас Меги очень популярны, но если в Москве откроется несколько крупных магазинов, подобных, например, Европейскому, до которых удобно добираться, то конкуренция между ними не исключена, прогнозирует она.

Ольга Стрелец к наиболее вероятным кандидатам на реконцепцию относит не только магазины советского типа постройки, но и относительно новые объекты, рядом с которыми появится конкурент со значительно лучшей концепцией, что может привести к оттоку качественных арендаторов и покупателей.

Необходимость капитальных вложений в других регионах, а также участие столичной мэрии в создании управляющих компаний для провинциальных аэропортов в городском департаменте транспорта и связи объясняют сложностями, с которыми сейчас сталкивается Московский авиационный узел. Как утверждает замруководителя этого департамента Москвы Сергей Калитин, проблема перегруженности столичных аэропортов, обслуживающих до 75% международных пассажирских авиаперевозок России, все еще остается острой -- несмотря на то, что совсем скоро должен открыться новый терминал Шереметьево-3 и активно продолжается реконструкция Внуково.

Дальнова соглашается, что после реализации крупных проектов вдоль Третьего и Четвертого транспортных колец (Ростокино, Метрополис, Goodzone, Ривер Молл) зоны охвата покупателей будут перекрываться и конкуренция за клиентов обострится. Херман Геверт, директор сети семейных ТЦ Мега, называет это эффектом каннибализма. После открытия Мега Белая дача мы заметили сокращение роста числа покупателей Мега Теплый Стан, рассказывает он. Однако мы это предусматривали и рассчитываем, что прежние темпы роста восстановятся примерно через год.
Управленческий потенциал столичных чиновников, ограниченный на земле пределами Московской кольцевой автодороги, решительно устремился ввысь. Вчера на заседании городского правительства обсуждались грандиозные планы расширения столичного воздушного пространства на территорию всей средней полосы России. Воодушевленные успехами обновленного аэропорта Внуково (и в меньшей степени -- неподконтрольных мэрии Домодедово и Шереметьево) московские чиновники решили провести мастер-класс для коллег из провинции, превратив захиревшие взлетно-посадочные полосы в ряде ближайших областных центров в цивилизованные авиатерминалы. Новая программа развития воздушно-транспортной системы столицы на ближайшие три года предусматривает участие Москвы в реконструкции не только аэропортов Иваново и Калуги, контрольные пакеты акций которых уже приобретены правительством столицы, но и аэропортов Липецка, Воронежа, Тамбова, Петрозаводска, Волгограда и Нижнего Новгорода.

Аэропорту Калуги отводится довольно скромная роль. По словам г-на Калитина, он, в частности, должен стать одним из логистических узлов, также на его основе предполагается создать один из центров летно-учебной работы. Другое дело -- аэропорт в Иваново, контрольный пакет которого был выкуплен столичной мэрией у авиапредприятия Золотое кольцо. Как утверждает первый зампред правительства Ивановской области Дмитрий Михеев, после появления московских капиталов в 2006 году аэропорт начал развиваться и стал одной из самых успешных инвестиционных площадок. Уже в августе планируется начало разовых рейсов, к октябрю-ноябрю -- регулярное авиасообщение по России, а в мае 2008 года аэропорт будет соответствовать статусу международного. Однако, судя по всему, ивановские власти рассчитывают, что одними ВПП и терминалами московские инвесторы не ограничатся. Г-н Михеев дал понять, что неплохо было бы построить кольцевую дорогу вокруг аэропорта, подремонтировать трассу, ведущую от терминала в город. Представитель Ивановской области тут же обозначил и сумму, которая требуется на все эти мероприятия, -- 8,4 млрд рублей.

Впрочем, Внуково, где как раз за счет инвестиций московского правительства введен в строй международный терминал, реконструирован терминал внутренних авиалиний и расширяется терминал бизнес-авиации Внуково-3, остается приоритетом мэрии. Гендиректор аэропорта Василий Александров особо подчеркнул, что Внуково на днях отметит своеобразный юбилей -- через терминал прошло уже 3,5 млн пассажиров. Аэропорт надо развивать и дальше, -- уверял чиновников г-н Александров, пообещав к 2008 году открыть новый терминал с пропускной способностью до 55 тыс. человек в день и построить гостиницу на 439 номеров.

Несмотря на то что программа не содержала конкретных цифр и является, по сути, декларацией о намерениях столичного правительства, замещавший находящегося в отпуске Юрия Лужкова глава стройкомплекса Владимир Ресин не решился сразу одобрять документ. Его отправили на доработку, курировать которую будет новый первый заместитель мэра, глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. Однако г-н Ресин счел необходимым напутствовать и московских, и региональных чиновников замечанием о том, что планы развития авиаузла должны подкрепляться и поиском инвесторов. Рассчитывая лишь на бюджет города, можно только заранее провалить всю эту программу, -- пояснил он.

Представители ОАО Международный аэропорт Нижний Новгород, акции которого Москва только планирует приобрести, тоже дали понять, что предоставят обширную площадку для освоения средств. По утверждению гендиректора ОАО Валентина Назаряна, хоть аэропорт -- действующий и отвечающий всем требованиям, для его развития необходимо построить вторую взлетно-посадочную полосу и провести еще ряд инфраструктурных изменений, в том числе подтянуть поближе ветку метро. Затраты, считает г-н Назарян, будут компенсированы удобствами для летящих в Москву пассажиров -- в случае непогоды над столицей лайнеры можно будет перенаправлять не в Хельсинки или Пулково, а сажать в Нижнем.


увеличить


Санкт-Петербург Ясная концепция и удачное расположение становятся определяющими факторами успешности торговых центров. Рынок ритейла Санкт-Петербурга близок к насыщению. Аналитики надеются, что проблему заполняемости и рентабельности существующих комплексов решит приход новых крупных операторов.

В течение первого полугодия объем предложения арендопригодных площадей в Северной столице увеличился на 13,1%.

В первом полугодии 2007 г. в Санкт-Петербурге было введено в эксплуатацию 18 торговых центров общей площадью более 300 000 кв. м, из них арендопригодной (GLA) около 250 000 кв. м. Это почти половина (44,5%) от заявленного девелоперами годового объема ввода. Более 28% новых объектов пришлось на специализированные, отдельно стоящие магазины (DIY, гипермаркеты), сообщают эксперты Knight Frank Санкт-Петербург.

Сендер отмечает тенденцию увеличения предложения в сегменте отдельно стоящих специализированных торговых объектов. По итогам первого полугодия оно пополнилось 86 170 кв. м. Из них почти 13% заняли магазины формата DIY (товары для дома четыре объекта), более 15% отдельно стоящие гипермаркеты (пять объектов).

По мнению руководителя отдела торговой недвижимости Knight Frank Санкт-Петербург Арины Сендер, к наиболее значимым ТЦ города, открытым с начала года, можно отнести ТРК Пулково III (девелопер Уют) площадью 70 000 кв. м и ТРК Питер-Радуга (девелопер Vinci Construction Grands Projets) площадью 90 000 кв. м.

Всего в городе, по мнению Becar Commercial Property SPb, насчитывается более 2,4 млн кв. м качественных торговых площадей. Большая часть их расположена в Приморском, Московском и Выборгском районах. Аутсайдеры списка Василеостровский, Петроградский и Красносельский районы.

В конце II квартала 2007 г. в Санкт-Петербурге функционировало 122 торговых объекта, подсчитал Борис Юшенков, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург.

Сендер отмечает, что сейчас идет активное насыщение рынка качественными торговыми площадями, в результате чего арендные ставки остаются на том же уровне, что и в начале года.

По мнению директора по консалтингу Becar Commercial Property SPb Олега Спивака, высокая обеспеченность торговыми площадями в Московском и Выборгском районах формируется в основном за счет строительства торговых комплексов вдоль крупных транспортных магистралей: Пулковского, Московского и Выборгского шоссе, проспектов Московского, Космонавтов и Энгельса.

По данным Colliers, девелоперская компания Jensen Group готова потратить $100 млн на развитие трех проектов в Санкт-Петербурге. На участке площадью 14 га планируется возвести многофункциональный комплекс Петровский арсенал площадью 140 000-150 000 кв. м. 80 000 кв. м придется на жилье, оставшиеся метры займут офисы, торговые, развлекательные и рекреационные зоны. Группа ЛСР приступила к строительству МФК общей площадью 200 000 кв. м на территории бывшего завода Электрик (7,3 га) на проспекте Медиков. Более 60% объекта займут офисы класса А, остальное торговые и развлекательные объекты. Инвестиции в проект оцениваются в $600 млн. Планируемый срок открытия комплекса 2013 год.

В город приходят не только новые бренды, но и новые девелоперы. Американская Developers Diversified совместно с немецкой компанией ECE планирует создать предприятие для строительства торговых комплексов на западе России, говорят в Colliers. Калининградская розничная сеть Вестер обещает в течение двух лет открыть в городе три гипермаркета.

По данным Сендер, холдинговая компания Адамант намерена построить офисно-торговый центр вблизи Ладожского вокзала. Комплекс будет состоять из двух зданий, площадь каждого составит 65 000-70 000 кв. м.

Холдинговая компания Кловер групп презентовала проект многофункционального комплекса Clover Plaza общей площадью 315 000 кв. м на Ушаковской набережной. На торгово-развлекательный комплекс в МФК приходится 30 000 кв. м. Общая стоимость проекта оценивается в $0,5 млрд, планируемый срок открытия 2011 год.

Knight Frank сообщает о планах ЗАО Центральное управление недвижимости ЛенСпецСМУ построить торговый центр Аура в Лахте площадью 14 320 кв. м с парковкой на 270 машино-мест. Объект будет позиционироваться как центр интерьерных товаров высокого класса.

Компания Ovental Investments заявила о намерении инвестировать в недвижимость Петербурга $150 млн. В течение двух лет компания планирует открыть шесть бизнес-центров и торговых комплексов.

Через кольцо на восток за пределы столицы вырываются четыре важнейших городских магистрали – Рязанский и Волгоградский проспекты, шоссе Энтузиастов и Щелковское шоссе.

Среди наиболее крупных и значимых объектов, планируемых к открытию во втором полугодии, можно выделить ТРК Континент (общая площадь 43 800 кв. м) на ул. Байконурской и первую очередь ТРК Северный молл (его общая площадь 35 000 кв. м).
Это ощущается уже на МКАД. Ее восточная половина загружена сильнее, чем западная. Несмотря на недавнюю широкомасштабную реконструкцию на восточной части кольца, его пропускная способность уже почти исчерпана. Привычным явлением стали здесь «беспричинные» заторы: никакой существенной помехи движению впереди нет, а все пять рядов еле-еле ползут – и так на протяжении многих километров. Поэтому первый совет: если вам нужно проехать Москву с юга на север или обратно, направляйте автомобиль на запад МКАД, и выигрыш во времени будет существенным.

Шоссе на Егорьевск складывается из двух мало похожих друг на друга частей. Начальный отрезок, проходящий через Люберцы и прилегающие поселки, никакого удовольствия водителям доставить не может, так как представляет собой узкую, с многочисленными крутыми поворотами и частыми светофорами дорогу.

Первая пара, в сущности, только две ветки одной дороги – на Рязань и далее на Челябинск. Но как различны условия движения на них! Продолжение Рязанского проспекта сразу же попадает в пределы города Люберцы. Езда здесь – сплошное приключение: на протяжении нескольких километров приходится останавливаться на 17 светофорах! Но что поделаешь, город предъявляет к шоссе свои требования. Последний из светофоров – самый тяжелый, где влево ответвляется дорога на Егорьевск. Именно туда направляется значительная часть автомобильного потока.

Но пора вернуться на Рязанское шоссе. За Люберцами следует еще один перегруженный перекресток – поворот на город Жуковский. Здесь почти всегда вытягиваются длинные очереди. Тех же, кто продолжает движение в прямом направлении, ожидает сюрприз – табличка, указывающая, что впереди Москва. Никакой ошибки нет. Просто, чтобы избавить Люберцы от транзитного потока, автомобилистам из Жуковского предлагают проехать чуть-чуть дальше – до слияния с Новым Рязанским шоссе и, развернувшись, устремиться в столицу по нему.

При этом нагрузка на данный участок велика, так как он обслуживает дачные места, справедливо считающиеся одними из лучших в Подмосковье. Томилино, Красково, Удельная, Малаховка – поселки старые (от 100 до 150 лет), с традиционной планировкой, сложившейся сферой обслуживания, особым «малаховским» стилем жизни. Лишь выбравшись из тесноты населенных пунктов, Егорьевское шоссе преображается в приличную подмосковную дорогу средней руки. Ширина – полтора ряда в обоих направлениях, покрытие – неплохое, а повороты, хотя по-прежнему многочисленны, становятся плавными. По сторонам – чудесный лес, изредка уступающий место небольшим населенным пунктам и заправочным станциям с относительно низкими ценами. Кое-где, например в Шмеленках, уже выросли коттеджные поселки. Езда спокойная, приятная, неутомительная.

Слившись, Старое и Новое Рязанские шоссе образуют относительно узкую (по два ряда в каждом направлении, без разделительной полосы) дорогу, которая томительно долго извивается через длинные населенные пункты Октябрьский и Островцы. Часто – через три-пять километров – расположены заправочные станции, вдоль шоссе ведется оживленная торговля.

Новое шоссе возникло относительно недавно – всего лет сорок назад. Уже тогда московские дорожники осознали, что никакая реконструкция не сможет существенно улучшить проходящую через крупный город магистраль, и занялись прокладкой ее дублера – Нового Рязанского шоссе, которое в пределах Москвы стало называться Волгоградским проспектом. Новое широкое (три полосы в каждом направлении) шоссе под номером М-5 тактично прошло по южной окраине Люберец, на нем устроили пару развязок, однако избежать пересечений в одном уровне все же не удалось. Регулируемый светофором сложный перекресток в километре от МКАД постоянно собирает перед собой длинные очереди.

Оживленный участок заканчивается у деревни Заозерье, за которой высоко поднимается стальная арка моста через Москву-реку. Мост новый, всего лет тридцать назад заменивший прежний, который являлся своего рода достопримечательностью. Дело в том, что в 1937 году, когда в Москве развернулось сооружение современных грандиозных мостов, встал вопрос, что делать со старыми уродливыми переправами. Решение нашли элегантное – однотипные фермы двух старых мостов по трассе Садового кольца – Крымского и Краснохолмского – сплавили по реке вниз, к Заозерью, где на новых опорах они прослужили еще несколько десятилетий уже на Рязанском шоссе. Но и там они вскоре стали слишком тесными для выросшего движения, и сегодня о прежнем Заозерском мосте напоминает только насыпь слева от дороги.

У каждого участка подмосковных шоссе есть свой специфический товар: деревня Ермолино на Дмитровском славится пирожками, в районе деревни Голыгино на десять километров вдоль Ярославского раскинулись базары парниковой пленки и прочего пластика. А здесь, на Новорязанском, вовсю торгуют куриными яйцами – ведь рядом Томилинская птицефабрика.

Шоссе Энтузиастов, за МКАД переходящее в Горьковское шоссе (ныне М-7), издавно пользовалось широкой известностью под названием Владимирки, по которой всего полтора века назад гнали в Сибирь партии ссыльных и каторжников. С открытием железной дороги кандальные шествия ушли в прошлое, а дорога превратилась в типичное шоссе-работягу, связывающее Москву не только с областными центрами – Нижним Новгородом, Владимиром, но и с важными подмосковными промышленными центрами – Ногинском, Электросталью, Павловским Посадом. В идущем по шоссе сплошном потоке очень много грузовиков, причем не только «дальнобойных» тягачей с полуприцепами, но и самых обычных самосвалов и фургонов «местного назначения». Немало также и междугородных автобусов, которые доставляют пассажиров в Ногинск раза в два быстрее электричек – если, конечно, не будет затора. А они, к сожалению, случаются очень часто.

За мостом шоссе наконец превращается в настоящую автостраду – с широкой разделительной полосой и плавными поворотами. Появляются даже развязки. Особенно впечатляет одна из них, служащая началом обхода вокруг города Бронницы. Этот совсем свежий участок магистрали принес огромное облегчение здешним автомобилистам, которым больше не приходится протискиваться через узкие улочки заштатного городишки. Так как шоссе старательно обходит населенные пункты, интенсивность торговли (да и вообще всякой жизнедеятельности) по его сторонам резко снижается. Намного реже встречаются бензозаправки, почти исчезают придорожные магазины и шашлычные. А огромные щиты дорожных указателей с чисто российской широтой размаха задают направление – сразу на Челябинск! Свернув все-таки в Бронницы, можно по проходящей через город бывшей бетонке попасть на Егорьевское, а еще дальше – на Горьковское шоссе.

Реконструировали шоссе, как одно из самых важных в стране, в числе первых – в 1960–1970-е гг., когда просто невозможно было представить себе бурную автомобилизацию последнего десятилетия. И потому дорогу расширили, благоустроили, но оставили на прежнем месте. А главное – не выстроили никаких развязок на пересечении с городскими проездами. Особенно тяжело преодолевается перекресток с главной улицей города – Советской. В часы пик здесь образуются огромные заторы. При этом надежды на скорое улучшение ситуации нет. Дорогу нужно либо переносить далеко к югу, за пределы Балашихи, либо прятать в глубокую выемку. И то, и другое – дорого и долго.

Главная беда Горьковского шоссе, конечно же, Балашиха. Один из крупнейших городов Московской области в свое время совершенно справедливо закладывался в сторонке, так, чтобы к нему был подъезд как с Горьковского, так и со Щелковского шоссе. Но подобно большинству подмосковных городов в ходе своего роста Балашиха вобрала прилегавшие населенные пункты, в том числе и по другую сторону от Горьковской дороги. В результате сегодня шоссе проходит почти через балашихинский центр.

Сама Балашиха для владельцев автомобилей – город крайне неприятный. Тамошние жители активно борются за безопасность движения, вследствие чего перегородили все улицы (в том числе магистральные) асфальтовыми и бетонными надолбами, расположенными с внушающей ужас частотой – через 15–20 метров. Через рукотворные ухабы с дребезжанием скачут разбитые балашихинские машины. Кстати, такой же склонностью к вредительству на дорогах отличаются и прочие населенные пункты Балашихинского района, в частности, Железнодорожный. На снижение числа дорожно-транспортных происшествий эта бестолковая самодеятельность существенного влияния, естественно, не оказала, зато сократила срок службы местных автомобилей, заметно увеличила расход бензина и ухудшила экологическую ситуацию.

Балашиха и прилегающие к ней поселки вбирают значительную часть потока, и дальше движение становится относительно приличным, однако отнюдь не безостановочным. Расположенные по сторонам населенные пункты заставили устроить кое-где светофорные пересечения (развязок на шоссе нет – аж до поворота на Электросталь).

Начало Щелковского шоссе (А-103) выглядит просто прекрасно – через МКАД переброшен широченный путепровод. Но тут же асфальтовая полоса стремительно сужается, и то, что носит гордое имя «шоссе», превращается в тесную и корявую сельскую дорожку. Ее, конечно, постарались расширить до предела, допускаемого выстроившимися по сторонам деревенскими домиками. Тем не менее, полноценных двух рядов в каждом направлении получить так и не удалось. Если в первом ряду движется грузовик или автобус, выбираться в так называемый второй можно лишь с крайней осторожностью и опасностью для жизни. А движение-то по дорожке огромное. Ведь Щелковское шоссе ведет не только в Балашиху, Щелково и Фрязино, оно обеспечивает кратчайший выход на весь северо-восточный сектор Подмосковья, по которому не проходят железные дороги, отчего вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок ложится на автомобили. Крупных городов здесь нет, но деревень и поселков достаточно. Близость заповедного Лосиного Острова делает эти места привлекательными для отдыха. Неподалеку от шоссе уже выросло несколько дорогих коттеджных поселков. Чуть дальше, около Щелково, расположен один из крупнейших дачных массивов, в котором особой известностью пользуются поселки Валентиновка и Загорянская. Поэтому по шоссе то и дело проносятся «мерседесы» и джипы с мигалками, а по количеству постов ДПС оно уступает разве что Рублево-Успенскому. Гаишникам приходится регулировать движение на многочисленных перекрестках и поворотах.

Правда, кое-чего все же достичь удалось. Напуганные жуткими балашихинскими мостовыми водители, застряв в пробке на самом пороге Москвы, даже не пытаются выбраться через город на соседнее Щелковское шоссе.



Главная --> Публикации