Главная --> Публикации --> Социальная инфраструктура инженерной не замена Офисы на заказ Чем меньше, тем дороже Склады входят в моду Высокие тарифы и ажиотажный спрос на оформление "соток" создаются искусственно

Первое, что бросилось в глаза, - потрясающая чистота и порядок. Впрочем, вполне возможно, подумали мы, что это объясняется лишь тем, что завтра в Видном - День города, отмечается его 42-летие. Ну, а к праздникам, как известно, в России всегда относились с особым пиететом. Вот и тут Дом культуры, расположенный на главной городской площади, сияет свежевыкрашенными боками. Так же аккуратно выглядят по соседству с ним здания музея, городской и районной администраций. А чуть в стороне стоят веселые трехэтажные домики. Глядя на них, никогда не подумаешь, что построили их еще в 50-е годы - смотрятся как на картинке. Такую красоту в один день явно не наведешь. Так что, видимо, и впрямь тут не показуха, а порядок кругом.

В ходе всероссийского конкурса подмосковный город Видное признан самым благоустроенным в стране среди городов с населением менее 100 тысяч человек. Услышав эту новость, корреспонденты РГ немедленно выехали к победителю, чтобы своими глазами увидеть, что же такого необычного в этом городке с 50-тысячным населением, а главное, что еще будет - ведь в качестве приза Видному дали 12 миллионов рублей на дальнейшее развитие.

Если бы нам дали 12 победных миллионов несколько лет назад, я бы размазал их по тарелке, ведь в городе проблем хватает. Но сегодня мы поступаем иначе: если беремся за какой-то объект, то занимаемся им до победного конца, - поделился глава района. Возводят, например, 6-й микрорайон - надо построить капитальную проезжую часть и пешеходные зоны, которые укрепят связь окраины с центром.

В этом мы убедились и на окраинах города, где высятся современные многоэтажки. Только в прошлом году в Видном ввели в эксплуатацию 58,1 тысячи квадратных метров жилья. Из прошлого ветхого жилья осталось расселить всего два довоенных барака. Правда, очередников в городе все равно еще много - целых 650 семей. Но Василий Голубев, глава администрации Ленинского района, на территории которого находится Видное, уверен, что за пять лет большая часть их справят новоселья. Для этого муниципалитету нужно ежегодно иметь по 200-300 квартир для очередников. Это вполне реально, так как у всех, кто строит в Видном, в инвестиционных контрактах обязательно есть строка о том, сколько они обязуются дать квартир для очередников, - рассказал Голубев. Инвесторов это не отпугивает - в очереди стоят, лишь бы получить землю для застройки. В итоге в этом году очередники и бюджетники уже получили 65 квартир.

Аккуратно вымощенная плиткой дорожка в Центральном парке ведет к только что отстроенному храму. Завтра митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в присутствии губернатора Московской области Бориса Громова освятит церковь. Она была заложена в честь Победы в Великой Отечественной войне и носит имя Георгия Победоносца - покровителя Московской области.

Приоритетная задача властей - повышение качества жизни горожан. Поэтому они заботятся не только о жилье, но и об отдыхе для населения. А отдохнуть в Видном можно на славу: на берегу пруда, например, или у одного из фонтанов, а также гуляя по уютным, хорошо освещенным по вечерам аллеям. Горожане оценили старания администрации и сами начали приводить в порядок дворы, красить балконы, высаживать цветы. А главное, беречь то, что уже сделано хорошего.

А личный автомобиль в Видном, по статистике, есть у каждого жителя. Для железных коней во дворах всюду построены мини-стоянки. Еще власти собираются возвести многоярусные стоянки.

Кстати, если вы захотите приехать в Видное, к примеру, на День города, достаточно сесть на электричку с Павелецкого вокзала или на автобусы и маршрутки, отходящие от станций метро Домодедовская и Кантемировская. 15-20 минут - и вы в центре города. Поездка по самому Видному - одно удовольствие. Это ведь один из немногих городов области, в котором есть даже троллейбусы, причем расписание здесь соблюдается буквально до минуты, - похвастался Голубев. Решая транспортные проблемы, администрация использовала и зарубежный опыт. Например, внедрила наработки голландцев по части обустройства дорог, а также сложных перекрестков: сделали в таких местах круговое движение, которое очень облегчает водителям маневры.

Выход из тени
Какой была Тверская, дает представление соседняя, параллельная ей Большая Дмитровка. Она сохранилась не только в прежнем виде, но и в прежних границах у нее типичная ширина для всех центральных московских улиц. Когда двести лет лучшие зодчие Европы и России строили на берегах Невы Северную Пальмиру, в то время Москве, находившейся на положении второй столицы, удалось сохранить планировку с кривизной улиц и переулков, городской масштаб, историческую среду. Девяносто лет назад, неожиданно вновь оказавшись главным городом государства, она к этому событию оказалась неподготовленной. В ней не было ни зданий, предназначенных для государственного управления, ни посольств, не было и нормальной инфраструктуры, дорог. Лишь в 1931 году решено было начать реконструкцию Москвы, разработать ее Генеральный план, что и было вскоре сделано. Расширение, спрямление, пробивка новых магистралей по живому телу города предусматривались на всех основных улицах, а пример должна была дать Тверская. В результате ее ширину увеличили в два раза за счет сноса старых зданий, тогда же надстроили здание, где сейчас располагается мэрия.

Желающих пустить корни в уютном городке день ото дня все больше. Охотно переселяются сюда и москвичи, добавляя немало проблем властям. Ведь работают и, соответственно, платят налоги они в столичную казну, а за местами в детские садики и школы идут по месту жительства. В результате очередь в детсад сейчас огромная - в ней стоят 1400 малышей. Так что вот еще одна проблема, которая требует безотлагательного решения. Ведь именно в руки этих детишек жители Видного рано или поздно вручат судьбу своего красивого города.
Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, едет миленький, сам на троечке С ветерком гнали ямщики по этой дороге. По ней следовали на Посольский двор высокие гости из-за рубежа, проезжали царские особы со своими свитами. Считалась она главной в древней Москве: по обе стороны стояли владения знати, церкви и монастыри, слободские дворы. И то обстоятельство, что соединяла дорога сначала Белокаменную с Тверью, а затем с Санкт-Петербургом, придавало ей особый статус, закрепляло государственное значение.

Дорожная стройка века
В конце прошлого века бурное жилищное строительство в столице и ее пригородах, а также резкая автомобилизация мегаполиса сделали проблемной транспортную систему города. Встали практически все основные магистрали. Московские власти вынуждены были искать штопор от автомобильных пробок: появились МКАД, Третье транспортное кольцо, новые мосты, развязки, подземные переходы. В частности, сложные инженерные и дорожные работы были произведены на пересечении улицы Беговой с Ленинградским проспектом, на Верхней Масловке. Однако по-прежнему Ленинградка по всем гласным и негласным исследованиям и опросам оставалась самой загруженной столичной трассой. Авиапассажиры опаздывали на свои рейсы, подмосковные жители на работу в Белокаменную, а москвичи неохотно раскупали новое жилье в экологически чистых районах Куркино, Новокуркино и пользовались услугами огромных торгово-развекательных центров сразу за кольцевой. Для решения проблемы на этом участке требовался кардинальный подход. Он был найден, и город уже ведет его реализацию. Проект Большая Ленинградка уже сейчас достоин звания дорожной стройки века. К 2010 г. трасса должна стать самой современной в стране. Раз и навсегда избавить ее от пробок должны сразу три дорожных проекта, запущенные столичными и федеральными властями. В первую очередь реконструкция ждет Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе от Манежной площади до МКАД. Движение по существующему мосту через канал имени Москвы станет односторонним: параллельно будет возведен еще один мост, по которому пустят встречный поток машин.

В 1950-е годы под площадью Маяковского соорудили тоннель, а у памятника поэту-трибуну в период оттепели читали свои стихи литераторы новой волны. В 1957 году на карте столицы появилась еще одна знаковая магистраль: продолжение тогдашней улицы Горького Ленинградское шоссе (Петербургское, Петроградское, а в народе Питерская) от Белорусского вокзала до развилки с Волоколамкой и перекрестка с улицами Балтийской и Алабяна назвали Ленинградским проспектом. В честь города на Неве и, как тогда было принято говорить и писать, колыбели революции. Приурочено все было к 40-летию октябрьских событий 1917 года. Далее через Войковскую, Водный стадион и Речной вокзал трасса, как и прежде, уходила за пределы столицы. Считалась она скоростной, просторной, и для тех, кто прилетал в Шереметьево из-за рубежа, являлась визитной карточкой Москвы.

Областной младший брат
Правда, выяснилось, что химкинский участок проблемный из-за близости жилой застройки. Построить эстакаду нельзя не удастся согласовать проект с жителями домов и владельцами торговых центров. Единственный приемлемый вариант углубляться в землю. По замыслу проектировщиков, дополнительные полосы на участке Ленинградского шоссе от МКАДа до Химок уйдут в узкий тоннель, заканчивающийся через пять километров в районе Международного шоссе.

Наконец-то удалось развязать гордиев узел разногласий между областными и московскими чиновниками. Как только федеральные начальники дали добро на масштабные преобразования, на следующий же день Юрий Лужков отдал распоряжение готовить документацию на проведение работ на территории Москвы. После небольшой паузы и подмосковный губернатор Борис Громов дал отмашку своим подчиненным.

На разных уровнях
А вот московские власти, привыкшие и не к таким грандиозным переменам, рьяно взялись за дело, и уже сейчас на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Серегина завершено строительство двух автомобильных тоннелей: часть дороги длиной в 3,24 км, от Путевого дворца до аэровокзала, опустили под землю, а по бокам на поверхности проложены четыре полосы дороги. Кстати, такая же схема предусмотрена на пересечениях Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей и Головинским шоссе.

Впрочем, и это не так существенно изменит положение, поэтому федеральные власти предложили проложить еще одно шоссе. Проект платного дублера фактически согласован, а первые 60 км автобана планируется построить к 2010 г. По замыслу проектировщиков, 150 км новой трассы пройдут через Химки, Зеленоград, Солнечногорск и Клин. Строить дорогу начнут в районе Бусиновской развязки на МКАД. Магистраль пересечет Лихачевское шоссе и двинется в сторону Шереметьево вплоть до пересечения с трассой А-107 (малая бетонка), а затем и А-108 (большое бетонное кольцо). Дорога сольется с нынешней Ленинградкой у поселка Ямуга на границе Тверской области. Но пока все это на бумаге.

В июле самой горячей темой обсуждения автомобилистов была транспортная ситуация, сложившаяся в районе метро Сокол. Здесь столичные власти развернули-таки мощную технику и перешли к действиям. Самая сложная в инженерном плане развязка будет построена к 2009 году.

Еще один знаковый этап проекта площадь перед Белорусским вокзалом, где уже начались земляные работы по возведению многоуровневого торгово-развлекательного комплекса с магазинами, ресторанами, кинотеатрами и рекреационной зоной. Там же разместится автостоянка. Кроме того, строители собираются создать четырехуровневую автостоянку на 550 машин под Триумфальной площадью. Интересно, что проект реконструкции с архитектурной точки зрения опирается на разработанный еще в 1940-х годах вариант реконструкции площади Маяковского.

Естественно, что проект Большая Ленинградка делает не просто скоростной основную столичную трассу, меняет не только схемы движения автотранспорта, он способствует развитию инфраструктуры прилегающих территорий, ускоряет возведение новых жилых комплексов. Городские власти задолго до дорожной эпопеи приступили, в частности, к реконструкции района Левобережный, где намечено вместо отслуживших свой век пятиэтажек построить современные здания общей площадью почти миллион квадратных метров. ЖК Северный парк, Город Яхт, Триумф-Палас, реконструкция Петровского путевого дворца, где разместится резиденция столичного градоначальника, благоустройство прибрежной зоны Химкинского водохранилища, Водного стадиона, обновление стадиона Динамо и реализация амбициозного проекта торгово-развлекательного комплекса в Петровском парке, наконец, появление микрорайона Гранд-парк на Ходынке все эти и другие объекты логично вплетаются в биографию новой Питерки, одной из примечательных московских магистралей, что связала историю, человеческие судьбы, интересы.

Не менее сложная развязка появится под Пушкинской площадью: на пересечении Тверской улицы со Страстным и Тверским бульварами будет проложен автомобильный тоннель, соединяющий две части Бульварного кольца.

Сейчас много противоречивой информации. По одним данным, Москоммерцбанк приостановил выдачу ипотечных кредитов до 10 октября. По другим, просто сократил объемы выдаваемых займов. Как на самом деле?

Название Москоммерцбанк за последние две недели обошло страницы практически всех деловых СМИ. Немудрено: он первый, кто отозвался на мировой кризис ликвидности повышением ставок по ипотеке на 0,51%, а также первый банк, о котором пошли слухи, что он приостановил выдачу ипотечных кредитов. О том, что происходит в кредитной организации и за ее пределами, в интервью Banki.ru рассказал предправления Москоммерцбанка Алексей ГОДОВАНЕЦ.

Что это за день?

На самом деле происходит следующее: мы как выдавали кредиты, так и продолжаем это делать. За неполный август мы выдали кредитов на сумму, превышающую 70 млн. долларов. За рабочую неделю с 20 по 24 августа на 10,2 млн. долларов, с 27 по 31 августа на 9,8 млн. долларов. Единственное ограничение, которое мы ввели, касается некоторых крупных сделок свыше 500 тыс. долларов, по которым берем дополнительное время на изучение заемщиков. Это связано с изменением нашего подхода к рискам на крупные суммы. Количество сделок и объемы выдаваемых кредитов почти такие же, как были в прошлом году. Таким образом, полагаю, что по итогам отчетности мы продолжим оставаться лидером в области ипотечного кредитования среди коммерческих банков (по данным РБК.Рейтинг на 1 июля 2007 года, банк занимал третье место по объему кредитного портфеля, 14,9 млрд. рублей, уступая госбанкам Сбербанку и группе ВТБ Banki.ru). Мы не собираемся сворачивать ипотечную программу, продолжаем активно развивать нашу филиальную сеть. 29 августа, в самый разгар обсуждений в прессе нашего банка, открыли новый филиал в Нижнем Новгороде. Что касается информации о приостановке ипотечного кредитования до 10 октября, которую сообщил журналистам один из сотрудников нашего call-центра, это некорректные сведения. Чтобы опровергнуть все слухи, приглашаем к нам в офис в любое время: посмотрите, как у нас происходят сделки. Начиная с августа, мы упорядочили выдачу кредитов. Если раньше заемщик мог прийти получить кредит в любое время после оформления документов, теперь он сможет это сделать только в назначенный нами день. Такой график мы ввели, чтобы более четко управлять нашей наличностью.

Сократились ли темпы кредитования Москоммерцбанка в августе по сравнению с предыдущим месяцем?

Это один из ближайших дней к моменту, когда были сданы документы. К этому дню мы готовим валюту для выдачи человеку. Сейчас ежедневно у нас идут десятки сделок: выдаем по нескольку миллионов долларов в день. Совершенно понятно желание банка лучше контролировать движение наличных денег в кассе.

Расскажите подробнее о ваших новых способах изучения кредитоспособности заемщиков?

Темпы кредитования в этом месяце сократились примерно на 2030% по сравнению с июлем. Но август это месяц отпусков. В августе прошлого года мы выдали примерно столько же, сколько и в этом месяце, что еще раз подчеркивает: среди коммерческих банков больше нас в России никто ипотечных кредитов не выдает. Как я уже говорил, мы теперь дольше рассматриваем сделки на сумму более 500 тыс. долларов. Если раньше у нас была программа по ломбардному кредитованию, где мы рассматривали только залоги, то теперь изучаем своими способами кредитоспособность заемщиков и с этой целью вводим изменения в анкеты заемщиков.

Какие дополнительные сведения вы намерены требовать от таких клиентов?

Мы просто будем запрашивать дополнительные данные о людях, которые получают крупные суммы, особенно на покупку или под залог загородной недвижимости. Мы хотим про них знать немного больше.

Вы подняли ставки по ипотеке. Планируете ли со временем вернуть их на место?

Это можно будет узнать из наших новых анкет, которые сейчас разрабатываются.

Каков сейчас процент отказа в выдаче кредитов?

Как только успокоятся международные рыки. Мы очень внимательно следим за ними. С учетом волатильности на рынках, ожидаем, что стоимость фондирования для российских банков увеличится. Предвосхищая это увеличение, мы и подняли ставки. Как только шторм на рынках прекратится, мы снизим ставки.

В процессе выдачи ипотечных кредитов мы оцениваем две вещи. Первая это платежеспособность заемщика, вторая залога. Объект залога дополнительно оценивается специализированными компаниями, потом отчет об оценке проверяют наши аналитики. На этом этапе часть (около 15%)потенциальных объектов залога отсеивается

Порядка 2025%. Происходит это, в основном, по двум причинам по причине недостоверности предоставляемых данных заемщиками либо если они являются неблагонадежными с нашей точки зрения. Раньше процент отказа составлял 1520%.

Никаких переговоров с НИКОМ мы не ведем.

30 августа Национальная ипотечная компания (НИКОМ) сообщила, что будет покупать пулы ипотечных кредитов у банков, которые испытывают проблемы с кредитными средствами. Поступали ли вам предложения от НИКОМ? Будете ли вы участвовать в таких переговорах?

Сейчас мы работаем над сделкой по секьюритизации наших ипотечных активов. Подробности сделки смогу озвучить в только сентябре-октябре.

Ведете ли такие переговоры с кем-либо еще?

Это PR, который стал возможным благодаря общей неспокойной ситуации на мировых финансовых рынках.

На минувшей неделе три организации НИКОМ, ВТБ 24 и DeltaCredit начали кредитовать клиентов, получивших одобрение в других банках, но так и смогших получить в них кредит. Как вы прокомментируете этот шаг?

Не думаю. Если говорить о конкурентной борьбе, то этим банкам ничего не мешало раньше кредитовать клиентов, которые получили одобрение в других банках. К тому же, я уверен, что многие клиенты на практике итак получают одобрение от нескольких банков и выбирают потом наилучшие условия. В данном случае, на мой взгляд, нет никакого события. Есть только PR. Что касается нас, то даже после того, как мы подняли ставки, мы не ощутили вообще никакого оттока клиентов.

Может ли в нынешней ситуации подобный PR привести к тому, что ипотечные клиенты оставят банки, выдавшие одобрения по кредитам, и перейдут в эти?

Нет, за исключением, может быть, отдельных деталей отдельных кредитных продуктов, о которых я уже говорил ранее.

Планируете ли вы менять ипотечную стратегию?

Нет, это очень хороший бизнес, и мы довольны своей продуктовой линейкой.

Будете ли вы сокращать количество сделок по кредитованию на сумму более 500 тыс. долларов?

Мы не хотели бы разглашать эту информацию.

Какой процент от общего объема выданных ипотечных кредитов составляют сделки, превышающие 500 тыс. долларов?

В конце прошлой неделе я был в Казахстане. Там было все спокойно, так называемого кризиса ликвидности не наблюдалось. Наблюдались только раздутые средствами массовой информации жареные факты на эту тему. Но в целом банковская система Казахстана чувствовала и продолжает себя чувствовать вполне уверенно, несмотря на то, что доступ к внешним рынкам усложнился. Крупные банки, к которым относится Казкоммерцбанк, чувствуют себя хорошо и без проблем управляют ликвидностью. В среду Казкоммерцбанк объявил о привлечении нового синдицированного займа на 600 млн. долларов, погасив досрочно кредит в 400 млн. долларов. Поэтому доверие к казахстанской банковской системе со стороны международных инвесторов высокое, местные игроки чувствуют нормально. Истории о кризисе ликвидности в Казахстане не имеют под собой никакой почвы.

Сейчас на межбанковском рынке Казасхатана разворачивается кризис ликвидности. Ваш основной акционер казахстанский Казкоммерцбанк. Как влияет на Москоммерцбанк кризис в Казасхатне?

Ипотека во всем мире является одним из важнейших способов финансирования сделок с недвижимостью, особенно с жилой. Россия не исключение. Однако этот рынок у нас является зарождающимся, и составляет чуть более 1% от ВВП, тогда как в странах Восточной Европы 2030%, а в развитых странах, вроде США, около 50% от ВВП. Поэтому в России ипотека пока не оказывает существенного влияния на стоимость недвижимости, так как очень незначительная часть сделок по приобретению жилья финансируется за счет нее. Временное удорожание некоторых ипотечных продуктов также не повлияет на ценообразование на рынке недвижимости.

По данным некоторых экспертов, рост объемов ипотечного кредитования в России сейчас замедлился. Отразится ли это на стоимости жилья?

Скорее всего, нет. Есть общая тенденция к снижению стоимости ипотеки. Возможно, в ближайшие 36 месяцев этот процесс несколько замедлится. Однако по самым рискованным ипотечным продуктам, действительно, возможно повышение первоначального взноса и увеличение процентной ставки. Но в целом по рынку особых изменений не будет. И средняя ставка на рынке не увеличится. Может быть, станет меньше агрессивных маркетинговых ходов. Таких, как ипотека без первоначального взноса, что Москоммерцбанк, например, никогда не практиковал, считая это очень рискованной тактикой.

Изменятся ли в целом условия по кредитованию ипотеки величина первоначального взноса, размер первоначальной ставки? Иными словами станет ли ипотека менее доступной?

Да. Возможно, по таким продуктам будут пересмотрены некоторые условия. В частности, как я уже говорил, увеличится первоначальный взнос.

Ипотека без справки о доходах останется? Многие эксперты считают ее очень рискованной.

Отношусь к таким заявлениям с уважением. Считаю, что в будущем ставки по ипотеке будут действительно снижаться. Много здесь зависит от механизмов, которые будет развивать государство в области рефинансирования. Например, нужно развивать рынок внутренней секъюритизации, чтобы здесь, в России, можно было продавать пулы ипотечных кредитов или внутренние ипотечные ценные бумаги. Заявления госчиновников о снижении ипотечной ставки имеют почву хотя бы в виду того, что сама российская экономика растет высокими темпами, и ее риски уменьшаются. Это приведет к тому, что инвесторы также начнут снижать премию за риск России как заемщика, что отразится на ставках по ипотеке.
Вдоль Каширского, Варшавского и Симферопольского шоссе тянутся лиственные леса и настоящие русские луга, а с запада на восток, пересекая эти трассы, катит неспешные волны река Ока Много простора и чистого воздуха. Парадокс, что юг Подмосковья пока не относится к числу престижных регионов, а потому цены на коттеджи здесь еще вполне приемлемые. И хотя высококлассные поселки наперечет, но специалисты смотрят на перспективы этого сектора загородной недвижимости вполне оптимистично.

Как вы относитесь к заявлениям чиновников, которые говорят, что, несмотря на нестабильность на финансовых рынках, ставки по ипотеке в России будут снижаться. Уместны ли подобные заявления в данной ситуации?

Благодаря природе и красивым видам в этом районе довольно много домов отдыха и санаториев, добавляет Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood, особенно в районе реки Оки. По Каширскому шоссе расположены оздоровительный комплекс Бор (20 км), дом отдыха Бугорок (62 км), пансионат Заря (85 км), дом отдыха Каширские роднички (100 км), пансионат Соколова пустынь (100 км). На Симферопольском шоссе санаторий Ерино (18 км), отель Фореста Фестиваль Парк (30 км), развлекательно-туристический комплекс Княжьи дали (60 км), пансионат Лесная опушка (98 км), оздоровительный комплекс Лужки (100 км), курорт Царьград Спас-Тешилово (100 км).

Вот они, условия
Экология юга Подмосковья не везде однородна имеются тут и промышленные зоны, и города-спутники столицы с высокой плотностью жилой застройки, и грузовой трафик на дорогах. Но в целом ситуация скорее благополучна, считают эксперты. Местность в районе трех шоссе обладает равнинным рельефом с множеством лесных массивов. Особенно на удалении 100 км от МКАД там живописные места на берегу рек Оки и Нары, которые вполне можно осваивать под дачное строительство.

Теперь о трассах. Варшавское шоссе имеет протяженность 89 км до границ с Тульской областью. Имея четыре полосы на выезде из Москвы и три до пересечения с Малым московским кольцом, эта дорога обладает низкой пропускной способностью. Гораздо лучше Симферопольское шоссе: построенное как дублер Варшавского, оно идет параллельно ему и имеет качественное покрытие и хорошие скоростные характеристики. Его протяженность 108 км до границ с Тульской областью. Новое Симферопольское шоссе состоит из шести полос на выезде из столицы и из четырех до пересечения с Малым московским кольцом. Магистраль Москва Дон и трасса в аэропорт Домодедово это современные трассы, относительно свободные от населенных пунктов, с минимальным количеством светофоров. Добраться по ним до загородного дома можно без особых проблем. Самыми загруженными на южном направлении являются Каширское и Старое Симферопольское шоссе. Каширское шоссе тянется на 132 км, имеет шесть полос на выезде из столицы и четыре до пересечения с Малым московским кольцом.

В районе Оки на территории 5 тыс. га расположен Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

У южных направлений две проблемы плохая транспортная доступность и неблагополучная экологическая ситуация, подытоживает Нина Резниченко, руководитель отдела загородной недвижимости компании IntermarkSavills. Но если первая проблема сейчас активно решается подмосковными властями, что дает южным направлениям большую перспективу, то вторая пока остается.

Инфраструктура южных направлений в основном городская, относящаяся к населенным пунктам Бутово, Видное, Подольск, Домодедово. Элитным коттеджным поселкам, где основной акцент делается на камерность, не место среди городов, поэтому на южных направлениях вблизи Москвы возводится в основном бизнес- и экономкласс, замечает Василиса Баженова, руководитель проекта Гагаринлэнд. Больших инфраструктурных проектов, направленных именно на загородную недвижимость, нет, констатирует Владимир Яхонтов, заместитель директора компании МИЭЛЬ Загородная недвижимость. Из объектов, снижающих привлекательность, можно назвать аэропорт Домодедово. В районе Каширки и Симферопольского шоссе развита логистическая инфраструктура, поскольку это трассы, по которым осуществляются грузовые перевозки.

Поселки: пока не густо
У советской элиты юг Подмосковья был непопулярен, поэтому известных стародачных мест там мало. На южном направлении они не так развиты, как на севере области, говорит Светлана Кондачкова, руководитель направления загородной недвижимости компании МИАН-агентство недвижимости. Из самых известных это Востряково (Симферопольское шоссе), также вызывают интерес предложения в районе Приокского заповедника.

О немаловажном факторе в спросе на загородную недвижимость напоминает Василиса Баженова: наименее обеспеченное население столичного мегаполиса проживает как раз в Южном и Юго-Восточном административных округах, и, следовательно, потенциальных покупателей на загородку в прилегающих к ним областных районах не так уж много.

На Симферопольском шоссе в той же зоне удаленности на первичном рынке продается Мещерское Полесье. Светлана Кондачкова выделяет также поселок Premium, где в красивейшем березово-еловом лесу, на участке в 5 га, построено 500 домовладений. Ирина Леденева, специалист департамента загородной недвижимости инвестиционной группы SESEGAR, считает заметными проектами поселки Октава, Паритет, Заокские просторы, Сосны. Особым интересом пользуются территории, находящиеся в прибрежной зоне Оки, а также дальние дачи в Тарусском районе, говорит она. Руководитель отдела по продаже загородной недвижимости АН Оберегъ Виктория Синюкова отмечает поселок Раздолье в Ордынцах, расположенный в хорошем месте с лесом и водоемом. Также в Ордынцах расположены неохраняемые коттеджные поселки, которые можно отнести к экономклассу.

Предложений объектов в новых коттеджных поселках тоже пока немного. На Варшавке вблизи столицы (до 35 км) имеется восемь коттеджных поселков, из которых три находятся в активной стадии продаж: Просторно, Борисовка и Западный стиль. Алла Ефремова, PR-директор агентства недвижимости DOKI, еще называет поселки Завидное, Малая Москва, Фетищево, Кузнечики. Сейчас большинство предложений по данному направлению перешло уже на вторичный рынок, замечает она.

Многие риэлторы выделяют новый поселок Заповедный, расположенный в 22 км от Москвы в сосновом массиве на берегу реки Рожайка, на территории оздоровительного центра Подмосковье Управления делами Президента РФ. Подъехать к нему можно как по Симферопольскому, так и по Каширскому шоссе. Здесь 31 домовладение на общей территории 7,7 га десять типов загородных домов площадью от 290 до 490 кв.м на участках в 15 36 соток, а также таунхаусы площадью 196 кв.м на земельных участках от 8 до 12 соток. Покупателей привлекают закрытость клубного поселка и его круглосуточная охрана, а также хорошая инфраструктура и сервис. Жители могут пользоваться услугами высококлассного лечебно-оздоровительного комплекса. Строительство заканчивается в этом году. Проект представляется довольно удачным, так как цены соответствуют качеству (местоположение, строительные материалы и типы построек), комментирует Владимир Яхонтов. Порядок цен здесь от $660 до $2300 тыс. за домовладение.

На Каширском шоссе в пределах 35 км есть шесть коттеджных поселков, из которых три находятся в активной стадии продаж: Григорчиково, Заповедный и Боръ. Первый из них клубный, расположенный в заповедном лесопарке на высоком берегу реки Пахры в 15 км от МКАД. Здесь продаются коттеджи 8 типов. Поселок имеет самостоятельную инфраструктуру, обеспечивающую население всеми необходимыми услугами в части охраны и эксплуатации жилья: администрация, эксплуатационные службы, общественный центр. Там же находится и непосредственно граничит с Пахорским лесопарковым заповедником поселок Южный. Он расположен на открытой, солнечной поляне и со всех сторон окружен лесом. В составе комплекса предусмотрено строительство 120 жилых домов площадью от 180 до 330 кв.м на земельных участках от 12 до 25 соток и 20 таунхаусов площадью 200 кв.м на участках 4 5 соток.

В среднем цена на земельные участки в радиусе 30 60 км в охраняемых поселках по Симферопольскому направлению колеблется в пределах $10 16 тыс./сотка, участки в 100-километровой зоне предлагаются по $1 2,5 тыс./сотка. По Варшавскому (Востряково, Щербинка) и Каширскому (Михнево) направлению соответственно $6 10 тыс./сотка и $4 10 тыс./сотка, утверждает Ирина Леденева.

По данным компании МИЭЛЬ Загородная недвижимость, средняя цена земли в долларовом эквиваленте на удалении не более 35 км на Варшавском шоссе составляет $9600 за сотку, на Симферопольском $8800, на Каширском $780 Порядок цен на землю характеризуется количеством предложений в коттеджных поселках и дачных товариществах, а также близостью соседних направлений. Средняя цена домовладения (на том же удалении), по данным компании: на Варшавском шоссе $570 тыс., на Симферопольском $560 тыс., на Каширском $460 тыс.

Но основная причина востребованности у покупателей недвижимости на юге невысокие цены и на землю, и на готовые строения. Так как дома на северных и западных направлениях Подмосковья по цене доступны немногим, у южного сектора, где цены ниже, есть перспективы к развитию, подтверждает Евгений Шевченко, директор департамента загородной недвижимости компании Paul’s Yard. К тому же Юг обладает значимым преимуществом, которое может привлечь сюда крупных инвесторов и покупателей загородной недвижимости, это большие объемы пока не освоенных территорий, в том числе интересные живописные лесные участки и, соответственно, более широкий выбор предложений, по сравнению с другими направлениями. Ситуация непременно будет улучшаться благодаря развитию транспортных магистралей. Помимо повышения качества дорог, покупателей привлекает и обилие гипермаркетов, расположившихся вдоль южных трасс.

Импульс для развития
Надо признать, юг Подмосковья долгое время выпадал из поля зрения застройщиков. Во-первых, сыграла роль низкая престижность данных направлений. Во-вторых, выезд из Москвы на южные трассы занимает гораздо больше времени, нежели на западные или северные. Но в силу своих природно-видовых и ландшафтных характеристик, а также из-за дефицита земель в области эта зона стала сейчас перспективна для коттеджного строительства. Кроме того, остановка многих производств на территории прилегающих городов положительно сказалась на экологии местности. А благодаря хорошей транспортной системе направление стало более привлекательно не только для строительства дач, но и для недвижимости для постоянного проживания. Ситуация здесь во многом повторяет бурное развитие Новой Риги, где улучшение трассы привело к развитию коттеджного строительства не только в радиусе 10 15 км, но и за 30 40 км. Хотя пока интенсивность освоения земель только набирает обороты.

Явным недостатком Юга остается неразвитая инфраструктура, что не позволяет развернуть здесь полномасштабное строительство. Но это вопрос времени. Еще один сдерживающий фактор затрудненный выезд из Москвы с МКАД, но и эта проблема разрешима, утверждает Надежда Гребенникова, начальник отдела проектов компании ТЕРРА-недвижимость. Мы прочим Югу большое будущее, так как помимо эволюционных факторов здесь будет действовать и революционный, а именно начнется строительство сразу нескольких мегапроектов. Несомненно, косвенно толчок даст проект А10 Но самый мощный импульс даст Большое Домодедово. Он получит от правительства поддержку в рамках нацпроекта Доступное жилье в виде полного финансирования социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Очевидно, что, с одной стороны, строительство по сути нового города отодвинет зону пригородного и загородного проживания, но с другой наличие инфраструктуры, инвестиции в транспортные коммуникации сделают южное направление крайне привлекательным, в том числе и для тех, кто будет жить и работать в новом городе.

При оценке перспективности этого направления для коттеджного строительства необходимо учитывать планы по созданию логистических и промышленных зон в Домодедовском районе, а также создание Большого Домодедова, говорит Мария Литинецкая. Поэтому наиболее пригодные для коттеджного строительства участки расположены за 50 км от МКАД в районе Оки. Таким образом, южное Подмосковье можно разделить на две зоны: первая зона промышленного строительства, тяготеющая к Домодедово и Каширскому шоссе, другая зона перспективной коттеджной застройки, тяготеющая к Оке. Развитие инфраструктуры аэропорта Домодедово и прилегающих территорий, безусловно, повлияет на рынок загородной недвижимости по данному направлению, считает Алла Ефремова. Свободных земель оставаться будет все меньше, в то время как предложение новых объектов продолжит расти.



Главная --> Публикации