Главная --> Публикации --> На "точках" ставится точка Банки поднимают ставки и ограничивают кредит Не можешь купить - построй 6 способов не платить налоги с аренды «кассы взаимопомощи» это реальный шанс получить жильё в рассрочку

Апраксин двор является одним из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, в 2004 году ему исполнилось 250 лет. Сегодня это целый квартал, ограниченный улицами Садовая и Ломоносова, набережной реки Фонтанки и Апраксиным переулком. Однако исторически данная территория делится на Щукин (участок вдоль бывшего Чернышева переулка, а ныне улицы Ломоносова) и Апраксин дворы. Купец Иван Щукин стал владельцем своего участка, выкупив его в середине XVIII века у графа Чернышева. А в 1744 году императрица Елизавета пожаловала Федору Апраксину огромную территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей, когда она еще была загородной зоной и лес подступал к самому берегу Фонтанки.

На этой неделе в Санкт-Петербурге решается судьба одной из самых значимых инвестиционных площадок города. 25 января будет назван победитель международного архитектурного конкурса на лучший проект реконструкции Апраксина двора. Однако уже сегодня понятно, что судьбой этого знаменитого квартала, расположенного в самом сердце Северной столицы, будет заниматься иностранный архитектор.

Между тем главные цели реконструкции были определены очень четко: развитие территории, воссоздание ее общественной значимости, создание многофункционального общегородского центра со статусом пешеходная зона повышенной комфортности. По завершении реконструкции к 2010 году квартал планируется перевести в частную собственность. Здесь будет создана гостиница, несколько кафе и ресторанов и туристический центр, а на месте часовни, разрушенной в прошлом веке, возведена церковь Св. Марии Магдалины. Кроме того, поскольку большая часть обновленного Апраксина двора будет пешеходной, для контроля въезжающего транспорта на территории квартала планируется установить пять контрольно-пропускных пунктов. За счет города здесь будет построено несколько открытых стоянок для автомобилей в общей сложности на 1000 мест, а за счет инвесторов три пятиэтажных паркинга.

Сегодня комплекс занимает территорию общей площадью 14 га, на которых располагаются целых 57 разных объектов коммерческого назначения, причем большая часть из них находится в частной собственности. По сути, это квартал-рынок, причем отнюдь не с самой лучшей репутацией. Плюс техническое состояние большинства зданий оставляет желать лучшего: многие памятники архитектуры настолько неухожены, что сегодня признаются аварийными. Иными словами, необходимость комплексной реконструкции исторически ценной территории назрела уже очень давно, однако на столь масштабные работы требовался соответствующий инвестор, и город долго не мог его найти.

Конечно, Фостер лучше знаком петербургской общественности, но нельзя сказать, что эта известность играет ему на руку. Ведь именно он выполнял проект реконструкции Новой Голландии, предусматривающий превращение острова в эдакую площадку для космического звездолета. Впрочем, в проекте реконструкции Апраксина двора лорд был куда скромнее, предложив построить довольно традиционный подземный торговый центр, а над ним восстановить не одну, а сразу несколько часовен.

В сентябре прошлого года в Петербурге был объявлен инвестиционно-архитектурный конкурс на сам проект реконструкции, минимальный бюджет которой определили в размере 10 млрд руб. В конце прошлой недели жюри назвало финалистов этого состязания стратегий. Ими стали компании Ruric AB и Главстрой, первая из которых пригласила к проектированию нового лица Апраксина двора знаменитого Нормана Фостера, а вторая звезду британской архитектуры Криса Уилкинсона.

Кроме того, как один из вариантов проект предусматривает строительство нового пешеходного моста через Фонтанку, ведущего к Апраксину двору и украшенного полупрозрачным искусственным облаком. Признавая знаковость такого архитектурного решения, эксперты и градостроители все же оценивают его с большой осторожностью: не секрет, что историческая ткань Петербурга чужда подобным новомодным вторжениям. Впрочем, Крис Уилкинсон понимает российских коллег и уже высказал готовность в случае необходимости пересмотреть свой проект и пойти на компромиссы ради спасения художественной целостности петербургского центра.
Два года назад российское правительство приняло постановление, по которому в составе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) появился новый орган, осуществляющий госнадзор в строительстве. О том, какие московские стройки вызывают особое внимание новой службы, почему затягивается реконструкция Большого театра и трещат по швам сталинские высотки, обозреватель Известий Наталья Давыдова спросила у начальника управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Юрия Артюха.

Куда необычнее проект Криса Уилкинсона, одного из основоположников современного британского модернизма, автора изящного Альпийского Дома в Лондонском Королевском ботаническом саду, Западной башни Гуаньчжоу в Китае, проекта реконструкции береговой линии Мерсей в Ливерпуле. Тщательно изучив градостроительную ситуацию современного Петербурга, Уилкинсон решился на довольно смелый жест: вместо архитектурного ансамбля здания Лениздата архитектор предлагает создать городскую площадь, а вокруг нее сгруппировать необходимые кварталу здания. 95 тыс. кв. м здесь предполагается отвести торговым площадям, 89,9 тыс. офисным помещениям, 11 тыс. учреждениям культуры, 10 тыс. гостинице. Самая же главная фишка проекта словно бы парящая над новой площадью крыша, сконструированная из светящихся трубок, закрепленных на незаметных тросах.

ответ: Мы ведем надзор за этой уникальной стройкой. Большой театр уходит в землю на 20 метров - это в центре города, в месте, где под землей течет речка Неглинка. Мы проводим свои исследования, экспертизы, чтобы понять, как может повести себя эта подземная река.

вопрос: Недавно гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов сообщил, что отныне театр будет стоять на сваях длиной до 26 метров - именно на этой глубине оказались твердые породы под зданием - и что из-за возникших в ходе строительства проблем реконструкция театра сильно затянется. Вас беспокоит эта ситуация?

о: Нас не только это беспокоит. А как поведет себя подземная река после сооружения новой, подземной части театра, куда повернет? Не причинит ли она ущерба соседним зданиям - ЦУМа, Малого театра? Конечно, сам по себе факт такого уникального строительства в центре мегаполиса, живущего своей непростой подземной жизнью, не может не вызывать уважения. Но за тем, как это происходит, нужно тщательно следить: нам приходится останавливать работы и выдавать предписания, например, о необходимости усиления тех или иных конструкций или перекрытий. Пока мы удовлетворены тем, как строители выполняют наши предписания.

в: А не поздно? Проявившиеся в ходе сооружения 20-метрового подземелья Большого театра семь трещин в его стенах от фундамента до крыши, о которых рассказал Иксанов, - тревожный звонок...

о: Дело в том, что, приехав туда, мы не обнаружили у строителей разрешения на строительство. К нам сразу же вышло несколько юристов с папками, но и они не смогли его предъявить. Это просто в голове не укладывалось - в центре Москвы, практически на Красной площади, иностранная организация в конце 2006 года возводила один из раритетных объектов без разрешения!

в: Это правда, что во время ваших первых выходов на столичные стройплощадки вы в ноябре 2006 года посетили стройку гостиницы Москва и визит вас сильно впечатлил?

о: В истории с лифтом в доме на Котельнической я лично принимал участие - в телефонном режиме общался с нашими инспекторами, которые следили за демонтажем этой сложной и очень опасной для людей конструкции. Могу сказать одно: никто даже не пытается согласовать подобные проекты. Потому что никто их не согласует. А затеи людей, вдруг купивших дорогие квартиры в престижных домах, просто фантастичны. Помню случай, когда один олигарх пытался построить в своем доме в центре Москвы вертолетную площадку, для чего уже начал укреплять конструкции здания. Я, правда, не очень понимаю, зачем она ему понадобилась и кто бы мог дать этому человеку разрешение на пролет по Москве, но незаконную стройку мы остановили - благо бдительные соседи вовремя просигнализировали.

в: В конце прошлого года Известия рассказали тоже об абсолютно невероятной истории, когда один из обитателей знаменитой высотки на Котельнической набережной построил на своей жилплощади персональный лифт, приземлив его на потолок соседской квартиры. У людей с большими деньгами часто возникают столь опасные для окружающих желания?

о: Говорить об этом пока рано. Наша комиссия работает до 29 января. А потом мы представим правительству Российской Федерации доклад с нашей оценкой происходящего. Пока что мы тщательно, минута за минутой, восстанавливаем события, имеющие отношение к строительству дворца, вплоть до того, в каких условиях, при какой температуре шел монтаж конструкций. Заказаны и производятся сложнейшие и, на наш взгляд, исчерпывающие исследования, в том числе в закрытых учреждениях и лабораториях, с использованием новейших технологий, которые позволят нам ответить на вопрос, что же послужило причиной аварийной ситуации. Пока у нас нет полной ясности ни в том, что касается действий московских надзорных организаций, ни в том, что касается изготовления конструкций.

в: Вы возглавляете созданную Ростехнадзором правительственную комиссию по расследованию ЧП в Ледовом дворце в Крылатском. Причиной деформации его крыши могло стать то, что объект возводился в рекордно короткие сроки?

о: К сожалению, мы не можем требовать от застройщика установки таких систем, хотя, на наш взгляд, это необходимо. И разработка правил игры, законов, которым должны подчиняться застройщики, - тоже прерогатива не наша, а законодателей. Между тем современные системы мониторинга довольно просты и могут показывать осадку фундамента и движение конструкций буквально на микроны. За рубежом они очень часто применяются. Если бы здание, например, того же Трансвааля оборудовали такими системами, трагедии могло и не случиться.

в: Когда ваша служба создавалась, много говорили о том, что если бы она начала действовать раньше, возможно, не обрушилась бы крыша Басманного рынка, не случились другие ЧП с человеческими жертвами. Но разве Ростехнадзор вправе потребовать, например, чтобы уникальные здания снабжались системами мониторинга?

о: Безусловно, нет. Ведь конкретных виновников гибели 28 человек так по существу и не оказалось. Двух обвиняемых осудили условно, причем один из них, столичный чиновник, продолжает занимать ту же должность, которую занимал прежде. Мы помним о Трансваале. И часто повторяем, что все нормы и правила написаны кровью погибших людей, их соблюдение - не просто чья-то прихоть, а элементарная норма безопасности. Почти каждое совещание в московском управлении стройнадзора так или иначе выходит на тему бездумной погони за прибылями и неадекватности чиновников, которые проникаются интересами строителей и идут у них на поводу. Например, в стремлении сдать объект побыстрее, к дате. В советское время говорили, что лучше не покупать пылесосы и телевизоры, сделанные в конце квартала, когда отечественные предприятия гнали план любой ценой. Опасно, что эта горькая шутка имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Если даже самый современный, прекрасный и нужный городу объект сдается к определенной дате или событию, лично я предпочту сам и посоветую другим никогда не оказаться под его крышей.

в: Трагедия с Трансваалем произошла еще до образования вашего управления. Но не могу не спросить - это судебное дело, по вашему мнению, было доведено до конца?

о: Интересуют. Но они находятся в ведении надзорных органов города Москвы. По новому Градкодексу России Ростехнадзор должен осуществлять надзор за строительством, реконструкцией и капремонтом уникальных объектов страны, к которым относятся здания выше 100 метров. Но Москва добилась, чтобы для нее в законе сделали исключение: надзор за своими уникальными объектами и расследование происшествий на них столица вплоть до 2011 года будет осуществлять сама, на городском уровне, без федеральных специалистов. Конечно, мы имеем право проверять действия столичных контролеров и будем этим пользоваться.

в: В Екатеринбурге вы собираетесь проверить, как строятся высотный комплекс Антей и башня Исеть. А небоскребы, вырастающие на столичной земле, вашу службу не интересуют?

Отчет Московское архитектурное наследие: точка невозврата, который выпустили две организации (отечественное, но с большой долей иностранных членов Московское общество охраны архитектурного наследия и международное SAVE Europe’s Heritage), взорвался бомбой.

По данным экспертов, за последние пять лет в Москве снесено около двухсот памятников архитектуры и ценных объектов культурного наследия.

Опасность нависла над архитектурой всех исторических эпох - ничто более не является неприкосновенным.

Судите сами: ...из-за невероятного строительного бума последних лет историческая архитектурная среда Москвы... находится под угрозой исчезновения.

Московские власти риторически провозглашают, что они заинтересованы в сохранении исторической подлинности города. Однако... ведут себя так, как будто для этого более чем достаточно сохранить лишь Кремль, несколько монастырей и церквей.

Дома, вырастающие на месте снесенных... представляют собой... муляж-подмену... Несмотря на лицемерные попытки имитировать исторический облик, эти новые здания производят впечатление глумливой подделки...

И это о строительстве, которым мы гордимся!

И наконец: Снос как реставрационное решение - новейший московский способ вандализма.

Два - участники литературного труда (эксперты, которых британцы поблагодарили за содействие) ощутили холодок: Нас стали воспринимать как наймитов иностранной разведки.

Реакция последовала быстро. Раз - главный архитектор города Кузьмин заявил: Памятникам Москвы ничто не угрожает.

Ах, если бы было так!

Три - в прессе развернулась ответная кампания. Автор одной заметки депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов прямо заявил, что основная цель доклада - нанести ущерб мэру Москвы...

Уконтрапупить памятник
Историк архитектуры Алексей КЛИМЕНКО идет дорожками блистательно надраенной усадьбы Царицыно. Обилие позолоты и аккуратные решеточки - стоки воды - увы, его не восторгают:


Перед вами - Малая Дмитровка, 20 (1): Школа Познера. На территории, выделенной под строительство объекта, оказался памятник архитектуры: домишко XIX века (2). Ломать его нельзя, но инвестор исхитрился: обстроил дом по периметру - справа, слева, сверху! Зрительно - убил его. Я люблю старую Москву... - сообщал Владимир Познер на билбордах, этой весной расставленных по городу. П...деть - не мешки ворочать, Володенька. Дом № 20 по Малой Дмитровке, - дописали снизу.

Позвольте вам представить: Клименко - борец за сохранение Москвы. Когда-то, в 70-х, создавал несносные комиссии - общественный институт, мешавший власти единолично решать вопросы сноса старых зданий (теперь он - под эгидой стройкомплекса, и этим, считает Клименко, все сказано).

- Грубо, просто ужасно, - охает он. - Памятник изуродован...

Место действия - Царицыно: усадьба XVIII века на юге Москвы. Неоготические здания великих Баженова и Казакова. Строили для Екатерины, но так и не достроили: бросили, не успев подвести главный дворец под крышу.

Сейчас наш собеседник - член президиума экспертно-консультативного совета (ЭКОСа) при главном архитекторе столицы (функция - оценка строительных проектов: не повредят ли они историческому городу).

Недаром именно в таком, разрушенном виде дворец внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия ОБЯЗАЛАСЬ сохранять его без изменений.

Без малого три века простояв открытым, он стал романтической руиной. Особым памятником, отражающим само время, а может, русский характер: размах огромный, а результат - нулевой.

- Усадьба, конечно, была запущена ужасно. Но когда бывший директор музея Виктор Васильевич Егорычев спросил меня, стоит ли ему уходить к Москве от федералов, я ответил: Упаси бог, погубишь Царицыно! А он: Они мне хоть сортиры построят! Ведь у федералов ни рубля... Чертова нищета, я ничего не могу сделать!

Клименко:

Клименко:

Здесь нужно пояснить: закон делит памятники на федеральные и региональные, то есть находящиеся в юрисдикции РФ и ее субъекта: они выделяют на содержание объектов деньги. Бюджет Москвы - изобильный, бюджет Федерации - копеечный. Царицыно - федеральный объект, и когда город запретендовал на его восстановление, решение принималось с учетом мнения директора...

Слово резануло слух: как - стройка? Разве памятники можно строить? Мы думали, их можно только сохранять! Ни в коем случае не изменять их облик!

- И московская власть осознала величие затеи: царице не удалось, а им... И началось: график жесточайший, два раза в неделю оперативки, давай-давай!.. Как БАМ. Как любая стройка...

Рядом с фигурным мостом, главным входом в ансамбль, вляпали металлическую лестницу (в стиле московский зоопарк).

Судите сами:

На пруду возле усадьбы был маленький островок в виде буквы С - потому что латинская Си: Катерина. Дальше расскажем историю так, как рассказал ее Алексею Клименко бывший директор Царицына Виктор Егорычев (которого мы встретили в парке):

На дворец - тот самый, который страна обязалась сохранять разрушенным, налепили крышу. Ну ладно, налепили, но почему-то ее взяли из проекта, рассчитанного на трехэтажное решение дворца. А он остался двухэтажным! Непропорционально огромная, как чужая шапка, нависает она над стенами...

Примерно так же, если верить Егорычеву, возникли и мосты - один на островок-подкову, другой за нее, дальше. НОВЫЕ мосты, которых в планах архитекторов XVIII века не было...

- В том году островок подровняли. Когда Лужков был (мэр лично приезжает инспектировать строительство. - Авт.), я ему: Юрий Михайлович, вот хорошо бы сюда, в центр подковы, фонтанчик. Дурацкая моя инициатива! А у самого в голове - струя метров на пять максимум. Леш, само ведь просится туда! Он поглядел так. Потом скомандовал: Фонтан. Световой. Светодинамический, тридцать метров. Я так и сел, а ничего уже не сделаешь! И теперь у нас - ГЭС! РЛС (радиолокационная станция - Авт.)... Ты сходи, посмотри. РЛС!

Вот Хлебный дом (кухня дворца) - с каким-то неродным стеклянным пузырем на крыше.

Но продолжаем экскурсию по парку.

Возможно, крыша бы действительно не помешала, когда бы ее сделали тактично: так, чтобы вид памятника не был испорчен. Ведь крыша может быть не только купольной, но и вогнутой, плоской... Но с архитекторов потребовали жестко: купол.

Было так: постройка - творение Баженова, здание периметральное, с двориком внутри. А нынешние власти решили перекрыть его, поскольку - ну зачем же месту пропадать, давайте там будет орган. А инструмент на улице никак... Так излагает наш экскурсовод Клименко.

Царицыно, Гостиный Двор... У Клименко таких адресов десятки: изуродован, снесен... Царицыно подпадает под особую клименковскую категорию: уконтрапупен.

- А потому, - кричит Клименко, - что начальству очень нравится то, что сделали на Гостином Дворе (памятник тоже оказался под стеклом, что в планы великого Кваренги, разумеется, не входило - Авт.).


Единственное сломанное Лужковым здание, которое не жалко: Интурист. Вместо этого гнилого зуба теперь - отель Ритц-Карлтон.




Да строго по закону. Просто законы у нас такие - обнять и заплакать.

Как это делается
Как все это может быть?


Пример: три года назад на Тверском бульваре была разломана усадьба Римского-Корсакова. В качестве предмета охраны там была определена ОДНА СТЕНА! На шесть отдельных зданий! Теперь на этом месте ресторан для обеспеченных господ. С одной охраняемой стеной...

Во-первых, для перестройки памятников используется понятие предмет охраны. Странную формулировку ввели в 2002 году (заметим, федералы) - под нею понимаются ценные особенности, благодаря которым памятник включается в реестр. Особенности пестуются и охраняются, а все прочее в здании... вроде как по боку.

Во-вторых, включается механизм аварийности. Вопрос о сносе исторического здания (как любого в Москве) встает, если доказано, что оно - ветхое, скоро рухнет.

И это - еще не самый одиозный случай: в Москве предметами охраны провозглашали и композицию фасада, что позволяло сломать дом целиком и выстроить похожий, и уникальную акустику зала (Большой театр)...

- Однажды я пришел в... (наш собеседник называет организацию, уполномоченную проводить техническую экспертизу изношенности здания. - Авт.) получить заключение по объекту, по которому готовился проект реставрации. Меня спросили: Тебе как сделать? Будешь мучиться и сохранять (реставрация - дело кропотливое и дорогое. - Авт.) или сносить? Как заплатишь, так и сделают! Вот причина, что крепкие здоровые дома начала XX века, прекрасными архитекторами созданные, объявляются аварийными!

Клименко:

Судьбу признанного аварийным памятника решает Москомнаследие. Некоторое время назад такие здания просто выводились из-под охраны (и город ломал их с легким сердцем, пример - Военторг, памятник модерна возле Кремля), но эта практика ушла. Теперь памятники чаще реставрируют... путем сноса. Техническое состояние, мол, не позволяет делать по-другому.

Доказательств у этого утверждения почти нет, кроме нескольких историй, когда жильцам дома объявляли об аварийности, а они сопротивлялись выселению и заказывали собственную экспертизу. Результаты оказывались поразительными: вместо 80 процентов аварийности - чуть больше 30! Причем в одном случае люди обратились в ту же самую организацию, которая сделала экспертизу на снос...

Однако же - ломают.

На самом деле позволяет - по крайней мере так утверждают другие эксперты. Есть методики... А если их и нет, то здание можно законсервировать: закрыть, оставив без использования - до времени, когда наука реставрация шагнет вперед... Но не ломать!

Клименко:

Бывает, дому оставляют фасадную коробку, а внутренности потрошат, как Чикатило. Вы видели их наверняка на улицах Москвы: провалы окон под зеленой сеткой, а внутри искрит электросварка... И табличка: Охраняется государством.

Эксперт затронул новую проблему: неточность воспроизведения. Казалось бы, пошли по легкому, дешевому пути, сломали памятник и выстроили копию, так стройте хоть по чертежам и с соблюдением деталей! Нет, не желают: муляж почти всегда слегка напоминает то, что было. А главное, меняются размеры!

- Пятницкая улица, 4 Был скромный двухэтажный особняк. И вдруг уничтожен - котлован! Потом выращен - выше, шире, и дом стоит - такой баронет, герой. Считается памятником, на самом деле же - фальшак, муляж...

Известнейшая, у всех под носом вырастающая копия - это, конечно же, гостиница Москва. Как яростно протестовала общественность, какие пронзительные, выбивающие слезу воззвания печатала в газетах - молила о пощаде для символа столицы...

Есть вопиющие примеры: вдоль улицы стоит фасадная стена размером четыре на три метра (то, что осталось), а сзади монстр...

Что-то с душой
Есть замечательная история: известный ресторатор пришел к директору Института искусствознания Алексею Комечу (борцу за сохранение московского наследия, ныне покойному) и сказал: Вы нам мешаете реставрировать памятники. Мы хотим их реставрировать, подновить, сделать крепче и лучше, а вы нам мешаете!

Не помогло.

И бизнесмен, похоже, искренне не понимал, чем Комеч недоволен? Ведь он же, бизнесмен, все заново построит, дом будет ровненький и крепкий, в нем нарисуют интерьеры XVIII века... Кстати, нарисовали.

Речь шла - внимание! - о той усадьбе Римского-Корсакова. Которая силами ресторатора в результате была снесена целиком.

Ведь это же так просто: фарфоровая чашка, из которой пила Екатерина Вторая, всегда будет стоить несравнимо дороже, чем любые слепки!

...Скажите, ну вот как объяснить таким господам, что муляж - это не то же самое? Что подлинник, как его ни копируй, все равно будет утрачен?

Спрашивается, зачем? Ну сделали бы копию лестницы, и все дела! Мы-то целой гостиницы не пожалели...

Еще когда ломали гостиницу Москва, меня поразила деталь: белорусское правительство попросило отдать ему фрагмент гостиничной лестницы, откуда в тридцатые годы их национальный герой упал и разбился насмерть.

...Проводя расследование, я задавалась вопросом: а осталось ли в городе что-то святое, то, что НЕ ТРОНУТ?

Фрагмент белорусам, кстати, не отдали.

Палаты XVII века (зданий старше в Москве почти не сохранилось) - есть целый список: снесены, заменены, в одном из новоделов сделан... бассейн!

Судите сами: мемориальный адрес Пушкина (дом князей Трубецких на улице Усачева) разобран, выстроен в бетоне.

Военторг, ул. Воздвиженка, 10

ЕЩЕ УТРАТЫ

Был снесен в 2003 году с формулировкой: В связи с важным градостроительным значением сохранения зданий бывшего Центрального военного универсального магазина принять предложение о проведении реконструкции со сносом всех строений (цитата приводится с сокращениями). Здесь строится торгово-офисный комплекс.

Шедевр стиля модерн (начала XX века), входивший в охранную зону Кремля, в свою очередь, включенную в охранный список ЮНЕСКО. В ходе экспертизы в составе комплекса обнаружены остатки палат начала XVIII века, а ампирный флигель 1828 года был признан ценным элементом исторической среды.

Признанный шедевр Матвея Казакова, 1780 год. В нем коронованные особы останавливались перед торжественным въездом в первопрестольную. Памятник федерального значения. В 1998 году Москва начала реставрацию: в императорских покоях пробит лифт, на заднем дворе строится ресторан. Здесь будет Дом приемов московского правительства.

Путевой дворец, Ленинградский пр-т, 40

Древнейшее здание XVII века прямо напротив Кремля. То был роскошный дворец раннепетровского времени, причем уникальный по сохранности. Палаты Пикарта - потому что предположительно именно отсюда рисовал хрестоматийно известную панораму Кремля из Замоскворечья английский художник Петр Пикарт.

Палаты Пикарта, Софийская наб., 6

Территория была отведена под строительство огромного гостинично-офисного комплекса, но на том месте до сих пор пустырь.
Впервые граждане решили взять реформу ЖКХ в свои руки без всякого чиновничьего начала. В минувшие выходные в Москве состоялся учредительный съезд общественной организации Содействие защите прав собственников жилья.

Здание числилось вновь выявленным памятником, но, несмотря на это, было определено к сносу. В ночь на 12 ноября с палатами было покончено. Официально это было самообрушение, но на руинах отчетливо виднелись следы бульдозера.

Суть реформы ЖКХ заключается в том, чтобы внедрить в эту традиционно монопольную отрасль рыночные механизмы. Проще говоря, производители и поставщики услуг должны конкурировать друг с другом, и в результате коммунальное хозяйство со временем станет работать лучше, а тарифы уменьшатся.

Жильцы многоквартирных домов, в частности, намерены напрямую участвовать в контроле за расходованием бюджетных денег, выделяемых на коммунальную реформу. Напомним, что до 1 января 2008 года каждому собственнику жилья предстоит решить, кто и на каких условиях будет управлять нашими домами. За оставшиеся полтора месяца нужно успеть не только выбрать управленца, но и официально оформить принятое решение. Иначе система управления будет назначена сверху.

По данным минрегиона, в нашей стране на сегодняшний день доля домов, где товарищества собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительные кооперативы выбрали управляющую компанию, составляет менее половины от всего жилого фонда. Такая инертность жильцов отчасти объясняется отсутствием экономической заинтересованности в процессе. Мы хотим, чтобы механизм реформирования ЖКХ стал максимально прозрачным, потому что именно собственники жилья являются инвесторами продвижения реформ ЖКХ, - уверен председатель организации Баатр Шонджиев, являющийся одновременно главой одного из московских ТСЖ.

Между тем практика показывает, что сегодняшние коммунальные монополисты - ДЕЗы - не очень-то хотят расставаться с жилищной властью. А частных управляющих компаний, способных заменить неэффективные государственные структуры, пока не появилось в достаточном количестве.

По мнению представителей организации Содействие защите прав собственников жилья, деньги фонда должны только простимулировать региональные власти отдать долг гражданам-собственникам по капремонту их многоквартирных домов. Для лучшего освоения деньги на капремонт должны быть переданы собственникам, чтобы уберечь их от мошенников, обосновавшихся в коммунальной отрасли, - подчеркнул РГ Баатр Шонджиев. Правда, как это будет выглядеть на практике, общественники жилья пока не решили.

По нынешнему Жилищному кодексу после 2010 года оплата капитального ремонта ляжет на плечи собственников жилья. А между тем многие дома не ремонтировались 30, 40, а то и все 50 лет. Сегодня 3,2 процента всего жилого фонда признано ветхим. И это первая причина нежелания граждан создавать товарищества собственников жилья. Между тем государство никто не освобождал от обязательств по проведению капитального ремонта. Более того, в начале следующего года должен заработать Фонд содействия реформированию ЖКХ, через который будут распределены 240 миллиардов рублей, выделяемых государством на переселение людей из аварийных домов и капитальный ремонт тех, которые еще можно отремонтировать. В домах, которые собираются претендовать на деньги фонда, в обязательном порядке должны быть созданы ТСЖ.

По мнению заместителя начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства министерства регионального развития Бориса Портянкина, нынешняя жилищно-коммунальная реформа проводится именно для собственника. Законодатели создали все условия, собственникам жилья нужно только воспользоваться предоставленными правами, и тогда реформа заработает, - уверен Борис Портянкин.

Впрочем, сырость концепции не отменяет основного факта - впервые собственники жилья проявили свою гражданскую позицию и решили активно участвовать в реформе ЖКХ. Со своей стороны, власти сделали шаг навстречу собственникам жилья. Депутаты Госдумы исправили ошибку, которую допустили в прошлом году. На прошлой неделе сразу во втором и третьем чтениях был принят закон, упрощающий порядок госрегистрации товариществ собственников жилья. В результате ТСЖ будут выведены из-под действия Закона О некоммерческих организациях, что позволит им проходить регистрацию и вести отчетность по более простой и соответствующей их деятельности схеме. Теперь, чтобы зарегистрировать ТСЖ, гражданам достаточно будет подать заявку в налоговую инспекцию. Наибольшее облегчение от упрощения процедур испытают жители глубинки: им не нужно будет по любому, даже пустяковому поводу ехать в райцентр.



Главная --> Публикации