Главная --> Публикации --> Банки поднимают ставки и ограничивают кредит Не можешь купить - построй 6 способов не платить налоги с аренды «кассы взаимопомощи» это реальный шанс получить жильё в рассрочку Объекты под заказчика



Средний рост предложений на вторичном рынке московского жилья в сентябре составил 2%. Продолжилось сокращение объема предложений, но в сравнении с сентябрем прошлого года количество предложений квартир несколько больше (на 4,2%). Что касается периода экспозиции (реализации) квартир, то он несколько уменьшился по сравнению с августом и составил в среднем 71 день. В сентябре 2006 года это время было намного меньше всего 46 дней. Следует отметить, что цены приведены в долларовом выражении, а за год курс доллара снизился на 7,5%, и это нужно учитывать, анализируя приведенные показатели.

134 тыс. долл. средняя цена типичных однокомнатных квартир в 9 12-этажных панельных домах с кухней менее 6,5 кв. м, общей площадью около 33 кв. м в восточных районах Москвы.

Ценовые показатели средних квартир
В сентябре более всего предлагалось двухкомнатных квартир 37 % от общего объема. Многокомнатные квартиры занимали незначительную долю рынка всего 6%.

258 тыс. долл. средняя цена типичных трехкомнатных квартир в 9 15-этажных панельных или блочных домах с кухней порядка 9,5 кв. м, общей площадью около 71 кв. м в районах Москвы, расположенных за МКАД.

348 тыс. долл. средняя цена типичных двухкомнатных квартир в сталинских домах с кухней порядка 9 кв. м, общей площадью около 58 кв. м в западных районах Москвы.

Ценовые показатели предложения средних квартир по сравнению с предыдущим месяцем (августом) несколько возросли. Но общая тенденция такова, что существенного повышения цен нет ни в каких категориях жилья.

374 тыс. долл. средняя цена типичных трехкомнатных квартир в современных панельных домах с кухней порядка 10 кв. м, общей площадью около 70 кв. м в западных районах Москвы.

Объем предложения квартир на московском рынке жилья снизился в сентябре по сравнению с августом примерно на 4%. При этом средние цены за месяц выросли с 4220 долл./кв. м до 4314 долл./кв. м (это около 2 %).



Самые высокие цены традиционно в Центральном округе, а низкие в районах Москвы, расположенных за МКАД. Наибольший рост цен в сентябре зафиксирован в Северном округе, и практически не изменились цены в районах за МКАД.





Классификация типов вторичного жилья

Экономкласс 5-, 9 12-этажные панельные/блочные дома с площадью кухни менее 6,5 кв. м, 5-этажные кирпичные дома с площадью кухни менее 6,5 кв. м, 6 12-этажные кирпичные дома с площадью кухни менее 7,5 кв. м.

Время экспозиции (реализации) квартир в сентябре в среднем уменьшилось. Более всего это заметно для квартир в домах экономкласса (примерно на восемь дней).

Бизнес класс 6 10-, 12 16-этажные кирпичные дома, в том числе сталинские, с площадью кухни более 7,5 кв. м, а также современные монолитно-кирпичные жилые здания, построенные по индивидуальным проектам.

Повышенная комфортность типовые 9 15-этажные, современные 16 22-этажные панельные дома с площадью кухни более 7,5 кв. м, а также дома улучшенных серий (П44Т, И155, КОПЭ, П46М и т. п.), построенные за последний год.

Наибольшее количество квартир было предложено к продаже в домах повышенной комфортности. По сравнению с августом их доля в общем объеме предложения увеличилась на 2%.



Количество объектов, использованных для исследования, 15 830 (обобщенный банк данных РМС).
Комитет по защите прав потребителей обладминистрации нашел в действиях застройщиков жилых домов нарушение законодательства.


По данным аналитического отдела а/н САВВА.

- Когда застройщик заключает договор с потенциальными инвесторами (будущими жильцами) на строительство помещений, - рассказывает Зинаида Шух, - он обязан прописать, кто будет оплачивать техническое обслуживание дома, до того, как жильцы станут собственниками квартир. Застройщик может включить это в стоимость строительства квадратного метра, а может и не включать.

Контролирующая организация намерена инициировать проведение проверок эксплуатирующих организаций, предоставляющих жителям вновь построенных домов коммунальные услуги. Подобная ревизия - ответ на многочисленные обращения граждан. Во­первых, на каком основании строительные компании через свои эксплуатирующие организации перекладывают бремя содержания коммунальной инфраструктуры построенного многоквартирного дома на потенциальных инвесторов, если еще не было документального оформления права владения собственностью. Кроме того, форму управления многоквартирным домом собственники еще не выбрали.

Во­вторых, рассказывает Зинаида Шух, есть вопросы к законности действий эксплуатирующих организаций, которые не могут выступать в статусе управляющих компаний, если не были проведены собрания собственников. В¬третьих, почему при наличии приборов учета в жилом помещении собственников, которыми оборудованы практически все вновь построенные дома, указанные эксплуатирующие организации выставляют жильцам счета с начисленными авансовыми платежами без показаний приборов учета.

Выбрав самостоятельно эксплуатирующую организацию, волгоградские застройщики, как правило, спешат обязать будущих собственников квартир заключить договоры на техобслуживание с эксплуатирующей компанией, которую выбрал сам застройщик. Но здесь возникает вопрос: на каком основании будущие жильцы заключают договоры от имени собственников, если они таковыми еще не являются (договор купли­продажи еще не оформлен), и оплачивают коммунальные услуги, тем более что бремя содержания коммунальной инфраструктуры застройщик мог включить в стоимость квадратного метра? Получается, что собственник жилого помещения может оплачивать коммунальные услуги дважды.

По ее словам, после того как уполномоченными органами будут проведены проверки, комитет намерен инициировать процесс подачи исковых заявлений в суд в защиту неопределенного круга потребителей. Возможно, результаты проверки будут направлены и в прокуратуру.

- Ведь по действующему законодательству собственники жилого помещения обязаны заполнять платежные документы самостоятельно по показаниям счетчиков. А получается, что им навязаны авансовые платежи, - отмечает Зинаида Шух.

- Но если собственников квартир еще нет, управляющую компанию выбрать нельзя, как поступать застройщику? Естественно, он привлекает для обслуживания коммунальной инфраструктуры специализированную организацию и несет бремя по содержанию коммунальной инфраструктуры, - поясняет он.

Однако представители эксплуатирующих организаций счи­тают, что желание комитета по защите прав потребителей доказать факт нарушения законодательства негативно отразится прежде всего на жильцах. По словам генерального директора одной из управляющих компаний в сфере ЖКХ Евгения Ананьева, между требованиями закона и реальным положением дел существует большой разрыв, то есть деятельность компаний в этой ситуации попросту не регулируется законом. В частности, поясняет Евгений Ананьев, при отсутствии эксплуатирующей организации дом попросту не сдадут в эксплуатацию.

Между тем, спор коммунальщиков, застройщиков и потребителей может разрешить назначенная дата по выбору управляющих компаний - 1 мая 2008 года. Напомним, если жильцы не определятся, за них выбор сделают муниципалитеты. Однако и здесь ситуация складывается непростая. Недавно волгоградская облпрокуратура вынесла мэрии Волгограда представление, в котором опротестовала бездействие властей при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний в сфере ЖКХ. Сейчас практически 90 процентов многоквартирных домов находятся под управлением МУ ЖКХ районов, причем подрядчиком у муниципалитета по техобслуживанию 70 процентов домов выступает всего лишь одна организация. Как будет решен вопрос, пока неизвестно, ведь до назначенной даты осталось совсем мало времени.

Другой пробел в законе: дом сдан, и жильцы уже проживают в квартирах и потребляют коммунальные услуги. Кто должен за них платить? Вероятно, сам жилец, однако свидетельство на право собственности еще не оформлено. Как действовать застройщику в этом случае? - задается вопросом Евгений Ананьев. Вместе с тем, что касается показаний приборов учета, то эксплуатирующие организации вынуждены просить жильцов подавать данные со счетчиков до 25 числа каждого месяца, поскольку если жильцы будут писать показания приборов непосредственно на квитанции, то сведения не попадут в эксплуатирующую организацию. Заставить жильцов регулярно подавать данные попросту невозможно. По мнению Евгения Ананьева, коммунальщики готовы изменить порядок своей работы, однако пусть власть укажет, каким образом это сделать, не нарушая прав организаций и потребителей.

Проблемы переселения жителей из сносимых домов сохраняются
По программе, принятой в 2002 году ежегодная норма сносимого пятиэтажного жилого фонда составляет порядка 600-650 000 кв. м. На месте известных каждому москвичу хрущевок появляются современные многоэтажные здания с несравнимо лучшей планировкой, большей площадью комнат и иными удобствами современного жилья. По статистике более 50% таких хрущоб уже снесено (изначально было 1720 домов, то есть более 6 млн. кв. м), осталось избавиться еще от более, чем 3 млн. кв. м. Этот объем работ изначально планировали завершить к 2010-2011 годам. Однако сегодня все больше говорят о досрочном выполнении программы.

Городские власти планируют уже к концу 2009 года освободить Москву от первых серийных панельных пятиэтажек, а на их месте возвести современные высокоэтажные жилые здания. Программа сноса подразумевает предоставить переселенцам альтернативную жилую площадь, однако если одна часть жителей восторженно предвкушает бесплатную замену старой квартиры на новую, то оставшиеся недовольны предлагаемым вариантам обмена.

Прежде всего, застройщик не заинтересован передать переселенцу лишний квадрат, поскольку на рынке он стоит денег. Так что, например, вместо старой двушки жильцу предлагают переехать в однушку такой же площади (или из трешки в двушку). Равноценное по площади жилье предлагают и в тех случаях, когда в старой квартире проживает более одной семьи, например родители и дети, состоящие в браке.

Однако, несмотря на высокие темпы осуществления программы, проблемы переселения жителей из сносимых домов сохраняются. Прежде всего, это пресловутый квартирный вопрос. Дело в том, что современные серии жилых домов существенно отличаются от прежних: и по качеству, и по уровню комфорта. Поэтому предоставить переселенцу равнозначное жилье просто невозможно. Кроме того, в хрущевках проживает немало очередников (или тех, кого мы раньше называли очередниками), семей, которым по социальным нормам полагается увеличение жилой площади, лиц, имеющих право по тем или иным причинам иметь дополнительную площадь и пр. Все эти люди желают получить новое жилье исходя из сегодняшних норм и правил. И, разумеется, натыкаются на реалии нашей пропитанной коммерцией действительности.

Кому-то выгоднее приватизировать свою квартиру, а кому-то, наоборот, сохранить право социального найма и в результате переселения потребовать дополнительную площадь исходя из ныне установленной социальной нормы.

Жители, со своей стороны стараются всеми возможными силами отвоевать себе лишнюю площадь. С этой целью нередко происходят фиктивные разводы или, наоборот, заключения брака, прописка кого-либо из родственников в срочном порядке и подобные им действия.

Как обычно, многие конфликтные ситуации возникают по большей части от незнания собственных законов или их невыполнения. Например, мало кто может сказать за какой срок до сноса дома его жильцы должны быть официально предупреждены об этом? Когда прекращается официальная регистрация граждан в сносимом доме? За чей счет осуществляется переезд в новое жилье? Имеет ли право переселенец выбирать между несколькими новыми квартирами и как далеко предлагаемая новая квартира может отстоять от старого дома? Какое жилье получают собственники, осуществившие приватизацию и какую могут получить наниматели муниципальной собственности (попросту говоря те, кто не приватизировал квартиру)?

Некоторые противоборства приходится решать в судебном порядке. При этом, как правило, недовольных переселенцев все равно выселяют, а дом идет на снос. Приостанавливать городскую программу никто не позволит.

Принципиально подход к переезду переселенца зависит от того, приватизировано ли у него старое жилье или он проживает в нем на правах нанимателя муниципальной собственности. В первом случае владелец жилья получает равноценное своей собственности жилье (вне зависимости от количества зарегистрированных в нем людей), но не превышающее прежнего количества комнат. То есть уменьшение количества комнат все-таки возможно, хотя это вопрос спорный, и мы поговорим об этом позже. Во-втором случае, все несколько сложнее. При предоставлении нового жилья, особенно, если оно оказывается больше старого, учитывается масса моментов: наличие в собственности у кого-либо из зарегистрированных членов семьи другого жилья, если да, то что это за жилье и где оно расположено? Затрагиваются ли при переселении интересы несовершеннолетних граждан и пр.? Например, если в старой двухкомнатной квартире проживают родители и молодая семья с ребенком и все зарегистрированы, то при переселении могут предоставить трехкомнатную квартиру. Если же прописан только один из молодых родителей с ребенком такого же пола, то большую площадь могут и не предоставить, либо попросят доплатить. Причем доплата в настоящее время, скорее всего, будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости квадратного метра в этом доме. Доплата по строительной себестоимости была возможна только в первый период переселения.

Оказывается, дать общий ответ на любой из вышеперечисленных вопросов (а ведь они самые простые) невозможно. Каждый конкретный случай требует от юриста индивидуального подхода.

Опираясь на горький опыт уже переехавших семей, можно сказать, что будущему переселенцу следует, не дожидаясь официального сообщения о сносе дома, проконсультироваться у юриста на предмет своих будущих действий. Какие из возможных вариантов у него есть. Кроме того, не стоит сразу соглашаться на первые, предлагаемые городом, условия переезда. Застройщик или представитель городской администрации должны продемонстрировать не менее 3-х вариантов жилья для переезда. Будущий новосел вправе подумать и выбрать наиболее подходящий. При категорическом несогласии с предлагаемыми вариантами вполне можно обратиться в суд.

Не стоит думать, что переезд в новое жилье автоматически решает вопрос расселения в соответствие с социальными нормами площади на одного человека. Этот вопрос, конечно, может решиться или может быть решен частично, но вполне возможно, что решать его придется уже после переезда в новую квартиру.

В то же время в Москве есть немало действительно ветхих панельных пятиэтажек, на месте которых затруднительно возвести новое жилое здание. Все они пока стоят на своем месте.

К сожалению, единой схемы по порядку сноса и переселения жильцов нет. Так, раньше официально о сносе дома объявляли примерно за год (каждый жилец получал по почте официальное уведомление). В это же время автоматически закрывалась прописка. Теперь, нередки случаи, когда жильцов просят убраться чуть ли не за два месяца (мотивируя это тем, что они и так должны были знать о сносе своего дома). При этом, за полтора года перед этим заново асфальтируют придомовую территорию и реставрируют лестничные клетки в подъездах. В некоторых домах, готовящихся к сносу, отменяют добровольную страховку жилья по причине скорого сноса, но опять же не указывают точного времени сноса дома. Например в ДЕЗе района Фили-Давыдково отсутствие в платежной квитанции графы по оплате добровольного страхования объясняют очень просто: А зачем вам страховать квартиру, ваш дом все равно скоро сносить будут. При этом на встречный вопрос: Когда именно произойдет снос?, отвечают, что не располагают такой информацией. Подобных непонятных ситуаций достаточно много. Разумеется, все они вызваны экономическими интересами лиц, вкладывающих свои средства в строительство. От их интересов часто зависит признанают дом ветхим или нет. Например, в Западном округе на улице Ватутина собираются в ближайшее время снести два или три пятиэтажных кирпичных (!) дома, не предназначенных к сносу, лишь потому, что они мешают реконструкции квартала, который теперь находится в ведомстве МЧС.

К сожалению пока, многие вопросы остаются нерешенными. Утешает то, что новоселых из старых домов получают возможность поселится в пределах того же района. Ведь предыдущие программы расселения вынуждали переезжать людей в самые отдаленные районы (в том числе за пределы МКАД), где не было ни транспорта, ни магазинов.
В 2007 году основные строительные материалы подорожали в России примерно на 20 - 30%, а темпы роста цен на цемент преодолели планку в 60%. Такое значительное увеличение стоимости стройматериалов многие эксперты уже называют спекулятивным и предлагают ввести различные способы государственного регулирования этой отрасли. Специалисты считают, что если не остановить стремительного увеличения стоимости строительных материалов, то это может привести к очередному витку роста цен на недвижимость в стране и даже к срыву приоритетных строительных программ в России.

Кроме извечных квартирных споров, рождающих массу неприятностей, существуют и другие сложности. Количество новоселов в новых домах, построенных на месте старых, значительно больше прежних. Поэтому в районах точечной застройке в Москве перегружен общественный транспорт, улицы забиты автомобилями, не хватает социальных учреждений: детских садов, школ, поликлиник и пр. То есть район не готов принять и обслужить большее число жителей, возникает так называемое переселение. Рядом с многоэтажными жилыми новостройками необходимо возводить дополнительные объекты социального назначения.

Так, по данным старшего специалиста отдела капитального строительства ОАО Пересвет-Девелопмент Людмилы Семакиной, с начала года цемент в России подорожал на 66,2%, а рост цен на другие строительные материалы, среди которых шифер, пиломатериалы, древесностружечные плиты, составил 11,8% - 25,3%.

Спекулятивный рост цен
Рост цен на строительные материалы стал в последние полтора - два месяца одним из самых серьезных поводов для беспокойства среди строителей. По итогам девяти месяцев 2007 года, основные строительные материалы подорожали в стране в среднем на 20 - 30%, а стоимость цемента увеличилась на все 60%.

Между тем, в 2006 году этот хлеб стройки подорожал только на 14,4%, - подчеркивает он.

В свою очередь, президент Ассоциации строителей России (АСР) Николай Кошман говорит, что за период с января по сентябрь средневзвешенный рост цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции равнялся 21,94%, а цены на цемент выросли на 106%, то есть взлетели более чем в два раза.

Строительные материалы составляют в структуре себестоимости строительства от 50 до 58%, - напоминает он. - Именно поэтому так необходимо стабилизировать цены в этом сегменте. Масштабы роста цен на стройматериалы так значительно влияют на темпы роста себестоимости строительства, что она скоро реально будет подпирать первичный рынок жилья и заставит застройщиков повышать цены.

По мнению Кошмана, наблюдающаяся в последние месяцы нестабильность на рынке строительных материалов уже превращается в серьезную проблему для российской строительной отрасли в целом.

Повышение цен на цемент может торпедировать национальный проект, что является недопустимым. Цены на жилье должны стабилизироваться через усиление федерального антимонопольного законодательства, - считает Лужков.

Тревогу Кошмана разделяют и представители региональных властей, в том числе Москвы и Краснодарского края - субъектов федерации, в которых активно развивается строительный рынок. Например, мэр Москвы Юрий Лужков еще в октябре заявил, что намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в связи с ростом цен на цемент и, как следствие этого, на жилье.

В регионе, где работает крупнейший цементный завод - ОАО Новоросцемент и богатейшие месторождения, резкий скачок цен на стройсырье и, как следствие, его дефицит, не допустимы, - отмечалось в пресс-релизе.

Власти Краснодарского края пришли к необходимости поступить еще жестче. 30 октября 2007 году пресс-служба губернатора Кубани Александра Ткачева распространила сообщение, в котором говорилось, что в регионе установят максимальную цену на цемент - 4,5 тысяч рублей за тонну.

По сведениям пресс-секретаря компании КомСтрин Алины Андреевой, себестоимость строительства многоквартирных домов в 2007 году в среднем увеличилась на 35%. Директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга RODEX Group Валерий Мищенко констатирует рост себестоимости строительства загородного жилья на уровне 10 - 15%.

Госпрограммы под угрозой
Между тем, представители строительных организаций не склонны драматизировать сложившуюся ситуацию. Строительные материалы для них являются лишь составной частью себестоимости объекта, рост которой к тому же в условиях повышенного спроса на недвижимость достаточно легко компенсировать за счет увеличения продажной цены квадратного метра.

Более существенными критериями ценообразования при возведении того или иного объекта являются расходы на землю и инженерную инфраструктуру. В первую очередь, затраты застройщиков связаны с разработкой проекта планировки и межевания территории, на которой идет строительство, - отмечает Мищенко.

Но, подчеркивает представитель RODEX Group, рост цен на стройматериалы не является основным фактором увеличения итоговой стоимости квадратного метра.

Получается, резюмирует Мищенко, что если брать в расчет проекты строительства коммерческого жилья, то застройщики ничего не проигрывают: ведь на фоне роста себестоимости готового здания рыночная стоимость жилья также увеличивается примерно на 20 - 30% в год.

Андреева же указывает, что рентабельность строительства коммерческого жилья эконом- и бизнес-класса достаточно высока.

Другое дело, жилищное строительство в рамках социальных программ, когда государство или муниципалитет заранее определяют в бюджете, сколько они намерены заплатить строительным компаниям за построенное для льготников жилье, соглашаются эксперты.

Просто в случае более дешевых стройматериалов рентабельность строительства могла бы быть еще выше, - поясняет специалист.

Сейчас цемент для реализации социальных программ по строительству жилья в Москве продается по цене примерно 4,2 тысячи рублей за тонну, что на 75% больше по сравнению с 1 января 2007 года. И это льготная цена: на бирже цемент уже сегодня стоит свыше шести тысяч рублей за тонну, - отметил первый заместитель генерального директора компании ДСК-1 по экономической политике Андрей Паньковский на одной из выставок недвижимости, проходивших в столице.

Недаром, одними из первых по поводу роста стоимости цемента тревогу забили представители компании ДСК-1, которая является одной из крупнейших строительных организаций, работающих по городскому заказу в Москве.

Однако, напоминает Семакина, рост стоимости цемента опасен не только сам по себе, но еще и потому, что он может вызвать цепную реакцию, то есть потянуть за собой цены на все остальные стройматериалы, что в свою очередь отразится и на стоимости реализации жилищных программ.

По мнению Паньковского, увеличение стоимости цемента чревато серьезным повышением цен на жилье не только в Москве, но и по всей России.

Отдельные бюджетные стройки могут просто остановиться - как по причине дефицита строительных материалов, так и по причине недофинансирования на фоне безудержного роста цен, - считает Кошман.

Ведь, по данным представительницы Пересвет-Девелопмент, доля цемента в себестоимости строительства - около 3%. Однако если резкий рост цен затронет такие строительные материалы, как кирпич, утеплитель, фасадные системы, доля которых в себестоимости строительства доходит до 20 - 30%, то повышение цены квадратного метра действительно будет не избежать. А это значит, что исполнение государственных программ строительства жилья, фиксированные средства на реализацию которых заранее заложены в государственном и региональных бюджетах, может стать для строительных компаний просто убыточным.

Несмотря на то, что производство цемента растет, производители не могут угнаться за темпами строительства. В результате, ежегодный дефицит цемента в стране составляет порядка 20 миллионов тонн, - указывает Андреева.

Кто виноват?
Эксперты полагают, что основная причина роста цен на строительные материалы в России - их дефицит.

При этом на каждом аукционе фиксируется новый виток цен. Стоимость цемента увеличивается на торгах как минимум на 10%. Отсутствие реальной конкуренции и дефицит мощностей по производству цемента на бирже сознательно используются как инструмент обоснования высокой цены. По сути, мы столкнулись с диктатом одного продавца, - подчеркивает президент АСР.

Однако эксперты называют разные факторы, способствующие росту цен на цемент на фоне его дефицита. Кошман, в частности, напоминает, что доля биржевых продаж цемента составляет больше 30% от общего объема его производства в России.

Впрочем, сама компания Евроцемент групп не считает себя ответственной за рост себестоимости строительства, произошедший у многих строительных компаний.

Версию о вине монополиста поддерживает и Мищенко: Эта отрасль (цементная отрасль - прим. РИА Новости) монополизирована! С 2005 года компания Евроцемент контролирует 89% цементного рынка России.

С тем, что рост цен на цемент не стоит связывать только с деятельностью Евроцемента, соглашается и президент корпорации КРОСТ Алексей Добашин, который объясняет причины увеличения цен на него общим ростом себестоимости производства продукции.

На сегодняшний момент многие строительные компании при покупке цемента не учитывают сезонный фактор в колебании его стоимости, - говорит руководитель управления по коммуникации и внешним связям Евроцемент групп Олег Кузьмин. - Например, с января по май цены оставались стабильными, летом началось их традиционное сезонное повышение, а осенью их рост остановился. Но сейчас почему-то некоторые компании и не торопятся покупать цемент, хотя на самом деле именно в октябре-декабре биржевая цена на него снизится, по сравнению с предыдущими месяцами, более чем на 10%.

Решит ли все невидимая рука рынка?
Разница в оценке причин и последствий подорожания строительных материалов определяет и различный подход экспертов к тому, как нужно бороться с резкими скачками цен.


Действительно, рост цен на цемент с октября 2006 года по октябрь 2007 года составил более 80%. Но эта тенденция зависит от нескольких звеньев одной цепи: заводов-изготовителей, перевалочных узлов, транспортных услуг. Кроме того, происходит повышение цен на расходные материалы, активно растет зарплата сотрудников, а также количество различных согласовательных документов. В результате приходит цемент пятисотой марки от 6,7 до 7,2 тысяч рублей с учетом НДС за тонну, - отмечает он.

Отечественные трейдеры цемента вышли за уровень стоимости импорта, и, если бы не особенности перевозки и упаковки, вся Россия уже закупала бы качественный турецкий цемент. Однако иностранные поставщики предлагают биг-бэги - полуторатонные холщовые упаковки, для расфасовки которых нужно специальное оборудование. Если же стоимость на цемент снова поднимется, то компаниям станет гораздо выгоднее работа с импортным цементом, пусть и с учетом необходимости приобрести новое оборудование стоимостью от 500 тысяч долларов, - полагает Добашин.

По мнению Добашина, в этой ситуации нужно применять только сугубо рыночные способы, то есть позволить продавцу и покупателю самостоятельно выяснить свои отношения. Президент КРОСТа уверен, что в любом случае такая позиция рынку строительных материалов не навредит, так как увеличение стоимости того же цемента исчерпало себя не только на этот, но и на следующий год.

Вместе с тем, Кошман предлагает более сильнодействующие методы борьбы с дефицитом цемента и других стройматериалов.

В свою очередь, Паньковский также заявил, что в настоящее время прорабатывается вопрос о поставке цемента в Россию из-за рубежа, но не из Турции, а из Китая - по цене, не превышающей 4,5 тысяч рублей за тонну.

Согласно консолидированной позиции АСР, говорит Кошман, нужно предусмотреть еще две меры - создание специализированных государственных закупочных и снабженческо-сбытовых компаний, которые позволят объединить строительные ресурсы и противопоставить диктату производителя диктат потребителя, а также подписание ценовых и тарифных соглашений с основными производителями строительных материалов.

Мы не призываем к введению прямого государственного регулирования цен на строительные ресурсы, но считаем, что отдельные строительные материалы - цемент, щебень, песок, металл - должны быть признаны государственной стратегической продукцией. При этом необходимо ввести практику их резервирования для государственных нужд и централизованных закупок с фиксированной ценой, - указывает эксперт.

В этом есть смысл. Возможно, будет какая-то разумная фиксация цены, а не скачкообразные повышения, - выражает Андреева общее мнение.

Опрошенные агентством представители строительных компаний в целом поддерживают идею введения госрегулирования рынка строительных материалов.

В ближайшие семь России предстоит масштабная стройка, которую будут подхлестывать федеральная целевая программа (ФЦП) Жилище и нацпроект Доступное и комфортное жилье - гражданам России, а также Олимпиада-2014 в Сочи, для которой нужно построить практически всю олимпийскую инфраструктуру. Ни для кого не секрет, что уже сейчас на различных конференциях и форумах недвижимости топ-менеджеры строительных компаний спорят о том, возможно ли все запланированное при нынешних объемах производства стройматериалов.

Вместе с тем, Семакина напоминает, что государство может предпринять и другие, не менее важные для промышленности строительных материалов, но при этом не такие жесткие меры - в частности беспроцентное кредитование развития промышленности строительных материалов.



Главная --> Публикации