Главная --> Публикации --> Стройка без цемента Два года до прописки Россиянам придется подождать пару лет, прежде чем заработает закон о кадастре недвижимости Мосгордума санкционировала выселение 3 тыс. человек из престижного района На пути к сибирскому дому

Вчера Синтез Девелопмент (входит в группу Синтез) сообщила, что ее дочерняя компания ПЖИ-строй выиграла аукцион по застройке 13,6 га в микрорайоне Южный в подмосковном Подольске. На этом участке компания планирует построить более 300 тыс. кв. м, инвестировав около $500 млн. Представитель администрации Подольска подтвердил итоги аукциона, но отказался называть других участников торгов. Проект рассчитан на три года, уточнил чиновник. Синтез Девелопмент от продажи готового жилья сможет получить $660 млн из расчета $2,2 тыс. за 1 кв. м, при этом прибыль инвестора составит около $160 млн, подсчитал руководитель департамента новостроек бюро Агент 002 Дмитрий Иванов.

Промышленная группа Синтез, принадлежащая сенатору от Чувашии Леониду Лебедеву, выиграла аукцион по строительству в подмосковном Подольске жилого квартала площадью 300 тыс. кв. м. До этого группа строила в Москве только офисы, а жилье возводила в Санкт-Петербурге. Девелопмент для нефтяника -- запасной аэродром на случай продажи его профильного бизнеса крупным игрокам, говорят эксперты.

Группа Синтез начала осваивать московский рынок два года назад с сегмента офисной недвижимости. Сейчас компании принадлежит действующий бизнес-центр Новосущевский и строящийся комплекс Яуза, перечисляет аналитик Jones Lang LaSalle Юлия Пянзина, знакомая с девелоперскими планами компании. Новосущевский (общая площадь 40 тыс. кв. м) был куплен одной из структур группы в начале 2006 года у владельца проекта столичной компании MR Group. Бизнес-центр Яуза общей площадью 25,4 тыс. кв. м планируется построить на 1,13 га в районе Лефортово, говорится в презентации компании.

Девелоперские планы Синтеза не ограничиваются жилищными проектами в Подмосковье. Сейчас компания ведет строительство почти на 15 га на юго-востоке Санкт-Петербурга микрорайона Невская галактика общей площадью 340 тыс. кв. м, из которых 320 тыс. кв. м -- жилье, 20 тыс. кв. м -- коммерческая недвижимость. Сегодня компания развивает десять девелоперских проектов общей стоимостью около $3 млрд,-- говорит исполнительный директор группы Синтез Андрей Королев. По его словам, общий размер портфеля компании Синтез Девелопмент составляет 1,5 млн кв. м, по итогам 2008 года объемы увеличатся до 2 млн кв. м.

По размеру девелоперского портфеля Ситнез пока отстает от своих коллег по сырьевому рынку. Первыми осваивать новый бизнес стали Coalco Василия Анисимова (строит около 11 млн кв. м жилья в подмосковном Домодедове) и Реновастройгруп Виктора Вексельберга (микрорайон Академический в Екатеринбурге площадью 13 млн кв. м).

Группа Синтез занимается разведкой и добычей углеводородов, меди и алмазов. С 1992 года в Западной Сибири компания добыла 56 млн баррелей нефти. Владеет лицензиями на освоение двух нефтегазоносных участков на шельфе Баренцева моря, а также занимается разведкой месторождений редких металлов в Намибии, инвестирует в строительство ТЭЦ в Санкт-Петербурге, Македонии и Германии. По данным участников рынка, основной владелец группы -- сенатор от Чувашии Леонид Лебедев. Журнал Финанс оценивает его состояние в $500 млн.

Российская газета: Одна из задач, сформулированных первым вице-премьером, - активизировать индивидуальное строительство. Значит ли это, что предприятия индустриального, главным образом панельного, домостроения устарели и что с ними в таком случае делать?

Девелоперский бизнес интересен промышленникам высокой маржинальностью. В зависимости от региона внутренняя девелоперская доходность в среднем достигает 30-35%, говорит директор инвестиционного департамента AFI Development Иван Вашурин. При этом, как отмечает аналитик ИК Брокеркредитсервис Максим Шеин, на нефтегазовом рынке работать становится все тяжелее, поскольку крупные компании стараются поглотить более мелких игроков. С ним согласен аналитик Альфа-банка Константин Батунин, напоминая, что в прошлом году Синтез предлагал свои активы Газпрому и Роснефти (см. Ъ от 7 августа 2007 года). Увеличение девелоперского портфеля -- попытка подготовить запасной аэродром, в случае если возникнут проблемы в профильном бизнесе, уверен Максим Шеин.
Жилищное строительство - серьезная основа роста всей экономики. Об этом сказал, выступая на экономическом форуме в Красноярске, первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Какие задачи стоят перед отраслью, какие есть сложности и как их преодолевать? На вопросы Российской газеты ответил заместитель министра регионального развития Сергей Круглик.

То, что акцент делается действительно на малоэтажное домостроение, означает, что мы начинаем заботиться не только об объемах строительства, которые, конечно же, легче выдать при массовой застройке, но и о качестве жизни. Посмотрите, даже сейчас в телепроекте Ургант с Познером собираются нам одноэтажную Америку показать. Вся Европа так живет: если небоскребы, то только в деловой части города, это офисные здания. Для жизни - два-три этажа, так просторнее, удобнее, комфортнее. А уж для российских просторов сам бог велел так строить.

Сергей Круглик: Всего сразу много не бывает. На самом деле термин индустриальное домостроение вовсе не подразумевает строительство исключительно многоэтажного жилья. Уже сегодня конструкции из сборного железобетона спокойно используются при малоэтажном строительстве. И очень сложно сказать, что дешевле: допустим, каркасный дом по канадской технологии или из нашего сборного железобетона, который точно так же утеплен, покрашен и смотрится ничуть не хуже. Так что не стоит волноваться за наши домостроительные комбинаты - без работы они ни в коем случае не останутся.

Круглик: С одной стороны, менталитет людей, которые привыкли жить в многоквартирных домах. Переориентироваться на индивидуальный дом сложно. Но сейчас перелом уже происходит - все больше людей отчетливо хотят жить поближе к земле в своем собственном доме. Но это только один из факторов. Второй фактор, пожалуй, посерьезнее: это каким образом этот индивидуальный дом строится. Я напомню, что в 90-х годах со многими предприятиями просто землей рассчитывались, нарезали делянки, и люди брали себе и строились. При этом ни коммуникаций, ни социальной инфраструктуры. Кому такое жилье нужно?

РГ: Что же мешает?

Ну и, конечно, третья задача - развитие производства индивидуальных домов. Деревянных, сборно-каркасных, модульных - разных. Технологий предостаточно, и предприятий таких открывается в последние годы много, особенно в европейской части России.

Поэтому задача сегодня ставится так: не просто выделение участков под малоэтажное строительство, но и обязательная инженерная подготовка. Обязательное социальное обустройство, а не безжизненное пространство вокруг, как первый вице-премьер сказал.

РГ: Все это так. Тем не менее в крупных городах продолжает насаждаться именно многоэтажное строительство. В той же Москве колоссальные инфраструктурные проблемы, например транспортные, но город продолжает обрастать многоэтажными микрорайонами. Плюс бурное строительство в области, население которой тоже ездит на работу в столицу... Кто принимает решение, увязывая объемы строительства и инфраструктурные возможности города?

Каждая технология находит свое место, и темпы роста в индивидуальном домостроении выше, чем в общем строительстве.

Что касается инфраструктуры - транспорта, инженерных сетей, энергоснабжения, сегодня уже надо рассматривать развитие соседних территорий в комплексе. Проблемы, характерные для Москвы и Московской области, сегодня возникают и в других субъектах.

Круглик: На самом деле должны быть градостроительные решения, которые формируют облик города с учетом комфортного проживания. Есть общая закономерность - центр высокий, к периферии этажность уменьшается. Москва - это, конечно, особый случай, здесь самая дорогая земля, и ее ресурс весьма ограничен. Но, думаю, и до Москвы это тоже доходит. Но вот действительно таких регламентных ограничений по этажности у столицы сегодня нет. Хотя по некоторым районам Московской области мы уже договорились и главы муниципальных образований приняли такие решения. Допустим, строить не выше стольких-то метров.

Круглик: Хорошие. Давайте вспомним 1998 год, дефолт. Может, удивитесь, но он очень сильно помог развитию промышленности стройматериалов. Потому что стало дорого ввозить материалы, допустим, из той же Финляндии. Стало выгодно производить их дома. Практически за 3-4 года, уже к 2002 году, мы имели на европейской части страны производство стройматериалов примерно на 70-80 процентов от потребности. Причем материалов вполне конкурентоспособных с европейскими по качеству, в том числе и по энергосберегающим свойствам. Это стеновые материалы, утеплители, оконные блоки, керамическая плитка. Отставали по стеклу, но и здесь в последние годы произошел качественный сдвиг.

РГ: Еще один тезис, высказанный Дмитрием Медведевым, - нам нужны новые технологии и новые материалы для строительства, в том числе энергосберегающие. Какие у нас перспективы здесь?

Но смотрите: в прошлом году Сибирский федеральный округ показал самые высокие темпы роста строительства, значит, там сейчас подтянется промышленность строительных материалов. Наше дело - следить, чтобы и при производстве стройматериалов, и при строительстве, и при капремонте, кстати, тоже соблюдались СНиПы, в том числе и требования по теплопроводности.

Сейчас задача продвигать это все на Восток. Там строители по-прежнему используют в основном завозные материалы, потому что объемы строительства были мизерные и инвестировать в строительство заводов по производству стройматериалов никому и в голову не приходило.

Круглик: В прошлом году куплено 30 месторождений цементного сырья. Это из 50, которые выставлялись на торги. По разным оценкам, к 2010 году объем производства цемента увеличится до 27 миллионов тонн в плюс к тому, что производится сегодня. Этого цемента хватит на все гидротехнические сооружения и все прочие стройки, а не только на жилищное строительство.

РГ: Тем не менее цементное лобби продолжает упорно гнуть свою линию и регулярно появляются прогнозы о том, что выполнение нацпроекта под угрозой, что мы не сможем, как намечено, строить в год по 1 квадратному метру на человека, потому что цемента не хватает... Как вы считаете, может быть, действительно нужны особые преференции цементникам?

Поэтому я бы не стал волноваться, тем паче поддаваться какой-то панике. На самом деле дефицит цемента возникает на протяжении одного-двух месяцев - в разгар лета. И все. Строители это прекрасно знают, они уже сейчас в мае начнут закупать то, что им нужно будет в августе.

К тому же, возвращаясь к началу разговора, давайте вспомним: прежде всего будет развиваться малоэтажное строительство. Но чем ниже этажность, тем меньше цемента надо, там уже используются другие материалы - дерево, многослойные панели. А если бетон, то вспененный - у него и теплопроводность ниже, он легче и экономичный с точки зрения использованного цемента.

Круглик: Таможенную пошлину на ввоз цемента отменили на девять месяцев. То есть как раз захватывается проблемный летний период. А потом, думаю, надо возвращаться на прежние позиции. Потому что полное отсутствие ограничений на рынке (даже если речь идет всего о пятипроцентной пошлине) ни к чему хорошему не приводит. Надо все же хотя бы немножко защищать своих производителей. Стимулировать их развивать собственное производство.

РГ: То есть пролонгации обнуления таможенных пошлин не будет?

Объем ипотечного кредитования в 2007 году составил 538 млрд рублей - в два раза больше, чем в 2006-м.

Справка РГ
В 2007 году было построено 60,4 млн кв. метров жилья, на 19 процентов больше, чем год назад. В 2006 году объемы строительства выросли на 16 процентов.

В рамках федеральной подпрограммы Молодая семья и региональных программ в 2006-2007 годах получили жилищные субсидии и улучшили жилищные условия, по предварительным данным, около 82 тысяч молодых семей.

По оценкам экспертов, в 2004 году только 9 процентов семей обладали достаточными доходами для того, чтобы приобрести жилье на рынке за счет собственных накоплений и кредитных средств. По итогам 2007 года за счет уменьшения процентных ставок и увеличения сроков ипотечного кредитования приобретение жилья на рынке стало доступно 19 процентам семей.

Всегда известно об участниках выставки: откуда они, что предлагают и почем. А вот ее гости часто остаются в тени. Поэтому в ходе выставки Домэкспо КДО-Информ решил поинтересоваться целью и результатами визита у посетителей. Скажем прямо, далеко не все они горели желанием пообщаться с прессой, но несколько мини-интервью на Улице ипотеки и Улице загородной недвижимости взять удалось.

Источник: Росстат

Есть родительская квартира, а вот отдохнуть летом негде (выезды на курорты не в счет). Отсюда и желание построить или приобрести коттедж в одном из поселков. Туда родители переедут с древней дачи на шести сотках. Одно из главных условий, чтобы добираться до столицы было легко. Отсюда и цена, нарисованная застройщиками и риэлторами от миллиона долларов. Есть и более скромные предложения, но и там цена кусается. Теперь Олег склоняется к мысли приобрести участок земли и поставить на нем один из типовых домов, но и тогда однозначно придется брать кредит либо совершать какой-то маневр с имеющейся жилплощадью.

Олег М. (35 лет) коммерческий директор, на этой должности в разных столичных фирмах трудится уже пятый год, доведя зарплату до двухсот тысяч рублей.

Желание понятное, если учесть, что в обычной московской двушке он живет с женой, родителями и ребенком-школьником. Три поколения вместе на пятидесяти квадратных метрах. А теперь арифметика из блокнота, который ему подарили на одном из стендов: его зарплата - 30 тысяч рублей в месяц, жены (инженера) - двадцать, в сумме пятьдесят не так уж и плохо даже по столичным меркам. К тому же зарплаты, что называется, белые, проведенные через бухгалтерии, подтвержденные необходимыми справками. Так вот, этих денег достаточно для получения ипотечного кредита лишь в 126 тысяч долларов. На такие деньги в столице давно не купить и однокомнатной квартиры!

Игорь С. (42 года) - старший специалист одного из ЗАО пришел на выставку, чтобы попытаться с помощью ипотеки принять участие в программе Доступное и комфортное жилье.

Так что придется и дальше думать, прикидывать варианты и надеяться, что их старенькая панельная девятиэтажка рано или поздно под снос пойдет.

И в области на такую сумму предлагают далеко не лучшие варианты, к тому же, родители туда ехать не хотят, сам переберешься - придется менять работу, но найти хороший заработок в области непросто, а кредит-то погашать надо.

* * *

Павел К. (64 года) пенсионер. На нескольких стендах его одарили яблоками, кубанцы налили на пробу свое вино, еще в добыче восемь ручек, три блокнота и огромная кипа проспектов, доверху забившая рюкзачок. И артисты на открытии выступали. Хотя Павел пожаловался, что на выставке международной недвижимости ему понравилось больше. Там он попал в список потенциальных клиентов и теперь из заграницы ему постоянно шлют новые предложения, а по старым снижают цены. Ощущая себя в гуще событий, Павел очень доволен. Другого ему и не надо. Купить квартиру?! изумляется он, - да вы что?! У меня пенсия четыре тысячи! Балкон бы застеклить

Звенигородский проспект
Одно из главных достижений Москвы в области транспорта в прошлом году - открытие двухуровневого тоннеля в Серебряном Бору и введение в строй Живописного моста, самого крупного вантового моста в Европе. Введение в эксплуатацию этих инженерных сооружений позволило открыть первый участок Звенигородского проспекта, что не только обеспечило свободный выезд из центра Москвы на Новорижское шоссе, но и облегчило движение по Кутузовскому проспекту и Рублево-Успенскому шоссе.

Как видим, интерес к выставке большой. И, несмотря на буйство желаний, трудность, как ни странно, у посетителей одна нехватка денег и квадратных метров. Или это всё как-то связано?
Сегодня в Москве зарегистрировано более 3 миллионов автомобилей. Ежегодно к ним прибавляется еще 100 тысяч - не считая 600 тысяч машин, каждый день приезжающих в столицу из других регионов. Правительство Москвы решает транспортную проблему комплексно: выводит за черту города промышленные предприятия, развивает общественный транспорт, строит новые автотрассы и модернизирует старые. В 2008-2010 годах в дорожно-мостовое строительство планируется вложить 175,3 млрд рублей из городского бюджета - это в 1,7 раза больше, чем за предыдущие 3 года.

В перспективе мэрия планирует не только строить новые радиальные магистрали, но и реконструировать старые. Они будут полностью соответствовать новому мировому стандарту: станут многополосными и бессветофорными. За счет этого скорость движения по ним возрастет, а количество пробок сократится.

Полностью трассу планируется ввести в строй в 2008 году, обеспечив прямой автомобильный путь от МКАД (с Новорижского шоссе) до Беговой улицы и дальше до зоопарка на Красной Пресне. В результате город получит современную трассу всего с одним светофором в районе улицы Беговой. Это позволит буквально за 10-15 минут доехать на автомобиле от МКАД до Садового кольца. Звенигородский проспект станет 20-й по счету радиальной трассой столицы.

Еще один тоннель, пройдя под Замоскворецкой линией метро, соединит улицы Балтийскую и Алабяна. Следом наступит очередь и Волоколамского шоссе. Решается вопрос о финансировании работ строительства второго моста через Канал имени Москвы, которое необходимо развернуть в этом году.

Ленинградский проспект
Два новых тоннеля - на Динамо и на Соколе - получил в прошлом году Ленинградский проспект. Работы по реконструкции Большой Ленинградки должны полностью завершиться в 2009 году. Сейчас строители приступают к возведению развязки на пересечении с Фестивальной улицей. В 2009-м окончательно войдет в строй развязка на Соколе, а также на пересечении с Головинским шоссе.

Пропускная способность Большой Ленинградки в 2009 году, когда завершится реконструкция всей трассы, возрастет на 30%.

На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет через тоннель. Новая транспортная развязка появится и на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала. А транспорт из района Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект.

Трасса Четвертого транспортного кольца пройдет от Волгоградского проспекта вдоль Курского направления железной дороги. На участке от Волгоградского проспекта до шоссе Энтузиастов магистраль будет параллельна Малому кольцу Московской железной дороги, минует район Измайлово и уйдет вдоль Лосиного Острова к Ярославскому шоссе, далее вдоль железнодорожной станции Лихоборы через Алтуфьевское, Дмитровское, Ленинградское и Волоколамское шоссе. На улице Народного ополчения она выйдет к Минской улице, затем по существующей 16-километровой трассе, в которую входят Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты, она дойдет до музея-заповедника Коломенское, где будет построен 4-километровый тоннель под Москвой-рекой. Далее магистраль пройдет через район Печатники к станции метро Текстильщики. Длина Четвертого транспортного кольца составит 74 километра.

Четвертое кольцо
Строительство Четвертого транспортного кольца началось 1 февраля 2008 года. Ожидается, что первый участок дороги от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе будет открыт к концу текущего года. В следующем появится его продолжение от Измайловского до Щелковского шоссе и от шоссе Энтузиастов в сторону Рязанского шоссе. Следующим планируется открыть участок от Открытого до Рязанского шоссе.

В прошлом году начаты расширение Дмитровского шоссе и ремонт Крестовского путепровода. Кроме того, проектируются так называемые шоссе-дублеры для самых перегруженных радиальных направлений - Кутузовского проспекта, Варшавского шоссе, Ленинского проспекта, Волгоградского проспекта от Курского направления МЖД до улицы Верхние Поля и дублер Дмитровского шоссе на участке от улицы 800-летия Москвы до Четвертого транспортного кольца.

Северная и Южная рокады
К сожалению, кольцевые магистрали в столице не справляются с возрастающей нагрузкой. Поэтому уже сегодня начались проектные работы над двумя новыми хордовыми трассами - Северной и Южной рокадами. Северная пройдет по улицам Алабяна и Балтийской, Южная - по Балаклавскому проспекту и улице Обручева. Они должны будут разгрузить кольцевые трассы Москвы и связать между собой спальные районы, которые до сих пор были разделены клиньями железных дорог и промзон. В районах сложившейся застройки дороги пройдут по мостам и тоннелям. Развитие подобных технологий открывает еще одну заманчивую перспективу - строительства новых радиальных трасс над железнодорожными путями.



Железные дороги станут автомобильными
Железная дорога в городской черте разрезает Москву на кусочки и затрудняет автомобильное движение из одного района в другой. Железку не переедешь в любом месте, нужен путепровод. Городские власти нашли выход в том, чтобы накрывать пути гигантскими коробами: поезда будут идти, как шли, а сверху можно построить дорогу, торговый комплекс, жилой микрорайон. В этом году Российские железные дороги и несколько девелоперских компаний начинают первые проекты по строительству сооружений над железной дорогой - в частности, будут реконструироваться Рижский вокзал (станция Москва-товарная - Рижская), Киевское (от Третьего транспортного кольца до Минской улицы) и Белорусское (от вокзала до Ваганьковского кладбища) направления.



Главная --> Публикации