Главная --> Публикации --> Куда уходят питерские деньги ? Высотка без отклонений Для дома, для семьи Мэрия пытается взять под контроль автосервисы Почему стали строить медленнее

"Играем внемую"

В канун революционных праздников почти девяносто столичных "строительных королей" боролись за возможность вложить миллионы в московскую недвижимость. Впервые право проектировать, строить и реконструировать жилые дома в столице было выставлено на открытый аукцион. Число претендентов на некоторые объекты доходило до полутора десятков, а цена взлетала в несколько раз. Отдельные дома продали вместе с ничего не подозревающими жильцами. А городская казна за час пополнилась на сто миллионов долларов.

- Начальная цена сорок рублей. Нет, пожалуйста, не называйте цену - играем внемую. Опустите руку, поднимите табличку, вот так... Немного задержите табличку, отлично. Номер семь раньше... Мужчины, уступите даме.

Дорогие машины желающих купить себе кусочек Москвы с трудом пробрались к зданию Ассоциации инвесторов Москвы в Зачатьевском переулке, обложенному со всех сторон элитными стройплощадками. Бизнесмены не спеша рассаживались в партере, отделявшем участников аукциона от прочей публики, пока заметно волнующийся аукционист объяснял порядок торгов. Роль задника играли члены городской конкурсной комиссии. Для разминки строительные магнаты, азартно путаясь в правилах, разыграли бутылку советского шампанского.

За возможность построить два 20-этажных дома на Камчатской улице вначале просили 4 млн. 268 тыс. 600 долларов. В борьбе с четырьмя соперниками победил номер 20 - молодой человек, похожий на испанского гранда, предложивший заплатить вместо 4 почти 7 миллионов.

С начальных 40 рублей шипучка взлетела в цене в десять раз и ушла за 460 миловидной бизнесвумен. Правда, денег с нее не взяли - как первому покупателю бутылку даме просто подарили. После чего собравшиеся принялись за дело всерьез.

Всего разыграли восемь лотов. Рекордсменом стали пятнадцать соток и старый дом под реконструкцию рядом с Остоженкой, в Барыковском переулке. За него дрались девятнадцать участников. В конце концов честь построить 7-этажный дом досталась фирме, которая отдала за него больше 13 млн. долларов вместо начальных четырех с половиной.

Четыре сотки в Староконюшенном переулке - "реконструкция жилого дома с реставрацией" - ушли за 4 млн. 182 тысячи (вместо заявленных 1 млн. 800 тыс.). Борьба за небоскреб на Ленинском проспекте вышла почти безальтернативной: за право построить здание высотой в 17-25-30 этажей просили почти 40 млн. долларов. Из двух претендентов, сумевших внести залог, второй не решился торговаться, и почти гектар земли для постройки дома с подземным гаражом и неким "защитным сооружением ГОЧС" остался за обладателем карточки №

Юрист фирмы "Интерстройсервис М", выигравшей дом в Барыковском переулке, на вопрос, неужели можно будет окупить вложенное, сказала:

"Они еще не знают, что купили"

Пятый номер, оказавшийся представителем "Главмосстроя", снисходительно улыбнулся, объясняя, сколько будет стоить квадратный метр в будущем небоскребе на Ленинском проспекте:

- Конечно. Мы все просчитали. За рамки рентабельности не вышли, хотя затраты на пределе.

- Они просто еще не знают, что купили, - радостно улыбнулся среднего возраста человек в черном смокинге. Он оказался жителем только что проданного дома на улице Новослободской - корпорация "Трансгидрострой" купила право "проектирования и реконструкции комплекса жилых домов с частичным сносом". - Моя соседка недавно купила квартиру площадью сто метров, сделала ремонт. Пусть попробуют ее оттуда выселить! Она не сдвинется с места или попросит столько, что мало не покажется. Так что проект может оказаться просто невыгодным. Что лично я буду делать? Ждать, когда ко мне придут.

- К тому времени, когда можно будет продавать квартиры, он будет стоить достаточно, чтобы принести хорошую прибыль. Если цены будут расти так же, как сейчас: на 3-4% ежемесячно.

Пока довольная результатами комиссия удалялась отмечать успех шампанским, участники покидали площадку под призывы девушек-организаторов "Инвесторы, верните таблички! Они нам еще пригодятся". Похоже, действительно пригодятся: как пообещал вице-мэр Валерий Шанцев, аукционы будут проходить 6-7 раз в год.
- Мы решили сделать торги открытыми, чтобы инвесторы больше не подозревали конкурсную комиссию в лоббировании, а московский инвестиционный климат стал самым дружелюбным, - заявил Шанцев.
- По-моему, обошлось без сюрпризов, - подытожил вице-мэр. - Хотя мы не ожидали, что на некоторые объекты цена подскочит в три раза.

"Чтобы нас не подозревали..."

Теперь победители должны в течение 10 дней подписать контракты и внести одну пятую часть денег - пакеты документов вместе с постановлениями по всем объектам уже готовы. То, что инвесторы не прогадали, вложившись в московскую недвижимость, корреспонденту "Известий" стало ясно через пять минут. В отделе продаж весьма известной строительной фирмы, строящей, согласно лозунгу напротив аукционной площадки, "свой лучший дом", с вежливым сожалением заявили, что выбор у конечных покупателей столичной жилой недвижимости небольшой:

Открыв торги, казна получила в несколько раз больше денег, чем это было при распределении заказов через закрытые конкурсы. Тогда право инвестировать в элитное жилье распределялось "поконвертно": инвесторы, желающие что-либо построить, вкладывали свои условия в конверты, которые публично вскрывались. Как рассказали опытные участники торгов, при старом порядке цена вырастала максимум в полтора-два раза.

По словам главы комитета Госдумы Мартина Шаккума, соответствующие поправки вносятся ко второму чтению проекта закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления градостроительной деятельности (принят в первом чтении 29 июня 2007 года). Сейчас обязательное требование о предоставлении государственной земли на торгах работает лишь по отношению к жилищному строительству и некоторых других объектов, - поясняет президент фонда Институт экономики города Надежда Косарева. - Под другие объекты муниципалитеты могут выделять землю и без аукциона - на основании предварительного инвестиционного договора, например. Если поправки примут, то основания для бесконкурсного выделения земли (в собственность, в аренду и т.п.) сожмутся до закрытого перечня. Это не список льгот, а именно разумный перечень, - сказала корреспонденту Газеты Косарева. Она перечислила некоторые основания. Например, без аукциона можно будет выделить землю под строительство объектов государственного и муниципального значения, когда застройщиком выступает, по сути, само государство, а строительные организации - только подрядчики. Торги не надо будет проходить и инвесторам, уже выигравшим аукцион на право заключить с муниципалитетом договор о развитии застроенной территории. Не будет конкурса, что логично, при выделении земельной компенсации собственникам, у которых власти изъяли участок для госнужд, или при бесплатном предоставлении участков (например, пенсионерам). Избавят от аукционов на землю резидентов особых экономических зон и участников концессионных соглашений. Предположим, между муниципалитетом и компанией заключено концессионное соглашение об управлении теплоцентралью, - приводит пример Косарева. - Но под трубами есть земля: логично предоставить ее участнику концессии, а не выставлять на аукцион.

- Понимаете, у нас суперэксклюзивный проект - отсюда можно за пять минут дойти пешком до Кремля. Остались всего две квартиры - на втором и на пятом этаже. В первой метр стоит 6 тыс. долларов, во второй - 1 Так что решайте скорее...
Российское земельное и градостроительное законодательство ждет очередная революция. Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям одобрил поправки, согласно которым правило предоставления государственных или муниципальных участков через процедуру аукциона становится практически всеобъемлющим: оно распространяется не только на землю под жилищную застройку, но и на другие формы использования территории. Хорошее на первый взгляд нововведение может привести, например, к разрушению существующей сейчас системы согласований при строительстве новых заводов. И к долгому ступору на этом рынке.

Но дальше - больше. Подготовив за свой счет участок, инвестор вполне может оказаться в итоге без него как раз из-за объявленной в законопроекте повсеместной аукционизации. Макcим Попов приводит такой пример: инвестор хочет построить завод. Это всегда уникальный случай, и земельный участок подбирается по жестким критериям. Инвестор тратит свои средства на подбор земли, на ее подготовку, на разработку проекта. Сейчас он может получить гарантии, что все эти затраты окупятся, скажем, заключив с муниципалитетом предварительный инвестиционный договор, по которому после утверждения проекта застройки инвестору передадут и землю. Если Госдума примет поправки, все эти гарантии могут исчезнуть, опасается Максим Попов: власти обязаны будут объявить аукцион, по результатам которого разработанный участок может вполне уплыть от вложившегося в него инвестора. К тому же, как показывает практика, практическое каждое серьезное новшество в земельном и градостроительном законодательстве приводит к временному ступору рынка - так уж пишут законы. Если поправки вступят в силу, то год невозможно будет работать, - прогнозирует Попов.

Одновременно с этим из законодательства, согласно поправкам, исключается процедура предварительного согласования места размещения объекта, а вместо нее устанавливается возможность подготовки земельного участка в целях его предоставления за счет заинтересованного лица. Существующая система формирования земельных участков как за счет государства, так и через процедуру предварительного согласования действительно нуждается в изменениях, - говорит старший юрист юридической компании Пепеляев, Гольцблат и партнеры Максим Попов. - В ней не хватает прозрачности. Например, инвестор не знает наверняка, разрешат ли власти построить завод на том или ином участке земли. Но вместо того, чтобы выпить таблетку от головной боли, законодатели решили отрубить голову, попросту исключив нечетко прописанную процедуру. При этом, по сути, меняется шило на мыло, - считает Попов. Появляющаяся вместо забюрократизированного предварительного согласования подготовка земельного участка за счет заинтересованного лица может быть не менее сложной процедурой.

- Меня тоже раздражают машины, стоящие на тротуарах, газонах и детских площадках! - кипятится на районном сайте Николай, житель Южного Бутова (место, где наиболее активно развернулась деятельность поджигателя). - Автомобили, которые передвигаются по тротуару, просто бесят! Ладно бы ехали медленно, не мешая пешеходам, а то катит и сигналит: Прочь бабка, Я еду!!! Так и хочется запрыгнуть на капот, попрыгать на крыше и соскочить на багажник. Вполне демократично: он ездит где хочет, я хожу где хочу.

Активная деятельность маньяков-хулиганов, поджигающих по ночам машины в столичных дворах, вызвала бурю дискуссий в интернете. Даже на непрофильных блогах разгорелись горячие споры между пешеходами и автовладельцами (а также между хозяевами дешевых и дорогих авто, имеющих гараж и не имеющих) о парковках на газонах и детских площадках. Москвичи, испорченные гаражным вопросом, хоть прилюдно и осуждают суровые методы пиромана по ликвидации чужого имущества, однако втайне злорадно потирают руки. На сайтах появились даже рекомендации о более щадящих, нежели поджог, методах борьбы с засильем машин во дворах. И, судя по накалу страстей, в период острого дефицита парковочных мест классовая неприязнь во дворах будет только нарастать.

К следующему этапу можно переходить, если намеки водитель упорно игнорирует.

Силами своих друзей Николай даже собрал подборку народных методов борьбы с хамской парковкой во дворах. Поначалу мстители-пешеходы советуют своим соратникам не нарушать Уголовный кодекс. Начинать с предупреждения - водитель ведь тоже человек и вдруг просто не подумал, что причиняет своими действиями кому-то неудобство. Для этого хватает обычной записки, оставленной на капоте. Для театральности и пущего психологического эффекта некоторые советуют послание прижать кирпичом. Кстати, в магазинах продаются даже самоклеящиеся стикеры с надписью Придурок! Научись парковаться. Говорят, пользуются спросом.

Особое раздражение вызывают автомобили, оборудованные некачественной дешевой сигнализацией. Бывает, такая легковушка всю ночь напролет поет под окнами. Против таких есть вполне законный метод: звонить в милицию.

- Двор нашего дома благоустроили: от подъездов проложили асфальтовые дорожки и засыпали газоны свежей землей. Но свежая - она и грязная! То есть пройти можно ТОЛЬКО по дорожке, - делится своей историей житель СВАО Алексей.- И некий автовладелец стал ставить свою тачку точно у схода с дорожки! Ему удобно: вышел из машины и - в подъезд. А остальным - труба! Обходить автомобиль надо по газону, по грязи! Несколько дней водилу предупреждали запиской на лобовом стекле. Нехорошо, мол, мешаешь. Реакции - ноль. Следующая бумажка была приклеена силикатным клеем на ветровое стекло. Машину как ветром сдуло. И кое-кто из других автомобилистов на всякий случай из двора убрался. Хамов нужно учить!

Среди других популярных методов народного мщения - намазать ручки двери густым слоем вазелина. Транспорту ущерба это не причинит, зато хозяину придется не меньше часа промучиться, оттирая безобразие.

- Осенью лежала в роддоме, - рассказывает Ольга. - Под окнами стояла старенькая Волга, которая через каждые 10 минут сигналила. Выходил хозяин, чего-то там копался в моторе. А через некоторое время все опять повторялось. На второй день мы с соседками по палате чуть не взвыли. Позвонили в 0 Мол, у нас и так демографическая ситуация в стране критическая, а тут еще такой раздражитель. Вспомнили и закон о тишине, который нарушается. В общем, через полчаса Волги той не стало. Уехала.

Однако мы в Известиях решили: не станем пересказывать вам варварские способы расправы с чужими авто. Того, что мы уже рассказали, достаточно: заботливый автовладелец поймет, насколько раздражает окружающих хамская манера парковаться. И хватит нам уже вести счет сожженным авто: придурки и вандалы, которые этим занимаются, ждут как раз таких сводок с пожарищ. Не будут Известия заливать костер бензином. Объявляем, как на флоте, три минуты тишины - для милиции и для тех нормальных граждан, которые понимают: хамов нужно учить, но при этом самому нельзя становиться уродом.

В общем, в период острого дефицита парковочных мест классовая неприязнь между автомобилистами и пешеходами (причем зачастую это одни и те же люди) будет нарастать и дальше. Видимо, это главный урок, который следует извлечь городским властям после того, как пироманьяк будет пойман.

Раз в год водитель может получить компенсацию без всяких справок. Но ее сумма ограничена 3% стоимости машины. Например, за порчу авто стоимостью $15 000 без справки из милиции об ущербе можно получить не более $450.

Страховка от уродов-поджигателей
Как рассказали Известиям страховщики, КАСКО включает страховку от действий народных мстителей. Это такой же ущерб от противоправных действий третьих лиц, как поджог. Более того, владельцы непопулярных у угонщиков моделей, не желающие переплачивать за КАСКО, могут оформить страховку только на случай такого ущерба - это раза в два дешевле. Так что если на машину упала, например, банка с вареньем или кирпич, то надо идти к участковому. Он должен оформить справку об отказе в возбуждении уголовного дела по факту падения банки или о причиненном неизвестно кем и где ущербе.

Забитые остановки по утрам, невозможность втиснуться в автобус и стояние в ожидании пока все пассажиры пройдут через турникет и купят карточку на проезд давно для многих москвичей стали обыденностью. Несмотря на постоянные жалобы горожан, турникеты продолжают крутиться на всем наземном транспорте. Сотрудники Департамента транспорта и связи города Москвы усматривают постепенное улучшение ситуации.

- Такая услуга есть не у всех страховых компаний, поэтому спрашивайте о ней при заключении договора, - советует замдиректора страховой компании Павел Башнин. - Ею имеет смысл пользоваться, когда ЧП произойдет в местах, далеких от ГАИ.

Столичные транспортники считают, что ситуация с общественным транспортом в Москве постепенно налаживается. Как рассказал НГ заместитель руководителя пресс-службы Департамента транспорта и связи города Москвы Андрей Щетинин, количество автобусов и маршрутов постоянно увеличивается. У нас практически не осталось автобусов, срок эксплуатации которых был бы больше 10 лет. В других, даже крупных городах России эта ситуация намного хуже. Там до сих пор курсируют автомашины 70-х годов, рассказал он. Стоит отметить, что уже ведутся испытания по скоростным трамваям. Если они пройдут успешно, то в 2009 году будут разработаны маршруты. По его словам, решением проблемы с плохой пропускной способностью турникетов в общественном наземном транспорте в увеличении количества рейсов на маршрутах. Для этого нужно: уменьшение интервалов движения, увеличение провозоспособности, уменьшение занятости самого салона транспортного средства, говорит сотрудник пресс-службы. А также необходимо строить на конечных станциях метро транспортно-пересадочные узлы. Сейчас подобный проект реализуется возле станции Планерная, предположительно в 2009 году его должны запустить.

По данным ГУП Мосгортранс, только в их ведении находятся 5095 линейных автобусов большой и особо большой вместимости, 1603 линейных троллейбуса, ежедневно в будние дни на линию выходят более 1300 троллейбусов и 687 трамвайных вагонов. Объем перевозок пассажиров на наземном общественном транспорте составляет около 4,9 млрд. человек в год. Однако качество этих перевозок далеко не всегда устраивает москвичей. Не понятно, за что платим такие деньги, возмущается столичный житель Алексей Кузнецов. Даже не в часы пик автобусы или троллейбусы приходится ждать по полчаса, сиденья рваные, грязь, а уж про пропускную способность и говорить не стоит. Летом еще ничего, если дождя нет, а вот зимой и осенью промораживаешься да самого основания.



Главная --> Публикации