Главная --> Публикации --> Покупателям новостроек отдадут нежилые помещения домов Титульное страхование глазами профессионалов Лужкову запретили торговать землей по своим правилам Москва будет управлять своим имуществом по-новому Электростанция напротив кремля

Подавляющее большинство желающих купить загородный дом хочет, чтобы он был просторным, современным, красивым, удобным, уютным, построенным качественно, с использованием высоких технологий, в экологически чистом месте и: в организованном коттеджном поселке. С каждым годом требования, предъявляемые к жилью, растут, и в наше время одиноко стоящий дом или дом в хаотичной застройке ценится гораздо ниже, чем расположенный в коттеджном поселке.

Каким мы хотим видеть свой дом? Какими качествами он должен обладать? Благодаря западным фильмам, у большинства из нас сложился устойчивый образ идеального дома для семейной жизни - это аккуратный двух-, трехэтажный коттедж с красивым крыльцом и зеленой лужайкой перед ним. По вечерам - тихая беседа за чаем с друзьями у камина: К сожалению, в столице с ее чадом, шумом, пробками и суетой такое невозможно. Поэтому с каждым годом все больше москвичей стремится приобрести дом для постоянного проживания в пригороде.

Что же такое "коттеджный поселок"? По каким критериям его следует оценивать?

По данным портала Коттедж.Ру (Kottedj.ru), количество выставленных на продажу коттеджных поселков к началу весеннего сезона продаж в 2003 году составляло не более 140, к апрелю 2004 года эта цифра достигла уже 238, а по прогнозам на 2005 год, на рынке появится еще 100 новых коттеджных поселков. Несмотря на это, спрос на такие дома по-прежнему превышает предложение (в среднем, хороший поселок на 40 домов продается в течение одного года).

Между компаниями, реализующими коттеджные поселки, развивается закономерная конкурентная борьба. Застройщики интересных по общему замыслу поселков пытаются выделиться из общей массы. Именно для поощрения творческих начинаний в коттеджном строительстве в начале 2004 года была учреждена премия за достижения в области загородной недвижимости "Поселок года". По замыслу авторов идеи - портала Коттедж.Ру - это не только поможет покупателю найти тот коттедж, которым он будет действительно доволен, но и установит определенные ориентиры для профессиональных участников рынка.

Единая концепция застройки, централизованная и личная системы охраны и управления (единая администрация, коммуникации, обслуживание, коммунальные расходы, экстренная помощь, дополнительные опции), продуманный ландшафт и архитектурный стиль домов, инфраструктура (от магазина и школы до гольф-клуба или горнолыжного спуска) - вот неполный список того, что подразумевается под коттеджным поселком. Человеку, который плохо разбирается в специфике покупки загородного жилья, довольно сложно найти правильный ориентир среди большого количества предложений. Тем более, что на нашем довольно молодом и бурно развивающемся рынке загородной недвижимости пока что не задан эталон качества. К примеру, коттеджные поселки довольно низкого уровня иногда продаются по той же цене, что и первоклассные, во много раз превосходящие их по всем параметрам.

- Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о премии, что будет представлять собой это мероприятие?

О перспективах проведения подобной акции поведал директор проекта Коттедж.Ру Петр Кирилловский:

- А кто, собственно, будет оценивать поселки. Как это будет происходить?

- Идея учреждения подобной премии возникла довольно давно. Честно говоря, она просто витала в воздухе, но никто не осмеливался взяться за ее осуществление. Мы очень рады, что именно нам выпала честь стать организаторами этой акции, так как ничего подобного в России еще не было. И на сегодняшний день наша основная задача состоит в том, чтобы максимально объективно отобрать и оценить все номинированные поселки. Я считаю эту идею очень светлой и полезной. К примеру, среди целей, обозначенных в нашей программе, - привлечь внимание потенциальных клиентов, общественных и государственных организаций, бизнес-сообщества к проблемам рынка загородной недвижимости Наша задача - ознакомить лауреатов и номинантов премии с профессиональным мнением коллег, журналистов, обозревателей; стимулировать внедрения самых передовых технологий на рынке загородной недвижимости. Наша задача поиск лучших стратегий, деловых моделей, привлечение инвестиций, расширение сотрудничества между участниками.

- Но поселки бывают разные. Какие будут представлены номинации и что ждет победителя?

- Портал Коттедж.Ру занимается только координацией. Оценивают - экспертный совет и жюри. В экспертный совет войдут специалисты рынка загородной недвижимости. Председатель, который формирует жюри из числа независимых специалистов, приглашается оргкомитетом. Оценка будет производиться на основе многих критериев и параметров, таких, как транспортная доступность, комфортность проживания, идея проекта, архитектура и стиль, технологии и так далее.

- Когда будет проходить конкурсный отбор и как принять в нем участие?

- Да, на рынке есть разные категории поселков, и это мы постарались учесть - наряду с номинациями поселок года "Класса De Luxe", поселок года "Класса Elite" присутствуют такие, как поселок года "Класса Business", "Таун-хаус года" и другие - всего шесть номинаций. В каждой из них существует три места - золото, серебро, бронза, а также гран-при для обладателей золотых премий. Победителям присуждается почетное звание и вручается диплом.

- Как вы оцениваете перспективы проведения данной акции?

- До начала апреля мы планируем завершить прием заявок на участие. До 15 апреля будет проходить отбор объектов на голосование, с 16 - оценка, а 15 мая - финал и торжественная церемония награждения. Для участия в премии достаточно позвонить по тел. 911-61-21 или отправить заявку по адресу: info@poselok2004.ru.

КДО по сообщению пресс-службы оргкомитета премии "Поселок года - 2004"
Быть обладателем, или, выражаясь юридически грамотно, собственником недвижимости – престижно и приятно. Однако есть и обратная сторона этой медали – требование соблюсти все бюрократические формальности, чтобы процесс обладания был полноценным и вполне узаконенным. Регистрация недвижимости в соответствующих органах – важнейший инструмент, позволяющий не только зафиксировать право, но и пользоваться им. О работе Московской областной регистрационной палаты рассказывает ее председатель Вячеслав Огородников.

- Я надеюсь, что премия станет ежегодным событием, чем-то вроде Оскара для тех, кто работает в сфере загородной недвижимости. Мы будем расти и развиваться вместе с объемами предложений по загородной недвижимости, а, по нашим прогнозам, спрос на жилье в Подмосковье будет только увеличиваться.

Московская область отличается от других областей тем, что у нее нет своей столицы. Поэтому в основе ее деятельности – работа управлений и отделов, территориальных подразделений в городах и районах. Они созданы в тех территориальных образованиях, где находится много объектов недвижимости, например, в Одинцово, в Химках, Люберцах. В районах, где регистрационных действий производится немного, функционируют отделы нашего ведомства. В настоящее время на территории области работает 18 управлений и 47 отделов, в общей сложности их 6 В тех субъектах местного самоуправления, где нет наших подразделений, мы устраиваем выездное обслуживание.

– Московская областная регистрационная палата (МОРП) была создана 25 марта 1996 г. Она отличается от других учреждений юстиции по регистрации прав тем, что появилась до выхода Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правительство Московской области совместно с Московской областной думой, руководствуясь Гражданским кодексом, приняло решение, не дожидаясь выхода федерального закона, принять свой Закон «О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных и неимущественных прав и сделок с ними на территории Московской области». В январе 1996 г. закон был принят и подписан губернатором, а уже в марте на основании этого закона было принято постановление о создании Московской областной регистрационной палаты, которая реально начала работать с 1997 г.

– Вячеслав Васильевич, теперь, когда работы в МОРП немного поубавилось, можно рассчитывать, что регистрация прав на недвижимость будет осуществляться без ажиотажа? Насколько мне известно, в некоторых ваших подразделениях, например, в Химках, люди вынуждены занимать очередь с раннего утра.

В самом начале своей деятельности Московская областная регистрационная палата решала две проблемы: мы регистрировали права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также выдавали информацию по зарегистрированным правам и проводили регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, фермерских и крестьянских хозяйств, юридических лиц. Позже было принято два закона, на основании которых функции по регистрации юридических лиц и по регистрации предпринимателей без образования юридического лица были переданы Министерству по налогам и сборам. Таким образом, с 2004 г. мы занимаемся только регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если же вернуться к проблеме очередей, то я считаю, это еще и результат того, что люди поняли – им необходимо регистрировать свою собственность. Мы же со своей стороны в этом году увеличили штат своих сотрудников на 100 человек и занялись модернизацией техники. Сейчас регистратор только заносит информацию в компьютер, а программа сама печатает свидетельство, что предотвращает возникновение ошибок. Для того чтобы избежать безрезультатного стояния в очереди, у нас внедрена такая практика: утром, во время максимального наплыва посетителей, выходит сотрудник регистрационной палаты и просматривает документы у собравшихся. В каждом подразделении оформлены щиты, на которых вывешена информация о перечне необходимых документов. К тому же у нас клиенты сразу получают квитанции, в которых присутствуют все реквизиты, и им достаточно лишь внести свою фамилию. В крупных подразделениях мы договорились с коммерческими банками, чтобы они открыли свои филиалы и принимали платежи на месте.

– Думаю, что причина тому кроется не в объективной необходимости, а в российском менталитете. Да, в начале нашей деятельности в МОРП не хватало специалистов, но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, и проблема кадрового дефицита снята. Работа нашего ведомства строится на самофинансировании. В зависимости от того, сколько мы зарабатываем, столько и тратим. Расширять штат своих сотрудников до бесконечности мы не можем, поэтому главная наша задача – это повышение производительности труда. В 1997 г. нашими подразделениями на территории области было произведено 131 тыс. 449 действий по правам и сделкам, в 2003 г. – 951 тыс. 19 По земельным участкам прослеживается следующая динамика: в 1998 г. всего было произведено 128 тыс. 125 регистрационных действий, в 2001 г. – 257 тыс. 924, а в 2003 г. – 343 тыс. 40

– Наверное, не все ваши подразделения одинаково загружены, где-то есть очереди, а в каком-то районе работа идет в размеренном режиме?

Что же касается очередей, то они возникают там, где ведется активное строительство. Это касается и города Химки. Другая причина – нехватка помещений. В Химках нам некуда сажать людей, а городские власти не спешат подыскать помещение большей площади. Проблема этого города была еще и в том, что в нем долгое время не было главы муниципального образования, но теперь, когда мэр появился, я надеюсь, что мы сможем договориться. Кстати, не так давно в одном столичном издании была опубликована статья о том, что в Можайске клиентам приходится выстаивать большие очереди при регистрации сделок. Реальная картина, как говорится, была перевернута с ног на голову. Человек, писавший статью, явно сам не был в Можайске, к тому же и фотография, сопровождающая материал, была сделана в другом месте. В Можайске подразделение МОРП занимает неплохое помещение, включающее два зала, прием ведут четыре специалиста. Работа организована вполне нормально. Что я бы хотел отметить, так это сезонный наплыв посетителей в декабре. У нас по всем подразделениям в декабре увеличивается количество проводимых регистрационных действий в 1,5–2 раза. Меньше всего посетителей у нас в январе.

– При этом Одинцовский район – передовой. Чем это объясняется?

– Конечно. Сейчас у нас головная боль – это Наро-Фоминский район. Там, с одной стороны, производится много регистрационных действий. Только за прошлый год там зарегистрировано 64,5 тыс. прав и сделок, тогда как, к примеру, в Дубне – 17,5 тыс. С другой стороны, в районе крайне плохие помещения. Мы неоднократно обращались к господину Баранову, главе районной администрации, он нам обещал помочь, но вопрос очень долго оставался нерешенным. И вот только в феврале мы получили помещения и начали ремонт. Чтобы немного разгрузить Наро-Фоминский район, мы приняли решение создать отдел МОРП в поселке Апрелевка. Проблемными по обеспеченности служебными помещениями остаются города Серпухов и Жуковский. По статистике, больше всего сделок в 2003 г. зарегистрировано в Одинцовском районе – 88,6 тыс.

– Насколько мне известно, в Московской областной регистрационной палате клиентам оказывают еще и дополнительные услуги?

– Все очень просто. В Одинцово построено специальное здание для организаций, занимающихся недвижимостью, где находится Земельный комитет, работают районные архитекторы, а также специалисты МОРП. Регистрационная палата там занимает 1,5 тыс. кв.м, поэтому задействовано больше сотрудников, чем в других подразделениях, и приемом граждан одновременно занимается 12–15 регистраторов. Так как через Одинцовское подразделение проходит максимальное количество регистрационных действий, там установлено самое современное оборудование, и все это отрабатывается его сотрудниками. В прошлом году только это подразделение заработало 35 млн руб. Всего же Московская областная регистрационная палата в 2003 г. заработала свыше 450 млн руб.

– Как вы расходуете полученные средства?

– Действительно, МОРП – единственная палата в Российской Федерации, которая оказывает юридические услуги. По Гражданскому кодексу есть два вида договоров – договоры обязательного нотариального заверения, к которым относятся договор ипотеки и договор ренты, а также договора купли-продажи, которые можно написать в соответствии с законом в простой письменной форме и завизировать в присутствии регистратора, то есть без обязательного заверения нотариусом. Поэтому мы в своих подразделениях предоставляем такую услугу, как подготовка договора в простой письменной форме. Это обходится клиенту в 14 МРОТ или 1 тыс. 400 рублей. Это в 2–3 раза меньше, чем регистрация с нотариальным заверением. Услуга очень востребована, отбоя от клиентов нет, причем на все уходит 15–20 минут. Другая услуга – это возможность воспользоваться множительной техникой, причем тарифы мы не устанавливаем сами, они действуют на основании постановления губернатора. Мы не ставим для себя цели взять с человека больше.

– Какова стоимость регистрации прав и сделок?

– На зарплату, оплату коммунальных платежей, закупку техники и т.д. Превышение доходов над расходами направляется в бюджет. В 2003 г. за работу в 2002 г. мы перечислили в бюджет 116 млн руб., из них в областной бюджет – 43 млн руб. А уже в текущем году за работу в 2003 г. мы перечислили 40 млн руб. и планируем перечислить еще порядка 8 млн руб.

– Сколько нужно заплатить за переход права собственности?

– С 1 сентября 2003 г. первичная регистрация права, полученного до 1998 г., стала бесплатной. То есть зарегистрировать право на недвижимость человек может бесплатно, но если за этой процедурой следует совершение какой-то сделки перехода права собственности – продажа, дарение, завещание, то эту услугу нужно оплатить.

– Работа Московской областной регистрационной палаты базируется не только на собственном опыте. С кем вам приходится сотрудничать в своей деятельности?

– Раньше максимальный размер платежа составлял 3 МРОТ с физических лиц и 50 МРОТ – с юридических, из расчета, что 1 МРОТ равен 100 руб. Сейчас, по новому постановлению Правительства РФ, максимальный размер увеличен до 5 МРОТ – с физических лиц и 75 МРОТ – с юридических. Правда, это постановление дает право субъектам Федерации принимать свои ставки платежей. На территории Московской области действует закон, по которому для физических лиц платеж составляет 2 МРОТ, если регистрация производится в срок свыше 7 дней, а если до 7 дней – то 3 МРОТ. При регистрации сделок юридическими лицами в зависимости от сроков регистрации действует своя шкала платежей, равная 28, 40 и 50 МРОТ. Сейчас, в связи с тем, что отменена плата за первичную регистрацию, мы вышли с предложением к губернатору и областную думу внести изменение в закон, чтобы тариф за срочность выполнения работ для физических лиц составил 5 МРОТ, а для юридических лиц – 75 МРОТ. Это подстегнет и физических и юридических лиц не оставлять регистрацию на последний срок, а сделать это заранее, чтобы воспользоваться базовым тарифом, который мы не меняем. К тому же, после рассмотрения поправок к закону в Московской областной думе, в апреле или в мае мы планируем перейти с МРОТов на фиксированные тарифы. Тогда, например, для физических лиц базовый платеж составит 200 руб., а за срочность – 500 руб. Хочу отметить, что регистрация носит заявительный характер, человек может воспользоваться своим правом, зарегистрировав недвижимость, а может и ничего не делать. Более того, если человек приобрел недвижимость, построил дом, гараж, купил земельный участок до 1998 г., то, что было оформлено в БТИ, Земельном комитете, является правомерным. Людям не нужно приходить в регистрационную палату и перерегистрировать права собственности.

– Вячеслав Васильевич, сотрудничаете ли вы с Московским комитетом по регистрации недвижимости, и какие направления этого сотрудничества являются приоритетными?

– Мы тесно сотрудничаем с регистраторами Испании. Кстати, они были нашими консультантами и экспертами при разработке Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Дело в том, что в Испании первый закон о государственной регистрации был принят в 1861 г. Причем регистрация перехода прав у них ведется еще с XVIII века. Примерно на 75% наш закон повторяет испанский вариант. Недавно Московская и Саратовская область выиграли грант, и сейчас более 40 наших сотрудников поедут в Испанию на стажировку.

– Вы затронули вопрос телекоммуникационных технологий, которыми уже пользуются регистраторы Московской области. Что они собой представляют?

– Мы просто не можем не взаимодействовать, и на это есть свои причины. Во-первых, идет обмен жильем, кто-то переезжает из столицы в область, кто-то, наоборот, из области едет в Москву. Мы подключены к единой программе, и если нам нужна информация по конкретно взятому объекту в столице, то по электронной почте направляем запрос и получаем исчерпывающую информацию. Точно так же поступают и наши московские коллеги. Наши специалисты систематически встречаются и обмениваются методическими материалами, выступают с лекциями в столичных центрах переподготовки регистраторов или приглашают для обмена опытом своих коллег из Москвы.

– Что это даст вашему ведомству?

– У нас работает корпоративная телекоммуникационная сеть, объединившая 42 подразделения, действующих на территории области. Правда, все подразделения объединить между собой пока сложно чисто технически, так как в Московской области очень слабо развита телефонная связь. Многие наши подразделения соединены между собой напрямую с помощью цифровых линий, а во многих районах такого оборудования еще нет. «Телеком-сервис» сейчас монтирует для МОРП прямые линии, и у нас есть договор, что в IV квартале 2004 г. сеть объединит все 65 подразделений.

– Иногда приходятся слышать разговоры о проблемах недостроя. Дома находятся в недостроенном виде на протяжении многих лет, причем собственникам порой не выгодно достраивать дом, чтобы не платить налоги. Нужно ли регистрировать такие объекты?

– Сейчас у нас около 5 млн прав – квартир, дач, земельных участков – находится в Едином государственном реестре. И когда граждане приходят с тем, чтобы зарегистрировать свои права на недвижимое имущество, то сотруднику регистрационной палаты не составит большого труда зайти на наш сервер и проверить «чистоту» этого права. То есть не находится ли квартира или дача под залогом, действительно ли человек, заявляющий на нее права, является ее собственников и т.д. Наличие полной информационной базы, доступной для регистраторов, предотвращает сдвоенность регистрации. Это одно, а второе – у нас идет очень большое движение по количеству регистрационных действий, поэтому при регистрации случаются ошибки, в основном технического плана. К примеру, из участка площадью 3 га продается всего 0,5 га. Поэтому случается, что сотрудник, регистрируя переход права собственности, забывает занести в Единый государственный реестр информацию о том, что за прежним хозяином остался участок 2,5 га, а оставляет, как было раньше. Это очень серьезная ошибка, поэтому мы сейчас пошли на создание специального подразделения, которое отслеживает подобные недоработки. За время своей деятельности подразделение выявило около 6 тыс. ошибок, допущенных при регистрации. Телекоммуникационная сеть дает возможность скачивать информацию о зарегистрированных сделках в самых отдаленных районах Московской области, а также исправлять ошибки, допущенные ранее. Когда информация поступает в компьютер, машина сразу же начинает проверку истории объекта.

– Каким образом это осуществляется, ведь документов на строение нет?

– По закону регистрации подлежит законченное строительство. В районное подразделение МОРП нужно идти после того, как дом приняла государственная комиссия и выпущено постановление главы муниципального образования о приемке дома в эксплуатацию. Мы можем зарегистрировать незаконченное строительство в том случае, когда хозяин, например, хочет его продать.

– Известны случаи, когда люди, чтобы избежать лишних хлопот, недостроенные дома продают просто как землю. Есть ли здесь какие-то подвохи? Чем рискует продавец и покупатель?

– На место выезжает представитель БТИ, составляет технический паспорт на незавершенное строительство, и мы регистрируем объект соответствующим образом. Таков порядок. Если же речь идет о государственном объекте, то МОРП регистрирует и такие, в зависимости от конкретной ситуации. Если инвестиционный контракт действует, мы не регистрируем недострой. Если же он прекращен сторонами, то регистрация осуществляется на основании правоустанавливающего документа на землю. В том случае, когда правоустанавливающий документ отсутствует, мы также не производим регистрацию недостроя до тех пор, пока юридическое лицо, которое вело строительство, его не узаконит.

– Существуют ли пути решения проблемы?

– Практически ничем, так как недострой можно купить как стройматериалы. Правда, так можно говорить только тогда, когда известно, что строительство дома только начато. После того как возведены два этажа или строительство близко к завершению, дом следует зарегистрировать как незавершенное строительство. Если покупатель приобретает объект как земельный участок, ему необходимо получить разрешение на строительство. Точнее, заказать проект, согласовать его у районного архитектора, у пожарников и т.д. А как он вызовет специалистов, когда дом уже стоит? Для того чтобы избежать сложностей, покупателю дома нужно настоять на том, чтобы продавец зарегистрировал дом как объект незавершенного строительства. Тогда к покупателю перейдут все права, в том числе и разрешение на строительство. В противном случае, новый хозяин как минимум будет оштрафован. Если же строительство шло с нарушением действующих норм, дом не будет принят госкомиссией, и мы откажем в его регистрации. Сейчас очень большая проблема, по которой мы не можем найти общего языка с судебными органами, – это регистрация незаконного строительства. В соответствие с Гражданским и Градостроительным кодексами незаконным строительством является не только дом, возведенный без разрешения, но и пристройка к дому, строительство которого было произведено с соблюдением всех требований. Причем в последнем случае считается незаконным строительством уже и дом и пристройка.

– Другая проблема, которая характерна для Московской области – это застройка в санитарной зоне водоемов. Как решается вопрос регистрации таких строений?

– Представители МОРП, строительных организаций и архгосконтроля написали письмо, в котором предложили главам муниципальных образований создать комиссии по приемке незаконно возведенных объектов недвижимости. Если объект был построен без архитектурных нарушений, нет претензий со стороны пожарной безопасности и строение возведено качественно, то его просто нужно принять по факту. Кстати, во многих районах Московской области уже так и поступают. Подавляющее большинство людей, которые вели незаконное строительство, просто не знали, что они поступают неправомочно.

– Насколько мне известно, незаконно построенные дачи есть и в санитарной зоне Клязьминского и Пироговского водохранилищ. Не возникало ли проблем с их регистрацией?

– Вопрос дан на откуп главам муниципальных образований. Если глава принимает такой объект, то мы его регистрируем. Примеры незаконного строительства дач есть в районе Можайского водохранилища. Они не приняты госкомиссией, и мы их не регистрируем. Сейчас решается вопрос об их сносе.

– Это значит, что собственник незаконно построенного дома будет там жить, но не сможет им распорядиться, в том числе и продать?

– Пока не возникало. Понимаете, у нас ведь регистрация недвижимости носит заявительный характер. Человек понимает, что он построил дом незаконно, у него нет документов о его приемке, поэтому зачем он к нам пойдет?

– Сколько сделок в день регистрируется в Московской областной регистрационной палате, и какова структура собственности правообладателей?

– Именно так.

– Вячеслав Васильевич, как бы вы определили главную проблему, стоящую перед вашим ведомством?

– В день мы регистрируем около 4 тыс. прав и сделок с недвижимым имуществом. В месяц – это около 80 тыс. По итогам работы за 2003 г. на юридические лица пришлось 22% от общего объема, а на физических – 78%. Мы только по письмам граждан дали 186 тыс. ответов, а по запросам организаций – 1 млн 228 тыс. Структура собственности правообладателей, зарегистрировавших свои права в МОРП: жилые помещения – 54%, нежилые помещения – 12%, земельные участки– 34%.

– А есть ли надежда, что ваша голубая мечта в недалеком будущем осуществится?

– Улучшение производительности труда наших сотрудников, повышение качества выполняемых работ. Причем мы не живем надеждами, мы ищем новые, более эффективные пути их решения. Несколько лет назад в Московской области вышло постановление Правительства о выделении одного помещения для служб, занимающихся недвижимостью – МРОП, БТИ, земельного комитета и нотариуса. Во многих районах уже организована работа по принципу единой двери. К примеру, так работают в Одинцово, Мытищах. Раменском, Юбилейном. В общей сложности так работа налажена в 12 районах Московской области. Наша голубая мечта – это уже не «единая дверь», а «единое окно». Мы хотим организовать работу так, чтобы гражданин приходил к нам, писал заявление о регистрации сделки, сдавал имеющиеся у него документы, а всеми недостающими и справками занимались сотрудники палаты. Хочу отметить, что в Московской области уже давно хотели организовать работу МОРП таким образом. Было выпущено постановление № 77/28 от 20 октября 1997 г. «О создании единого окна», но не получилось. И главная причина в том, что если наше ведомство смогло обеспечить свои подразделения компьютерным парком, то ни в земельном комитете, ни в БТИ этого нет. Для того чтобы мы все могли слаженно работать, необходим единый программный продукт.

Как это ни покажется странным, но судьба четырех столичных аэропортов ассоциируется с судьбами наших сограждан.Шереметьево – это некогда увенчанный лаврами партийно-правительственный деятель, удачливый, по советским меркам презентабельный, но стремительно теряющий это качество с появлением рынка, конкуренции и просто по старости.

– Мы над этим работаем. Намерены сделать пилотный проект. Сначала для его апробации был выбран Солнечногорский район, но там ничего не получилось, не нашелся человек, готовый взять на себя организацию всего процесса. В настоящее время мы остановились на Можайском районе. Зам. главы местной районной администрации Елена Николаевна Лисица очень заинтересовалась таким новшеством и согласилась содействовать в начинаниях. Если результаты будут хорошими, то «единое окно» заработает и в других районах.

ШЕРЕМЕТЬЕВО

Домодедово – этакий представитель среднего класса. Востребованный не так давно, он приобрел некоторый лоск евроремонта, незатейливого, но вполне в духе времени. Пользуясь обновлением, он постоянно напоминает о себе, привлекая новых партнеров, часто влиятельных и выгодных. У «господина» Внуково все только начинается. Новая жизнь под покровительством столичных властей обещает быть насыщенной. И кто знает, может быть, он со временем переиграет двух предыдущих игроков. Быково – это некий бюджетник, пока никак не сумевший вписаться в рынок. Но все может быть. Перспективы заинтересовать Фортуну у него есть. И весьма конкретные.

Долгие годы «Шереметьево» был главными воздушными воротами страны. По информации пресс-службы аэропорта, сегодня более 100 авиакомпаний выполняют через него регулярные и чартерные рейсы. В последние годы ежегодно услугами «Шереметьево» пользуются 11 млн пассажиров. Техническое оснащение аэропорта уникально, во всяком случае, по российским меркам. Две его взлетно-посадочные полосы сертифицированы по международным стандартам ICAO и имеют IIIA категорию, что позволяет принимать самолеты любого типа в сложнейших метеоусловиях.

Аэропорт «Шереметьево» расположен в 25 км к северо-западу от Москвы, с городом связан Ленинградским шоссе. Он состоит из двух расположенных поблизости комплексов – «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2», предназначенных для внутренних и международных авиалиний соответственно. Первый был построен в начале 1960-х гг. (строительство полностью завершилось в 1965г. «Ш-2» появился в 1979 г. – в рамках подготовки СССР к Олимпиаде).

На самом деле, «Шереметьево» пока не то, что не тянет на хаб – ему бы с обычными проблемами разобраться. Даже более современный «Ш-2» существует 25 лет, и за это время он успел изрядно устареть. Более того, в последнее десятилетие руководство аэропорта явно гналось за сиюминутной прибылью от чартерных рейсов и ущемляло интересы регулярных. В зонах регистрации и при прохождении пограничного и таможенного контроля скапливались огромные очереди, а выдачи грузов приходилось ждать по часу. Все это послужило на руку конкурентам, в первую очередь «Домодедово», который первоначально ориентировался на внутренние пассажирские и международные грузовые перевозки. Сейчас «Домодедово», по отзывам экспертов, значительно опережает «Шереметьево» – доказательством стал уход туда в конце 2003 г. ряда престижных авиакомпаний, в том числе British Airways.

«Шереметьево» даже поспешил объявить себя первым в России хабом. Этим английским словом авиаторы называют аэропорты, работающие по волновому принципу. Сначала принимается большое количество самолетов с промежутком в несколько минут, потом идет буксировка самолетов на стоянки, заправка, трансфер багажа, перевозка пассажиров на аэровокзал. Затем – «волна вылета», организованная аналогично. В результате пассажир пересаживается максимум за 30 минут – это, конечно, требует безупречной работы всех систем.

Что касается победившей стороны, то она изначально настроена более миролюбиво. Генеральный директор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский сообщил журналистам о намерении разработать стратегический бизнес-план развития аэропорта как минимум до 2015 г. При этом компания настроена на конструктивную работу с «Аэрофлотом» и надеется найти с ним компромиссы.

В конце января нынешнего года «Шереметьево» вновь оказался в центре общественного внимания – на этот раз из-за скандала на конкурсе по выбору управляющей компании. Победило на нем ОАО «Альфа-Шереметьево» – структура, связанная с «Альфа-банком». Проигравшая сторона – ООО «Интер-Терминал», за которой стоит «Аэрофлот», бывший последние годы в «Шереметьево» главным игроком. Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов сразу же заявил, что их план развития аэропорта был лучше. В. Окулов также сказал, что условия конкурса были «более порочными, чем залоговые аукционы», и пригрозил оспаривать их итоги в суде. Потом, правда, страсти поутихли, и «Аэрофлот» публично заявил, что судиться не намерен. Тем более что, по уверениям В. Окулова, вкладываться в развитие достаточно рискованно: срок управления ограничен, и нет уверенности, что он будет продолжен.

«Домодедово» в последние два года – наиболее динамично развивающийся аэропорт не только московского региона, но и всей России. И это не преувеличение: авторитетный журнал «Airline Business» признал динамику роста пассажиропотока «Домодедово» в минувшем году самой высокой среди 150 крупнейших аэропортов мира. Всего за один год количество пассажиров выросло здесь на 43% (с 6,7 до 9,5 млн чел.), в результате чего доля Шереметьево снизилась за год с 53 до 48%, а Внуково – с 15 до 12%. Это дало основание Дмитрию Каменщикову, председателю совета директоров группы компаний «Ист Лайн», управляющей аэропортом, прогнозировать, что в 2004 г. «Домодедово» обойдет «Шереметьево», добившись годового показателя роста в 34%, и станет крупнейшим аэропортом страны.

ДОМОДЕДОВО

Многие оценили возможность быстро и удобно добраться в аэропорт на скоростном поезде с Павелецкого вокзала. Это не просто электричка-экспресс, а целая скоростная транспортная система: например, багаж можно сдать за сутки прямо на вокзале, что особенно удобно для транзитных пассажиров, которые живут за пределами Москвы и могут теперь не сидеть «на мешках» в ожидании вылета.

Пресс-служба «Шереметьево», правда, высказала изрядный скептицизм по этому поводу, поскольку «Домодедово» не единственный аэропорт, который будет активно развиваться в текущем году. Нельзя исключить, что «Домодедово» завоюет на какое-то время пальму первенства, но удержать ее будет непросто. Для пассажиров вся эта борьба за лидерство – явление весьма отрадное, поскольку именно в этом году реально начинается жесткая конкуренция между тремя основными аэропортами, которая должна привести к общему повышению уровня сервиса. Например, осенью «Домодедово» планирует получить третью категорию ICAO, которая пока есть только у «Шереметьево». Этот upgrade обойдется управляющей компании более чем в $3 млн. Как часть этого плана в «Домодедово» вводится полностью автоматизированная система досмотра багажа.

В прошлом году закончилась реконструкция базового терминала. Среди ближайших планов – увеличение емкости автостоянки. Среди более долгосрочных проектов – возведение двух новых галерей по обе стороны от уже существующего терминала: одной для международных и второй – для внутренних рейсов. Реконструкция должна завершиться к 2015 г.

Впрочем, руководство аэропорта уделяет внимание не только внутреннему, но и внешнему транзиту. Москва пока не стала серьезным международным хабом на пути из Европы в Азию – Московский авиаузел (МАУ) пока занимает 10-е место в Европе. Например, один аэропорт Франкфурта обслуживает в год 54 млн пассажиров, что больше, чем у всего МАУ, что уж говорить о таких монстрах авиаиндустрии, как Париж или Лондон (соответственно 72 и 105 млн). Причина – не только отсутствие мощностей, но и до недавнего времени ужасающий уровень сервиса, к которому не привыкли европейцы. Между тем, Москва занимает чрезвычайно выгодное положение, и транзит через нее способен «выпрямить» многие транзитные рейсы, что сократит их на сотни километров. И в этом деле «Домодедово» отводится особая роль. Здесь нет такого дефицита земли, как в «Шереметьево», и он не окружен столь плотно жилыми поселками. Поэтому в планах дальнейшей модернизации – не создание дополнительных терминалов, а достраивание новых пассажирских галерей, что, конечно, удобнее для транзитных пассажиров.

Успехи компании «Ист Лайн» были отмечены Федеральным правительством, которое, однако, не выразило энтузиазма по поводу стремления компании взять под свой контроль еще и Внуково, поскольку это создало бы слишком мощного монополиста на российском рынке авиаперевозок. Домодедово раньше других московских аэропортов прибегло к профессиональному управлению. В то время как конкуренты лишь проводили расплывчатые тендеры и объявляли инвестиционные конкурсы, Домодедово планомерно проводило один за другим этапы реальной модернизации.

Все эти амбициозные планы встанут руководству аэропорта «в центик» – по приблизительным подсчетам потребуется порядка $200 млн. До сих пор группа «Ист Лайн» обходилась собственными средствами, но теперь пытается привлечь заемные деньги с помощью еврооблигаций. В настоящее время 128 авиакомпаний на постоянной основе пользуются Домодедово. 30% воздушного трафика обеспечивает «Сибирь». Среди других компаний – Swiss, British Airways, Egypt Air. Недавно Emirates (ОАЭ) на тендере выбрала Домодедово для своих рейсов. Для справки: эта компания предъявляет самые высокие в мире требования к сервису для своих пассажиров.

В начале этого года в информационных сводках некоторых телеканалов было объявлено о крупной победе московского правительства: Указом Президента Москва получила акции «Внуково» на сумму 1,74 млрд руб. в счет федеральных субвенций за исполнение столичных функций.

ВНУКОВО

Речь идет о выведении этого объекта на передовые рубежи, техническом перевооружении и реконструкции. Чтобы сделать объект полноценным, московские чиновники развернули активность на подъездных путях. А Михаил Крестмейн, заведующий отделением транспорта и дорог НИИиПИ Генплана Москвы сообщил, что аэропорт «Внуково» становится важнейшей стройкой в 2004 г. Уже сейчас ведется обновление Киевского и Боровского шоссе, которые будут расширены до 6 и 8 полос соответственно. Таким образом, будет снята проблема пробок – если на одной трассе возникнет затор, можно двинуться в столицу по другой. Еще одна важная задача у дорожников – это сделать удобный съезд к аэропорту, отдельный от въезда в поселок. В рамках программы обновления аэропорта полным ходом ведется строительство легкого метро от станции «Юго-Западная».

Таким образом, была поставлена точка в борьбе столичных чиновников за обладание одним из крупных транспортных авиаузлов. И сегодня московские власти всерьез намерены превратить внуковский аэропорт в «ворота России». По словам главного архитектора города Александра Кузьмина, Внуково рассматривается в московских кругах как новая крупная задача.

Предполагается также расширить территорию аэропорта еще на 300 га. Это необходимо для увеличения взлетно-посадочной полосы №1 до 700 м и приема всех типов авиалайнеров, проведения вспомогательных работ, связанных с сооружением и обустройством объекта для приема делегаций, и командного пункта для приема самолетов.

Что касается недвижимости, то уже в апреле появится новый терминал, обеспечивающий прямой выход к самолетам из зала регистрации. Временно, пока не будет построен еще один, международный, он будет использоваться для обслуживания внешних рейсов.

БЫКОВО

Вопреки Генплану мэрией принято решение: не расширять зону жилого проживания в поселке. Численность населения оставить прежней (14–15 тыс. человек). Развитие коснется улучшения качества жизни.

Быковский аэропорт, хотя и был включен российским правительством в перечень стратегически значимых предприятий для обеспечения национальной безопасности, тем не менее, оказался в 1994 г. приватизирован. Госпредприятие превратилось в акционерное общество – ОАО «Быково-Авиа». Сначала контрольный пакет был у государства, но после процедуры банкротства в 2000 г. аэропорт становится полностью частным. С 2000 г. эксплуатантом аэропорта становится учрежденное «Центром-Авиа» ОАО «Аэропорт Быково». В 2003 г., по данным справочника «Москва в цифрах и фактах», в строке напротив аэропорта Быково фигурирует показатель – 17 тыс. пассажиров и всего 550 т грузов.

Аэропорту Быково почти столько же лет, сколько и советской власти. И судьбы их тоже похожи. После развала Союза и образования на месте братских республик, отделенных друг от друга границами и таможнями, независимых государств аэропорт, предназначенный исключительно для средней и малой авиации, резко снизил объемы пассажирских и транспортных перевозок. Да и по самой России стали гораздо меньше летать. Цены на авиабилеты перестали регулироваться государством и устремились ввысь, и чтобы доехать, к примеру, из Рязани в Москву, народ пользуется поездом и автомобилем.

В январе 2004 г. лицензию на обслуживание (прием пассажиров, обработка и доставка грузов, а также прием и отправка воздушных судов) в аэропорту Быково получила новая организация – ООО «Аэропорт Хендлинг». Одним из его учредителей является Быковский авиаремонтный завод. Основная цель деятельности «Хендлига» на текущий год определена руководством как «обеспечение устойчивой работы».

Три года тому назад специалистами НПО «Прогресстех» по заказу Министерства транспорта МО было проведено исследование региональных аэропортов. В отношении Быково вывод был однозначен: из-за существующих густонаселенных жилых пунктов вокруг аэропорта возможностей для развития у него нет. Отрицались такие возможности и в «Схеме комплексного развития Московского авиаузла до 2015 г.», принятой Минтраспорта РФ еще в 2000 г.

В планах ООО – добиться получения международного статуса (в числе его аргументов то, что соответствующее распоряжение для аэропорта Быково (за № 2091-р от 17.12.1999 г.) было подписано самим Владимиром Путиным, правда, еще в те времена, когда он был «простым» председателем правительства). Причем международный сертификат у ОАО есть. Есть даже техническая база для такой деятельности. Реально же перейти на международное обслуживание не позволяет отсутствие соответствующей лицензии, и в частности, урегулирование отношений с пожарными и таможенными службами. Одним словом, расширение функций может помешать предприятию оставаться рентабельным. В числе его проблем и проблема кадров. Пожилой возраст большинства работников аэропорта – это тормоз в развитии. Существовавшие ранее льготы в гражданской авиации давно сошли на нет, и молодежь в аэропорт на невысокую зарплату не заманишь.

Опрошенные эксперты в области гражданской авиации сходятся в одном: единственно возможным на сегодня выходом для Быково является развитие спецавиации, вертолетных перевозок, а также персональных VIP-рейсов. «Аэропорт Хендлинг» уже пошел по этому пути. Некая локальность Быково, а также достаточно свободное воздушное пространство дают возможность аэропортовым службам наладить, как теперь говорят, эксклюзивное обслуживание каждого конкретного VIP-клиента.

ООО занимается ремонтом тяжелых ИЛов-76, на его территории базируются несколько мелких авиакомпаний («Аэрокамов», «Космос» и др.), вертолеты пожарной охраны, компания «Спецавиа» (занимающаяся облетом и контролем радиотехнических средств в аэропортах). Иногда Быково принимает воздушные суда, которые по каким-то причинам не смогли сесть во Внуково или Домодедово. (Кстати, реконструкция Внуково в какой-то мере также сыграла на руку Быково: мелкие авиакомпании начинают чувствовать себя там неуютно из-за глобальных планов московского правительства, ставшего недавно главным акционером аэропорта, и перебираются в соседнее Быково). Это – основные способы заработать деньги.

Сегодня политика ООО – всемерное сокращение издержек. Пока у руководства нет планов реконструкции основного здания аэропорта. А для обслуживания VIP-пассажиров (в год их проходит через Быково до 1 тыс.) служит небольшой, вновь оборудованный павильон.

Если в 1990-е гг. большинство загородных домов возводилось хаотично, то теперь земельные участки застраиваются организованно, на западный манер. Покупатели отдают предпочтение поселкам с единой концепцией застройки, определенными сроками начала и окончания строительства. «В этом случае людям не приходится жить в условиях вечной стройки», – замечает Андрей Мажаров, генеральный директор компании «Тера».

Однако наращивать объемы регулярных перевозок нынешний эксплуатант собирается. Уже подписан договор с Белоруссией, в апреле планируется начать регулярные рейсы в Витебск. Но пока обстановка в аэропорту вызывает ностальгические воспоминания о советской власти. Может быть, время в Быково остановилось перед большим взлетом?
Средний класс в большинстве западных стран уже давно выбрал местом постоянного обитания загородный дом. Картина меняется и у нас – рынок загородной недвижимости активно развивается. Наглядное тому подтверждение – огромное количество новых коттеджных поселков, которыми обросло Подмосковье.

Возможно, дефицит предложения относительно недорогих домов может быть восполнен за счет массового строительства таунхаусов (сблокированных коттеджей). В самое ближайшее время начнется реализация нескольких масштабных проектов. Например, на Калужском шоссе построен поселок «Дубровка», часть площади которого займет так называемая VIP-зона, граничащая с лесным массивом, где земля продается в собственность без подряда, а на остальных 38 гектарах будет построен 441 таунхаус. Каждый будет иметь два этажа с общей жилой площадью от 200 до 280 кв.м, а также бесплатный бонус для покупателей – мансарду площадью порядка 100 кв.м. В поселке будет два ресторана, работающих по схеме fast-food, продуктовый супермаркет, магазин, фитнес-центр с бассейном. Даже на престижном Рублево-Успенском шоссе в этом году начнется строительство поселка таунхаусов «Барвиха–club». В нем будет 110 сблокированных домов. Компания «МИЭЛЬ», выступающая инвестором строительства, делает ставку на то, что строительство таунхаусов позволит проводить необычную ценовую политику для элитного направления. Таунхаусы на Рублевке будут продаваться по цене от $300 до 700 тыс. В то же время, на северо-западе от Москвы сблокированные коттеджи стоят на порядок дешевле. Например, в поселке «У лесного озера» (он расположен в 10 км от МКАД по Волоколамскому шоссе) трехуровневые таунхаусы общей площадью от 260 до 300 квадратов продаются по $680–900 за кв.м (в зависимости от степени отделки). Более того, при покупке сблокированного коттеджа клиент получает полный комплекс услуг по оформлению дома и земельного участка в собственность, а также гибкую систему оплаты и возможность годовой рассрочки.

Правда, рынок пока еще далек от насыщения, поэтому и цены на загородное жилье кусаются. Самый массовый на сегодняшний день объект инвестиций – коттеджи бизнес-класса площадью 250–450 кв.м и стоимостью от $300 до 800 тыс. «А вот в сегменте эконом-класса (к ним участники рынка относят дома стоимостью до $150 тыс.) при высоком спросе адекватное предложение отсутствует», – констатирует Владимир Яхонтов, директор управления загородной недвижимости компании «МИЭЛЬ».

Риэлторы утверждают, что потребительские предпочтения сегодня смещены в сторону домов меньшей площади. Слишком большие и неэкономичные коттеджи уже никому не нужны. Или вот еще одна любопытная тенденция. «Если несколько лет назад было распространено многоэтажное коттеджное строительство, то сегодня самый ходовой товар – двухэтажные особнячки. Кроме того, владельцы загородного жилья отказываются от строительства подвальных помещений, где ранее размещались бассейны и сауны. Это объясняется высоким уровнем развития инфраструктуры в новых поселках», – говорит Герман Барыш, руководитель департамента загородной недвижимости «Домострой-Замосковье».

Ходовой товар

В окрестностях Новорижской трассы сегодня возводится более пятидесяти поселков. Например, в 14 км от МКАД, в Истринском районе, ведется строительство поселка «Павлово». На его территории расположен естественный природный водоем, вокруг – смешанный лесной массив. Учитывая большую пропускную способность Новорижского шоссе, добраться от МКАД до «Павлово» можно за 12–15 минут. Проект поселка предусматривает строительство коттежей площадью от 400 до 700 кв.м в едином архитектурном стиле на участках от 20 до 70 соток. Проекты домов, предлагаемые застройщиком, могут быть доработаны с учетом вкусов и предпочтений покупателя. Цены стартуют от $670 тыс.

А вот рейтинг популярности направлений практически не изменился. Лидирующие позиции прочно занимают Новорижское и Рублево-Успенское шоссе. При этом наблюдается четкое распределение спроса в зависимости от степени удаленности от МКАД. «Повышенным спросом пользуются коттеджи и участки в 15-километровой зоне от Москвы по Рублево-Успенскому и 30-километровой зоне по Новорижскому шоссе. Однако каким бы престижным ни было направление, на расстоянии более 30–40 км спрос снижается», – говорит г-н Мажаров (компания «Терра»).

Главными достоинствами поселка «Третья охота», расположенного в 12 км от МКАД, инвестор (им выступает компания «Домострой-Замосковье») называет единую концепцию застройки, прекрасно развитую инфраструктуру и удачное расположение на самом берегу реки Липка. «Сегодня многие покупатели предпочитают строить дома по индивидуальным проектам. Мы это учли, поэтому наши клиенты могут выбрать проект из предложенных нами, либо реализовать собственный», – говорит Герман Барыш.

В 17 км от МКАД по единому концептуальному плану на территории в 250 га ведется строительство поселка «Резиденции Бенилюкс». Здесь территория разделена на несколько приватных зон. В настоящий момент ведется их застройка за счет собственных инвестиций девелопера. Дома возводятся в разных архитектурных стилях: неоклассика, модерн, лофт, шале.

На втором месте после Новой Риги в рейтинге популярных направлений – Рублевское шоссе. Здесь – самые дорогие дома. Например, в поселке Горки-22, расположенном в 16 км от Москвы, особняки (всего их 18) продаются по цене от $1,1 млн. Площадь домов – от 538 до 639 кв.м, размер участков – около 20 соток. Все здания выполнены в едином архитектурном стиле и расположены в два ряда. Каждый участок отделен от соседнего невысокой оградой и живой изгородью. Архитекторы предусмотрели несколько вариантов наружной облицовки, что позволяет придать индивидуальность зданию, и в то же время сохранить стилистическую ценность всего поселка.

Самые дорогие

Новая линия домов построена в поселке Чигасово, расположенном в 27 км от Москвы по Рублево-Успенскому шоссе. 19 коттеджей, выполненных в классическом архитектурном стиле, окружает живописный лес. Дома сдаются под ключ или под чистовую отделку. Коттеджи площадью до 440 кв.м идеально приспособлены для проживания больших семей. Есть и более компактные дома площадью от 380 кв.м. Они построены по канадской технологии, и, как утверждают риэлторы, полностью адаптированы к нашим климатическим условиям. Их инженерное обеспечение включает в себя центральное водоснабжение, бытовую и ливневую канализации, магистральный газ, а также электроснабжение, цифровую телефонную связь и кабельное телевидение. В домах установлены бельгийские двухконтурные газовые котлы для воздушного отопления и горячего водоснабжения, система кондиционирования.

А вот в поселке «Романово-2» нижняя граница стоимости домов – $850 тыс. Дорогостоящие особняки (26 домов) выполнены в классическом стиле и имеют разную площадь: от 450 до 1067 кв.м. Концепция застройки предусматривает единый стиль благоустройства территории – полупрозрачные невысокие фасадные заборы, изящные фонари наружного освещения, мощенные декоративной плиткой мостовые и другие элементы наружного дизайна.

По оценкам риэлторов, цена недвижимости, расположенной на Новорижском и Рублевском направлениях, может возрасти до конца первого полугодия на 20–30%. За год земля подорожает, предположительно, на 30–70%. Сегодня ее розничная цена на Новорижском шоссе варьируется от $5 до 25 тыс. за сотку. Все зависит от удаленности, наличия коммуникаций, подъездов, близости к лесам и водоемам. Что касается Рублево-Успенского направления, то здесь из-за острого дефицита качественных участков цены на землю уже достигли $60 тыс. за сотку.

По соседству строится принципиально новый поселок Чигасово-2, с современными домами свободной планировки, с большими площадями остекления. Большинство из 47 коттеджей (площадью 350–450 кв.м на участках 15–18 соток) расположены на лесной опушке.

Третье место в условном рейтинге популярности занимают дома в коттеджных поселках, расположенных вблизи Калужского шоссе. Сегодня таковых насчитывается около тридцати. По оценке Елены Валуевой, начальника отдела продаж поселка «Стародачное», за последний год цены на Калужском направлении выросли на 30–40%, и это не предел. Причина тому – сравнительно небольшое число землеотводов для новой застройки, а также развитая инфраструктура, незагруженная трасса, живописные пейзажи. «Стародачное», например, за полгода был продан на 80%.

Коттеджная экспансия

И другие направления

Еще один поселок – «ВАУ! Тутинки». К нему проложена отличная подъездная дорога, поблизости расположены два больших озера, имеется собственный спортивно-развлекательный центр, зона отдыха. Размеры участков – от 15,5 соток до 1,3 га, площадь коттеджей 364 и 387 кв.м. Стоимость контрактов на строительство – от 423 тыс. до $1,6 млн.

Активно развивается коттеджное строительство и на Дмитровском направлении. Например, в 9 км от МКАД, недалеко от Клязьминского водохранилища, построен новый поселок «Тихая Гавань». Он включает в себя семь домов площадью от 520 до 700 кв.м стоимостью от $990 тыс. до 1,3 млн. Рядом расположены яхт-клубы, рестораны, лицей, зона отдыха. Площадь двухэтажных трехуровневых домов 520, 600 и 700 кв.м, все они сдаются под отделку. А на берегу Пестовского водохранилища, в 25 км от МКАД, компания «Инком-недвижимость» ведет строительство коттеджного поселка класса de luxe «Лазурный берег». Здесь предлагается под застройку несколько типов земельных участков площадью от 0,3 до 0,75 га. Инженерная инфраструктура включает все центральные коммуникации и современные системы связи. На территории «Лазурного берега» предусмотрен большой благоустроенный пляж, а также причальный комплекс. По словам президента корпорации «Инком-недвижимость» Сергея Козловского, завершить этот проект планируется в январе 2005 г.

Немало интересных коммерческих предложений и на других направлениях. Например, заслуживает внимания новый коттеджный комплекс «Троицкий Парк», который находится менее чем в 2 км от МКАД между Варшавским и Каширским шоссе. Он отделен от магистрали лесопитомником, и расположен на территории парка, заложенного в XIX в. на берегу Битцевского водохранилища. Комплекс рассчитан на 22 участка площадью от 24 до 49 соток, удачно расположенных на большой территории со сложным рельефом. Здесь имеются магистральные коммуникации, спортивные площадки: теннис, гольф, зона отдыха, бассейн с очищенной проточной водой, пирсы для лодок и катеров. При строительстве дома по типовому проекту цены колеблются от $800 тыс. до 1,5 млн. Интересно, что при возведении «Троицкого парка» были применены особые свайные технологии. Благодаря этому любой дом является продолжением сложного ландшафта, созданного природой. За счет разноуровневых фундаментных площадок в каждом доме обеспечен прекрасный вид из окон. При этом специалисты отмечают, что в целом на рынке загородной недвижимости принципиально новые технологии строительства пока не прижились, зато совершенствуются традиционные. «Увеличилось количество домов, строящихся по технологии городского строительства, – монолитный каркас с заполнением стен кирпичом. Активно применяются технологии типа «сэндвич» и постройки из ячеистого бетона. Увеличилось количество строящихся деревянных домов», – говорит Наталья Пейсикова, начальник отдела аналитики и консалтинга компании «Soho Realty».



Главная --> Публикации