Главная --> Публикации --> Московские строители уходят в регионы Ikea заплатит дважды за строительство моста, разрешение на которое компания добивалась пять лет Ипотечных программ становится все больше Правительство может заставить граждан страховать свои квартиры Реставрацией "михалково" готовы заниматься только частники

Имущественная арифметика
На этой неделе депутаты Госдумы вернутся к обсуждению пакета законопроектов о доступном жилье. Очевидно, что реализация программы доступного жилья невозможна без изменений в налоговом законодательстве. В первом чтении уже приняты поправки в ст. 220 и 224 второй части Налогового кодекса, которые касаются имущественных налоговых вычетов и налоговых ставок подоходного налога.

Местный налог составит от 0,1 до 1%
Госдума приняла в первом чтении ряд поправок в Налоговый кодекс, касающийся налогообложения недвижимости. В результате в нем должна появиться новая статья о местном налоге на недвижимость. Принятие законопроекта в существующем виде может привести к значительному увеличению налогового бремени владельцев недвижимости и росту коррупции на местном уровне.

Кроме того, настоящий законопроект предусматривает предоставление налогового вычета при приобретении и продаже жилого дома или квартиры еще до истечения налогового периода. Причем идти за деньгами в налоговую не придется: при предоставлении соответствующей справки из инспекции "переплаченные" налоги можно будет получить в бухгалтерии по месту работы. К тому же имущественный налоговый вычет будет распространяться и на погашение процентов на все виды ипотечных кредитов.

Сегодня на налоговый вычет в размере 13% при продаже недвижимости могут рассчитывать только те собственники жилья, чья квартира стоит не дороже 1 млн. рублей, и они владели ею не более 5 лет. В скором будущем при продаже приватизированного жилья эти детали не будут иметь значения: налоговые вычеты будут возвращаться в любом случае.

Впрочем, на рынке все равно еще нет таких ставок по ипотечным кредитам.

В законопроекте прописана еще одна любопытная вещь: если вы получили ипотечный кредит по ставке ниже чем ставка рефинансирования ЦБ (на сегодня 13% в рублях), то полученная вами выгода будет облагаться 13-процентным налогом. Потом эта сумма будет возвращена налогоплательщику (хотя проще было бы вообще отказаться от этого налога).

Покупка жилья без НДС
Другим законопроектом вносятся изменения в статью о налоге на добавленную стоимость (НДС, статья 146 Налогового кодекса). Так, предлагается отменить взимание НДС при реализации жилья и земельных участков. По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, эта норма является позитивной как для покупателей жилья, так и для застройщиков.

На период формирования рынка ипотечных ценных бумаг (до 1 января 2007 года) доходы физических лиц, полученные по ипотечным ценным бумагам, будут облагаться по льготной ставке 6%.

Спорный налог на недвижимость
Однако кроме перечисленных послаблений в Налоговый кодекс внесены поправки, осложняющие налогоплательщикам жизнь. Речь идет о введении так называемого "местного налога".


На сегодняшний день застройщики и риелторские компании стараются использовать механизмы, снижающие налоговые обязательства по НДС. Но при этом используют высокорискованные для потребителей схемы: договор о привлечении финансовых средств на строительство, договор инвестирования, продажа жилья на вторичном рынке через физических лиц, сотрудников агентств недвижимости. Отмена взимания НДС при покупке жилья и земельных участков позволит уйти от данных схем. Кроме того, законопроект будет стимулировать строительные организации, привлекать в качестве источника финансирования жилищного строительства банки, что позволит уменьшить сроки строительства жилья, а также значительно сократить риски населения, которые неизбежны при использовании их средств в долевых схемах инвестирования.

Местный налог на недвижимость заменит налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Местный налог вводится для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства.

Как отметил президент Международной академии ипотеки Иван Грачев, главное препятствие для введения законопроекта по налогу на недвижимость - это отсутствие объективных данных по стоимости объектов недвижимости. Исчисление налога по методике, которую предлагает правительство, сделает назначенную сумму налога неоспоримой. Если владелец будет не согласен с оценкой, он не сможет даже в суде защитить свою позицию. Кроме того, установленная в законопроекте «вилка» налогообложения - от 0,1 до 1% стоимости недвижимости, когда окончательное решение о ставке налога остается за субъектами Федерации, может способствовать росту злоупотреблений со стороны местной власти. Очевидно, что любой муниципалитет будет заинтересован в максимальной ставке, поскольку это позволит пополнить местный бюджет.

Законопроектом предусмотрено, что представительными органами местного самоуправления устанавливается единая (на данной территории для физических и юридических лиц) ставка налога в пределах от 0,1 до 1%. При этом оценка недвижимого имущества будет проводиться с применением методов массовой оценки на основе анализа рыночных цен. Данные два пункта являются самыми спорными на сегодняшний день.

Депутат Госдумы Александр Коган признал, что методика оценки спорная, но защитил идею о введении так называемой «вилки» взимания налога, поскольку это позволяет учитывать различие жилищных условий в регионах. Руководитель налогового комитета общественной организации бизнесменов "ОПОРА России" Александр Паперно, напротив, заявил, что подобные «вилки» - новый стимул для взяточничества чиновников.

Представители профессиональных сообществ оценщиков также резко критикуют данный законопроект. Председатель правления Российской коллегии оценщиков Дмитрий Кувалдин и вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман высказались против предложенной в законопроекте методики оценки, поскольку она не отвечает мировым стандартам.

В одних руках

За первые три месяца текущего года, по разным оценкам, столичное жилье на первичном рынке подорожало на 10–12%. Кроме внешних факторов, разогревающих рынок, свою роль сыграло и сокращение доли панельных домов среди новостроек. Т.е. дешевое жилье, благодаря изменяющемуся вкусовому предпочтению потребителей, заменяется дорогим монолитным. В этом факте отрадны два момента: наконец-то правила игры начинает диктовать сам рынок, а не директивы чиновников, и, во-вторых, подтягивание Москвы к другим городам мира по такому показателю, как качество жизни. Правда, за все хорошее, как известно, необходимо платить, что и испытывают на своих кошельках покупатели такого жилья.

Застройщики жилых комплексов (а их не так много – «Дон-Строй», «Квартал», «Капитал Груп», «Конти», «Крост» и др.) сформировали и собственную классификацию такого жилья. Первый уровень – «бизнес-элита», в которой цены колеблются от $1500/кв.м до $2–2,5 тыс. Нижняя планка характерна для домов на начальном этапе их возведения, а также для объектов, у которых «в соседях» нет водоемов или лесопарков (стоит добавить, что работу этих девелоперов отличает стремление разместить комплексы в благополучной социальной и экологической среде).

Наибольшим спросом в этом сегменте рынка недвижимости пользуются жилые комплексы, своеобразные «города в городе». Девелоперы таких проектов несколько отличаются от своих западных коллег, в первую очередь принципом работы «все в одних руках». И действительно, мало кто из покупателей их продукции может назвать имя архитектора, спроектировавшего комплекс, или организацию, обеспечившую техническое исполнение «муравейника». Более того, и последующая эксплуатация производится одним из подразделений девелопера, что в общем-то сегодня оправданно – кто лучше них знает нюансы проекта? И, кроме того, «частный ЖЭК» гарантирует застройщику и последующую дополнительную прибыль.

Класс «де люкс» – это вершина классификации. К нему можно отнести пентхаусы (по цене от $4 тыс.) в домах «премиум-класса» либо объекты в престижных микрорайонах (что обычно редкость, т.к. дом по этой причине попадает в элитный класс, а там уже другие застройщики и законы ценообразования).

Следующий уровень – «премиум», в котором цены начинаются от $2–2,5 тыс. и заканчиваются на отметке $350 Непременный атрибут такой недвижимости – наличие водоема, близость лесопарка, большие площади квартир – до 350–400 кв.м, отсутствие маленьких площадей в домах (нижняя планка – примерно 80 кв.м). В домах класса «премиум» и другой набор инфраструктуры для сервиса и досуга.

Как на дрожжах

Еще один критерий, по которому можно отличить класс «де люкс» от «премиума», – соотношение жилой и нежилой площади комплекса. В первом случае это 70–80:20–30, во втором – примерно 60:40.

В среднесрочной перспективе такой сегмент жилья будет развиваться высокими темпами. Застройщики домов бизнес-класса утверждают, что основной покупатель их квартир – нарождающийся средний класс, для которого на первый план выходит не столько престижность местоположения или дешевизна жилья, а качество проживания. Поэтому по некоторым оценкам самих девелоперов, к 2010 г., если российская экономика будет развиваться хотя бы темпами 4–5% в год (а численность среднего класса в Москве с нынешних 20–25% вырастет до 40%), доля жилья бизнес-класса составит не менее 40% от всех новостроек, т.е. ежегодно это будет составлять примерно 1,5 млн кв.м.

В прошлом году жилья в домах бизнес-класса, по разным оценкам, было сдано около 500 тыс. кв.м, в текущем году планируется, что эта цифра превысит 600 тыс. О популярности такой недвижимости говорит следующий факт: до 40% всех квартир покупается на начальном этапе строительства с целью дальнейшей перепродажи. Такая нехитрая операция позволяет «инвесторам» к тому сроку, когда дом будет сдан Госкомиссии (а это минимум 1,5 года), заработать до 40% в валюте, что равняется 26–27% доходности в годовом исчислении. Сегодня такую прибыль (или чуть большую) на финансовом рынке могут гарантировать только паевые инвестиционные фонды.

А вот рынок жилья повышенного качества (от $4500/кв.м) продолжает существовать в Москве по собственным правилам. Единственная тенденция, которая роднит его

Дорогие акценты

Традиционно считается, что элитного жилья в принципе не может быть вне Садового кольца. Для некоторых девелоперов местоположение является вообще единственным критерием для определения престижного или обычного жилья. Некоторое исключение – немногочисленные пентхаусы, разбросанные по новостройкам Северо-Западного, Западного и Юго-Западного округов.

с остальным рынком недвижимости, – беспрерывный рост цен. В остальном – географическом разнообразии новостроек, появлении принципиально новых объектов, изменении клиентуры – элитные дома «остались на месте».

Ряд аналитиков, а также девелоперов выделяют всего четыре по-настоящему элитных района Москвы: Арбат, Остоженка, Замоскворечье и Центр (район внутри Бульварного кольца).

На февраль текущего года средняя цена элитного жилья по Москве составила $4800 (конечно, это несколько условная стоимость). Всего за прошлый год было сдано примерно 250–300 тыс. кв.м в качественных домах. По прогнозам девелоперов, к середине года стоимость квадратного метра в элитных квартирах превысит $5500.

Остоженка. Это безусловный лидер всего московского рынка недвижимости: и по ценам – около $6800/кв.м, и по позиционированию (паблисити). Единственное, чем отличаются элитные новостройки внутри этого района друг от друга, – расстоянием в метрах до Кремля.

Арбат. Средняя цена по этому району в феврале превысила $4 тыс. При этом именно на Арбате наблюдалось за рассматриваемый период наименьшее повышение стоимости элитных квартир – на 2,3–2,6% ежемесячно.

Замоскворечье. Особенность этого района состоит в том, что ему прочат скорую славу самого элитного района Москвы. И основания для такого суждения есть. Во-первых, свободная земля под застройку на Остоженке-Пречистенке закончится максимум через 2–3 года. Во-вторых, сейчас предпринимаются активные PR-усилия по раскрутке Замоскворечья. А опыт подсказывает, что грамотная PR-кампания – залог 50% успеха начатого дела.

В среднем метр в квартирах дорожает здесь на $200 ежемесячно (на 2,8–3%), и к концу года средняя его стоимость превысит $7800.

Средняя цена по всему элитному жилью в районе Замоскворечье составила в феврале 2003 г. $3750/кв.м. При этом за прошлый год она выросла более чем на $1200 (35%). Т.е. задел для лавинообразного роста цен в Замоскворечье, как это ранее было на «Золотой миле», существует.

Но кроме рекламы, Замоскворечье имеет и другие плюсы. Главный из них – наличие примерно 40 площадок (в т.ч. и потенциальных) под будущие элитные дома. Еще один плюс – та же близость к Кремлю и тихие переулочки, а также более социально однородный состав населения района (в отличие от Остоженки, где 10 лет назад до 30% квартир были коммунальными, в Замоскворечье сегодня не более 5% такого жилого фонда).

Почти элита

Центральней некуда. Район внутри Бульварного кольца долгое время был недооцененным. В первую очередь потому, что новостроек тут было мало, а разрешение на новые площадки префекутра ЦАО давала с большим скрипом. Но за последний год положение начало исправляться. Девелоперы всерьез взялись в первую очередь за Чистые пруды и переулки вокруг Тверской. В итоге к февралю 2003 г. цены на элитные квартиры тут выросли более чем на $1000 за метр, до $4350.

Средняя цена на все элитное жилье в западном районе сегодня не превышает $2800/кв.м. И растет оно не такими высокими темпами, как остальная элита – на 2–2,3% в месяц. По представлениям аналитиков и девелоперов, для попадания западного района в суперэлиту ему необходимо минимум одно условие – возведение не менее 10–12 качественных домов в год (где цены бы превышали $4000/кв.м). Пока же число таких проектов по итогам прошлого года не превысило трех.

Немногочисленный ряд девелоперов полагает, что к элите в этом году уже можно относить и Западный район, куда в первую очередь входит отрезок Кутузовского пр. длиной примерно 4 км.

Павел Здрадовский, генеральный директор Paul's Yard:

Мнение экспертов

Наконец, сдвинулось с мертвой точки освоение Китай-города. Как мы и говорили раньше, наибольшим потенциалом обладает квадрат, ограниченный ул. Солянкой, Бульварным кольцом и Хохловским пер. Сейчас идет процесс проработки проектов строительства жилых комплексов класса «В». И это только начало. Со временем здесь возникнет район, который по уровню престижа сможет конкурировать с уже устоявшимися районами элитной застройки».

«Этот год станет золотым для таких районов, как Плющиха, правая сторона ул. Новый Арбат и Замоскворечья. Если титул «Золотая миля» по праву принадлежит ул. Остоженке, то вышеперечисленные районы вполне могут побороться за право называться «Серебряной» и «Бронзовой». А вот что касается бриллианта в «короне», то здесь до сих пор не использован ресурс Болотного острова. Если тут будет построен элитный жилой комплекс, это станет новым стандартом элитного жилья. Данный район обладает рядом преимуществ, которыми не может похвастаться даже «Золотая миля». Во-первых, это автономность. Несмотря на то, что это центр Москвы, через Болотный остров не проходит ни одной магистрали, что позволяет говорить о создании русского варианта Манхэттена, где будут селиться самые уважаемые люди страны. Во-вторых, это прекрасный вид из окон на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Если этот проект будет реализован, мы ожидаем установления здесь цен от $15 тыс./кв.м. Решение о выводе фабрики «Красный Октябрь» принято. Самая ликвидная земля после Кремля ждет решения.

и девелопмента компании Blackwood:

Кирилл Прусаков, руководитель департамента инвестиций

Наряду со строительством офисных и торговых центров столичные девелоперы постепенно начинают обращать внимание на гостиничный сектор, который предоставляет перспективные возможности для строителей. Однако общая картина в этом сегменте рынка еще далеко не идеальная. Получая участок под гостиницу, инвесторы ищут более короткие пути оборота средств.

«Больше всего земли освободится в районе Замоскворечья, в частности, в зоне Болотного острова. А также в Тверской зоне и в районе Чистых прудов. Наиболее перспективными районами для комплексного освоения территории под элитную застройку являются Замоскворечье и Патриаршие пруды. Пик их развития придется на 2004–2006 гг. За ними следуют Тверской-Сухаревский район и зона Арбата, освоение которых будет происходить более менее равномерно в период с 2004 по 2008 гг. По нашим оценкам, 2004 г. станет отправной точкой в развитии района Чистых прудов, а к 2006 г. он еще больше укрепит свои позиции на рынке элитного жилья. Остоженка почти исчерпала свои ресурсы, и вскоре строительство в этой части столичного центра полностью завершится. Вопрос массового выселения москвичей из старых аварийных домов ЦАО по-прежнему остается одним из самых болезненных. Данная процедура сопряжена с большим количеством трудностей технического и юридического характера как для самих граждан, проживающих в аварийных домах, так и для инвесторов, заинтересованных в реконструкции или строительстве новых объектов. Инвесторы, работающие над реконструкцией Центра путем ликвидации аварийного жилого фонда, особо сетуют на необходимую и, несомненно, трудоемкую процедуру расселения жильцов из сносимых зданий. Зачастую жители, пользуясь своим привилегированным положением, выдвигают ультиматумы и требуют за свое переселение компенсацию в виде благоустроенной квартиры большей по размеру или евроремонта за счет бюджетных средств».

Гостиничная проблема
Однако гостиниц в Москве, в особенности уровня 3 и 4 звезд, по заявлениям туроператоров, катастрофически не хватает. Для исправления ситуации 19 августа 2003 года правительством Москвы принято постановление № 688-ПП «О схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2005 года», которым определен перечень объектов, возводимых и реконструируемых на период до 2005 года. Однако уже сегодня ясно, что оно выполнено не будет.
Скорее всего главная причина кроется в недостатке инвесторов, готовых заняться строительством и реконструкцией гостиниц. Ведь сегодня строительство торгово-офисных помещений класса А обходится примерно в $500 за 1 кв. м, в то время как гостиница под ключ в зависимости от ее класса обойдется от $800 до $1,5 тыс. за 1 кв. м. Такая большая разница достигается за счет того, что офисные и торговые площади выходят на рынок еще до завершения строительства объекта и на момент его сдачи представляют собой помещения, только подготовленные под чистовую отделку, тогда как гостиница — это законченный продукт. Чтобы гостиница принесла отдачу (позволила заработать, получать прибыль), необходимо полностью завершить не только строительные, но и отделочные работы, а также оснастить здание необходимым оборудованием, меблировать, нанять знающих управленцев и обслугу. Вот и получается, что для строительства и запуска проекта гостиницы инвестору требуется гораздо больше средств, чем для возведения бизнес-центра или торгового комплекса.
Опыт эксплуатации современных гостиниц в Москве показывает, что об отдаче можно будет говорить только после 5–8 лет с момента ввода гостиницы в строй. Для большинства столичных инвесторов — это пока очень длительный срок, который к тому же требует привлечения «длинных денег». К сожалению, банковские структуры идут на кредитование таких объектов с небольшим энтузиазмом.
Вторая причина, которую назвал Леонид Николаев, вице-президент ОАО «ГАО «Москва», — «это необходимость подобрать для строительства гостиницы заведомо выигрышный участок». Так, для гостиниц 5 звезд это должна быть центральная часть города, для гостиниц 3–4 звезды — участки с удобными транспортными развязками вблизи метро (в 5–7 мин ходьбы). Эти участки являются самыми востребованными в девелоперских кругах, поэтому неудивительно, что земли, зарезервированные под строительство гостиниц, зачастую перекупаются под проекты, сулящие скорую отдачу.
Впрочем, по мнению Александра Лесника, президента Hotel Consulting Development Group, наступило время посмотреть на гостиничный бизнес в несколько ином ракурсе. Построить гостиницу — почти то же самое, что вложить деньги в художественное произведение: полный эффект от инвестиций виден не сразу. Успешный проект, умелый подбор управляющей компании позволяют в будущем гарантировать высокую прибыль на протяжении многих лет, а не единовременно, как это происходит с офисными или торговыми центрами. Положительный опыт был получен уже при запуске в эксплуатацию целого ряда гостиниц 4–5 звезд, таких, как: «Тверская», «Палас Отель», «Гранд Отель», «Аврора-Люкс», «Екатерина», «Протон», «Арарат Парк Хайятт», «Новослободская» и др. При этом практика показала еще и то, что приоритетность инвестиций в высококлассные гостиницы объясняется высокой рентабельностью (свыше 30%) и гораздо более коротким сроком окупаемости вложенных средств.

На сегодняшний день гостиничный комплекс города насчитывает 175 предприятий. Их общая площадь составляет 2,7 млн кв. м, единовременная вместимость — 65,3 тыс. мест, или 35,8 тыс. номеров. Объем доходов от гостиничного хозяйства в 2003 году составил 17 млрд руб. Удельный вес московских гостиниц, аттестованных на 3, 4 и 5 звезд, составляет приблизительно 42% общего числа гостиниц, тогда как в среднем по России этот показатель не превышает 9%.
В настоящее время гостиницы Москвы имеют разные формы собственности. В госсобственности находится около 40 единиц, примерно 21% гостиниц — частная собственность, 19% — пребывают в смешанной российской собственности, 13% — принадлежат совместным предприятиям и только 1% — иностранцам.
Сегментация гостиничного рынка Москвы по классу объектов показывает, что 42,1% общего их количества — это гостиницы 3 звезды, 15,5% — 4 звезды и 6,8% — 5 звезд. Для сравнения, в Париже соотношение следующее: 31,3% отелей — 3 звезды, 4,7% — 4 звезды и 11,7% — 5 звезд. В Милане ситуация несколько иная. Максимальное количество отелей аттестованы как 4 звезды (46%), дальше следуют 3 звезды — 22% и около 5% — 5 звезд.
Исследования, проводимые Hotel ConsultingDevelopment Group, показывают, что наиболее востребованы места в гостиницах у граждан дальнего зарубежья, прибывающих в Москву с туристическими целями. Примерно 82% посетителей этой категории размещаются в гостиницах города. Для деловых путешественников этот уровень составляет около 60%.
Более 30% всех московских гостиниц сосредоточены в центре города, причем большинство из них относятся к категории 4–5 звезд. Второе место по количеству гостиниц занимает Северо-Восточный административный округ Москвы: на его территории находятся гостиницы уровня 2–3 звезды: «Алтай», «Восход», «Турист», а также 4-звездочная гостиница «Космос». В сумме на долю двух вышеуказанных округов приходится 45% всех гостиниц и 55% номерного фонда Москвы. На западе столицы находится 13% гостиниц, на юге и юго-западе — 16%. Минимальное количество гостиниц сегодня располагается на северо-западе (2%) и востоке Москвы (5%).

Элина Занина
Заместитель директора управления коммерческой недвижимости компании «МИЭЛЬ-Недвижимость»:
— Сектор гостиничной недвижимости очень перспективный, но в нашей стране он еще не оценен по достоинству. На сегодняшний день его доходность составляет до 15% годовых в долларах, но в ближайшем будущем по мере стабилизации экономической ситуации в стране может снизиться до 11–13% годовых, оставаясь стабильным и надежным.

Инвесторы на перепутье
В соответствии с утвержденной схемой размещения гостиниц на период до 2005 года в городе предусматривается строительство и реконструкция силами 59 объектов на 15 тыс. мест. Также утвержден порядок подбора уполномоченных компаний еще 63 земельных участков под строительство гостиниц общей вместимостью 16 тыс. мест. В то же время истинная картина не так радужна. Не все инвесторы, получившие участки под строительство гостиниц, используют землю по назначению, большим соблазном остается желание вместо намеченной гостиницы построить бизнес-центр или торговые площади.
Л. Николаев отметил, что в стремлении стимулировать строительство гостиниц столичное правительство готово предоставить инвесторам существенные льготы: от отмены платежей за развитие инженерных сетей до отказа города от доли в проекте. Но практика показала, что многие из инвесторов, получившие землю под строительство отелей, предпочитают не получать льготы и строить гостиницы, а искать лазейки, чтобы на отведенной территории реализовать для себя более выгодный проект. Отсюда значительное отставание намеченного количества ввода гостиничных номеров от реально сдаваемых в эксплуатацию. В 2004 году ситуация немного стабилизировалась. Планируется ввести в эксплуатацию семь гостиниц. Все они находятся в Центральном округе столицы. Планами строительства на период до 2010 года заложено выравнивание размещения гостиниц по административным округам. В центральной части города будет продолжаться строительство отелей категории 4–5 звезд. В других округах приоритет отдается строительству гостиниц среднего класса. Правда, сегодня никто не решается сказать, насколько планы столичных властей и девелоперов совпадают.

Леонид Николаев
Вице-президент ОАО «ГАО «Москва»:
— Потребность города в высококлассных отелях категории 5 звезд, отвечающих международным стандартам, в столице полностью удовлетворена. Вместе с тем в Москве недостаточно гостиниц среднего класса 3 звезды для приема и обслуживания массового клиента. Студенты, пенсионеры и другие категории въездного массового туризма не могут платить за номер $10 В то же время нужно признать, что возводить 3-звездочные отели сегодня не так выгодно, как гостиницы более высоких категорий: срок окупаемости их гораздо дольше. Как следствие, девелоперы не спешат браться за такие проекты.
В первые выходные сентября, когда столица празднует День города, москвичи наконец-то получат возможность прокатиться по монорельсовой дороге. Об этом сообщил корреспондентам "РГ" генеральный директор ОАО "Московские монорельсовые дороги" Игорь Краснов.

Александр Лесник
Президент Hotel ConsultingDevelopment Group:
— Развитие гостиничного сектора и в России, и в Москве, в частности, тормозится отсутствием «длинных денег» и, не в последнюю очередь, отсрочкой доходности — прибыль от строительства и эксплуатации гостиниц, как правило, можно получить не раньше чем через 5 лет. В настоящее время самые активные региональные рынки гостиниц — это Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край (курортная зона Черноморского побережья), но в недалекой перспективе девелоперам станет тесно в этих регионах и география гостиничного бизнеса расширится.

"Вот он, видите? - показал на бело-голубой поезд зам. генерального директора ОАО "Московские монорельсовые дороги" Андрей Агальцов. - В октябре испытатель Александр Бугорский вывел его в пробный рейс, а сейчас его спидометр крутит уже девятую тысячу километров".

"Точно пустите? - уточнили мы у него. - В прошлом сентябре тоже надеялись прокатиться на монорельсе". "Для нас важнее всего безопасность пассажиров, поэтому с вводом в строй спешить не стали. Ведь монорельс - совершенно новый вид транспорта". И в самом деле, в ходе строительства возникло множество вопросов. Например, сколько километров должен пройти первый состав для того, чтобы его можно было считать готовым к эксплуатации? От новой марки железнодорожного поезда требуется пробег 50 тысяч километров, автомобиля - 20 тысяч. Монорельса в России пока не было, значит, нет и норм. Поэтому по ходу дела решили: минимум,который необходимо пройти до пуска, - 8 тысяч километров.

Главная трудность - испытание составов и одновременное сооружение дороги - теперь позади. Поэтому состав идет плавно, легко перешагивает Октябрьскую железную дорогу, опоры над которой поднимаются на высоту до 12,5 метров, а пассажиры даже не шелохнулись. Напрягаться, чтобы услышать собеседника во время движения поезда, не приходится - шума в вагоне не больше 65 децибел, то есть как в салоне хорошей иномарки. Весь путь от ВВЦ до станции метро Тимирязевской занял 15 минут. На метро эта дорога потребовала бы втрое больше времени.

Что такое депо? Гараж, только не для машин, а для поездов. Мы же оказались в просторном, идеально чистом помещении с куполом вместо потолка как в планетарии, в центре которого плавно разворачивался по кругу (это трансбордер, пояснили нам) изящный состав. Несколько секунд - и поезд сменил запасной путь на рабочий. Все, пора в дорогу. Входим в удобный прохладный вагончик (на улице духота, а здесь кондиционер поддерживает 20 градусов). Состав трогается и вот уже катит над улицей Королева на высоте шесть метров. Внизу час пик, машины гудят, мешая другу другу, водители нервничают, а мы - в буквальном смысле выше всего этого. "В нашем монорельсе - множество новинок, которых нет ни у кого в мире. Недаром на выставке в Брюсселе он отмечен золотой медалью", - рассказывает Краснов. Это - состав. Выше всяких похвал, по мнению Краснова, и дорога - та самая балка на опорах, по которой катит наш поезд. "Мы строим дороги по всей России. А эту, самую лучшую, самую современную, преподнесем себе в подарок, приурочив ее сдачу к 50-летию "Трансстроя", - сказал корреспондентам "РГ" президент корпорации, проложившей трассу, Владимир Брежнев.

А что же Москва, неужели удовлетворится первыми шестью станциями? Одно время витала идея, что монорельс будет лишь игрушкой, обслуживающей в основном туристов. Но недавно вице-мэр Валерий Шанцев внес ясность: "Это нормальный вид городского пассажирского транспорта и поездка в нем будет стоить столько же, сколько в автобусе или троллейбусе". То есть червонец - для тех, кто собирается проехать на монорельсе хотя бы дважды. А вот если и правда лишь на экскурсию, чтобы посмотреть на столицу сверху - то тогда полтинник. Следующая трасса соединит станцию метро "Юго- Западная" с аэропортом Внуково, а дальше ... "Хорошо бы проложить новое кольцо - следующее за метрополитеновским", - мечтают отцы монорельса. И правда, подтверждаем, ездить поверху, на свежем воздухе значительно приятнее.

"Как вам монорельс? Не хотите построить в Казани?"- в конце маршрута спрашиваем еще у одного пассажира, ехавного одновременно с нами в соседнем вагоне,- премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. "Обязательно построим, для нас уличные пробки тоже очень серьезная проблема," - отвечает он, не скрывая восторга от поездки. Впрочем, из желающих обзавестись новинкой уже выстроилась очередь. В Астане стройка начнется в будущем году, следом - в Ростове-на- Дону, просчитывают свои возможности Сочи и Ханты-Мансийск.



Главная --> Публикации