Главная --> Публикации --> Для белых воротничков Гарантии собственников при освобождении жилых помещений Торговцы недвижимостью осваивают франчайзинг Президент назначил главного по приобретению жилья для военных Что мешает реализации крупнейшего национального проекта

– Что нового принесет банкам вступающий в силу 1 апреля закон "Об участниках долевого строительства"?

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков

– Какова реакция банковского сообщества на введение солидарной ответственности с застройщиком?

– Если 1 апреля закон вступит в силу в нынешней редакции, то для банков это будет означать усложнение процедур кредитования застройщиков. Новую форму взаимоотношений банков, застройщиков и долевых инвесторов можно назвать крайностью, в которую впадают законодатели. Дело в том, что новым законом закрепляется солидарная ответственность банка и застройщика, который кроме банковского кредита привлекает деньги и населения. Застройщики любят кредитоваться у будущих владельцев квартир, и необходимо регламентировать их деятельность. Однако в результате получился очередной способ оттолкнуть кредитора. А в основе любого законодательного или нормативного акта должна лежать логика, стимулирующая кредитора.

– Зачем это могло понадобиться?

– Теперь кредитные организации будут менее охотно кредитовать застройщиков, так как брать на себя солидарную ответственности они не собираются. Банки, которые кредитовали застройщиков на этапе строительства, вынуждены будут принять одно из решений. Либо отказаться кредитовать застройщика, который работает одновременно и по долевым схемам, либо поднимать процентную ставку. Законом создаются условия, которые увеличивают риски для банка, и их приходится страховать самим кредитным организациям. И если банк решится на кредитование застройщика, работающего с дольщиками, то обязательно в процентную ставку заложит свои риски. Совершенно очевидно, что, когда у меня возрастают риски, я повышаю ставку. И тем самым стараюсь частично переложить страховой риск на конкретного конечного заемщика или покупателя квартиры. Конечно, сами застройщики несколько злоупотребляют доверием долевых инвесторов – будущих владельцев квартир. Но даже введение солидарной ответственности проблему не решит. Главный критерий, который, по-видимому, хотел заложить автор нормы,– отделить долевые инвестиции от инвестиций банковских.

– Нужен ли государственный надзор, регулирующий деятельность застройщика?

– При долевом строительстве речь идет о деньгах населения. В этом случае, естественно, должен быть более жесткий контроль со стороны регулирующего органа. Иначе может получиться (как иногда и получалось), что строители использовали свои "проекты" для формирования финансовых пирамид. Реклама дана, строительство не начинается, а деньги собраны. Нужно отметить, что в этом отношении нововведение с рекламой дает некую уверенность участнику долевого строительства в том, что дом будет-таки построен. Ведь с 1 апреля запрещено давать рекламу на новые объекты до получения разрешения на их строительство. Но с другой стороны, застройщик может анонсировать проект, тем самым информируя о возможности вложить в него деньги.

– Возможно, пришло время отказаться от схем долевого строительства?

– Серьезный надзор за экономическим обоснованием и планом застройщика нужен. Сегодня слишком много случаев несерьезного отношения к соответствующим инвесторам. Мы очень много говорим о банках, о депозитах. Застройщики тем временем часто берут на себя функции собирания денег с населения. А это функция банковская, и банки это делают более квалифицированно, под очень серьезным контролем регулятора. А у застройщика, получается, такого контроля нет. Можно сказать, что он осуществляет в некотором смысле банковские операции без соответствующего права на них. Поэтому нередко мы сталкиваемся с серьезными коллизиями и конфликтами между застройщиком и мелкими инвесторами.

– Как идет работа над поправками к закону?

– Сегодня мы не должны отказываться от каких-то форм кредитования, так как на рынке сохраняется большой дефицит ресурсов и финансовых инструментов. Нужно давать развиваться рынку во всех его конструктивных проявлениях. Когда у нас низкий объем финансирования строительства, нам, наверное, не нужно говорить, что мы можем отказаться от схем долевого строительства. Рынок сам решит. Тем более если предлагается цивилизованное долевое строительство. Мы имеем массу примеров нормального результата, когда на уровне "нулевки" люди вкладывались и фактически за счет этих денег объект воздвигался. Конечный результат должен быть критерием, на него должна быть ориентация. А не на выгоды регулирующих, контролирующих или строительных организаций.

1 апреля вступит в силу закон #214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (см. справку). Этот закон был принят Госдумой вместе с пакетом законов о создании рынка доступного жилья и подписан президентом в канун Нового года. Он сразу же вызвал возмущение у застройщиков, которые сочли, что внесенные в него по ходу принятия поправки серьезно нарушили их права. В феврале Международная ассоциация ипотечных фондов направила в Госдуму письмо, подписанное главами более 150 строительных компаний, с просьбой о подготовке поправок к закону.

– Мы часто упрекаем законодателей в том, что они работают в отрыве от потребностей рынка. Однако процесс формирования новых норм и поправок к этому закону идет с участием представителей банков, застройщиков и с учетом жалоб, которые накопились от долевых участников. Мы ставим вопросы, касающиеся интересов всех участников рынка, и я почти уверен, что замечания и рекомендации будут учтены.
Закон о долевом строительстве, вступающий в силу 1 апреля, крайне затрудняет финансирование банками долевого строительства. Для застройщиков с учетом ряда других законодательных нововведений это равносильно запрету на такое строительство. Они пытаются добиться внесения поправок в этот закон или переноса срока вступления его в силу, однако шансы на это невелики. И скорее всего, через месяц застройщики либо вовсе потеряют возможность привлечения банковских кредитов, либо проценты по ним очень существенно вырастут.

Однако серьезнее всего ударит по строительным компаниям введение солидарной ответственности застройщика и банка, который его кредитует. Застройщиков сейчас фактически просят определиться, на чьи деньги будет строиться их объект: либо на банковские кредиты, либо только на деньги дольщиков. Дело в том, что для банков, которые кредитуют застройщика, работающего с дольщиками, с 1 апреля вводится солидарная ответственность с ним. А в банках говорят, что такую ответственность нести не собираются.

В случае вступления закона в силу застройщик будет иметь право расторгнуть договор с недобросовестным участником долевого строительства только через суд, тогда как до сих пор он мог во внесудебном порядке расторгать договоры при первой же просрочке платежа дольщиком. А теперь уже у дольщика появляется возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке и возможность просрочить платеж три раза в течение года. Более того, если застройщик не выполняет своих обязательств, например, просрочил дату исполнения работ по договору, дольщик сможет получать от застройщика штраф за каждый день просрочки. Его сумма будет начисляться ежедневно и составит 1/70 ставки рефинансирования от стоимости жилья.

Разработчики пакета поправок уверены, что депутаты могут принять его сразу в трех чтениях. "Такая практика существует, и технологическая возможность у депутатов есть",– считает Леонид Бандорин, эксперт фонда Института экономики города, на базе которого создана рабочая группа по доступному жилью. В итоге закон, подписанный президентом, может не успеть вступить в силу в своем первозданном виде. Поправки, по словам Леонида Бандорина, планируется вносить через комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы. В самом комитете Ъ сообщили, что знают об этой инициативе, но поправки к ним еще не поступили.

Представители строительных компаний утверждают, что, если закон в этой редакции вступит в силу, долевое участие как финансовый механизм может исчезнуть. Именно поэтому застройщики и пытаются пролоббировать поправки к закону. И как сообщили Ъ в рабочей группе по доступному жилью, разрабатывавшей пакет законов по доступному жилью, здесь уже подготовлены поправки к закону о долевом строительстве. Госдуме будет предложено отменить практически все нормы, мешающие застройщикам работать по-прежнему. В частности, речь идет об отмене штрафных санкций для застройщика, солидарной ответственности для банков, возврате внесудебного порядка расторжения договора и отмене двойного НДС. Все эти положения появились в законопроекте во втором чтении.

Представители же Госстроя России не скрывают, что исчезновение долевого участия в строительстве их вполне устраивает. Схожего мнения придерживается и часть депутатов Госдумы. Так, председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский заявил Ъ: "Мы считаем схему долевого строительства в принципе абсолютно неверной и в долгосрочной перспективе хотим ее заместить. Она не учитывает права инвесторов–физических лиц и рассчитана на интересы только строительных компаний. Даже новый закон, дату вступления в силу которого застройщики пытаются отложить, по нашему мнению, недостаточно радикален".

Однако уверенности в том, что они будут приняты, разумеется, быть не может. Так, в Министерстве промышленности и энергетики (Минпромэнерго) считают, что такой закон и не мог не вызвать сопротивления со стороны застройщиков. "Закон разрабатывался с учетом интересов населения, а не в интересах строительных компаний",– заявил Ъ глава департамента строительства Минпромэнерго Сергей Круглик. По мнению представителей министерства, отсрочки вступления в силу закон не требует, но одну поправку, связанную с возникновением двойного НДС, в него внести можно (см. интервью с Сергеем Кругликом).

В том, что после того как он появится, все пассажиры, которым предстоит лететь в Москву или улетать из нее, предпочтут именно Внуково, городские власти не сомневаются ни на минуту. Чем еще объяснить то, что, имея в прошлом году пассажиропоток всего в 2,7 миллиона человек, они смело берутся за реализацию проекта, рассчитанного на 22 миллиона пассажиров год? Впрочем, немецкие разработчики проекта из фирмы Obermeyer Planen искренне убеждены, что россиянам крупно повезло, что такой аэровокзал появится в столице нашей страны. "Я поздравляю вас с тем, что Москва получит такой замечательный и с эстетической точки зрения, и с точки зрения удобств терминал", - сказал без ложной скромности, обращаясь к Юрию Лужкову, Ф. Вагенкнехт - глава авторского коллектива архитекторов. Что касается дизайна здания, то такого и правда нет нигде. По крайней мере члены градостроительного совета были заметно потрясены, увидев грандиозное волнообразное здание почти целиком из стекла. "Смотрится, конечно, красиво, - осторожно заметил кто-то из участников обсуждения, первым отважившийся нарушить тишину. - Но мы живем все-таки в северной стране, как будем справляться зимой со снегом, а летом с жарой?" "Крыша смоделирована так, что снег на ней не задержится в любую непогоду, - успокоили проектировщики. - Зато какое обилие естественного света будет в любое время года". Лужкова же, похоже, форма аэропорта ничуть не смутила. "Необычная архитектура - это здорово, - сказал он. - Наш аэропорт и не должен быть стандартной репликой среди других аэропортов".

Новый международный терминал аэропорта Внуково, проект которого утвержден на последнем заседании общественного градостроительного совета при мэре столицы, обещает быть самым современным и комфортабельным в Европе.

Ломать голову, как уехать домой, тоже не придется. Предусмотрены на выбор три варианта транспортного обслуживания. Причем для всех них - и для железнодорожной электрички, уже связавшей аэропорт с Киевским вокзалом, и для станции метро, которую еще предстоит проложить во Внуково к 2007 году, и для автомобилей - предусмотрен удобный подъезд прямо к самому аэровокзалу.

Впрочем, тех, кто не раз до седьмого пота бегал с багажом в руках по Шереметьево, гораздо больше волновало, что предусмотрено в новом терминале для того, чтобы избежать таких пробежек с нагрузкой? Оказалось, все до малейших мелочей. "Пассажир перед вылетом всегда нервничает, - объяснял глава архитекторов главную идею концепции терминала. - И наша главная задача - прежде всего его успокоить". Именно с целью, чтобы никто ничего не перепутал, не оказался в толчее, здание предлагается построить так, чтобы прилетающие никогда не столкнулись нос к носу с улетающими, а пассажиры внутренних линий - с международными. Площади в 170 тысяч квадратных метров вполне достаточно, чтобы развести пассажиропотоки. К тому же передвигаться москвичи и гости столицы будут исключительно экономно, без всяких зигзагов - только вперед. С борта самолета, если вы из-за рубежа, - сразу к стойке паспортного контроля, оттуда - к линии доставки багажа и в зал прилета.

Чуть больше четырех месяцев остается до начала 117-й сессии МОК в Сингапуре, на которой станет известна столица Олимпийских игр 2012 года.

"Новое здание органично соединится с недавно введенным залом N 1, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор аэропорта Внуково Виталий Ванцев. - Только из международного он превратится в зал для обслуживания внутренних линий. А зал N 2 к концу второго этапа реконструкции будет разобран".
Как российская столица собирается принять оценочную комиссию Международного олимпийского комитета

На сегодняшний день делегаты МОК провели инспекции в четырех из пяти городов-кандидатов. Последним в списке городов значится российская столица. Уже 14 марта комиссия начнет свою работу в Москве.

Не секрет, что во многом при голосовании члены МОК будут прислушиваться к результатам работы оценочной комиссии, которую возглавляет Наваль эль-Мутавакель из Марокко.

Российская газета: Александр Григорьевич, в чем будет заключаться работа комиссии в столице России?

О том, как город готовится к приему высоких гостей, а также на что рассчитывает российская столица, корреспонденту "РГ" рассказал исполнительный директор Заявочного комитета "Москва-2012" Александр Полинский.

Разумеется, для делегатов у нас запланирована обширнейшая программа. Члены комиссии пробудут в Москве четыре дня и смогут ознакомиться с жизнью нашего города. Инспектора осмотрят все олимпийские объекты, как существующие, так и запланированные под строительство площадки. Будут сделаны презентации по всем 17 темам, которые входят в нашу заявочную книгу.

Александр Полинский: Поскольку Москва была в списке городов последней, то у нас было достаточно времени подготовиться. Хочу сразу заметить, что сроки визита комиссии были заранее согласованы с нами и связаны исключительно с холодной погодой, которая царит у нас в это время года.

РГ: Не могли бы вы более подробно рассказать, что собой представляет книга?

Кроме того, мы приготовили несколько сюрпризов, о которых я пока умолчу.

Кроме того, там прописаны государственные гарантии и поддержка Игр. Это серьезный, большой труд, который поможет членам оценочной комиссии в их работе.

Полинский: Это трехтомник, в котором изложены прогнозы специалистов ведущих отраслей экономики города на будущее в соответствии с Генпланом развития Москвы, дана оценка работ по проведению такого широкомасштабного спортивного, общественно-политического, культурного события, как Олимпийские игры.

Полинский: Разумеется, общая картина складывается из множества мелочей. Члены комиссии проведут тщательный анализ увиденного и по итогам работы опубликуют специальный подробный доклад, который будет представлен членам МОК перед голосованием.

РГ: Кстати, а известны ли вам критерии оценки города?

РГ: Каковы наши сильные стороны в борьбе за Олимпиаду?

Не секрет, что все пять кандидатов - это огромные мегаполисы с мощной инфраструктурой, серьезными бюджетами. И здесь решающую роль будут играть различные факторы, которые подчас носят субъективный характер, поскольку объективных причин отказать какому-то из городов фактически нет. Все участники олимпийского конкурса равны, однако нам предстоит доказать, что Москва готова лучше.

Кроме того, ни один из кандидатов не может похвастаться таким количеством уже существующих спортивных объектов. Для МОК это, несомненно, важный аргумент. Кроме того, планом развития инфраструктуры Москвы до 2010 года предусмотрено строительство 300 новых спортивных объектов. В их числе новые футбольные стадионы "Спартак" и ЦСКА на 50 тысяч зрителей каждый, спортивный комплекс в Тушине с бейсбольным стадионом на 25 тысяч человек.

Полинский: Уникальность Москвы в том, что мы готовы провести Игры компактно. Это значит, что все соревнования, включая квалификационные матчи по футболу и парусную регату, пройдут в одном городе или вблизи него. Так, соревнования по парусу пройдут на Пестовском и Клязьминском водохранилищах.

Очень важным для исполкома МОК фактором станет обеспечение безопасности, противодействие терроризму. Но и здесь у нас нет никаких опасений. Наши правоохранительные органы умеют "держать удар" и полностью готовы к тому, чтобы гостям, участникам Игр ничего не угрожало. В общем, подготовка к Олимпийским играм занимает у города семь лет. За этот срок мегаполис проходит путь "мирного развития" в 30-40 лет! Но я могу вас заверить, что мы готовы к таким темпам на всех направлениях.

Еще одним нашим неоспоримым преимуществом является опыт проведения больших комплексных соревнований. Чемпионаты мира, Европы, этапы Кубков мира, Всемирные юношеские игры тому подтверждение.

Полинский: Это проблема является насущной для многих мегаполисов. В Москве будет построено четвертое транспортное кольцо, кроме того, появится множество развязок, которые разгрузят город. Для гостей мы предусматриваем использование нового вида транспорта - монорельса, а также речных трамвайчиков - на Москве-реке пробок не бывает (смеется).

РГ: А как же будет решаться проблема столичных пробок?

Полинский: В соответствии с планом все спортивные площадки будущей Олимпиады будут расположены вдоль Москвы-реки на расстоянии всего 5-10 километров друг от друга.

РГ: Вы упомянули о главной водной артерии города. А не могли бы подробнее рассказать о концепции "Олимпийская река". Что это такое?

Новая Олимпийская деревня сможет принять более 20 тысяч спортсменов, тренеров и официальных лиц. Отдельная деревня появится и для журналистов. Кроме того, в столице будет построено множество новых гостиниц.

Центр концепции - олимпийский комплекс "Лужники" и примыкающий к нему Олимпийский парк. Олимпийская деревня расположится в 10-20 минутах езды от "Лужников" и других спортивных объектов, включая спорткомплекс в Крылатском.

Полинский: Бюджет составит чуть больше 1,7 миллиарда долларов. При этом государственная часть бюджета составит около семи процентов. Остальные денежные средства будут получены из внебюджетных источников. Эта сумма также является очень серьезным аргументом в пользу Москвы как кандидата на прием Игр. Мы знаем, что и в каких объемах нужно реконструировать, построить, как улучшить инфраструктуру.

РГ: Из чего будет складывать бюджет Олимпийских игр и не могли бы вы назвать точную сумму, в которую обойдется стране это событие?

Полинский: Проведение таких соревнований имеет очень хорошие бизнес-перспективы и позволяет московскому правительству уверенно опираться на людей и организации, готовые вкладывать средства.

РГ: Наверняка, вкладывая деньги, вы надеетесь и на скорую отдачу?

Полинский: Цифры нас очень сильно обрадовали. На сегодняшний день идею проведения в Москве XXX Олимпийских игр поддерживает 89 процентов россиян и 90 процентов москвичей. Дело в том, что люди прекрасно понимают, что это не только московская программа, но и программа, которая может помочь укреплению имиджа всей страны.

РГ: Вы проводили социологические исследования - как относятся к идее проведения Олимпийских игр 2012 года в нашей стране москвичи и россияне?

Полинский: Я абсолютно уверен, что проведение Олимпиады будет содействовать росту интереса к спорту среди жителей нашей страны, и особенно среди тех, кто сейчас только делает свои первые шаги к будущей спортивной карьере. Чем больше детей сегодня придет в спортивные секции, тем более впечатляющие успехи сумеет продемонстрировать российская сборная на Олимпийских играх 2012 года.

РГ: А что еще могут дать России такие крупные соревнования?

Полинский: Лично для меня наш лозунг заявочной кампании "Поверь в мечту!" очень точен, и я твердо уверен в том, что эта мечта москвичей и всех россиян очень скоро осуществится.

РГ: И все-таки Олимпийские игры в Москве - это мечта или скорая реальность?



Главная --> Публикации