Главная --> Публикации --> Москвич снят с торгов Инвестиции в недвижимость юга европы Строителя царева сада приговорили за полгода до освобождения Государственное жилище Парковки обеспечат по инвестиционным контрактам

Результатом визита должен стать отчет о состоянии столичного архитектурного наследия, об основных проблемах в деле его сохранения и способах их решения. Своими впечатлениями от московской поездки с М2 поделился президент SAVE Europe's Heritage, архитектурный обозреватель The Times Маркус Бинни.
— Ваш визит в Москву завершается, можно подвести предварительные итоги?
— Я не в первый раз приезжаю в ваш город и тем не менее вновь потрясен архитектурными открытиями, которые мы сделали за последние несколько дней. И речь не только о выдающихся произведениях известных архитекторов, признанных шедеврах, но и о более скромных, рядовых зданиях, которые создают городской пейзаж.

Проблема сохранения московских архитектурных памятников все больше привлекает внимание мировой общественности. Иностранные журналисты, которые живут и работают в российской столице, год назад создали Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS). Главная цель общества — привлечь широкое внимание к разрушению наших исторических зданий — во многом уже достигнута: ситуация получила международный резонанс, а недавно Москву посетили эксперты организации SAVE Europe's Heritage.

Дома, в Англии, я пишу для The Times не только об архитектуре, но и о недвижимости как объекте бизнеса. Когда я смотрю на старые здания в Москве, мне представляется, что каждое такое здание в Лондоне рассматривалось бы как очень привлекательная возможность инвестировать деньги в реставрацию. Причем реставрацию аккуратную, правильную, тщательную.
— К сожалению, у нас пока складывается обратная ситуация. В связи с этим хочется спросить: есть ли положительная динамика в других странах, где вы проводили работу?
— В качестве примера можно привести тот же Лондон, где начиналась деятельность SAVE Europe's Heritage. Был период, когда новое строительство наносило серьезный ущерб старым зданиям. Теперь, напротив, существует большое желание реставрировать их, охранять, использовать по-новому. Причем это касается даже обветшавших домов, которые находятся в очень плачевном состоянии и расположены в совсем не престижных районах.
В Москве нас особенно беспокоит, что рядом с отдельно стоящими замечательно отреставрированными зданиями тут и там появляются пустые места, дыры. К сожалению, у вас не наблюдается внимания к улице как к некоему единству, общей среде, целостному городскому пейзажу. Ведь привлекательность облика великих европейских городов не только состоит из красоты отдельных великих архитектурных произведений, но и подразумевает скромные здания, которые являются обрамлением и достойным фоном для шедевров.
— Какой вы видите выход из создавшейся ситуации?
— Мне представляется важным тот факт, что ваши государственные организации располагают полной документацией по всем историческим зданиям: в их архивах есть старые фотографии, рисунки, подробные планы. Это предоставляет замечательные возможности выполнить все реставрационные работы качественно. В Лондоне во многих случаях невозможно найти такого обилия материалов. Поэтому нам просто хочется рыдать, когда москвичи рассказывают: показывали девелоперам эти старые планы и чертежи, а девелоперы их отмели, проигнорировали.
Москва — настолько бурно живущий город, что любому зданию любого назначения можно найти применение. Причем опыт показывает, что чем качественнее проведена реставрация, тем дороже это здание затем можно продать. Больше реставрируешь — лучше инвестируешь.
— Похоже, наши инвесторы уверены в обратном. Расскажите, пожалуйста, как это правило действует на практике.
— В свое время мы смогли доказать, что сохранение и реставрация исторических зданий могут быть экономически очень выгодны, зачастую даже прибыльнее, чем снос и новое строительство. Вот несколько примеров.
Правительство Лондона планировало снести здание старого рыбного рынка и построить на его месте новое. Проект оценивался в 10 млн фунтов. Мы разработали альтернативную схему, доказали, что подземная автостоянка может быть построена не на месте рынка, а чуть в стороне, само здание нужно сохранить. После реализации нашего проекта отреставрированное здание было продано за 20 млн фунтов — в два раза дороже, чем планировалось выручить за новое.
Еще один показательный случай. В 1978 году я выступал в Москве на конференции, посвященной роли общественного мнения в деле сохранения архитектурного наследия. Мое выступление было одним из последних, и я с грустью осознавал, что за несколько дней работы конференции мы не добились никаких результатов, потратили время исключительно на разговоры. Тогда я призвал собравшихся скинуться по рублю, чтобы отправить телеграмму премьер-министру Великобритании с призывом отменить решение о разрушении старинного здания в Ливерпуле. Здание было сохранено, отреставрировано и обрело новую жизнь — там расположилась почта.

Нас очень расстроило то, как эти менее заметные дома уничтожаются, заменяются новоделом. К сожалению, в Москве не существует единой архитектурной политики, понимания того, как должен выглядеть город. Поэтому наша задача — собрать информацию о зданиях и улицах, которым грозит разрушение, предать огласке судьбу отдельных зданий, находящихся под угрозой исчезновения.
— Ежегодно эксперты SAVE Europe's Heritage приезжают в наиболее неблагополучные с точки зрения охраны архитектурного наследия города. Какое место в этом списке занимает Москва?
— Москва попадает в этот список по двум причинам: во-первых, это город с потрясающей, интереснейшей архитектурой самых разных стилей и направлений, а во-вторых, в период современного строительного бума избыток энергии, излишний энтузиазм строителей сметают с лица земли те здания, которые, безусловно, заслуживают сохранения.

С девелоперами можно и нужно сотрудничать, необходимо искать экономическую основу для сохранения старых зданий.
— Как заставить девелопера проводить настоящую реставрацию, а не строить на месте памятника новодел?
— У нас, в Англии, к примеру, если в отреставрированном старом доме вместо деревянных окон будут вставлены стеклопакеты, это снизит его продажную стоимость как минимум на 5 тыс. фунтов. Мы за это долго боролись, у нас тоже был период, когда везде вставляли пластиковые окна. Каждый раз мы поднимали шум по этому поводу, кричали о том, что таким образом нарушается подлинность, уменьшается ценность здания. Постепенно люди это поняли. К тому же, как оказалось, у новых, более дешевых окон и жизнь короче.
Но главное — в результате наших кампаний и баталий переменилось общественное мнение: теперь старые, подлинные дома лучше продаются. Люди предпочитают купить квартиру в бывшей больнице или казарме, которая переделана под новые нужды (но подлинность которой сохранена), чем жить в абсолютно новом, современном здании.
— Получается, начинать надо с просветительской работы?
— У нас существуют специальные программы для школьников, которые ходят на экскурсии для ознакомления со своим городом или деревней. Им предлагают посмотреть на пустующие места и сказать, что они представляют на этом месте, видят ли здесь какой-нибудь дом, парк или что-то другое. Конечно, без просвещения населения, без формирования общественного мнения успеха добиться невозможно.
— Многие московские архитекторы утверждают, что начинать просветительскую работу надо с городских властей, которые подчас сами не ведают, что творят...
— У нас в стране тоже все это было. Мы как неправительственная организация можем подать в суд как на девелопера, так и на городские власти за то, что они пренебрегают своими служебными обязанностями, попустительствуют разрушению архитектурного наследия.
Предыдущая поездка экспертов SAVE Europe's Heritage была в Италию, где начиналось строительство дороги, угрожавшее существованию большого числа замечательных старинных вилл. По итогам этой поездки мы написали отчет «Непростительная атака на историческое наследие», помогли итальянским неправительственным организациям подготовить судебный иск против местных властей и строителей. Все говорили: дело безнадежное, все равно дорога будет построена, вы не выиграете судебный процесс. Но судья вынес вердикт, предписывающий остановить строительство дороги и выкуп земли под это предприятие.
— К сожалению, наши суды далеко не всегда можно назвать независимыми. Как еще можно бороться с разрушением исторической архитектуры?
— Хороши любые средства, вплоть до приковывания себя цепями к сносимому зданию. Надо писать письма, петиции, статьи в газеты, устраивать пикеты, демонстрации — делать все, чтобы привлечь внимание к проблеме. Кстати, москвичам это отчасти удалось — судьба московской архитектуры всерьез заинтересовала международную общественность.
Вчера правительство Москвы утвердило цену каждого участка столичной земли. Кадастровая стоимость самого дешевого квадратного метра (земли сельскохозяйственного резерва в Зеленограде) составляет 400 рублей, самого дорогого (участок под строительство торговых комплексов и АЗС в центре) - 49 тыс. рублей. С учетом повышающих коэффициентов участки земли в Москве будут продаваться по 300 тыс. - 13 млн. долларов. Цены на московскую недвижимость после введения в действие кадастра и установления правил продажи земли (2004-2005 годы) вырастут почти в два раза.

Нам приходилось работать с домами, которые принадлежали самым разным ведомствам и имели самое разное назначение. Например, Министерство обороны планировало снести часть старинных казарм, чтобы построить на их месте новые дома. Мы разработали проект реконструкции казарм для последующего использования их в качестве жилого фонда, получили разрешение на перестройку и нашли девелопера, который заплатил Минобороны вдвое больше, чем предполагалось получить в результате сноса.

Как рассказал глава Москомзема Виктор Дамурчиев, для проведения оценки территория города была разбита на 1516 кадастровых кварталов (взамен принятой сейчас системы деления на 100 территориально-экономических зон).

«Никому не придет в голову сажать картошку в Кремле»
Во вторник правительство Москвы утвердило результаты кадастровой оценки земель города, работа по которой началась еще в 1998 году. Теперь каждый земельный участок в мегаполисе имеет свою цену.

Например, квадратный метр под многоэтажным домом в центре оценен в 13–24 тыс. рублей (419-774 доллара), а если бы нашлись желающие построить на Красной площади АЗС, то один квадратный метр земли обошелся бы примерно в 43 тыс. рублей (около 1390 долларов). «Понятно, что никому не придет в голову сажать картошку в Кремле, однако по требованию федерального законодательства мы рассчитали кадастровую стоимость для каждого вида целевого использования», - уточнил глава Москомзема.

Каждый кадастровый квартал был оценен по 14 категориям в зависимости от функционального использования земли (например, земли под жилыми и административными зданиями, под объектами культуры, торговли и АЗС, под водными объектами). «Таким образом, каждый может взять в руки кадастр и самостоятельно, не прибегая к помощи каких-либо оценщиков, подсчитать, во сколько ему обойдется тот или иной участок», - пояснил Дамурчиев.

Так, по словам Дамурчиева, стоимость земель под жилищное строительство растет по направлению с северо-востока на юго-запад. Как и следовало ожидать, самая дорогая земля оказалась в Центральном округе, далее идут Западный и Юго-Западный округа, а самая дешевая земля - в Зеленограде.

С оглядкой на рынок
При проведении оценки Москомзем в основном опирался на статистику рыночных цен на право заключения договоров аренды земельных участков за последние 6 лет. Чем выше был спрос на участки в том или ином районе, тем выше поднимался район в рейтинге престижности. Естественно, городские власти устанавливали в этих районах более высокие ставки аренды земли.

Заметим, что кадастровая оценка земель является базовой, реальная стоимость будет расти в зависимости от коэффициентов, установленных для особо ценных участков и наделов, используемых не по назначению. В результате, по оценкам риелторов, реальная цена будет в 1,5-4,5 раза выше (от 300 тыс. до 13 млн. долларов за гектар).

Соответственно, по совокупности характеристик прилегающие к крупным магистралям и станциям метро территории оценены выше, чем отдаленные от транспортных сетей.

При этом городские власти подстраховались: после перехода на систему расчета земельных платежей на основе кадастровой стоимости вырастут и ставки земельного налога, и ставки аренды, и стоимость выкупа прав аренды.

Особая московская ставка
Земельные участки будут продаваться на аукционах, однако до сих пор перечень выставляемых на торги земель еще не определен. В соответствии с Земельным кодексом, цена участков не должна превышать 30-кратную ставку земельного налога. Но московские власти с этим категорически не согласны. Как заявил ГАЗЕТЕ депутат Мосгордумы Иван Новицкий, в столице надо применять 60-90-кратную ставку.

При этом, как заметил Виктор Дамурчиев, увеличение поступлений от земельных платежей не было целью проведения кадастровой оценки, а станет только побочным эффектом от «более справедливого, дифференцированного распределения нагрузки на землепользователей».

Методика расчета платежей на основе кадастровой стоимости пока еще находится в разработке. По предварительным данным, ставку земельного налога предлагается установить в размере 1% от кадастровой стоимости, а арендную ставку - 2% от кадастровой стоимости. Если столичное правительство утвердит предложенные Москомземом ставки, то в масштабах всего города поступления от налога вырастут в 1,4 раза, а от аренды – в 1,8 раза (при сохранении действующих льгот – в 1,4 раза). В этом случае город заработает 1 млрд. 450 млн. рублей, или 47 млн. долларов (за счет повышения земельного налога), а аренда принесет 16 млрд. 71 млн. рублей, или 518 млн. долларов.

Пока же кадастровая стоимость может учитываться только при исчислении налога на наследование земли, а также для расчета залога по ипотеке.

Однако переход города на новую систему расчета земельных платежей может затянуться. Вице-мэр Валерий Шанцев обратил внимание членов правительства на то, что до внесения изменений в Налоговый кодекс в части, касающейся земельного налога, переход на новую систему невозможен. Поправки в НК в лучшем случае вступят в силу в 2004 году.

Как уже сообщала ГАЗЕТА, участок под бывшей типографией Минобороны площадью 1,7 га был продан федералами за 500 тыс. долларов, в то время как московские власти оценили его минимум в 2 млн. долларов. «Продавать землю без кадастровой оценки, как это было на Хорошевке, нельзя», - посетовала депутат МГД Ирина Рукина. Вчера же Виктор Дамурчиев заявил о намерении оспорить в суде продажу земли на Хорошевке. По мнению главы Москомзема, сделка незаконная, так как, во-первых, арендный договор с покупателем земли истек и не был пролонгирован; а во-вторых, новый собственник использовал земельный участок не по назначению. Ранее московские власти уже обращались с письмами к премьеру Михаилу Касьянову и главе Минимущества Фариду Газизуллину с просьбой наложить мораторий на продажу земли в Москве, однако ответа так и не получили.

Анти-Хорошевка
Власти города надеются, что новая система (кадастровая оценка) защитит их от скандалов, подобных случившемуся месяц назад при продаже Минимуществом первого участка земли на Хорошевском шоссе в Москве.

Земля в других городах

Квартиры подорожают вслед за землей
Судя по заявлениям московских чиновников, они не горят желанием распродавать земельные участки, а предпочитают сдавать их в аренду. Однако и в том и в другом случае рост цен на землю заставит инвесторов, занимающихся, в частности, строительством жилья, включать свои 'земельные' расходы в стоимость конечного продукта. Это значит, что цены на столичную недвижимость в 2004-2005 годах могут вырасти в те же 1,4-1,8 раза.

Рыночные расценки на землю постоянно меняются. В настоящее время средняя стоимость 1 кв. метра земли в Петербурге составляет 200 долларов. Но если земля предназначена под коммерческую застройку (торговые центры, офисные здания), ее стоимость повышается на 250-300% - 600 долларов за кв. метр.

Санкт-Петербург
В Петербурге городская администрация продажей земли не занимается. Как правило, она сдает землю в аренду, прежде всего долгосрочную. Исключения из этого правила редки и на общую картину не влияют. Продажу земли осуществляют агентства по развитию территорий. Таких агентств в городе около 2

Максимальные расценки на землю – в центре города. На Невском проспекте и прилегающих территориях стоимость метра доходит до 2400-3000 долларов. Однако де-факто купить здесь вряд ли что удастся: все крупные участки уже давно раскуплены. А те лоты, которые находятся в продаже, настолько малы (4-7 кв. метров), что непригодны для реализации крупных коммерческих проектов.

С другой стороны, в черте города есть ряд территорий (район озера Долгое, Каменка), где средняя стоимость кв. метра неподготовленной земли (без инженерных сетей и коммуникаций) составляет 20 долларов. Аналогичный участок с коммуникациями стоит в четыре раза дороже.

Екатеринбург
Гектар в пригороде Екатеринбурга обойдется покупателям в 30-40 тысяч рублей (порядка 10-12 тысяч долларов)


Самара
Цена 1 кв. метра в центре города доходит до 1200 рублей, а на окраине не превышает 750 рублей. Стоимость пахотных земель колеблется от 4300 до 800 рублей за гектар, а в среднем по области составляет 2300 рублей. При этом орошаемая пашня, естественно, дороже: по нормативу - от 5850 до 2500 рублей за гектар.

Краснодарский край
Цены на землю в Краснодарском крае варьируются от 15 тысяч долларов за сотку в районе Большого Сочи до практически бесплатных участков в полгектара на отдаленном хуторе. Участок в шесть соток под небольшой дом за пределами престижной побережной зоны можно купить за 20 тысяч долларов.

Нижний Новгород
В Нижегородской области гектар земли стоит 30-45 тысяч рублей (10-15 тысяч долларов)

Своим выступлением В. Матвиенко завершила череду отчетов вице-губернаторов. Подтвердив приверженность принципам ведения открытой инвестиционной политики, она рассказала о планах на будущее. За оставшиеся два года Петербург должен стать полноправным европейским городом.

Хабаровск
Земля в Хабаровском крае продается по 6-30 тысяч рублей за гектар (от 2 до 10 тысяч долларов).

Одной из главных задач городской власти была и продолжает оставаться работа по привлечению крупных российских и западных предприятий, соответствующих высокому статусу Петербурга. За последнее время значительно изменился и характер вкладываемых в городскую экономику инвестиций. По словам губернатора, если раньше большая часть капиталовложений направлялась на развитие объектов коммерческой недвижимости, то сейчас инвесторы предпочитают вкладывать деньги в строительство промышленных предприятий. Город, в свою очередь, старается привлекать компании, работающие в сфере высоких технологий. Только в этом году была начата реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Среди них заводы Тойота, Алкан, Элкотек, ЗАО Русская содовая компания и другие.

Приоритет - крупным инвесторам

Чтобы заинтересовать инвесторов, власти уделяют большое внимание инженерной подготовке территорий. Город вкладывает в развитие неосвоенных земель немалые средства, что является дополнительным фактором для привлечения инвестиций. Значительно сокращен срок прохождения согласований при реализации проектов строительства новых предприятий: примерно с 16 до 4 месяцев.

В скором времени к этому списку прибавится еще несколько крупных производств. Сейчас ГУ Городское агентство по промышленным инвестициям готовит около 30 пакетов документации по размещению на территории Петербурга предприятий известных российских и мировых компаний.

Одной из главных проблем, мешающих инвестиционному развитию города, является затяжной процесс прохождения согласований с федеральным центром. Чаще всего такие трудности встречаются при реализации объектов, в составе которых имеется как городская, так и федеральная собственность. Именно из-за этого на торги не выставлялась территория Новой Голландии.

Все это способствует увеличению притока капитала в город, о чем свидетельствуют растущие экономические показатели. В этом году прирост инвестиций составил 40 процентов. По словам губернатора, в следующем году эта цифра увеличится еще на 50 процентов.

С мертвой точки сдвинулось решение проблемы жилищно-коммунального хозяйства. За два года систему ЖКХ частично перевели на рыночные механизмы финансирования, и к этой сфере городской экономики начали проявлять интерес частные компании. Однако пока в Петербурге наблюдается значительный дефицит организаций, умеющих работать в сфере ЖКХ. Городская администрация намерена и в дальнейшем привлекать частные структуры к эксплуатации жилищного фонда.

Жилье - на рыночные рельсы

Ведется работа по паспортизации жилищного фонда. Последний раз инвентаризация проводилась в 1980-х годах, однако данные тех лет сильно устарели. Процесс еще идет не очень активно - основной поток средств по линии ЖКХ направляется на ремонт зданий. Однако в ближайшее время объем выделяемых на эти цели денег планируется увеличить.

Активно идет процесс реконструкции и сноса ветхих и аварийных домов, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств. Если в прошлом году было расселено 50 тыс. кв. м, то до конца текущего года эта цифра увеличится до 118 тысяч квадратных метров.

Осваиваются новые площади под жилищное строительство. В прошлом году правительство приняло программу развития территорий до 2010 года. Планируется подготовить для торгов участки в Юго-Западной, Северо-Приморской частях города и на других неосвоенных территориях. Общая площадь предназначенных для освоения земель составляет более 850 гектаров.

Полным ходом реставрируются здания в исторической части города. В частности, речь идет о программе Фасады Санкт-Петербурга. Но в последнее время ее реализация носила локальный характер, а со следующего года планируется приводить в порядок целые улицы. Удалось решить проблему реставрации фасадов зданий, находящихся в федеральной собственности. По словам губернатора, они восстанавливаются за счет привлечения средств частных инвесторов. Готовится закон об административной ответственности арендаторов и собственников, нарушающих архитектурный облик зданий. В частности, будет разрешено красить дома только в определенные цвета. Таким образом планируется убрать фальшивую ноту в архитектурной симфонии Петербурга.

Префектуры уже приступили к выселению автовладельцев: незаконно установленные гаражи просто сносят, с законопослушными собственниками пытаются договориться. Впрочем, скоро механизм переселения будет закреплен специальным распоряжением мэра.

Не исключено, что Валентина Матвиенко останется на своем посту на второй срок. Однако губернатор заверила, что на такой шаг она пойдет лишь в том случае, если ее поддержат горожане. Главное для меня - это мнение петербуржцев. Если они захотят видеть на посту губернатора другого человека, я выставляться не буду. В то же время В. Матвиенко заявила, что не будет баллотироваться на пост Президента РФ. Я прошла практически все карьерные ступени и горда своей работой. Сегодня моя деятельность нужна горожанам, и обсуждения темы с возможным выставлением моей кандидатуры в президенты быть не должно, - резюмировала она.
Московские власти объявили войну автовладельцам: в мэрии разрабатывается программа сноса одноэтажных гаражей и "ракушек". Таким образом градоначальники хотят ускорить продажу машиномест в пустующих многоуровневых паркингах.

Под снос
С гаражами-"ракушками" в Москве начали бороться еще в 1996 году, теперь дошла очередь до гаражных кооперативов. На последнем заседании градостроительного совета Юрий Лужков заявил: "Этим небольшим гаражам, бунгало необходимо положить конец". В ближайшее время районные управы должны (в соответствии с городской целевой программой гаражного строительства на 2002--2004 годы) разработать схемы размещения многоэтажных гаражей-стоянок. В микрорайонах, где предполагается строительство паркинга, будут ликвидированы все гаражные кооперативы и «ракушки». По мнению мэра, именно боксы в многоярусных гаражах и подземных паркингах "являются цивилизованными способами хранения автотранспорта". Сейчас, по информации ГАЗЕТЫ, для строительства паркингов определено около 200 земельных участков, рассчитанных на создание 90 тысяч машиномест.

Однако, как стало известно ГАЗЕТЕ, "переселенцы" не смогут стать собственниками машиноместа: они получат боксы в аренду и будут платить за них по ставкам, предусмотренным за съем нежилого помещения (5040 рублей за кв. м в год).

Однако уже сейчас ясно, что властям придется учитывать интересы владельцев недвижимости. По закону, собственникам гаражей положена компенсация в размере рыночной стоимости строения. Как рассказали ГАЗЕТЕ в ГУП "Управление экспериментальной застройки микрорайонов", которое курирует гаражное строительство в столице, в качестве возмещения ущерба владельцам сносимых гаражей, возможно, будут предоставляться места в современном паркинге.

Для сравнения: сейчас "ракушка" стоит в пределах 500 долларов, а место в одноэтажном гараже - в среднем около 5 тысяч долларов. Так что нововведения столичных властей вряд ли придутся по вкусу автовладельцам. По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, "сейчас в Москве 60% автомобилистов хотят построить гараж, но только 15% из них имеют деньги, чтобы его купить». Именно поэтому у застройщиков большие проблемы с продажей гаражей. Даже такой крупный игрок на этом рынке, как департамент инвестиционных программ строительства Москвы (ДИПС), вынужден продавать машиноместа с 5-процентной скидкой.

Можно ли будет купить место в новом паркинге с зачетом стоимости снесенного гаража, пока неизвестно. При покупке машиноместа на общих основаниях автовладельцам придется заплатить 8--12 тыс. долларов за место в подземном гараже, 5--7 тыс. долларов за неотапливаемый бокс в многоярусном паркинге (чем выше этаж, тем дороже стоит место), 10--12 тыс. долларов за место в охраняемом отапливаемом многоуровневом гараже.



На всех не хватит
Впрочем, дело не только в платежеспособности владельцев машин. Даже если планы городских властей будут реализованы, машиномест на всех не хватит. Сейчас в Москве порядка 2,7 млн. машин (из них около 80% легковые), ежегодно к этой цифре прибавляется еще около 200--250 тысяч. При этом уровень обеспеченности местами их организованного хранения составляет всего 38%. В соответствии с планом строительства паркингов на 2003--2007 годы ежегодно будет вводиться в строй 85 тысяч машиномест. Таким образом, место в гараже получит только каждый третий автомобиль.



Главная --> Публикации