Главная --> Публикации --> Новая схема движения в центре москвы? Когану интересна недвижимость Огласите весь список Минимущество готово продавать землю в рассрочку Аренда коттеджа в подмосковье

Основным нормативным документом, регулирующим отношения, связанные с перепланировкой и переустройством квартир, является Жилищный кодекс РФ (далее ЖК РФ). Его гл. 25 содержит определение понятий переустройства и перепланировки жилого помещения. Переустройством называют установку, замену, перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или иного оборудования, а перепланировкой изменение конфигурации помещения. Оба этих действия требуют внесения изменений в его технический паспорт.

Зачастую после приобретения квартиры новый хозяин делает в ней ремонт, в процессе которого осуществляет перепланировку помещений и по‑другому располагает инженерные коммуникации. В одних случаях это лишь незначительно затрагивает общий облик квартиры, в других все гораздо серьезнее, вплоть до изменения количества комнат. Однако многие владельцы не подозревают, что проведение подобной модернизации может обернуться судебным разбирательством и продажей жилья с торгов.

Установлением фактов незаконных перепланировок занимаются представители жилищных инспекций. Указанные должностные лица полномочны осуществлять проверки и возбуждать дела в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). К примеру, в настоящий момент во исполнение ЖК РФ столичными властями принят ряд документов, призванных активизировать подобные проверки и выявлять все факты незаконных перепланировок в квартирах. В частности, на это направлено Постановление правительства Москвы от 15 ноября 2005 года № 883-ПП. В нем приведена также информация, согласно которой в столице на момент вынесения постановления возбуждено 240 судебных производств по факту выявленных незаконных перепланировок и переоборудований.

Для того чтобы собственник квартиры (либо наниматель по договору социального найма) мог совершить одно из вышеуказанных действий, он должен получить разрешение органа местного самоуправления (к примеру, в Москве главы управы района), подав заявление по установленной форме и приложив необходимые документы. Если же владелец не позаботится об этом (процесс согласования связан с затратами времени по сбору документов в различных инстанциях), его ждут различного рода санкции, предусмотренные законодательством.

При обнаружении уполномоченными должностными лицами незаконных изменений в помещениях к нарушителю применят не только штрафные санкции. В соответствии со ст. 29 ЖК РФ собственника или нанимателя, самовольно осуществившего переустройство и (или) перепланировку, обяжут привести квартиру в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, который осуществляет согласование. К примеру, в Москве во исполнение указанной статьи жилищная инспекция в лице своих уполномоченных лиц выдала несколько тысяч предписаний владельцам квартир о приведении последних в первоначальное состояние, причем достаточно большое количество таких помещений приходится на новостройки.

Статья 7.21 КоАП РФ устанавливает ответственность как за самовольное переоборудование жилых помещений в многоквартирных домах, так и за их самовольную перепланировку. В частности, первое нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а второе от 20 до 25 МРОТ.

в отношении собственника о продаже помещения с публичных торгов с выплатой владельцу вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника обязанности по приведению помещения в прежнее состояние (прежний собственник будет иметь право проживать в квартире до момента государственной регистрации права на нее нового собственника);
в отношении нанимателя (по договору социального найма) о расторжении данного договора с возложением на собственника, который в данном случае является наймодателем, обязанности по приведению помещения в прежнее состояние (он утрачивает право проживания с момента вступления в силу решения суда о выселении).

Этим дело не исчерпывается. В п. 5 ст. 29 ЖК РФ указано, что если жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в определенный предписанием срок, то суд по иску органа, занимающегося согласованием перепланировок (переоборудования), может вынести решение:

В определенных случаях перепланировка (переустройство) не может быть согласована. Дело в том, что существует установленный столичными властями перечень строительных работ, которые нельзя производить. Так, согласно Постановлению правительства Москвы от 8 февраля 2005 года № 73-ПП (полный текст документа размещен на сайте riskam.net в разделе Законодательство) не допускается переустройство помещений, при котором:
ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
переустроенное помещение или смежные с ним помещения могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания;
затрагиваются помещения в жилых домах, состоящие на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба;
нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания; может произойти их разрушение;
устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях;
предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.
В жилых домах типовых серий также не допускается устройство:
проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами;
штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов;
дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений без согласования с организацией автором проекта жилого дома или его правопреемником, а при их отсутствии без дополнительной экспертизы.

Та же ст. 29 ЖК РФ говорит о праве собственника (нанимателя) обратиться в суд с заявлением о сохранении в переустроенном (перепланированном) состоянии жилого помещения, если это не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозы их жизни или здоровью.

Общие положения
До 1 января 2006 года уплату земельного налога (далее налог) регулировали одновременно и Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ), и Закон РФ О плате за землю от 11 октября 1991 года № 1738 С 1 января 2006 года порядок и сроки его оплаты определяет исключительно гл. 31 НК РФ, поскольку с обозначенной даты утратил силу Закон РФ О плате за землю, кроме ст. 25.
В новой главе НК РФ Земельный налог установлен принципиально иной подход к налогообложению. Теперь его уплату производят исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При этом данный налог:

При совершении указанных выше действий контролирующие органы либо суд могут принудить собственника или нанимателя исправить произведенные переделки.
Для земельных собственников одними из самых актуальных являются вопросы налогообложения на эти владения. В данной статье представлена информация об объектах налогообложения, налогоплательщиках, налоговой базе и других интересных аспектах, касающихся земельного налога.

Налогоплательщики
Налогоплательщиками признают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве:
собственности;
постоянного (бессрочного) пользования;
пожизненного наследуемого владения.
Не признают налогоплательщиками организации и физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
К физическим лицам НК РФ относит граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.
Документами, удостоверяющими права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком, будут являться:
свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, выданные после 31 января 1998 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ;
иные документы (государственные акты на право пожизненного наследуемого владения землей или бессрочного (постоянного) пользования землей или акты о предоставлении земельных участков, свидетельства), выданные физическим и юридическим лицам до 31 января 1998 года и удостоверяющие права на землю.

устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается, вводится, прекращает действовать в соответствии с НК РФ, законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате. Например, в столице действует закон О земельном налоге от 24 ноября 2004 года № 74.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют порядок, сроки уплаты налога и налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ. При этом также можно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Необходимо пояснить, что под муниципальным образованием понимают городское или сельское поселение, район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в которых в соответствии с требованиями Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Налоговая база
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговую базу определяют как кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ), является одним из основных элементов налогообложения, поэтому понимание налоговой базы как кадастровой стоимости земельного участка вносит кардинальные изменения в порядок исчисления налога.
Данную величину определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Ее результаты содержатся в государственном земельном кадастре.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводят оценку земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). В этой ситуации стоимость земельного участка устанавливают в процентах от его рыночной цены.
Следует отметить, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 8 апреля 2000 года № 31 При этом государственная кадастровая оценка земель основана на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Во исполнение данного постановления приняты следующие документы:
приказ Минэкономразвития России Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения от 4 июля 2005 года № 145;
приказ Росземкадастра Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (вместе с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) от 20 марта 2003 года № П/49;
приказ Росземкадастра Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений от 17 октября 2002 года № П/337;
приказ Росземкадастра Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ от 17 октября 2002 года № П/336;
приказ Росземкадастра Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений от 26 августа 2002 года № П/307.
Государственную кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года № 418).
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценки земель и мониторинга земель, а также по земельному контролю.

Объект налогообложения
Объектом налогообложения признают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Важно отметить, что объектом налогообложения по налогу являются сами земельные участки, а не операции с ними (купля-продажа, дарение и т. п.).
Не признают объектом налогообложения земельные участки:
изъятые из оборота;
ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Понятие земельного участка установлено в Земельном кодексе РФ (далее ЗК РФ) и Федеральном законе О государственном земельном кадастре от 2 января 2000 года № 28-ФЗ.
Земельный участок как объект земельных отношений часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ).
Сведения о правах на земельные участки вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
В ЕГРЗ содержатся следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляют в виде выписок по месту учета последнего.

Земельные участки, находящиеся в общей собственности
Ст. 392 НК РФ установила специальные правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.
Так, в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговую базу определяют для каждого из налогоплательщиков, являющихся земельными собственниками, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в общей совместной собственности в равных долях.
Если при покупке здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, то налоговую базу в отношении данного земельного участка для указанного лица вычисляют пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если же покупателями недвижимости выступают несколько лиц, налоговую базу определяют пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Порядок определения налоговой базы
Налоговую базу вычисляют в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Следует отметить, что налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
НК РФ установлен различный порядок определения налоговой базы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и для физических лиц.
Организации-налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для каждого налогоплательщика физического лица определяется на основании сведений, которые они представляют в налоговые органы:
осуществляющие ведение государственного земельного кадастра;
осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
муниципальных образований.
Необходимо отметить, что физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, не должны самостоятельно определять налоговую базу земельного налога в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности.
Действующим НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, обладающих III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061 1), в соответствии с Федеральным законом О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 10 января 2002 года № 2-ФЗ;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производят на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками данных бумаг устанавливают нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии со ст. 4 Закона Москвы О земельном налоге от 24 ноября 2004 года № 74 документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии с гл. 31 НК РФ, подают в налоговые органы Москвы по месту нахождения земельного участка:
1) налогоплательщики физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в сроки, установленные для представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу;
2) налогоплательщики физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщики представляют документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение десяти дней со дня его возникновения (утраты).
В случае если величина не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, данную базу принимают равной нулю.

Однако и сегодня пожар является наиболее часто страхуемым риском. Так, в феврале 2005 года в центре Мадрида сгорел 32-этажный небоскреб, огромное количество офисных помещений которого сдавали в аренду различным фирмам. В результате экспертизы, проведенной страховой компанией, выяснили, что виной пожара стало короткое замыкание в электросети. Страховое возмещение, выплаченное собственнику здания, покрыло весь причиненный ущерб. При этом также учли и недополученный доход от аренды уничтоженных огнем помещений до истечения срока по договорам, которые были в силе на момент наступления страхового случая.

Крупный пожар, случившийся в Лондоне в начале XVIII века, заставил задуматься собственников солидных зданий, располагавшихся в центре города, о создании действенной защиты от подобного рода бедствий. Тогда решили организовать общий фонд, формировавшийся за счет взносов партнеров и позволявший хотя бы частично возмещать каждому из них ущерб от потерянного в результате пожара имущества. Так появилась первая в мировой практике страховая компания, призванная защитить граждан от финансовых потерь, неизбежных после пожара.

На Западе страхование коммерческой недвижимости за весьма продолжительную историю существования сумело отшлифовать свою практику, имеющую ряд характерных особенностей.

В нашей стране опыт страхования коммерческой недвижимости пока невелик. За последние годы только в Москве в результате пожаров были полностью уничтожены незастрахованные здания Министерства транспорта РФ и Манежа, которые восстанавливали за счет государственного бюджета и из средств привлеченных инвесторов.

Коммерческая недвижимость постоянно имеет риски полных или частичных потерь. Последние делят на повреждение (уничтожение) недвижимости и потери на нее прав собственности. Первый вид риска постоянно угрожает объекту недвижимости, начиная с момента его строительства. Потеря прав собственности может явиться следствием притязания третьих лиц на объект из‑за отсутствия чистоты сделки. Поэтому на каждом этапе жизни объекта грамотные действия его владельца способны если не исключить вероятность наступления страхового случая, то хотя бы уменьшить масштаб возможных потерь.

Стоит отметить, что коммерческая недвижимость является источником дополнительных доходов, связанных со сдачей в аренду площадей. Если к моменту совершения страхового случая договоры о найме, заключаемые, как правило, на продолжительный срок, находились в законной силе, то речь пойдет о внушительных потерях и значительном размере страховой суммы.

После начала функционирования здания необходимо обустроить его современными средствами безопасности (противопожарные, охранные системы и т. п.).

Особенно важно грамотно выбрать поставщиков и подрядчиков, ведь по мере строительства объекта и выполнения монтажных работ растет и страховая сумма. И если сначала она равна нулю, то к вводу здания в эксплуатацию и к моменту сдачи его арендаторам достигает своего максимума. Задача страховщиков внимательно отслеживать данный период, постепенно увеличивая страховую сумму.

Надо сказать, что в страховании коммерческой недвижимости особенно проявляется взаимовыгодность сотрудничества страховых компаний и их клиентов. Страхователей привлекает низкий уровень тарифов (не более 2,5 %), а также невысокий уровень риска и крупная стоимость страхуемого имущества.

Законный собственник коммерческой недвижимости старается оградить объект как от непредвиденных, так и от негативных событий. Изучение соотношения цены (затрат) и полноценности (комплексности) защиты однозначно характеризует страхование как наиболее эффективный инструмент защиты. Спокойствие собственника недвижимости это еще не все преимущества. Факт его застрахованности может быть обеспечен дополнительными финансовыми ресурсами, так как наличие страховки является обязательным требованием для получения банковского кредита.

Поскольку страховые случаи, связанные с коммерческой недвижимостью, сопряжены со значительным размером компенсации, компании предпочитают перестраховывать такие риски в других организациях своего профиля. В этом случае бремя ответственности по выплатам они делят пополам, а не производят возмещение исключительно из собственных средств.

На сегодняшний день практикуют два подхода в определении набора страховых случаев. За основу принимают либо группу типовых опасностей (огонь, удар молнии, взрыв и т. п.), которую иногда дополняют по согласованию с собственником, либо все возможные риски за исключением специально оговоренных. Набор же стандартных исключений одинаков для страховщиков всего мира. Страховое возмещение не выплачивают, если ущерб имуществу причинен в результате войны, терроризма или злого умысла страхователя. Естественные причины ухудшения состояния здания (коррозия, гниение и др.) страховые компании не рассматривают в качестве повода для выплаты страховки.

Так, 13 февраля 2006 года в результате крупнейшего пожара было практически полностью уничтожено здание издательства Пресса, застрахованное компанией Росно. Для расследования обстоятельств происшедшего и оценки ущерба Росно привлекло независимую экспертную организацию Канингэм Линдсэй Раша.

Страхователю следует помнить, что компенсация возмещает все утерянное имущество строго в рамках заключенного договора. По этой причине обеим сторонам следует быть особенно внимательными при оформлении документов, а при наступлении страхового случая собственник недвижимости должен с пониманием воспринимать скрупулезность страховой компании в определении размера ущерба и его причин.

Таким способом уменьшают не только степень риска, но и стоимость страховки.

К сожалению, на отечественном рынке не практикуют услугу, давно распространенную на Западе, когда страховщик не просто производит оценку риска и его страхование, а предоставляет рекомендации по улучшению состояния объекта.

Наличие у каждого объекта коммерческой недвижимости (склад, офис, торговая точка) специфических особенностей не позволяет выработать стандартную тарифную сетку. Виной тому и недолгая история отечественной коммерческой недвижимости.

В процессе эксплуатации объекта коммерческой недвижимости важное значение имеет определение ответственности арендаторов. Не желая страховать свою ответственность, арендаторы должны помнить, что при наступлении страхового случая по их вине компания, выплатив страховку владельцу здания, вправе через суд требовать у виновника возмещения ущерба.

Основным докладчиком на слушаниях был зампрокурора Москвы Сергей Лапин. Он сразу же заявил, что после трагедии Трансвааля в 2004 году столичные чиновники так и не сделали должных выводов. Конечно, в правительстве Москвы создана, например, специальная межведомственная комиссия, которая должна проверять нетиповые постройки. Однако, по признанию самих членов этой комиссии, им удается осмотреть лишь два-три десятка зданий в год, а нужно - тысячи. К тому же, посетовал зампрокурора, не совсем понятно, по каким признакам чиновники выбирают наиболее опасные постройки. Тот же Басманный рынок в этом списке не оказался, а вот более молодой Даниловский там был.

Поскольку страхование является макроэкономическим процессом, на его цену влияет ситуация на мировых страховых рынках. Это связано с использованием механизма перестрахования, привязанного в большинстве случаев к зарубежным компаниям. Тем не менее общую положительную тенденцию развития страхования коммерческой недвижимости у нас в стране трудно не заметить. Стимулирующим фактором здесь выступает развитие связей с зарубежным капиталом, для которого страхование давно стало обязательной практикой.
Вчера сразу несколько комиссий Мосгордумы - по законодательству, безопасности, перспективному развитию и градостроительству - обсуждали проблемы контроля за эксплуатацией нежилых зданий столицы. Поводом послужила трагедия месячной давности, когда под руинами Басманного рынка погибли 66 человек.

Зампрокурора Сергей Лапин предложил еще один действенный, по его мнению, способ решить проблему. Сейчас к уголовной ответственности за халатность при эксплуатации здания можно привлечь лишь руководителей государственных структур. А вот главы коммерческих организаций этой нормой практически не охвачены. Надо менять УК, - грозно сказал Лапин. Он высказал еще одну идею: создать электронную базу данных проектов и чертежей уникальных зданий. К этой мысли Лапина подтолкнула опять же трагедия на Басманном рынке. Тогда спасателям пришлось потратить немало времени, чтобы собрать документацию на это здание. Некоторые бумаги искали в архивах.

Раскритиковал господин Лапин и федеральную законодательную власть. Под одобрительные комментарии московских чиновников он отметил, что сейчас власти могут контролировать лишь проектные работы и собственно строительство. А вот последующая эксплуатация нежилого здания, если оно не принадлежит государству, практически отдается на откуп владельцам. Есть, конечно, проверки наподобие пожарных, однако за техническим состоянием самой постройки представители властей не следят. Столичные депутаты готовы внести в Госдуму поправки в закон. А один из них, Александр Милявский, предлагает даже создать строительную полицию и подчинить ее МВД. Впрочем, эти жесткие меры сами по себе еще не гарантируют безопасность посетителей рынков: важно ведь не только проверять, но еще и знать, что именно и как. Басманный рынок, напомним, номинально был как раз в собственности города, и его пять раз обследовала государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда Москвы. По словам руководителя этого органа Любови Оборкиной, инспекторы нашли нарушения: несогласованную перепланировку и незаконных субарендаторов. Директор рынка Марк Мишиев был даже оштрафован на 100 тыс. руб. Последняя проверка прошла в декабре 2005 года, и, как сказала Оборкина, к этому времени все нарушения были устранены. А через два месяца рынок рухнул.



Главная --> Публикации