Главная --> Публикации --> Престиж дороже денег Столичные офисы: куда идет рынок? Ленинградской нашли управляющего 250% годовых могут принести вложения в строительные компании Менее трети регионов серьезно заняты проблемой жилья

Туристско-гостиничный бизнес формирует 6% ВВП мировой экономики. Восемь процентов трудоспособного населения земного шара работают в сфере гостеприимства. В Москве таковых всего 1,1%. При том что более трети общероссийского оборота гостиничного бизнеса образуется в Москве. Это свидетельствует о том, что в столице гостиниц мало, они очень дорогие и работают с перегрузками. Эксперты рассказывают подробнее.

Сегодня завершается работа первого Международного гостиничного форума и выставки. Организаторы и гости невесело констатируют: гостинично-туристский бизнес, конечно, развивается, но не так, как хотелось бы. В результате в 2005 году в Москву - главную туристическую Мекку страны - все меньше едет любознательных и состоятельных немцев и французов и все больше мелкооптовых гостей из Азии.

Принятая правительством генеральная схема размещения гостиниц в Москве до 2010 года, будь она исполнена, решит эту проблему: до 2010 года нужно построить еще 248 отелей. То есть больше, чем за весь XX век. Однако инвесторы не слишком усердствуют.

Среднегодовая загрузка московских отелей составляет 70%, а в пиковые сезоны достигает 100%, рассказывает Андрей Кривошеин, президент ОАО ГАО Москва, которое выполняет функции посредника между московским правительством и гостиничным бизнесом в городе. При таком режиме невозможно проводить реновацию номеров, развивать персонал и инфраструктуру отеля. В конце концов, мы можем потерять то, что сегодня имеем.

В ходе работы форума было сделано неприятное открытие: иностранцев к нам едет все больше (в 2000 году 900 тысяч, в 2006-м 3,5 млн), но не совсем тех, что нужно все больше деловых и все меньше путешествующих.

Инвестиции в строительство гостиницы окупаются за 78 лет, говорит заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе. Но если на Западе это считается нормальным сроком, то у нас инвесторы, избалованные сверхприбылями и быстрой окупаемостью в строительном секторе, считают, что это слишком долго. Даже западные инвесторы, выходя на наш рынок, ожидают более высоких, чем у себя, доходов. Чтобы сократить срок окупаемости вложений, инвесторы вместо гостиниц строят жилье или офисы. Так, уже задним числом выяснилось, что компания Сити-отель, специализирующаяся на гостиничном менеджменте, возводит уже не гостиницу, а гостинично-офисный комплекс.

Беспокойство чиновника, курирующего гостинично-развлекательное хозяйство Москвы, понятно: по прогнозам ВТО оборот туристской инфраструктуры будет ежегодно прирастать на 4% это одна из самых динамичных отраслей мировой экономии. И Москва хотела бы оказаться в группе лидеров бизнеса на гостеприимстве.

В 2005 году по всем странам, традиционно поставляющим нам туристов, зафиксирован спад посещений на 1040%, сокрушается Орджоникидзе. Речь идет о Германии, Финляндии, Польши, Франции, скандинавских государствах. Что особенно печально падает интерес со стороны японцев. Одна из главных причин отсутствие гостиниц туркласса и дороговизна имеющихся. Для сравнения: в Германии в период чемпионата мира по футболу все гостиницы страны заработали денег меньше, чем за тот же период московские отели. Средняя цена стандартного номера у нас достигла 250 долларов. Московские отели с западным менеджментом стоят дороже своих европейских аналогов. Отечественные управляющие компании оценивают свои услуги ненамного дешевле. При этом две трети наших трехзвездных гостиниц не дотягивают до стандарта. А иные трехзвездные отели стоят столько же, сколько пятизвездные. Их владельцам нет никакого смысла вкладывать деньги в развитие, бороться за клиента он и так платит. Норма прибыли в гостиничном бизнесе должна ограничиваться государством. Другая причина падения интереса со стороны европейских туристов уходящая натура Москвы. Когда я вижу череду элитных новостроек в историческом центре на маршруте пешеходных прогулок, я считаю, что это преступление.

Справка Известий

Гость для нас был, есть и будет источником доходов, резюмировал Орджоникидзе.

В недрах департамента жилищной политики и жилищного фонда родился протекционистский проект, изложенный в документе под названием О среднесрочной жилищной программе Москвичам - доступное жилье на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 г. Проект держится в секрете, однако Известиям удалось узнать подробности. Это не первая попытка городских властей сделать москвичей равнее других на рынке недвижимости: уже несколько лет работают программы Молодой семье - доступное жилье и Социальная ипотека. Впрочем, эти программы носят откровенно социальный характер и рассчитаны на узкую группу жителей столицы - очередников.

В Москве работают 187 отелей на 68 тысяч мест. Больше всего гостиниц 33% находится на территории Центрального округа, включая все пятизвездные и половину четырехзвездных. На втором месте 18% Северо-Восточный округ. До конца текущего года в Москве откроются еще 13 отелей на 3212 мест. До конца 2010 года планируется построить 248 отелей на 98 000 мест. Из них 234 уже проектируются.
Столичные власти пытаются найти способ сделать жилье доступнее - в первую очередь для граждан с московской пропиской.

Большинство идей проекта не новы, но непривычны для столичного рынка и отчасти революционны для нашей психологии. Например, планируется постепенно переключать устремления москвичей с покупки квартиры на ее аренду - как во всем мире. Для этого город собирается вывести из тени черно-серый рынок сдаваемых квартир. Сейчас в Москве порядка 120 тысяч горожан имеют в распоряжении вторую квартиру и сдают ее, при этом по-белому сдается всего 5 тысяч. Планируется создать некое подобие государственного агентства по найму квартир, которое будет подыскивать жилье для москвичей. При этом очередникам город поможет оплатить до 70% стоимости найма в течение 20 лет - при условии, что те постепенно накопят на покупку собственной квартиры и покинут жилищную очередь.

Новый же проект претендует на то, чтобы охватить жилищным протекционизмом всех москвичей (таковыми город считает тех, кто имеет штамп в паспорте о московской прописке как минимум с 10-летним сроком давности) - независимо от количества имеющихся в их распоряжении метров.

Самое спорное предложение из будущей программы - обязать инвесторов, возводящих коммерческое жилье, резервировать часть квартир в строящемся доме для продажи их исключительно москвичам. Идея вызывает большие сомнения с точки зрения конституционности: как заявил Известиям аналитик рынка недвижимости Олег Репченко, по Конституции человек может жить где угодно - и дискриминация по географическому признаку будет опротестована в суде. Это подтверждают и операторы рынка:

Другая идея - развивать строительство доходных домов: например, предоставлять инвесторам земельные участки в обмен на обязательство не сразу продавать квартиры в построенных домах, а в течение некоторого времени сдавать их москвичам.

Однако Известиям удалось выяснить, что инвесторам будут предлагать лишь на время резервировать квартиры - от 1 до 3 месяцев. Причем запрета на продажу жилья иногородним не предполагается - просто застройщик должен будет сперва предложить его москвичам (что-то вроде права первой ночи). Цену в этот период инвестор обязуется не повышать. Все упомянутые пункты будут включены в инвестконтракт еще до его заключения - дескать, не хочешь - не подписывай. В контракт предлагается внести пункт о том, что доля города увеличивается вдвое (сейчас она составляет 30%), но часть выплаченных средств инвестору вернут по мере того, как он будет продавать квартиры и подтверждать отчетами, что покупали их не абы кто, а москвичи. Такой вот стимул: чем больше москвичей купят жилье, тем больше денег вернет себе инвестор.

- Действующее законодательство не позволяет продать товар одному человеку и отказать в продаже другому, - прокомментировал идею Григорий Куликов, председатель совета директоров компании Миэль-Недвижимость.

Цены сегодняшнего рынка жилья жители московского региона воспринимают как чрезмерно высокие. Сравнение с мегаполисами западных стран по меньшей мере некорректно из‑за разницы в доходах основной части населения.

По проекту застройщик должен будет резервировать для продажи покупателям с заветным штампом о столичной регистрации до 80-100% квартир. Правда, воспользоваться своим паспортом как дисконтной картой при покупке квартиры семья сможет только один раз - чтобы не было спекуляций. В ближайшее время программу рассмотрит московское правительство - Известия будут следить за развитием событий.

Александр Коган,
депутат Государственной думы РФ, член Комитета по бюджету и налогам ГД РФ, президент Международного ипотечного клуба, кандидат экономических наук:


Можно ли снизить себестоимость строящегося жилья в Москве до 450 500 долл. за 1 кв. м? Должно ли государство вмешаться в сложившуюся ситуацию с ценами, препятствующую реализации национального проекта о доступном жилье, и если да, то каким образом? Какова перспектива данного национального проекта? На эти вопросы отвечают специалисты и эксперты рынка недвижимости.

Государственное регулирование цен на жилье и запреты на перепродажу не самый лучший выход из сложившейся ситуации. Задача государства найти экономическую причину роста цен, а не идти по простому пути ограничений. Нужно понять, почему на жилищном рынке наблюдаются такие перекосы, и решать эту проблему, соответствующим образом стимулируя рынок.

Сегодня с подачи Генеральной прокуратуры России муссируется вопрос о возможном ценовом сговоре на рынке жилья в Москве и Санкт-Петербурге. По‑моему, это неверный акцент в государственном внимании к данной проблеме. Никто не запрещает продавать жилье по цене, сложившейся на рынке. Если есть спрос (неважно, кем он формируется посредниками или конечными покупателями), то при наличии на рынке энного количества квадратных метров сформируется соответствующая цена. Запретить посредникам заниматься коммерческой деятельностью в рамках рыночного подхода совершенно невозможно.

Что касается цен на жилье, то надо устранять реальные причины высокой себестоимости строительства. Прежде всего необходимо больше строить. Даже запланированный нацпроектом Доступное жилье гражданам России рост объемов строительства не может удовлетворить существующий спрос, отсюда и вполне закономерный рост цен. Кроме того, этот самый спрос был разогрет на государственном уровне: именно на повышение спроса на квартиры нацелены два приоритетных направления нац-проекта. Первое это выполнение гос-обязательств по обеспечению жильем граждан северян, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, ветеранов и инвалидов, молодых семей, сельчан. Второе направление увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

На мой взгляд, если где и уместно жесткое администрирование со стороны государства, так это в вопросе уплаты налогов строительными компаниями. Я думаю, стоит проверить на этот предмет стройфирмы по всей цепочке формирования цены. Прямая обязанность государства следить за полнотой выплат в бюджеты всех уровней. Причем сделать это довольно легко: квартира в жилом доме не бутылка водки, которую можно убрать с витрины.

Одно из серьезных препятствий для увеличения объемов строительства забюрократизированная, непрозрачная и неэффективная система распределения земельных участков. Это характерно для всей страны. Вот пример по моему избирательному округу в городе Оренбурге. Под строительство торгового комплекса Метро Кэш энд Керри местные чиновники отдали ценнейший участок земли в 70 га с подведенными инженерными сетями в центре города! А между тем площадка могла бы быть использована под жилую застройку. И это жилье было бы дешевле, потому как не требовало больших затраты на подвод сетей. Прокладка коммуникаций в структуре себестоимости составляет обычно около 10 %, но если жилые дома строить за городом на месте оптовых баз, тогда расходы на сети могут достигать и 40 % затрат на строительство.

Между тем на рынке должен быть баланс спроса и предложения жилья. Важно, чтобы темпы строительства опережали платежеспособный спрос на квадратные метры. В противном случае благое дело выделяемые государством деньги спровоцирует дополнительный спрос на квартиры, что приведет к серьезному росту цен на жилье. Поскольку уменьшать размер господдержки граждан мы просто не имеем права, значит, нужно существенно больше запланированного разгонять строительный рынок. Для этого необходимо внедрять новые, наукоемкие технологии, детально изучать качество спроса и строить комфортное, надежное, но экономичное жилье. Имеется в виду прежде всего неэлитная недвижимость. И молодой семье, и переселенцу не нужны однокомнатные квартиры площадью 120 кв. м, за эти деньги они лучше купят двухкомнатную. Следует также развивать рынок строительных материалов, наращивать мощность строительных компаний.

Для того чтобы не возникали неопределенности с использованием земельных участков, а властные структуры не принимали ситуативных решений, государство должно стимулировать принятие долгосрочных генеральных планов застройки городов, которые сегодня фактически отсутствуют, так как прежние безнадежно устарели.

Сегодня депутаты фракции Единая Россия в Государственной думе работают над законодательной базой, которая позволит строить дешевое и доступное жилье. Но никакие законы и проекты не помогут, если в условиях нехватки земли с инфраструктурой под строительство жилья имеющиеся площадки использовать нерационально и неэффективно.

Ассоциация строителей России еще четыре месяца назад заявила в Совете по жилищному строительству при председателе Совета Федерации, что национальный проект Доступное и комфортное жилье гражданам России в представленном виде работать не будет. Там названы всего две цифры: сумма выделяемых денег и объем жилья в 80 млн кв. м, которые должны быть построены к 2010 году. При этом полностью отсутствует информация о том, что и где строить, не представлены проекты развития строительной промышленности, производства стройматериалов, не подняты вопросы подготовки кадров и пр.

Николай Кошман,
президент Ассоциации строителей России (АСР):


В 2005 году в Китае построено 1 млрд 300 млн кв. м жилья, и в течение года было принято два постановления правительства, ограничивающих темпы строительства.

Для сравнения возьму три государства: Китай, Казахстан и Россию.

В России в 2005 году сдано 43,5 млн кв. м жилья. При этом 25 % из них приходится на Москву и Московскую область.

Казахстан запланировал за 2005 2007 годы ввести в строй 16,4 млн кв. м жилья, это больше 1 кв. м на чело-века.

Можно ли что‑то изменить? Я думаю, что можно, если мы захотим. Например, в Казахстане на сегодняшний день себестоимость строительства установлена административным порядком 350 долл., но там я, как застройщик, не плачу за подключение ни копейки. Я не плачу даже за землю, если строю по республиканской программе!

Отмечу, что только за июнь-июль цемент подорожал на 12 %. Поднялись цены и на металл, нерудные материалы, тарифы на железнодорожные перевозки и т. д. Что касается площадок под строительство, то по отдельным направлениям стоимость сотки земли в Подмосковье поднялась до 90 тыс. долл. А если еще учесть, что получение официального разрешения на строительство в Москве занимает примерно четыре года, в среднем по России два с половиной, то о каком увеличении объема строительства можно говорить? Чудес не бывает, все определяет рынок, на котором спрос существенно превышает предложение. Поэтому вести речь о том, что строители находятся в сговоре, абсурд.

Что касается национального проекта по доступному жилью, то, по‑моему, площадки под застройку для его осуществления должны быть бесплатными с обеспечением подключения электроэнергии, газа, воды, канализации. Себестоимость строительства при соблюдении этих условий уменьшится существенно. Сегодня же опять нашли крайнего строителя, якобы виноватого в коллизиях рынка недвижимости. А соберите нас, строителей, всех вместе и спросите, что мы можем сделать для того, чтобы себестоимость жилья была 450 500 долл. за 1 кв. м

В моем понимании, должны быть какие‑то правила взаимоотношения государства с бизнесом. Почему мы говорим, что на рынке цемента у нас господствует один монополист? С ведома государства прошла перекупка всех цементных заводов, и мы знаем, что Евроцемент диктует свои позиции. То же касается металла и всего остального. Я думаю, что для решения многих вопросов некоторые стройматериалы нужно объявить стратегическими; по ним государство будет определять ценовую политику и давать разрешение на их поступление на рынок только после реализации национальной программы.

Когда мы говорим о стоимости недвижимости, следует учитывать, что сегодняшние цены формируются не только и не столько исходя из себестоимости строительства. Себестоимость строительства, которая включает в себя стоимость материалов кирпича, арматуры, бетона, а также их доставку, оплату труда строителей и т. д., на территории Российской Федерации везде более или менее одинаковая. Быть может, на Севере и Дальнем Востоке она выше из‑за транспортных расходов на доставку, так как большинство заводов по производству стройматериалов находятся в европейской части РФ. Так что себестоимость строительства обычного панельного жилья в Москве или области приблизительно такая же, как и в других регионах страны.

Ирина Радченко,
президент группы компаний Лаурел, вице-президент Международного ипотечного клуба (МИК):

Строительный бизнес в России, особенно все, что касается получения прав на землю и разрешений на строительство, очень коррумпирован, поэтому прибыль строителя зависит от неформальных отношений инвесторов и местной власти и может отличаться у разных инвесторов даже в пределах одного города. У кого‑то она на уровне европейских 15 20 %, а у кого‑то достигает и 100 200 %.

Что касается инвестиционной стоимости строительства, то наиболее высокая она, безусловно, в столице. В инвестиционную стоимость проекта входят аренда земельного участка, получение разрешения на строительство, подводка всех необходимых коммуникаций, выплата доли города кстати, в Москве она достигает 30 % стоимости строительства К слову сказать, все социальные программы правительства Москвы, связанные с бесплатной передачей новых квартир очередникам, оплачиваются за счет тех, кто покупает жилье.

На сегодняшний день существует единственный способ снизить цены больше строить.

Поскольку на сегодняшний день спрос значительно превышает предложение, и на одну выставленную на продажу квартиру приходится иногда пять‑семь покупателей, то главным фактором, определяющим цены, является не себестоимость строительства, а огромный неудовлетворенный спрос. Конечно, доходы европейских граждан и россиян отличаются, но ведь кто‑то же покупает эти квартиры, причем безудержный рост цен существует не только в Москве, но и во всех крупных городах России.

Суть проблемы, возникшей на рынке недвижимости, можно выразить знаменитой фразой, ставшей классикой для России: Хотели как лучше, получилось как всегда. Дело в том, что разработчики пакета законов О развитии рынка доступного жилья сделали упор на развитие ипотеки, то есть на увеличение спроса в России. Действительно, сотни банков вышли на рынок ипотеки, который стал для них весьма привлекательным; тысячи россиян с помощью ипотеки решили свои жилищные вопросы или, по крайней мере, знают, как это сделать с привлечением ипотечных кредитов. Но увеличить объемы строительства, чтобы удовлетворить растущий, в том числе и за счет ипотеки, спрос, увы, быстро не получилось. И пока такой разрыв в темпах развития двух рынков, строительного и ипотечного, будет сохраняться, цены на недвижимость неминуемо продолжат свой рост.

Что касается государства, то для решения жилищной проблемы оно должно не только декларировать лозунги типа Каждой семье к 2000 году по отдельной квартире и объявлять о национальных проектах, а активно участвовать в освоении новых территорий под застройку и оснащать их инженерной инфраструктурой. Возрождение строительного комплекса, включающее в себя и внедрение новых современных технологий строительства, и подготовку квалифицированных кадров, и создание индустриальной базы по производству дешевых и качественных материалов, и т. д., без участия государства невозможно.

Разрабатывая меры, способные повлиять на снижение цен на жилье, усилия следует направить не на уменьшение себестоимости строительства, а прежде всего на упрощение доступа к земельным участкам и кардинальное сокращение процедур и процесса согласований по возведению недвижимости на этих территориях. Необходимо создать законодательные, а не административные инструменты определения плотности застройки участков и упростить процедуру изменения их функционального назначения в пределах крупных земельных территорий. Только эффективная конкуренция среди застройщиков и инвесторов может оказывать влияние на ценообразование на рынке жилья.

Константин Апрелев,
вице-президент Российской гильдии риелторов:


Государство может вмешиваться в любую ситуацию на рынке, лишь бы это не шло в ущерб интересам потребителей и самого рынка. Однако такие действия должны быть обоснованными и осуществляться в рамках закона, а не как американская доктрина в Ираке: сначала разбомбили, а потом поняли, что почвы и оснований для этого не было.

В 2000 году строили немного меньше, чем сейчас, а цены на первичном рынке были в среднем 500 долл. за 1 кв. м. Сравнение с сегодняшним днем вызывает много вопросов. Один из них: как за шесть лет себестоимость строительства могла увеличиться практически в восемь раз? Это просто невозможно. Рост цен на жилье обусловлен прежде всего недостаточностью предложения, наличием большой денежной массы у населения и привлекательностью этого рынка для инвестиций, которая делает его похожим на спекулятивный рынок ценных бумаг, не обеспеченный их доходной частью.

Олег Пронин,
генеральный директор ЗАО Пересвет-Инвест (головная компания группы компаний Пересвет):


Что касается национального проекта по доступному жилью, то перспективы у него безусловно есть, но его воплощение невозможно в краткие сроки и зависит от серьезнейшего изменения законодательства в сфере инвестиций в недвижимость.

А есть понятие инвестиционной себестоимости осуществляемого проекта, которая кроме СМР включает в себя долю города, услуги заказчика строительства, стоимость самого проектирования, технических условий на присоединение сетей и пр. Инвестиционная себестоимость в большинстве случаев отличается от строительной в полтора-два раза. И в Москве ее величина зависит от сегмента рынка, к которому принадлежит конкретный реализуемый проект.

Сначала следует определиться в терминах и понятиях. Существует себестоимость строительно-монтажных работ (СМР), то есть стоимость непосредственно возведения здания.

Что сегодня происходит на рынках, тесно связанных с рынком недвижимости и непосредственно влияющих на него?

Так, строительная себестоимость дешевого панельного жилья составляет около 600 долл. за 1 кв. м продаваемой площади. Жилья бизнес-класса, строящегося по индивидуальным проектам, около 1000 долл. Элитного жилья от 2000 долл. и выше.

Поэтому могу сказать со всей ответственностью: в данный момент снизить себестоимость строительства не представляется возможным, что бы об этом ни говорили с высоких трибун.

С мая существенно подорожал бетон, примерно в два раза выросла цена на металлическую арматуру самых ходовых диаметров. А недавнее повышение стоимости присоединения к электросетям для юридических и физических лиц (теперь в зависимости от уровня напряжения и объема заявляемой мощности подключение к электросети обойдется в сумму от 10 571 до 12 972 руб. за 1 кВт) увеличит себестоимость строительства панельного жилья примерно на 150 долл. за 1 кв. м продаваемой площади, жилья бизнес-класса на 400 долл., элитного жилья на 500 600 долл.

При разумном системном подходе национальный проект по доступному жилью можно реализовать, но из‑за длительности процесса подготовки строительных площадок времени на это потребуется существенно больше, чем предполагалось.
Сегодня в Москве около 70 производственных зон, территории которых занимают приблизительно 17 тысяч гектаров. Это несколько (на 2,5%) меньше, чем было раньше. В последние годы в Москве промышленные предприятия довольно активно выводятся.

Первоочередные задачи, над решением которых правительству уже сейчас следует начать работать, это ускорение прохождения строительной документации и подготовки земельных участков для возведения жилых домов.

Эта тема и стала главной на заседании комиссии (ее председатель - депутат Ирина Рукина), прошедшем на минувшей неделе.

Теперь, когда каждый сантиметр земли в столице имеет свою цену, земельные участки, на которых расположены промышленные объекты, становятся лакомым кусочком. По словам члена Общественного экспертного совета при комиссии по экономической политике Мосгордумы, генерального директора ООО "Пром Сити" Александра Безрукова, а предприятие, расположенное на земле стоимостью 3-5миллионов долларов, приговорено". Если государство в лице города не будет регулировать процесс вывода предприятий, то их выживут все равно, и с более разрушительными последствиями. В то же время сохранение промышленности города в ее нынешнем виде невозможно.

Сейчас готовится проект "Пром Сити Москва", который предлагает принципиально новый подход к формированию и управлению современными промышленными зонами. С его помощью авторы проекта надеются отработать механизм модернизации промышленности города, организовать производственные площадки для предприятий.

В июле прошлого года мэр Москвы поддержал идею комиссии МГД о создании производственного "Сити" на территориях, где невозможно строить жилье (например, зоны вдоль железных дорог и автомобильных трасс).

В районах, примыкающих к МКАД, планируется сформировать систему специализированных производственных зон - своего рода "Промышленное кольцо Москвы". Все начнется с запуска пилотного проекта "Пром Сити Москва-Север". Он предполагает сформировать в районе "Молжаниновский" производственно - коммунальную зону "Планерная", в том числе за счет перебазирования объектов из сложившейся части Северного административного округа.

Один из вариантов формирования производственных зон - создание специализированных центров, где должны будут разместиться научно-технические и проектно-конструкторские организации, прежде всего, авиастроительной и электронной промышленности. По замыслу авторов, у этих организаций появятся современные условия для работы, а в городе высвободится значительное' Количество земельных участков.

Существующая система выдачи разрешений на строительство и реконструкцию недостаточно четкая, что часто приводит к таким серьезным нарушениям, как, например, самовольное строительство и реконструкцию недостаточно четкая, что часто приводит к таким серьезным нарушениям, как, например, самовольное строительство.

САМ ПОСТРОИЛ САМ СНОСИ

Одним из важнейших документов для получения разрешения на строительство станет "акт разрешенною использования участка территории". Кроме того, необходим будет и документ, удостоверяющий право застройщика на использование земельного участка под строительство, а также проектная документация.

Новый закон, недавно принятый городскими депутатами - "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительные объектов в городе Москве", должен эту систему упорядочить.



Главная --> Публикации