Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

фарватера землечерпанием (см.). Вследст- вне дешевизны водного транспорта В. в. п. имеют большое значение для народного хозяйства и в наиболее промышленно развитых странах искусственные водные пути получили широкое распространение. Так, в Бельгии и Франции искусственные водные пути составляют ок. /з общето протяжения всех В, в. п., в Германии-ок. Vs- * Эсовн.

ВНУТРИЗАВОДСКИЙ ТРАНСПОРТ имеет задачей обслуживать в отношении транспорта складские помещения промышленных предприятий (доставка топлива, сырья и полуфабрикатов со склада на место потребления), поддерживать правильное сообщение между цехами и мастерскими, а также внутри их, и производить перевозку готовых изделий из мастерских на склады.

В основе правильной организации В. т. должен лежать постоянный правильный поток сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, имеющий определенное направление по предприятию и приспособленный к целям производства. Перерыв в доставке материалов со складов в мастерские вызывает нарушение хода производства. С другой стороны, правильно организованный поток сырья, полуфабрикатов и готовых изделий из склада в мастерские и обратно влияет на быстроту оборота капитала, уменьшая затоваривание, и тем самым делает вложенный в предприятие капитал более производительным или, вернее, уменьшает размер необходимого оборотного капитала. В. т., освобождая квалифицированный производственный персонал от работы по передвижению материалов и полуфабрикатов, тем самым содействует рационализации труда и увеличению его производительности. Но чтобы В. т. работал без перебоев и, следовательно, без потерь, он д. б. организован в виде законченной части всего заводского хозяйства, на больших предприятиях руководимой и регулируемой особым органом. На обязанности этого органа должны ле-нсать: 1) регулирование службы транспорта в смысле планомерного распределения его и наблюдения за ним; 2) содержание в порядке и испытание существующих транспортных приспособлений; 3) прием и испытание новых; 4) учет стоимости В. т. Организация В. т. доллша быть такова, чтобы он не мешал прочему передвижению по заводу и чтобы перевозимые части все время двигались в одном направлении, соответственно ходу производства.

Составление плана В. т. для вновь строящихся предприятий не представляет особых трудностей. Разработанный план хода работ вместе с подробными нормами времени каждой производственной операции позволяет определить количество станков, их расположение и размер, расположение мастерских, а следовательно, и план передвижения производственных грузов. При организации В. т. на старых предприятиях приходится считаться с существующим расположением мастерских и станков, но иногда расходы по радикальной нерепланировке всего предприятия или отдельных мастерских вполне окупаются повышением производительности вследствие рационализации В. т.

Выбор тех или других средств В, т.-процесс очень сложный. На выбор влияют не только стоимость установки и эксплоатации транспортера, но и степень его пригодности для данного производства, а равно и свойства перевозимого груза: уд. в., t°, размеры, физическ. состояние, форма и т. д. При составлении сметы на установку В. т. можно руководствоваться кривыми (фиг. 1), дающими

Ш 140 3Jff

1.00

020 О

ffpoduxujaejMocm

Фиг. I

7200 час

размер амортизации и процентов на капитал на 1 час работы в зависимости от стоимости установки и от числа рабочих часов в год. Эти кривые составлены согласно ф-ле Аумун-да, выведенной им из многочисленных наблюдений в предположении, что установка амортизируется в 10 лет и что % на капитал составляют в СССР 10 годовых. Если при составлении проекта В. т. устанавливается срок амортизации > или < 10 лет, то искомые величины по тем же кривым получаются путем интерполирования. Что касается общей стоимости эксплоатации В. т., то при составлении сметы можно руководствоваться помещенной здесь табл., дающей стоимость (в коп.) 1 mfM для разных способов перемещения применительно к данным Аумунда (см. табл. на ст. 793).

Средства В. т. бывают: I-периодическ и е, работающие с перерывами, или II-непрерывно действующие. В зависимости от направления перемещения грузов В, т. делится на: А-горизонта л ь н ы й или с небольшим наклоном, Б- вертикальный или с большим наклоном и В-смешанный, когда груз перемещается последовательно в горизонтальном и вертикальном направлениях. По движущей силе В, т. бывает ручным или



Таблица стоимости транспортирования 1 т1м в коп.

Транспортные

средства

периодические

непрерывные

ручные

электрич.

канатные

электрические

>> а

ев W

X В

я 1

<u и

о В) ь

X 1 3

о 2 к ч

ttft

га о

со о

1,040

1,010

1,070

1,430

0,367

0,410

0,406

0,426

0,573

0,253

>

0,210

0,203

0,213 0,085

0,286

0,227

0,193

0,247

0,080

0,116 0,108

0,125

0,130

0,130

0,042

0,081

0,100

0,081

0,110

0,056

0,061

0,049

0,060

0,630

0,614

0,660

0,900

0,280

0,250

0,246

0,265

0,360

0,216

0,160

0,123

0,132

0,320

0,184

0,172

0,156

0,168

0,049

0,053

0,130

0,074

0,096

0,120 0,098

0,086

0,033

0,067

0,066

0,065

0,057

0,086

0,035

0,037

0,049

0,035

0,046

0,340

0,318

0,350

0,490

0,230

0,160

0,128

0,140 0,070

0,200

0,360

0,184

0,160

0,064 0,042

0,172

0,104

0,166 0,067

0,180

0,126

0,134

0,113

0,034

0,070

0,042

0,073

0,075

0,111 0,096

0,049

0,031

0,036

0,037

0,046 0,029

0,050

0,053 0,041

0,037

0,061

0,019

0,023

0,034

0,024

0,036

0,190

0,097

0,205

0,360

0,200

0,160

0,049

0,082

0,125

0,192

0,172

0,160

0,044

0,041

0,095

0,063

0.083 0,036

0,097 0,040

0,105 0,060

0,127

0,082

0,042

0,034

0,039

0,028

0,109

0,043

0,033

0,021

0,027

0,026

0,027 0,019

0,047

0,096

0,028

0,056

0,012

0,018

0,016

0,039

0,017

0,031

0,190

0,097

0,130 0,059

0,215

0,160

0,049

0,087

0,110 0,055

0,160

0,044 0,041

0,040

0,056

0,044

0,051

0,069

0,033

0,023

0,028

0,023

0,024

0,032

0,033

0,013

0,022

0,015

0,016

0,024

0,051

>

0,008

0.015

0,010

0,012

0,016

0,028

механическим. Ручные способы неэкономны и применяются лишь для перемещения небольших тяжестей и на короткое расстояние. Все виды внутризаводского транспорта должны иметь приспособления для погрузки и разгрузки, составляющие существенную часть самого транспорта.

I. Транспортные средства, действующие периодически. А. Средства горизонтального или слегка наклонного перемещения. 1) Безрельсовое перемещение при помощи всевозможных тачек, тележек и вагонеток для тяжестей до 2 т. Главные достоинства его: независимость от места, большая подвижность, невысокая заготовительная стоимость. Но безрельсовое перемещение требует ровного и гладкого пола, в виду чего безрельсовый транспорт применяется преимущественно внутри мастерских. Безрельсовые тележки выгодны лишь тогда, когда их может везти один рабочий, в виду чего требуется, чтобы они были небольшого веса и чтобы ими легко было управлять. Рекомендуется , погрузку и разгрузку отделить от перевозки и конструировать тележки со съемным кузовом. На фиг. 2 представлена тачка с погрузочным ящиком системы Кригера в Дрездене, значительно облегчающая труд перевозчика. Перевозчик, манипу-


Фиг. 2.

л Иру я ручками а, подхватывает рычагом с выступ Ъ на ящике и поднимает передний конец ящика; опуская затем ручки, он захватывает крючком d скобку ящика и приподнимает заднюю его часть. Погрузка япщка на тачку и разгрузка его 1ребуют очень мало времени, рабочий при этом стоит в нормальном поло леении. В Америке находят все более широкое распространение тележки с подъемной платформой. Груженые ящики ставят на подмостки, под которые может подойти тележка. Опустив дышло, рабочий при помощи рычага поднимает платформу, а вместе с ней и ящик, и, закрепив ее в этом положении, освобождает дышло. На месте разгрузки имеются такие же подмостки, на к-рые рабочий при помощи тормоза медленно опускает ящик, после чего телеяе-ка освобождается для новой операции. Тележки строятся на грузы в 500, 750 и 1 ООО кг; подъемный механизм устроен так, что один рабочий может без усилий поднять полный груз в 1 ООО кг. Число телелеек определяется из расчета; одна тележка на 50-100 грузовых ящиков; ящикам придают разнообразя, формы, соответствующие перевозимым предметам. Для тележек с грузоподъемностью больше 1,5 m применяют гидравлические подъемники, при чем, когда п-латформа достигает своего высшего положения, гидравлический цилиндр выключается. Опускание ящика тормозится гидравлическим клапаном. Для перемещения груза на большие расстояния применяют тележки с э.лектромотором и аккумулятором. Управление такой тележкой настолько просто, что необученный рабочий может вполне освоиться с ним в течение нескольких часов. Электрические тележки снабжаются иногда съемными или опрокидывающимися кузовами. Иногда же на такую тележку устанавливают поворотный кран соответствующей грузоподъемности и с небольшим вылетом. Для перевозки громоздких грузов применяют электрические аккумуляторные поезда, состоящие из ведущей тележки и одной или двух прицепных платформ, кузова которых иногда делают съемными; в э-уом случае они могут быть снимаемы вместе с грузом при помощи подъемников и заменяемы другими.

2) Рельсовые пути. Для внутризаводского транспорта применяются обыкновенные ширококолейные или узкоколейные жел. дороги. Но внутри заводского двора не всегда удобно пользоваться паровозной тягой, в особенности, если тут же находятся



горючие материалы, поэтому во В. т. часто применяют для тяги вагонов электровозы и тепловозы. В небольших и средних предприятиях для тяги вагонов применяются электрич. шпили (см.) с проволочным канатом. Для обратного хода вагонов канат перебрасывают через блок. Для тяги свыше 1 ООО кг применяют двуступенчатые шпили. Д.чя передвижения вагонов на большое расстояние применяют электрич. лебедки с канатом длиною до 400 м. Лебедка с силой тяги в 2 ООО кг в состоянии передвигать 8 полногрузных 15-т вагонов, т. е. 120 ш полезного груза. Внутри мастерских цепной или канатной тяги для ж.-д. вагонов не применяют. Вообще канатная тяга применяется только для больших расстояний. Для разгрузки вагонов, кроме откидных стенок или откидного дна, применяются снепиальные опрокидыватели. Одно из таких приспособлений состоит в том, что груженый вагон въезжает в раму, состоящую из двух вращающихся на роликах вокруг горизонтальной оси кругов. Круги захватывают вагон и опрокидывают его над ямой. Другое приспособление для непрерывного опоражнивания ж.-д. вагонов состоит в том, что вагон загоняется в рельсовую петлю, в к-рой его подхватывает бесконечная цепь и увлекает на барабан, где он опрокидывается. Саморазгрултющиеся вагоны применяются только для сыпучего материала.

Подвесные дороги имеют перед нормальной н. д. следующие преимущества: рельсы не подвержены загрязнению и повреждению; дорога не препятствует работе и движению по земле; подвесную дорогу легко приспособить к условиям мастерских; по сравнению с узкоколейкой она поглощает меньше энергии. В простейших случаях, в частности внутри мастерских, устраивают подвесные дороги с ручным перемещением теленжи, для чего рельсы подвешивают на такой высоте, чтобы рабочий мог рукой двигать тележку. Если оси последней снабжены шариковыми подшипниками, то один рабочий может передвигать без напряжения груз в 2 W. Для перемещения массовых грузов подвесные дороги почти не применяются, так как их скорость сравнительно невелика. Воздушная дорога с 1 или 2 канатами применяется только для длинных путей в пересеченной местности. Внутри мастерских их устраивают редко. См. Подвесные дороги.

Б. Средства вертикального перемещения. 1) Домкраты (см.) служат для поднятия тяжестей на небольшие высоты, преимущественно для монтажных работ. Домкраты бывают: а) с зубчатой рейкой-для компактных и сравнительно легких деталей, грузоподъемность до 1,5 - 2 т, подъем 30- 80 см, приводятся в движ:ение при помощи кривошипа вручную; б) винтовые- грузоподъемность 5 - 20 ш, подъем 24 - 31 см, приводятся в движение помощью трещетки, кпд не более 30-40%; в) гидравлические-для грузов весом до 200 ш, применяются преимущественно для установки тяжелых деталей на станки, приводятся в двинение ручными насосами, подъем 18- ЪО см, коэфф. полезного действия 60-70%.

2) Тали (см.) бывают: а) ручные червячные-с подъемной силой 0,3-1,5ш, подъем 3-6 м, кпд 55-65%, удобный, надежный в работе и дешевый способ йоднятия грузов; б) ручные с цилиндрической зубчаткой - кпд 70 - 80%, дают более быстрый подъем и спуск грузов, мощность 0,25-5 и даже 10 т; в) электрические-несмотря на дороговизну установки все более вытесняют ручные; г) пневматические-применяемые для грузов в 3 m и выше, обходятся дорого и применяются лишь там, где расход сжатого воздуха не играет роли.

3) Лебедки всякого рода играют в В. т. второстепенную роль. Там, где имеются ииевматич. приспособления,-применяются пневматич. лебедки (см. Лебедки).

4) Подъемники (см.) преимущественно с электрической тягой. Ручные подъемники с тяговым колесом и пеньковым канатом применяются мало. Гидравлические и пневматические подъемпики применяются лишь там, где имеется готовая гидравлическая или пневматическая установка. Вблизи трансмиссионных валов устраивают подъемники, приводимые в двинсение от трансмиссии при помощи ремня.

В. Средства смешанного перемещения. Сюда относятся преимущественно передвижные подъемники и краны или горизонтальные средства перемещения, к которым приспосабливается подъемный механизм. На складах для установки больших ящиков, тюков, бочек и т. д. применяются обыкновенно электрические тали, установленные на подвижной те.пежке с ручной тягой. В мастерских их употребляют для монтировки верхних приводов.

Краны (см.) В. т. разделяются на краны наружной службы и краны внутрен. службы. Паровые краны применяют то.чько для наружной службы; внутри же мастерских применяются главным образом электрические. Передвижные поворотные краны употребляют в мастерских для подвоза крупных частей по узким проходам, чаще всего для установки обрабатываемых деталей на станки, где нельзя пользоваться подвесными дорогами и где подвоз производится не постоянно. Мостовые краны ручного действия применяют для грузов до 5 m и на небольших расстояниях; для больших тяжестей и более длинного нуги применяют электрич. краны. Большие краны снаблш-ют вспомогательными подъемными механизмами для меньших тяжестей. Консольные к р ан ы грузоподъемностью в 2-10 т применяют преимущественно в литейных, обрабатывающих и сборочных мастерских. Часто их устраивают в виде окружных путей вдоль стен с закруглениями на углах. Преимущество этих кранов в том, что они не мешают движению, требуют сравнительно немного энергии, работают с большой скоростью, но установка их дорогая. П о р-тальные краны устраиваются только вне мастерских. Передвижные портальные краны двигаются по рельсам, проложенным на уровне мостовой, поэтому скорость их меньше, чем у мостовых. Стационарные поворотные краны применяют как вне, так и внутри мастерских для



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161