Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 [ 154 ] 155 156 157 158 159 160 161


Фиг. и.

пространство толщиной в 25 см заполняют золой с тощим бетоном, который одновременно служит для уменьшения давления пород и вследствие своей пористости- для отвода вод. Водонепроницаемость достигается таклее оштукатуркой стен камеры цементом с различными флюатами, нанример церезитовой изоляцией, изготовляемой у нас на церезитовом заводе в Харькове. Как показали опыты, слой такой изоляции в 30 мм толщины, помимо водонепроницаемости, выдерживает давление в 6 atm. На фиг. 11 изображена подземная насосная камера а, где Ъ-шахта, с-гезенк запасный, d и е-перемычки для изолирования камеры. В последнее время при В. р. пользуются напором свободно падающих вод с одного горизонта на другой, направляя эти воды, напр., во всасывающую трубу центробежных насосов (патент Миленевского) или в пельтоново колесо для целей подземного освещения и т. п.

Общий порядок откачки воды из подземных выработок, Нри откачке воды в новых шахтах с нескольких горизонтов является вопрос, откачивать ли всю воду с низшего горизонта или с каждого горизонта отдельно. Сборный водоотлив м. б. только там, где порода пориста и проницаема для воды, тогда вода сама собой попадет вниз; центральный водоотлив выгоднее отдельных; так, напр., если спроектированные водоотливы всех шахт Вестфальского бассейна просуммировать, то на этот водоотлив достаточно было бы /з существующих там машин. При большой производительности насосы можно разделить на отдельные серии: при порче одной серии другая может продоллеать работать; однако при паровой энергии оказывается невыгодным группировать большие аггрегаты, если они работают с меньшим количеством оборотов и с перерывами. При водоотливе с нескольких горизонтов часто подъемная труба нижнего главного насоса подает воду на известную высоту (около 300-600 м) следующему главному насосу; этот последний подает воду третьему главному насосу и т, д.; таким образом, главный верхний насос должен перекачивать +.1 + 2 + 3+ Если боковых притоков воды нет, то каждый стоящий выше став рассчитывают на 5% менее нижестоящего.

Экономич. расчеты В, р. Расход энергии на главный водоотлив определяется по нижеследующей формуле: тр д.-1 ООО - н(1+р)

75-3 600.p-e,-ft-7)

где 51-число jh выкачиваемой воды в час, Н-глубина в м, /9-коэфф. сопротивления водяных труб (0,1-0,15; для определения

лучше всего пользоваться ф-лой/9= 0,0016v-J-,

получая потерю в виде высоты водяного столба); %>-отдача насоса в % от теоретической (60%); -механич, кпд мотора (0,85- 0,87); h-кпд питательного кабеля (0,95); 71-механическ. кпд генератора (0,82-0,85);

п-число часов работы насосов, или qxn = Q\ Q-число м выкачиваемой воды в день.

В. р. должен обходиться дешево, иначе предприятие становится невыгодным; поэтому всегда следует использовать гидравлическую силу водоотлива с целью его удешевления для надобностей рудника, В угольных шахтах в 200-250 лг глубины, со средним притоком воды, можно считать, что водоотлив ложится на себестоимость угля от 6 до 1 коп, на 1 m добытого угля; при этом насос следует рассчитывать для тройного нормального притока воды, а резервуар- емкостью на 12-часовой приток, дабы иметь возможность производить необходимый ремонт. Иногда стоимость водоотлива относят к 1 насосной IP, под которой понимают вы-

ражение 1Р =

1000QH 76

(Q - в м/ск, Н-в м).

На оценку водоотлива и предприятия влияет количество воды, высота напора, дшсто входа воды и количество поднимаемой воды на единицу добычи; большие расходы на водоотлив могут комненсироваться большой добычей (выдачей ископаемого). Однако в данном случае играет значительную роль не только количество воды, но и способ входа ее в рудники. Неудобства эти, конечно, уменьшаются, если вода выходит из трещины, не мешающей работе. Обозначим через А затраты на капитальные сооружения (насосные камеры, машины, трубопровод и т, п,); р-коэфф соответствующий размерам погашения (обыкновенно нри 8% на капитал),С-годовой расход на трубопровод; М-годовой расход на действие машины (состоящий из % и погашений на капитал, расхода топлива, смазки и обтирочного материала - обыкновенно 0,0025 копейки на 1 kWh, ремонта-2% от стоимости); Р-годовой расход па плату обслуживающему персоналу; годовой расход на водоотлив тогда будет:

В = Ар+ СЛ-М+Р. При поднимании Q м воды в год стоимость поднимания 1 ООО м воды на высоту 1 м вы-

7 1 ООО в

разится: к = -ttjw где

и - высота в м

Q{H~h)

соответственно потерям в трубопроводе.

Лит.: Белов В. И., Рудничный водоотлив, стр. 20-23, 39-369, Сталин, 1927; Бетоностроитель-ный справочник, перевод с немецкого, стр. 246-248, М., 1927; Kegel К., Bergmannische Wasserwirtschaft, Halle, 1912; Kugler F., Tasclienbuch fur Berg-u. Huttenleute, В., 1924; Hoffmann A., Schacht-abteufen von Hand, Halle, 1911; V e r s 1 u у s J., Voruntersuchung und Berechnung der Grundwasserfas-sungsanlagen, p. 9-10, Munchen, 1921; T e 1 w e s K., Die Wasserhaltungmaschinen (Die Bergwerksmaschi-nen, B. 5), Berlin, 1916. B. Белов.

ВОДОПОДОГРЕВАТЕЛИ. 1. В. питательной воды на паровозах, приборы, использующие отработанный пар паровоза для подогрева питательной воды. Были произведены опыты использования теплоты отходящих газов для подогрева этой воды, но они успеха не имели. В настоящее время водоподогреватель, использующий отработанный пар, считается необходимой принадлежностью паровоза, и почти все новые паровозы снабжаются такими В.

Опыт показал, что применение В.: 1) дает экономию в расходе топлива от 10 до 15%, при чем не только используется тепло отработанного пара, по повышается также



кпд котла, 2) уменьшает износ котла вследствие непрерывного питания его горячей водой и 3) уменьшает образование накипи в котле, так как минеральные примеси питательной воды оседают главным образом в В.

В. делятся на две группы: 1) поверхностные, в которых пар и вода отделены друг от друга металлич. стенками труб, и 2) В. смешения, в которых вода нагревается от непосредственного соприкасания с паром. Поверхностные В. имели наибольшее распространение, когда опасались смешивать отработанный загрязненный маслом пар с питательной водой; нри установке маслоотделителей опасность загрязнения котла маслом устраняется.

В поверхностных В. конденсат, составля-юш,ий ок. 15% всего расхода воды, в настоящее время собирается в тендере для использования в качестве питательной воды, для чего В. ставится выше уровня воды в тендере.

В сист. В. Кайль-Потонье внутри труб помещается нар, снаружи - вода, при чем В. находится под малым давлением. Насос в этой системе В. как бы состоит из двух отде.тьных частей: 1) нижняя полость его всасывает воду из тендера и подает в В., находящийся под давлением в 1,5 atm, 2) верхняя полость его служит для перекачки воды из В. в котел, находящийся под давлением 16-17 atm. Этот тип В. вытесняется другой системой поверхностного В., в к-рой насос, забирая воду из тендера, перекачивает ее в котел через В.; послед-Пий находится под полным давлением котла. Фиг. 1 дает схему американского В. Eles-со значительно упрощенного устройства. В. тоже трубчатый, но в нем вода протекает по трубам, а пар омывает трубы снаружи.


конденсат из подоареатвля Фиг. 1.

При t° отработанного пара 105° (соответствующей давлению 1,25 atm) t° питательной воды доводится до 85-100°. Поверхность нагрева В. составляет Via-Vis испаряющей поверхности котла. Производительность насосов, в соответствии с размерами В., выбирается от 150 до 400 л/мин.

На фиг. 2 показан В. смешения завода Красный путиловеп , установленный на паровозе серии М . По трубе 1 отработанный пар поступает в камеру смешения 2, куда подается холодная вода из тендера верхним насосом 3 через канал 4. Нагретая паром вода притекает к нижнему насосу 5, которым через трубу 6 нагнетается в котел. Для регулирования притока и отвода воды в камере смешения служит поплавок 7, дей-

ствующий через рычажную передачу на регулирующие клапаны. В. смешения системы Дабег отличаются тем, что плунжеры насоса приводятся в движение не паром, а от


Фиг. 2.

механич. привода, связанного с кривошипом колеса паровоза, благодаря чему упрощается вся конструкция,

В условиях мягкого климата все системы В. работают хорошо; при морозах, на стоянках, когда котел не питается водой, В. подвергается большой опасности быть замороженным. Для устранения этого конструкция В. должна давать возможность перегонять воду из тендера в тендер, без подачи в котел, и В. надлелит освобождать полностью от воды. Стоимость В. с установкой 3 500- 4 ООО р. на паровоз. К водоподогревателям можно отнести также инжекторы, работающие отработанным паром. См. Инжекторы.

2. Водоподогреватели в различных отраслях поомышлегпюсти см. Экономайзеры.

Лит.: Д е ц и у ш Г. С, Подогрев питат. воды на паровозах и питат; паровози. прибор системы Кайль-Потонье, СПВ, 1914; Гриненко Р. П. и Сыромятников С. П., Подогрев питат. воды на паровозах, труды Научно-технич. к-та НКПС , вып. 10, М., 1925; Гриненко Р., Подогрев нитательн. воды на паровозах: типы подогревателей и результаты их испытаний, Москва, 1926; Сыромятников С, Результаты испытания водоподогревателей Кнорра, Борец и Вортингтона, Москва, 1926; В а с и л ь е в Г., Подогрев воды и типы подогревателей для паровозов, Москва, 1926: ГрирштейнГ. П., Инструкция по уходу за паровози. водоподогревателями поверхностными (типа Кнорра) и смешения (типа Вортингтона). Полное руков. по уходу и ремонту паровозных водоподогревателей, М., 1927; Инструкция по уходу за паровозным поверхности, подогревателем сист. ,з-да Борец , М., 1926; Parmantier М. А., Le гё-chauffage de Геаи dalimentation des chaudires-lo-comotives sur le reseau P. L. M., Rev. gen. des chemins de fer , Paris, 1925, 2. П. Красовский.



ВОДОПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМ А искусственного судоходства заключается в устройстве на реке последовательного ряда водоподъемных плотин, увеличивающих глубину реки в пределах распространения их подпора; там, где глубина эта становится малой и для судоходства недостаточной, ставят следующую плотину; таким образом получают последовательный ряд глубоких плесов, или бьефов, последовательно возвышающихся один над другим. Река получает название канализованной или ni л ю з о в а н-н о й. Переход из одного бьефа в другой производится через особо устроенные сбоку плотины камерные шлюзы (см.) h.jih при помощи особых судоподъемников (см.). Т. к. пропуск судов через шлюзы сопряжен с расходом воды, то на реках с малым расходом применяют искусственное питание верхнего или водораздельного бьефа из особых водохранилищ посредством питательных (водопроводных) каналов, а иногда применяют механический подъем воды ют перекачивание воды из нилепего бьефа в верхний; равным образом в шлюзах с большим падением стараются довести расход воды на пропуск судов через шлюзы до минимума путем устройства при шлюзах сберегательных камер или бассейнов.

Лит.: см. Плотины. А. Эссен.

ВОДОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ состоят из насосов (см.), гидравлических таранов (см.), гидроавтоматов (см.), использующих падение водного источника для подъема части воды того же самого источника, и из водоподъемных колес. Последние представляют собой простейшие механические приспособления, применяемые для подъема воды главньш образом в целях орошения небольших участков земли и очень редко в целях водоснаблеения и осушения. Колеса приводятся в действие при помощи либо силы лшвотных либо силы течения воды и очень редко при помощи механич. двигателей. В последнее время, с распространением разного рода насосных устройств, водоподъемные колеса сохранились то.ттько в практике сел. хозяйства. Простейшее из них- чигирь , применяемый во многих засушливых местностях с примитивным сельским хозяйством, представляет собой устанавливаемое на берегу водоема деревянное колесо с прикрепленными к его окружности ведрами или черпаками, которые зачерпывают воду и, поднявшись наверх, опоражниваются в подставленный жолоб. Высота подъема воды такого колеса незначительна- меньше диаметра самого колеса, к-рый редко превышает 4 м. В пределах СССР подобные В. м. наиболее распространены в дельте р. Волги, где стужат для орошения огородов и садов. Некоторым видоизменением этого приспособления является крымское водоподъемное колесо, которое не имеет ведер, а вместо них-пустотелый обод, разделенный перегородками на отдельные камеры с боковыми отверстиями, через которые вода выливается в жолоб. Производительность водоподъемного колеса м. б.

Определена по ф-ле: где Q-коли-

чество поднимаемой воды в м/ск, п-число

об/м., Z-число ведер или перегородок, q- емкость ведра в м, Я-коэфф. наполнения, или объемный кпд, равный 0,8-0,9. Более совершенный водоподъемный аппарат, так называемая нория (фиг. 1), служит для


Фиг. 1.

подъема воды на высоту до 25 м. Нория состоит из чугунного колеса или барабана и стальных черпаков, соединенных между собой при помощи цепи из железных полос. Малые нории приводятся в движение одним И.Т1И двумя рабочими, большие-конпым приводом. В первом случае на валу барабана закрепляют чугунное зубчатое колесо, которое сцепляется с шестерней, соединенной с рукояткой; во втором случае движение передается посредством конич. зубчатых колес. Вода вытекает в лсолоб внутри барабана, откуда стекает в лоток. Для подъема больших количеств воды применяют двухбарабан-иые нории с механическ. приводом, помещающимся между этими барабанами. Нории чрезвычайно распространены в засушливых местностях Западной Европы, а также в Алжире, Тунисе и Египте. Перед войной 1914-1918 гг. они стали широко распространяться и в Крыму Д.1Я орошения ого родов и садов.

Водоподъемные колеса могут приводиться в движение автоматически в тех случаях, когда при их помощи поднимают воду из быстро текущих рек. В таких случаях колеса с прикрепленными к ним ведрами или черпаками снабжаются особыми лопастями, по к-рым ударяет быстро текущая вода и приводит их в движение. Колесо диам. ок. 4,5 имеет 12 лопастей, иа окружности колеса помещено 24 кувшина вместимостью по 7 л; при 4 об/м. колесо за 6 час. поднимает на высоту 3 Л1 до 40 м воды, что достаточно для орошения за 18 часов 1 га, а за лето-для обслулеивания 12-15 га.

Более совершенными являются водоподъемные колеса типа Перроне с подвешенными черпаками или бадьями (фиг. 2). Между дощатыми кольцами, составляющими



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 [ 154 ] 155 156 157 158 159 160 161