Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

звено длинной цепи. Другие рабочие берутся за свободный конец рычага и, перемещая его в разные стороны, последовательно натягивают и ослабляют короткие цепи, что и позволяет закладывать крючья в более далекие звенья длинной цепи и на-


Фиг. 9.

тяжением ее валить дерево. В момент повал-ки рабочие должны разбегаться в стороны, чтобы не попасть под падающее дерево.

Лит.: Арнольд Ф. К., Русский лес, т. 2, ч. II, стр. 115-132, СПБ, 1899; Вереха П., Энциклопедия русского лесного хозяйства, т. 1, СПБ, 1903; Филиппов Н. А., Лекции по лесной технологии, стр. 1-26, СПБ, 1910; Плотников С. Н., Разработки леса и лесные промыслы, стр.43-47, М., 1924; Курдюмов Б. Н., Дерево как строит, материал, стр. 101-105, Л., 1924; Романепко Н. Н., Лесозаготовки и сплав древесины, стр. 26, Л., 1926; Записной И. И., Практика лесозаготовок и лесосплава, стр. 19-22, М., 1927; Иванов В. К., Хозяйств, лесоразработки, кн. 3, стр. 30-32, М., 1927; Б г у а п t R. С, Logging, р. 82-108, N. Y., 1923. В. Петровский.

Техника безопасности. В. д. может сопровождаться тяжелыми несчастными случаями. Поэтому все работы должны производиться под руководством ответственного лица. Становища вальщиков и возчиков должны располагаться в безопасном месте. При наличии на делянке проезжей дороги она д. б. ограждена рогатками. На одной и той же части делянки не может одновременно производиться валка и вывозка. Последняя должна отстоять от места валки не менее как на 50 Л1. Отдельные группы рабочих д. б. распределены на делянке в безопасном расстоянии друг от друга. В. д. должна производиться в строгой последовательности, В первую очередь должны валиться подгнившие, подгоревшие и т. п. непрочно стоящие деревья. Валка не должна производиться при сильном переменном ветре. При падении одного дерева на другое следует принимать особые меры предосторожности. У сваленного дерева сучья должны обрубаться вплотную к стволу острием топора, бездействия обухом. Правила о мерах безопасности на лесозаготовительных работах изданы НКТ СССР 21 февраля 1928 года ( Известия НКТ СССР , 1928 год,

9-10). п. Сине..

ВАЛКА СУКНА, см. Суконное производство.

ВАЛКОСТЬ, способность судна легко склоняться на правый или левый борт под влиянием внешних сил: ветра, волны, слишком крутого поворота или перемещения по-

движного груза на самом судне. Причиной В, является недостаточная начальная остойчивость судна, вызванная слишком высоким положением его ц. т. сравнительно с нормальным для его обводов (см. Остойчивость). При некоторых условиях (высокий прочный надводный борт, неподвижность основного груза на судне и т, д,) валкость судна не представляет угрожающей для него опасности, т. к. крен доходит лишь до известного предела, не лишающего судно мореходности. Для уничтожения В, необходимо или понизить ц. т, судна путем перераспределения груза и приемкой в нижние части баласта, или озаботиться увеличением его остойчивости путем уширения корпуса при ватерлинии помощью специальных наделок в средней части бортов.

Лит.: см. Остойчивость судов.

ВАЛОНЕЯ, валонеа, чашечка жолудя некоторых дубов средиземноморского побережья (Quercus aegilops, Q, valonea, Q. lusitanica и др.). Жолудь вызревает в течение двух лет. Валонея от молодого жолудя, не превышающего размером обыкновенный орех, содержит наибольшее количество тан-нидов. Из торговых сортов высшее содержание таннидов имеет смирнская валонея. Греческая, албанская, левантская и другие-содержат значительно меньше таннидов. Для смирнской В. среднее содержание таннидов от 20 до 40%; для чешуек чашечки (трилло)-40%. Твердый экстракт из В., продающийся под именем в а л е к с, содержит 64-65% таннидов. Валонея и ее экстракт применяются для дубления подошвы.

ВАЛУНЫ, обломки различных горных пород, б. или м. закругленные, величиною от куриного яйца и до громадных размеров в сотни лг. В. обязаны своим происхождением действию выветривания, разрушающего горные породы, а также выпахивающей деятельности ледников. В последнем случае В. называются эрратическими.

ВАЛЫ, стержни для передачи механич. работы, являющиеся деталью двигателей, насосов, компрессоров и пр. (см. Коренные валы. Коленчатые валы и Гибкие валы) или служащие для распределения энергии в мастерских (приводные В.). При работе В. подвергаются кручению и этим отличаются от осей, которые имеют назначение поддерживать вращающиеся детали и испытывают действие изгибающих моментов.

Приводные (трансмиссионные) В. разделяются по условиям своей работы на тяжелые, или сильно нагруженные, и легкие. Первые употребляются для главных передач и, под влиянием веса сидящих на них тяжелых шкивов, муфт и пр., а также натяжения ремней, подвергаются не только скручиванию, но и изгибу. При значительных диаметрах {d > 200 мм) их вытачивают из кованых болванок литого железа или стали, при чем для уменьшения веса им придают фасонную форму. Легкие приводные валы изготовляются из круглого литого железа или стали; после предварительной правки их обтачивают на токарном станке и затем шлифуют. В массовом производстве приводных валов первоначальная обработка их производится на



специальном станке с вращающейся фрезерной пустотелой головкой с несколькими резцами, после чего они поступают на станок с двумя рядами стальных закаленных валков, к-рые придают их поверхности вполне гладкий и ровный вид; в заключение валы правят на специальном прессе. Употребляются также валы холодной прокатки но лишь для второстепенных передач, т. к. они имеют нек-рые отклонения в размерах диам. и, при выбирании в них шпоночных канавок, обнаруживают склонность коробиться вследствие поверхностных натяжений. Легкие приводные валы делают гладкими, без ослабляющих их шеек, однако, в случае соединения двух В. различных диам., рационально конец В. большего диам. обточить до диам. меньшего, чтобы возможно было поставить нормальную муфту. Для уменьшения разнообразия в размерах подшипников, муфт и пр. в настоящее время переходят на В. нормированных диам.; по герм, нормам (DIN) в пределах диам. 25-500 мм, установлены следующие: 25-30-35-40-45-50-55-60-70-8090-100-110-125-140-160 и далее с интервалом по 20 мм []. Длина приводных В. не должна превосходить 7 м; во избежание искривления при транспортировании и монтаже специальными заводами приняты длины В.: при диам. до 45 мм 1=5 м, при диам. до 55 мм 1=6 м, при диам. сверх 60 мм 1=6,95 м. Во избежание осевого перемещения на валах закрепляются установитель ные кольца, предпочтительно по обе стороны одного из средних подшипников, чтобы В. мог легко изменяться по длине при значительных температурных колебаниях. При больших осевых усилиях от конич. колес, фрикционных муфт и пр. на В. насаживают ординарные или двойные пояски в горячем состоянии. Число оборотов В. п желательно брать возможно высоким, но оно д. б. согласовано с характером машин, работающих от данного В.; для тяжелых металлообрабатывающих станков и=120-150, для легких м = 150-250; в мастерских для обработки дерева п = 200-300, а для прядильных и ткацких станков п = 300-400. Вес гладких В. при диаметре в d см составляет 0,613d* кг/п.м; нормальные цены (за п. м или 1 кг) устанавливаются для В. длиной от 2 до 7 ле; при меньшей или большей длине цена увеличивается на 5-10%.

Расчет приводных валов тяжелого типа производится на изгиб и кручение по заданному расположению нагрузок и опор, а легких В.-На одно кручение по моменту:

Ма=71 620 = ~dJcaf-JcaK2CM,

где ка - допускаемое напряжение на скручивание; для валов из литого железа и при ka = 20S кг/см пользуются формулой:

d = 12p= \/0,024Ма.

При работе В. с ударами напряжение к следует понижать до 120-150 кг/см, а для толстых и равномерно нагруженных валов его нужно повышать до 300-400 кг/см И; при кс1= 130 кг/см формула получает вид:

d= 14-уЕ.. Быстроходные и слабонагру-

женные В., для к-рых < 1, рассчитываются по формуле d = 12j ~, при чем в основу

расчета кладется деформация В., не превосходящая V4° иа п. м. Диам. стального В. берется равным Vs вычисленного значения для d по указанным выше формулам.. Расстояние (I см) между подшипниками можно определить по формулам: для вала только на двух опор ах I = ЮО}/, а при многих опорах Z = 125l/d, если I и d выражены в слеР1.

Шарнирные В. имеют применение в специальных случаях, когда движение от одной части вала передается другой, изменяющей свое положение в пространстве, например в автомобилях, во фрезерных станках для.передачи вращения винтам стола, к-рый перемещается и в вертикальном и в горизонтальном направлении; такие валы снабжаются на концах унверсальными шарнирами. См. Карданные валы.

Лит.: трансмиссии, Нормы герм, промышленности (DIN), М., 1924; ) С и д о р о в А. И., Курс деталей машин, ч. I, М.-Л., 1927; Бах К., Детали машин, СПБ, 1903-04; В а с h С, Die Maschinen-Ele-mente, Hire Berechnung und Konstruktion, B. 2, Lpz., 1922-24; ) Бобарыков И. И., Детали машин, часть общ. и часть спец., М.-Л., 1926. и. Холмогоров.

ВАЛЫ ПАРОВЫХ МАШИН, см. Паровые машины и Коленчатые валы.

ВАЛЫ ПАРОВЫХ ТУРБИН несут отдельные диски (фиг. 1) или облопаченные барабаны (фиг. 2). Материалом для валов обычно служит лучшая сименс-мартеновская


Фиг. 1.

сталь (имеющая крепость 45 - 50 кг/см и удлинение 20%) или низкопроцентная никелевая сталь. Поскольку валы рассчиты-


Фиг. 2.

ваются только на изгиб и кручение, расчет их не отличается от расчета других валов. Идеальный момент:

2 т 2 т ь d

где - - - коэфф. Пуассона, М - изгибающий момент, -скручивающий момент., Максимальное касательное напряжение

1 . +

~ 2 W



ВАЛЫ ПАРОВЫХ ТУРБИН

Для сименс-мартеновской стали допускаемое напряжение на срез к = 400 кг/см. При этом изгаб вала не должен превосходить пределов, определяемых зазорами между лопатками и кожухом. Практически радиальный зазор равен 1 +0,8 D (в мм), где I)-наружный диаметр ротора в м. При расчете турбинных валов большую роль играет критич, число оборотов, благодаря динамич. усилиям, получающимся при вращении валов. Развивающаяся при вращении валов центробежная сила (см. Вибрации)

С = . ft)2 (г, + е) = т(у + е)(о\

где G-вес вращающихся масс, д - уско-G

рение силы тяжести, - = т есть вращающаяся масса, О)-угловая скорость, у-прогиб вала от центробежной силы при данном числе оборотов, е-эксцентриситет ц, т. относительно изогнутой оси вала. Сила противодействия вала изгибу будет:

К у=у-о) (у + е) = m(i/+e)a)*,

где К- сила противодействия вала прогибу на 1 сл*. Следовательно,

У = -

в том случае, когда

А. X - 1

теоретически вал должен сломаться, даже если эксцентриситет е исчезающе мал. Этому случаю соответствует угловая скорость

и число оборотов вала

% = 300 ;

щ называется критич, угловой скоростью, а щ - критич, числом оборотов. Если статический прогиб горизонтального вала при нагрузке G, то

/ =-. или = а п = 300Лу-.

В паровых турбинах военно-морских судов, соединенных непосредственно с гребным валом, отношение обычно от 2 до 3.

Для свободно лежащего вала с двумя точками опоры на концах, несущего на середине длины диск весом G кг.

где 1-момент инерции вала в сл**, Е-модуль упругости вала ==2 ООО 000-2 200 ООО кг/см, а 2а-длина вала в см; для случая упруго защемленного на концах вала при прочих равных условиях

%= 300Л

для случая упруго защемленного на одном конце и свободно опирающегося на другом конце вала при прочих равных условиях

В случае вала, нагруженного в нескольких точках, для нахождения вызываемого

центробежными силами изгиба оси вала применяется метод Мора, в основу к-рого положено сходство по форме ур-ия упругой линии балки, подверженной изгибу, с уравнением веревочной кривой. Практически, при наличии препятствующих чрезмерному прогибу вала направляюпщх, возможно осуществить безопасное для прочности вала вращение не только при toj, но даже при скоростях, звачительно превосходящих критическую. Теория и практика доказьшают, что при скоростях вращения вала, превосходящих ©J, при наличии достаточно больших вращающихся масс, стремящихся вращаться вокруг центральной оси инерции, т.е. вокруг оси, проходящей через их центр тяжести, устанавливается новое состояние устойчив, равновесия, при чем в аналитич, выражении для силы противодействия вала изгибу от центробежных сил у я е из однозначных становятся величинами противоположных знаков, т. е:

Ку = т(у-е)(1). Величина прогиба

Чем больше о> , тем меньше становится у и в пределе при о) = оо прогиб у совпадает с эксцентриситетом центра тяжести е. Пользуясь тем, что

2 Kg к выразим у через щ; тогда

а постоянно убьшающая при возрастании центробежная сила вращения

С=Ку

Соответствующим подбором отношения

или путем уменьшения щ или % при

заданном ш или п возможно произвольно уменьшить величину действующей на вал центробежной силы вращения, В сконструированном по этому принципу гибком вале (см.) Лаваля отношениедоходит до 7.

В турбинах Лаваля применяются сплошные гибкие валы, вообще же валы для турбин делают или сплошные, или с одинаковой по всей длине вала выточкой, или.

Фиг. 3.

наконец, пустотелые, отличающиеся при большом диаметре малой толщиной стенок, малым весом и большой жесткостью. Иногда валы составляют из двух полых частей, соединяемых после сверловки 8 -10 болтами (фиг. 3). Болты д. б. так рассчитаны, чтобы два диаметрально противоположных болта при четырехкратном,запасе прочности могли противостоять действию веса вала.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161