Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161


между полированными валками. Наружные ролики изготовляются из того же материала на многоштемпельном прессе (30 ООО- 35 000 в день). Оси делаются в специальной машине (наподобие гвоздильного станка), которая перерабатывает непосредственно из кругов проволоку того же состава, что и для роликов, режет ее на куски требуемой длины и снабжает их на концах углублениями, облегчающими последующее расклепывание концов (производительность 30 ООО в день). Сборка внутренних 0 звеньев производится на ножном рычажном прессе с приспособлением, изобар раженным на фиг. 32 (производительность до 4 000 звеньев в день). После этого внутренние звенья калибруются прогонкой через полированные стальные стержни; работа производится на ноншом прессе, при чем производительность одной работницы составляет около 14 ООО звеньев в день. Для сборки napyj-ных звеньев служит специальная машина, работающая автоматически и собирающая до 20 ООО полузвеньев в день. Окончательная сборка цепей производится двумя работницами: из них одна вставляет наружные полузвенья во внутренние и передвигает образовавшуюся цепь ко второй работнице, которая накладывает верхние наружные пластинки и сжимает все вместе на ножном прессе (до 20 ООО звеньев в день). Собранные цепи пропускаются

Фиг. 32.


Фиг. 33.

Фиг. 34.

на зубчатых колесах между двумя наждачными кругами, снимающими излишек металла на осях (производительность до 40 ООО звеньев в день), после чего головки штифтов расклепываются на машине (фиг. 33) помощью пуансона, делающего несколько тысяч легких ударов в минуту и расплющивающего ось, не зажимая звеньев цепи. Затем цепь вытягивается в приспособлении, схема действия к-рого видна из фиг. 34;

скорость движения цепи ок. 80 м ъ мин., а натяжение около 200 кг. Цепи должны выдерживать нагрузку в 500 кг без деформаций; разрыв происходит обычно при нагрузке, превышающей 800 кг. После вытягивания, продолжающегося ок. 2 мин. (производительность станка 16 ООО звеньев в день), цепи соединяют в серии по 6-10 штук и закладывают в машину для приработки цепей, где они проходят через целый ряд роликов, изгибающих попеременно цепи в разных направлениях. Натяжение цепи равняется 75-100 кг, скорость около 100 м в минуту, продолжительность обработки для каждой серии около 15 мин. (дневная производительность 15 ООО-25 ООО звеньев).

Зубчатые колеса штампуются из листовой стали толщиной 3-4 мм, при чем шестерни для более, дорогих машин снабжаются вальцованными на специальн. станках закраинами, придающими ободу зубчатки особую прочность и служащими опорой для звеньев цепи. После отжига окружность колеса, а таюке и внутреннее центрирующее отверстие обтачивают на токарном станке, а затем колеса зажимают по несколько десятков штук на общей оправке и передают на автоматич. фрезерный станок, где и происходит нарезка зубцов фасонным фрезером, по системе последовательного деления, или червячным фрезером, по способу разверток. После нарезки зубцов колеса шлифуются, полируются и никелируются. Производство малых зубчаток ничем существенно не отличается от изложенного. Иногда после нарезки зубцов внешнюю часть колес цементируют и закаливают; для этого зубчатки пакуют стопками в особые горшки (фиг. 35), которые помимо экономии в цементирующем порошке дают еще то преимущество, что предохраняют от цементации среднюю часть колес.

Педали наиболее употребительных типов изображены на фиг. 36. Рамки и поперечины педалей. штампуют из обыкновенной мягкой листовой стали; ось; конус и втулку вытачивают из прутков на автоматических токарных станках. Закрывающий отверстие


Фиг. 35.


Фиг.

втулки колпачок прессуется из стального листа и снабжается -нарезкой на полуавтоматическом токарном станке. Нормальные размеры педалей видны из табл. 11.



Табл. 11.-Размеры педалей (в мм).

Сорт

Ширина

Длина опорной поверхности

Общая длина

Мужские .... Дамские ..... Детские.....

55-60 55 50

90-100 80-85 75

125-140 120 110


Ось педали снабжается на свободном конце соответствующей кривошипам нормальной нарезкой; толщина оси д. б. такова, чтобы ось могла выдержать без деформации нагрузку в 200 кг, приложен, на расстоянии 45 мм от кривошипа. Нормальный диам. оси в несуженной ее части 10 мм. Специальные нарезки, употребляемые в велосипедном производстве, приведены в табл. 12; форму и размеры профиля нарезки можно видеть из фиг. 37, при чем h = = 0,866F = 0,bS3S,

f=is, Q=jS, = 60°.

Табл. 12.-Нарезки, применяемые в велосипедном производстве.

Фиг. 37.

Наружи, диам. в дм.

0,056

0,064

0,072

0,080

0,092

0,104

0,125

0,154

0,175

0,1875

0,250

0,266

0,281

0,3125

0,375

0,5625*

1,000

1,290 *

1,370

1,4375*

1,500

Наружн. диам. в мм

1,422 1,626 1,829 2,032 2,337 2,642 3,174 3,912 4,445 4,762 6,350 6,756 7,137 7,937 9,525 14,287 25,400 32,766 34,798 36,512 38,099

Число НИТОК

на 1 дм.

62 62 62 62 56 44 40 40 32 32 26 26 26 26 26 20 26 24 24 24 24

Для правой и левой нарезки. * Только для левой нарезки.

Сборка. Сборка велосипеда производится в монтажной мастерской. Правильная организация последней значительно понижает стоимость готовых машин. Прежде монтаж производился от начала до конца одной группой монтеров, к-рым в помощь давалось несколько чернорабочих. На одном крупном германском заводе 80 монтеров и 40 чернорабочих работали над сборкой велосипедов сериями по 20 штук, при чем каждая группа состоя-та из 4 монтеров и 2 рабочих. Одна группа собирала в среднем около 4 машин в час, и т. о. производительность всей монтаж-вой равнялась 80 велосипедам в час. После рационализации производства монтаж стал производиться по движущейся цепи: в начале сборочной к цепи подвешивалась гоТ. Э. т. III.

лая рама, которая проходила 25 последовательных станций; на этих станциях надлежало произвести следующие манипуляции (буквы а и б обозначают, что на данной станции сборка производится одновременно с правой и левой стороны рамы двумя монтерами): 1) вложить в головку рамы запор для руля; 2а) надеть на переднюю вилку нижнюю чашку и, наложив коронку с шариками, вставить вилку; 26) положить сверху коронку с шариками и привинтить верхнюю чашку; 3) урегулировать и затянуть контргайку; 4) ввинтить стойку ручного тормоза и вставить колодку; 5) вставить и закрепить руль; 6а и б) собрать окончательно ручной тормоз; 7) прикрепить передний щиток; 8) вставить переднее колесо; 9а и б) урегулировать его и затянуть контргайку; 10а) ввинтить правую чашку каретки; 106) вложить ось каретки с двумя конусами и шариками; 11) ввинтить левую чашку и отрегулировать; 12) затянуть контргайки каретки; 13а) вставить правый кривошип и влоншть клин; 136) вставить левый кривошип и влолшть клин; 14а) затянуть прав, клин и ввинтить педа-ть; 146) затянуть левый клин и ввинтить педаль; 15а и 6) прикрепить задний щиток; 16) вставить заднее колесо и наложить цепь; 17) соединить цепь и установить заднее колесо; 18) затянуть гайки заднего колеса и щитка; 19) вставить и закрепить подседельный крюк; 20) вставить и закрепить седло; 21а и 6) подвязать сумку; 22) вложить в нее инструменты и масленку; 23, 24 и 25) проверить готовую машину. Продолжительность каждой операции составляет 30 ск., т. е. часовая производительность монтажной-120 велосипедов, при 33 монтерах и 5-7 подсобных рабочих. В сравнении с групповым монта-жем производительность одного рабочего увеличилась в 41/2 раза. Кроме того поточный монтаж дает возможность значительно уменьшить площадь мастерской: вместо 1 800 м при новой системе оказалось достаточным 480 м.

В. п. является одним из важных факторов развития мета.тлообрабатывающ. индустрии. Точных данных о размерах ее не имеется, т. к. крупные велосипедные фирмы весьма часто занимаются также постройкой швейных машин и мотоциклов и под этими рубриками попадают в статистич. сборники. Некоторое представление о значении В. п. в четырех главнейших производящих странах можно получить сравнением данных о внешней торговле велосипедами и их частями (табл. 13).

Табл. 13.-Экспорт велосипедов (в тыс. руб.).

Годы

Англия

Германия

Франция

С.-А. С.Ш.

1913

16 ООО

11 100

2 560

1 380

1919

13 650

6 280

1920

33 7Ь0

16 100

5 640

9 220

1921

13 600

2 990

1922

17 900

23 800

5 630

1923

24 450

21 100

7 950

6 500

1924

26 700

18 800

10 600

4 760

1925

32 500

20 900

13 950

5 520

В 1926 году В. п. в Германии дало 980 ООО велосипедов, пе считая 286 ООО рам,



к-рые затем поступили для сборки в мелкие мастерские; из этого числа вывезено за границу около 100 000 машин. Исключительно производством велосипедов и принадленс-ностей к ним занималось около 550 з-дов, большинство к-рых является, однако, мелкими предприятиями; крупные же заводы вырабатывают одновременно и другие изделия.

Лит.: Baudry de Saunier, Histoire ge-nerale de velocipede, P., 1891; BourletC, La bi-cyclette. P., 1899; Sharp, Bicycles a. tricycles, L., 1896; Daul A., Illustrierte Geschichte d. Erlindung des Fahrrades, Dresden, 1906; H an f I and C, Das Motorrad, В., 1925; Z. d. VDI , 1897, 1898, 1900; Stahl undEisen , Dusseldorf, 1897 u.ff.; Werkstattstechn)k , B.; Nkhmaschine u. Eahrrad ,Frankfurt a/M.; Fahrrad-u. Kraftfahrzeug-Zeitung*, Berlin; Schweizerische Fahr-rad- und Nahmaschinen-Zeitung , Zurich; Zentral-anzeiger fiir Fahrradindustrie , brankfurt a/M.; LIndustrie velocip6dique et automobile*. P.; Der Rad-Markt , Bielefeld; Machinery , New York; Modern Machinery*, New York. Л. Павлушков.

ВЕЛОШИНА, пневматическая, наполненная сжатым воздухом шина для велосипедного колеса. В. служит для смягчения толчков по неровной дороге и дает возможность применения более легких конструкций велосипеда . Существуют два вида В.: 1) однокамерная В., распространенная в Америке,- представляет собой толстостенную резиновую трубку, непосредственно приклеиваемую к ободу, и 2) двойная В., распространенная в Европе,- состоит из тонкостенной трубки и предохранительной покрышки, удерживаемой на ободе резиновыми бортами или проволочной вставкой. Современная В. весит 750-900 г. В. готовятся для колес диаметром 14-30 и имеют сечение в IV4-1V4 - Наиболее ходкими считаются (в дм.): диам. 26 на IV2, IVs и IV* и диаметр 28 на IV2, IVs и IV4.

Для хорошей работы требуются: хорошая накачка и прочность посадки в бандаже. Накачка для мягкой дороги или тяжелого седока должна быть больше. Выносливости вело-шины способствуют плавность хода и малое торможение; вредят крутые повороты и раскачка колес на оси. В России до 1910 г. изготовлялись исключительно бортовые шины, но затем завод Треугольник приобрел патент Денлопа и стал готовить также и шины с проволокой. См. Автошипа.

Лит.: Розенберг С, Шины, Москва, 1926; Pearson Н. С. Pneumatic Tires, N. Y., 1922; G е е г W. С, The Reign of Rubber, L., 1923; Pearson H. (bearb. von D 111 m a r R.), Gummireifen, Wien, 1910; Fergusons Book of Motor Tyres, London, 1924; G 0 111 о b K., Technologie d. Kautschuk-waren, 2 Aufl., Braunscliweig, 1925. A. Лисицын.

ВЕЛЬБОТ, судовая шлюпка с острым образованием и сильно срезанными дейдвудами, что придает ей легкость на ходу и хорошую поворотливость. Употребляется В. для перевозки личного состава и для спасательных целей; в этом случае в оконечностях В. помещаются воздушн. ящики, к-рые придают ему непотопляемость. Невысокий в середине борт В. значительно повышается в оконечностях, Что делает его очень мореходной, не боящейся волны шлюпкой. Снабжается В. распашными веслами и может носить достаточную парусность. Примерные размеры шестивесельного В.: длина-8,5 м, наибольшая ширина-1,8 м, вышина от киля-0,8 м. Парусное вооружение - одна мачта с разрезным фоком, площадью 16,8 ж, при высоте центра парусности от ватерлинии в 2 м.

Прообразом В. является китоловный вельбот, имеющий по бортам непарное число весел и вместо руля управляемый дополнительным кормовым веслом.

ВЕЛЬВЕТИН, ткань класса хлоп.-бумаж. ворсовых тканей (см. Ворсовые ткани). В. резко отличается от плиса и хл.-бум. бархата высоким и чрезвычайно густым ворсом, расположенным в совершенно ином направлении, чем во всех других хл.-бум. ворсовых тканях. Грунт- ткани бывает гарниту-ровый и саржевый. В. вырабатывается из прялси: а) основы--крученого медио № 40/2 и утка № 32 (обыкновенные сорта) и б) из крученой основы № 70/2 и утка № 50 (высший сорт ткани). Плотность по утку достигает от 600 до 800 нитей на 1 дм. Ворс образуется из уточных перекрытий, к-рые в тканье свободно ложатся на поверхности грунта ткани короткими стежками. Ткани этого рода считаются почти самыми тяжелыми и производятся на тяжелых станках, без заступи, но с сильным грузом, в виду значительной плотности тканей по утку. При производстве В. и подобного рода тканей необходимо отличать три главных операции: 1) выработку самой ткани, 2) воспроизведение ворса подрезанием утка и 3) восстановление ворса. с. Молчанов.

ВЕЛЬЦ-ПРОЦЕСС обнимает совокупность операций по разделению, путем возгонки, металлов и особенно цинка. Исходным материалом являются руды, шлаки и т. д. и конечными продуктами-металлы в чистом виде или в виде окислов. Название процесса происходит от слова walzen (вращать), характеризующего одну из существенных операций во время ведения процесса-в р а-щ е н и е трубчатой печи в целях перемешивания обрабатываемой шихты. Перерабатываемые цинксодержащие материалы с прибавкой известняка и других присадок, а также углеродистого восстановителя (кокса, антрацита или угля) подвергаются в течение двух часов действию высокой t (1000-1100°) во вращающейся цилиндрич. печи длиной 30 м и диаметром 2 м. Потребный для ведения процесса воздух подводится через разгрузочное отверстие печи и просасывается через печь в обратном движению шихты направлении. При этом газы, увлекающие с собой ZnO, поступают по газопроводу в приборы для улавливания пыли: в бегхоус или аппарат Котреля. За очистителем обычно стоит крыльчатый вентилятор, который в рассматриваемой системе вызывает поступательное движение газов. В начале печи имеется вспомогательная топка, из к-рой пламя вместе с продуктами реакции непосредственно входит в печное пространство. Загрузка шихты производится в высшей точке печи. Шихта сушится, т. о., при помощи отходящих газов и подогревается до 1 000°. Температура отработанных газов в среднем 300-600°, а в главной зоне печи 1 200°. В состав отработанных газов входят: 0-1% О2, 0-2% СО, 18-28% СОг (зависит от карбонатов шихты). Осаждающаяся в камере первая окись и образующаяся в первой печи шлаковая пыль поступают в оборот или могут бьггь собраны и переработаны отдельно в малой вращающейся печи



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161