Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163


Фиг. 5.

В работе дисков отверстия для болтов в дисках снаблсают бронзовыми или стальными втулками.

Определение прочных размеров карданных сочленений. Диаметр d (в см) (фиг. 1) крестовины карданного сочленения определяется по ф-ле:

где Р-окружное усилие в кг, I-длина йап-фывсле, а-максимальный угол отклонения осей валов, к-допускаемое напряжение в кг/см. Окружное усилие Р определяется из уравнения:

Р-, где Е -радиус карданной крестовины в сж и - максимальный крутящий момент в кгсм на первой передаче (скорости). Отношение I : d обычно выполняется равным 1,25. Расстояние 2R между цапфами выполняется равным трем диаметрам К. в.

Предохранение карданных сочленений от грязи достигается применением кожаных или металлических картеров (фиг. 5), которые заполняются смазкой, обеспечивающей также и смазку цапф крестовины. Конструкция картеров должна предусматривать возможность свободного изменения угла между осями валов; в этом отношении наиболее совершенными являются картеры, соединяющиеся по сферическим поверхностям.

Конструктивное выполнение К. в., передающего вращение задним ведущим колесам автомобиля. Существуют 2 системы передачи вращения при


Фиг. 6.


Фиг. 7.

помощи к. в.: с двумя карданадш и с одним карданом. В первом случае осуществляется требование сохранения угловой скорости двух валов (вторичный вал коробки пере-

мены передач и вал ведущей шестерни дифференциала) в каждый момент одинаковой. При двух карданах необходимо предусмо-, треть специальные ме-5Ш рппШ ры для воспринятия ре-Щ) акций крутящих момен-



Фиг. 9.

тов ОТ зубчатой или червячной передачи заднего моста, от торможения и для передачи толкающих усилий ведупщх колес. В

том случае, если указанные усилия воспринимаются задними р ессорами, последние долншы иметь только одну заднюю сережку, передний же их конец шарнирно соединяется с рамой автомобиля при помощи рессорного пальца. В этой системе необходимо обеспечить свободноеизме-нение длины К, в. при деформациях рессоры. При одном карданном сочленении, хотя и не достигают точного равенства угловых скоростей между ведущим и ведомым валами, но значительно упрощается передача сил реакции раме автомобиля при помощи карданной трубы. Что же касается неравномерности угловых скоростей, то при небольших углах отклонения практич. значения она не имеет. Карданная труба жестко соединяется с картером заднего моста и в передней своей части имеет шаровое сочленение, центр к-рого должен совпадать с центром крестовины К, в. Шаровое сочленение соединяется с коробкой перемены передач (фиг. 6), в автомобилях же большой мощности-со специальной траверсой рамы (фиг. 7). В отдельных конструкциях шаровые сочленения заменяют вилкой, шарнирно соединенной с траверсой (фиг, 8).

Передача на передние колес а. Примером копструктивного выполнения


Фиг. 10.



передач при помопди К. в. к качающимся передним колесам, являющимся в то же время направляющими колесами (т. е. связанными с рулевым управлением), могут служить схемы на фиг . 9 и 10; на фиг. 10 показано также по-.тожение К. в. при повороте ко-



Фиг. 11.

леса; фиг. 11 дает конструктивное выполнение по схеме фиг. 10. Критическое число

о бо р отов К.в. ТаккакК. в., V У

соединяющий коробку перемены передач с задним мостом автомобиля, имеет относительно больщую длину и работает с большим числом оборотов, то, помимо обычного расчета на прочность (см. Валы), К.в. необходимо проверять и на критическ. скорость. Критич. число оборотов определяют по ф-ле:

где I - длина вала меяеду опорами в см, G-вес вала в кг,Е-модуль упругости материала вала в кг/см, I-момент инерции сечения вала в см*, или же по ф-ле:

щ = 300,

где /-стрела прогиба вала от собственного веса. Для увеличения момента инерции К. в. последние в настоящее время выполняются из стальных труб относительно большого диам. с тонкими стенками.

Лит.: Грибов И., Автомобили, ч. 2-Шасси, 7 изд., М., 1928; В U S S1 е п R., Automobiltechnisches Handbucb, 12 Aull., Berlin, 1928; Н e i d t P., Automobilbau, B; 2, Berlin, 1922; Heller A., Motorwagen u. Fahrzeugmascbinen f. fliissigen Brennstoff, 2 Aufl., B. 1, В., 1925; Dykes Automobile a. Gasoline Engine Encyclopedia, Cbicago, 1926. Б. Шпринк.

КАРДИОИД НЫЕ СХЕМЫ радиоприема и радиопередачи, наиболее часто встречающийся на практике частный случай комбинации в целях получения однонаправленного приема или излучения открытой и замкнутой антенны(см.). Т. к. значительное применение К. с. имеют пока только при радиоприеме, то дальнейшие выводы приспособлены именно для случая К. c.Vipn приеме. Связь открытой и замкнутой антенны, эффекты приема в которых далее комбинируются в промежуточ- йом или основном контуре приемника, обычно выбирается индуктивной (фиг. 1). Если эдс, получающаяся в открытой антенне, выражается уравнением:

%.а.=К.а. sincof , а электродвижущая сила в замкнутой ан-


Фиг. 1.

тенне (активным падением напряжения в последней пренебрегают)

а.а. = а.а. COS (р COS <ot ,

где <р - угол, составленный направлением волны с плоскостью замкнутой антенны, то, обозначая через М коэфф. взаимоиндукции между открытой и замкнутой антеннами, имеем для эдс, индуктирующейся в катушке L от открытой антенны,

тМЕо.а. cos (oi = Es COS Oit ,

где R-активное сопротивление открытой антенны (к-рая устраивается апериодичной путем специально включенного сопротивления порядка десятка тысяч fi). Полная эдс в контуре приемника:

рез. = -Бз.а. (Sin <Р Ь Е) COS Oit .

Это ур-ие-для общего случая комбинации открытой и замкнутой антенн; если выбрать в частности 3. .=JE?8, то для амплитуд получается ур-ие:

врез. = -Ел. а. (1 + COS (р),

представляющее кривую, характеризующую силу приема в разных направлениях (фиг. 2) и называемую кардиоидой. Для получения К. с, как показывает дальнейший анализ, требуется соблюдение условия

RSn

где S и п-площадь одного витка и число их в, замкнутой антенне, h. -действующая высота открытой антенны , с-скорость света. Форма полученной кривой показывает, что применение К. с. позволяет установить излучение или прием с одним максимальным и одним минимальным на- i правлением (при чем эти \ азимуты прямо проти- воположны). В смысле остроты направленности кривая при К. с. менее благоприятна, чем характеристика, получающаяся при только замкнутой антенне (на фиг. 2 две малые окружности); например, при отклонении направления волны от плоскости замкнутой антенны: а) при К. с. смещение азимута на 10° вызывает уменьшение эдс на 1,5 %, б) при восьмерочной схеме (две окружности) смещение азимута уже на 1° вызывает уменьшение эдс на 1,7%. Подробности о направленном действии К. с. см. Направленное радио. О фазовых соотношениях при приеме по К. с. и условиях получения правильной кардиоидной характеристики см. Гониометр.

На практике б. ч. осуществляется подвеска открытой и замкнутой антенны к одной и той же точке опоры. В случае малых рамок применяют в качестве открытой антенны выдвшкные стерженьки. Часто для получения К. с. используют вместо отдельных открытых антенн эффект открытой антенньг (или вертикальный), в замкнут, же антенне- путем заземления средней точки последней (см. Гониометр, фиг. 14). На фиг. 15 статьи Гониометр показаны характеристики, по-

Комбиноций замкнутой и открытом антенм


Фиг. 2.



лученные на практике при К. с, примененной к двум гониометрам, включенным на один и тот же приемник.

К. с. широко используются: 1) при пеленговании (см. Пеленгаторы) для получения однозначного пеленга, 2) при многократном радиоприеме (см.) для резкого абсолютного минимума приема и получения диаграммы направленности вида, отличающегося от кapдиoиI;ы (если Еа. Kg), 3) в радиомаяках (см.). К. с. нашли себе применение лишь с 1929 г.

Кардиоидная характеристика м.б. получена также комбинацией из трех ненаправленных (открытых) антенн, расположенных на одной прямой [1]. В этом случав диаграмма направленности для нормального случая приема (без учета нисходящих волн) подчиняется ур-ию:

Ерез. = в (1 sin . cos z),

в котором d-расстояние между соседними антеннами.

Лит.: 1) Е sau A.,Richtcharakteristiken u.Antennen-korabinationen, Jahrb. d. drahtl. Telegr. u. Telepb.*, в., 1926, В. 28, 1.

Баженов В. И., Направляемый радиоприем Радиотехник , Н.-Новгород, 1919-21, 8-15; Же sn у R., Usage des cadres et la radiogoniometrie, P. 1925; Wrigbt G. M. and S mi tb S. В., The Ra dio Revlewo, L., 1921, v. 2, p. 394-403; К e e n R. Direction a. Position Finding by Wireless, 2 edition London, 1927. B. Баженов

КАРДНАЯ ЛЕНТА, карда, см. Кардное производство.

КАРДНОЕ ПРОИЗВОДСТВ О, производство кард для кард очеса льн. машин. Кардой, или кардной лентой, называется щетка из стальных игол или скобок, покрьшающая рабочие поверхности кардньгг машин и служащая

о 6


Фиг, 1.

для расчесывания волокон при приготовлении их к прядению. Цель кардочесания- разрыхление материала и удаление примесей, отделение волокон друг от друга, равномерное их распределение и, в конечном итоге, их параллелизация. Для указанных долей применяются различного рода карды, в соответствии с обрабатываемым материалом: 1) для шерсти-лентапшриною38-56л1л*,со-сгЬящая из нескольких слоев хл,-бум,ткани, склеенных резиновым клеем, с наклеенным сверху войлоком; 2) для хлопка-лента шир, 19-51 Ji j t, состоящая из нескольких слоев хл,-бум, ткани (для оснбвных сортов- с прокладкой полульняной ткани), склеенных резиновым клеем, и покрытая сверху

слоем натуральной резины;, 3) для льна- лента из деревянных планок. Сквозь кардную ленту пропускаются скобочки из стальной проволоки, а через планки льняной карды-стальные иглы в строго определенном порядке и количестве.

Шерстяные и хл.-бум. карды. Схема работы карды показана на фиг. 1 (взята схема простейшей кардной машины, работающей на расчесывание шерсти). Питательный столик а подает шерсть, к-рая захватьшается валиками Ь, b и передается ими на барабан с. Над барабаном расположен ряд валиков, назначение к-рых - прочесывать шерсть; самый прочес выполняется т.н. рабоч, валиками dy имеющими более медлен, вращательное движение, чем барабан, и направленное в ту же сторону, Курьерчики е, вращаюпще-ся быстрее, чем рабочие валики, снимают оставшийся на рабочих валиках начес и возвращают его на барабан. Бегун / имеет значительно более быстрое движение, чем барабан; захватывая своими скобками кардную обтяжку барабана, он поднимает прочесанную шерсть на поверхность кардной

Фиг. 2.

ленты барабана и тем самым дает возможность последнему рабочему органу машины, пеньеру д, вращающемуся медленнее барабана, снимать шерсть с последнего. Гребень h окончательно снимает весь прочес с кардной машины.

Расположение игол кардной ленты может быть двояким: 1) иглы наклоном своим направлены в разные стороны, 2) иглы направлены в одну сторону, -9 \

Случай 1 (фиг, 2, А), Возможны ри комбинации: 1) карда а находится в состоянии покоя; 2) карда а движется в ту же сторону, что и карда Ь, при чем движение должно обязательно происходить с разной скоростью; 3) карда а движется в противоположную сторону. Во всех трех случаях карда Ь движется в направлении стрелки 1 со скоростью Vj. На практике 1-я комбинация не встречается, потому что прочес будет итти только до тех пор, пока карда а не будет заполнена волокнами, оседающими в кардном


Фиг. 3.

покрове, а затем он прекратится. Рабочая скорость для 2-й комбинации г? =V6-Уд (предполагая, что b движется быстрее, чем а); для 3-й комбинации v =t;ft -hv. На фиг. 2, Б, видны две совместно работающие скобочки, захва-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163