Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

ния на грунт и условие устойчивости пят на сдвиг; коэфф. трения кладки по кладке можно принять равным 0,7-0,8, сопротивление




Фиг. 18.

Фиг. 17.

кладки скалыванию-5 кг/см при учете и сопротивления трению; коэфф. устойчивости на сдвиг д. б. не менее 1,5. При трудности получить удовлетворительный результат прибегают к наклонному расположению слоев кладки и наклонному положению подошвы фундамента, которая д. б. по возможности нормальной к направлению равнодействую-ш;ей, определяемой при отсутствии временной нагрузки. При устройстве свайного основания рекомендуется передавать давление на него от собственного веса сооружения возможно более центрально. О давлении насыпи на устой см. Опоры мостов.

В массивных устоях с излишним количеством кладки, являющимся мертвым грузом и увеличивающим давление на основание опор, необходимо прибегать к уменьшению кладки путем устройства продольных или поперечных проемов, перекрытых сводами.При средней высоте насыпи, примерно до 10 jn, с успехом применяется продольный свод для перекрытия пространства между передней стенкой устоя и обратными, что дает возможность освободить от давления засыпки переднюю стенку и почти уравновесить давление земли на обратные стенки (фиг. 16 и 17). Для уменьшения распора полезно продольному сводику давать возможно больший подъем или заменить его лелезобетонной плитой.Устройство поперечных проемов лучше согласуется с наличием распора со стороны пролета (фиг. 18); во избежание прохода вод

одного пролета временной нагрузкой равнодействующая давлений на швы и на подошву фундамента не должна выходить из средней трети. В исключительных случаях допускается выход кривой давления из средней трети, при чем растягивающие напряжения в кладке не доллсны превышать 2 кг/см.

При глубоком заложении основания при помощи опускных колодцев или кессонов, поверка напряжений по ф-ле неравномернот го сжатия делается лишь для сечения,совпадающего с уровнем дна реки (после размыва, если он предусматривается расчетом отверстия). Давление на подошву определяется при этом в предположении равномерного распределения вертикальных слагающих.


Давление на грунт при глубине заложения основания до 2,5 от поверхности земли не должно превосходить для:

Сухого мергелистого и глинистого плотного грунта...............б кг/см*

Плотно слежавшегося сухого песка ... 4

Гравия и крупного песка.........6

Сухого чистого песка...........2

Глинистого влажного слабого грунта . . i Скалы твердой, сплошной (независимо от

глубины заложения основания).....зо

Скалы среднего качества.........15

слабой............... 8

При углублении фундамента в глинистый или песчаный грунт на глубину более 2,5 л1 допускаемые напряжения м. б. повышены от 0,10 до 25 кг/см на каждый м глубины-чем глубже, тем больше. Предельная нагрузка на сосновые сваи, забитые в грунт под основание до отказа, допускается: на сваю диам. 26 сл*-17 т, диам. 30 см-22,5 ш, диам. 34 см-29 т.

Для начала подбора профиля быка можно взять толщину его в уровне пят от Ve ДО Vio пролета, а боковым граням придать уклон от /40 до /15. На быке должны помещаться


Фиг. 20.


через такие проемы в них д. б. поставлена одна или две тонкие стенки, распертые между собой также стенкой.

Бык получает свое очертание в зависимости от действующих на него усилий и расположения пят сводов. При загружении

пяты сводов с нек-рым расстоянием между ними (от 0,25 до 0,5 м). Наименьшая толщина быка-1,5 м. Устройство пустот внутри высоких быков для уменьшения давления на грунт возможно при применении железобетонных горизонтальных диафрагм.



Очертание быка в плане должно отвечать местным условиям. Если бык проектируется для путепровода или вне водного потока,


Фиг. 21.

простейшей формой для кладки является прямоугольная. Если бык д. б. расположен в русле потока, то очертание его в плане

lllllllll!inillil!inillllllllllllUMlniMlinillliilllllllllllll lllllHJIIIIPIUIII lllnilllllinilllllllllllllllJIIIIIIIHIM


должно способствовать благоприятному протеканию воды под мостом. Быки в таких случаях стесняют живое сечение потока, увеличивают его скорость и б. или м., в зависимости от очертания, нарушают правильность течения воды, вызывая увеличение скорости в одном месте и уменьшение ее в другом, а такнсе появление водоворотов, вследствие чего происходит размыв грунта и образование отложений. Из произведенных опытов

установлено, что формы д и е (фиг. 19) вызывают наименьшее возмущение течения вдоль быка и перед ним по высоте волн и по ширине возмущенной поверхности. Форма быка в плане при плоских боках д. б. образована кривыми, плавно сопрягающимися с боками, т. е. по фиг. 19, д. Для большего упрощения кладки аванбек (передний фас быка) можно очерчивать прямыми в виде равностороннего тр-ка (форма г ), при чем для прочности острое регкущее ребро следует закруглить (форма ж ). Для малых речек с ледоходом допускают очертание б , с незначительным округлением углов, при чем корма быка делается круглой. Для речек даже с ледоходом, при незначительной прочности льда, или для речек с большой скоростью под мостом и со слабым грунтом весьма целесообразной является форма з . Чем больше скорость потока, чем сильнее живое сечение его стесняется быками, чем слабее грунт и чем меньше пролеты, тем совершеннее должна быть форма быка.

Одним из серьезнейших вопросов, возникающих при постройке К. м., является вопрос о кружалах, в связи с их деформацией при кладке свода; за деформацией кружал неизбежно должен следовать и незамкнутый еще свод, который представляет собою, однако, при употреблении цементного раствора, мало деформирующийся каменный массив, почему в нем и могут появиться трещины. Движение свода по опалубке происходит не только от деформации материала кружал, но и от осадки онор и обмятия врубок. Для устранения деформации свода необходимо: 1) разместить элементы кружал, на основании соображений о правильной их работе, для передачи нагрузки их земле; 2) дове-стичисло опор до требуемого по расчету, с достаточным коэффициентом запаса прочности; 3) принять меры к уменьшению обмятия врубок, для чего ставить из дуба те части, которые подвергаются сжатию поперек волокон, и прокладывать в стыках железные листы. Камни свода укладываются на дощатой опалубке, к-рая иногда лежит на обрешетинах и чаще всего на косяках, являющихся верхним поясом подвижных кружальных ферм, опертых, при помощи особых приборов для раскружаливания, каждым узлом на свайные опоры. В поперечном направлении кружальные фермы, подвергающиеся действию ветра, д. б. жестко связаны между собой. Для сводов высоких виадуков постановка промежуточных опор вызывает большие расходы и дает значительную упругую



осадку и осадку от обмятия; поэтому опоры для крулсал устраивают в этом случае на быках под пятами сводов, где закладывают железные балки , на выступающих концах к-рых и располагают кружала при помощи приспособлений для раскружаливания. При большом пролете (свыше 20-25 м), для большей

очень легко было регулировать подтягиванием затял{;ек. Задание подъема было сделано удачно, т. к. кружала опустились на 140 мм (см. Круоюала).

При проверке прочности кружал следует руководствоваться нормами допускаемых напрялгений, предписанными НКПС.


жесткости, кружала утверждают на деревянной башне, поддерживающей середину кружал в пролете. При постройке длинных многопролетных или очень широких мостов деревянные кружала заменяются иногда железными, к-рые, кроме выгодности многократного применения, имеют еще преимущество большей жесткости. Главный недостаток их - большая чувствительность к колебаниям Г. Железные кружала применяются также в случае малой строительной высоты или необходимости оставления во время производства работ значительного судоходного пролета.

Для передачи нормальной составляющей от веса свода, леж;ащего на кружалах, подкосы должны иметь радиальн. направление. Для сокращения опорных точек нек-рые подкосы могут быть заменены двумя, как это сделано в кружалах моста des Amidonniers (фиг. 20). На фиг. 21 представлены кружала, построенные по тому же принципу для большого подъемистого свода, в которых для уменьшения длины радиальных подкосов приходится перехватывать их опорными точками по уровню прогонов аЪ. Кружала, опертые на несколько башен (высотой 36 м), для моста Montanges показаны на фиг. 22. Оригинальная система кружал была применена при постройке моста Адольфа в Люксембурге, пролетом в 84,65 м (фиг. 23). В верхней части свода узлы поддерживаются радиальными подкосами, далее-попеременно радиальными подкосами и тр-ками. Все эти элементы опираются на шарнирную деревянную арку-многогранник, по сочленениям к-рой поставлены затяжки из стальных канатов. Под концами этой арки, на специально построенных бычках, были расположены клинья для раскружаливания. Строительный подъем дан был в 13Ъмм: его

Подача материалов при постройке К. м. производится по служебному мосту при помощи вагонеток или специальных кранов. При сооружении высоких виадуков применяются подвесные дороги, В виадуке Ландвассер высокие быки клались без подмостей, В центре опор поставили железные башенки, на к-рые опирался вспомогательный рабочий мостик-кран в 5 т. По мере поднятия опоры башенки наращивали, и мостик поднимался. Железные башенки оставили в кладке.

Лит.: Передерни Г. П., Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчет, ч. 1-Мосты ма-.чых пролетов, М.-Л., 1927, ч. 2-Мосты больших пролетов, отд. 1-Каменные мосты. Л., 1925,- е г о ж е, Новейшие приемы постройки каменных мостов, СПБ. 1908; Водзинский Б. М., Мосты каменные и деревянные, СПБ, 1903-04 (литогр.); Кривошеий Г. Г., Расчет сводов, П., 1918; Труды НТК НКПС , 4-й сборник Бюро инж. исследований, М., 1925; Технич. условия проектирования и сооружения каменных и бетонных мостов для ж. д., М., 1926; S 6 j о U г п 6 Р., Grandes vofltes, Bourges, 1913-16; Gay С, Ponts en maconnerie, P., 1924; A r a g о n E., Ponts et ouvrages en maconnerie. P., 1909; Preys-s 1 n e t, Le pont de Villeneuve, GC , 1921; P i с a r d P., Notice sur la construction du pont de Montanges, Ann. des Pontset Cbaussees*, P., 1911, rf; M e 1 a n J., Der Brucfcenbau, B.2, 3 Aufl., Lpz.-W., 1924; Handb. Ing., T. 2, B. 1-Bruckenbau, 1917; T о 1 к m i 11 G., Leitfaden f. das Entwerfen u. die Berechnung gewOlbter Brucken, 3 Aufl., В., 1912; Kirchner H., Rii-stungsbau, В., 1924; Foerster M., Die Syratal-brucke im Plauen, im Vogtlande, Schweizer. Bau-Ztg , Zurich, 1905, 2; A с a t о s. Die Addabrucke bei Morbegno, ibid., 1903; Bach C, Versuche mit Granit-quadern zu Bruckengelenken, Z. d. VDI , 1903, B. 47, 1, p. 1439. H. Хоиутинников.

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ, кладка, возведение тех частей сооружения, материалом к-рых служат естественные или искусственные камни. Кладка бывает: 1) тесовая- из правильно отесанных камней, 2) бутов а я-из неправильной формы камней естественных пород, 3) кирпичная, 4) смешанная-из бутовой кладки, об.чицован-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163