Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

ны обязательно отворяться нарул-су. При наличии с одной или двух сторон зала окон они снабжаются занавесками, шторами или ставнями, плотно закрывающими их и легко управляемыми. Минимальное число выходов из зала шириною 1,50 м определяется из расчета 1 ж на 100 чел.; кроме того, особенно в деревянных PC, устраиваются запасные выходы наружу. При выборе формы зала нужно иметь в виду, что с боковых мест (при сильном отклонении угла зрения от прямого) получается искаженное зрительное впечатление от картины на экране; поэтому предпочтительна форма зала продся-говатая (1,5 :1 или 2 :1). Пол зала весь или частично (от V2 ДО % его) д. б. наклонный, с уклоном 3-5% и не более 25%.

Экран устраивается из хсиста или пспот-на, натянутого на раму; окраска его алюминием дает более четкое и яркое изображение, но рекомендуется только при узких длинных залах, так как при этом с боковых мест картина сильно теряет в ясности. Экран делается прямоугольным с отношением ширины к высоте 4 : 3 и с максимальной шириной, равной V4 расстояния от экрана до проекцион. аппарата; расстояние от низа экрана до пола д. б. не менее роста человека. Экран ставится вертикально или наклонно так, чтобы угол падения световых лучей равнялся углу зрения из центра массы зрителей. Экран устанавливается обычно против входной торцевой стены зала, особенно если при зале имеется сцена или эстрада (см. Клубное строительство), или же на узкой стене над входами; последнее устройство имеет то преимущество, что аппаратная расположена в противоположной от входов и выходов части здания и совершенно изолирована от публики; оно особенно применимо в деревянных К. Иногда киноаппаратная устраивается за просвечивающим экраном, что возможно лишь для небольших изображений, т. к. такие устройства требуют помимо зрительного зала большого пространства за экраном. При этом направление световых лучей не должно совпадать с линией, проведенной от глаза зрителя к источнику света, так как в противном случае с некоторых мест будет видно светящееся пятно от объектива аппарата.

Киноаппаратная должна устраиваться за стрной зрительного зала, полностью из несгораемого материала, с огнестойкою дверью и без каких-либо деревянных частей, за исключением случаев, когда за.я вмещает не свыше 150 мест; тогда допускается аппаратная деревянная, с обивкою стен, пола, нотолка и дверей асбестом или войлоком, смоченным в глине, и лелезом в закрой. Площадь камеры для одного аппарата д. б. <t 2 м, высота 2,5 м; ширина проходов около киноаппарата с трех сторон должна быть < 0,70 м. При наличии большего числа аппаратов площадь камеры соответственно увеличивается. Дверь из аппаратной, размером <t 0,70 х 1,75 ж, должна отворяться наружу, не иметь запора и автоматически затворяться. Выход из аппаратной в зрительный за.я не допускается, а доллен выводить в помещение, где нет скопления публики и где имеется окно или дверь наружу, или

на отдельную лестницу с выходом наружу; если соблюсти это условие невозможно, то при аппаратной устраивается несгораемый тамбур шириною <1м так, чтобы расстояние меледу входом и выходом тамбура было

< 2 м. Для перемотки лент при камере устраивается отдельное несгораемое помещение. Аппаратная должна иметь выведенную на-рулху несгораемую вентиляционную трубу с самостоятельными каналами: дляпритока- сечегшем < 160сж, и для вытяжки < 350 см-. В стене, отделяющей аппаратную от зала, допускаются только 2 отверстия на каждый аппарат, закрытых вмазанным в стену зеркальным стеклом, поверхностью > 100 см. каждое, с общей автоматич. плотной заслонкой: одно-для проекции световых лучей, другое-для наблюдения за экраном.

В за.т1е допускается эстрада, площадью

< 40 м с одной не меняющейся огнестойкой декорацией. Если при кино предусматривается сцена для драматических, музыкально-вокальных и хореографических спектаклей, то при емкости зала более 1 ООО чел. здание должно удовлетворять всем правилам о театраж (см.); при меньшем же количестве зрителей д. б. соблюдены следующие правила: сцена с трюмом заключается в несгораемые стены, превышающие прилегающие крыши на 1 jn; перекрытие м. б. деревянным. Сцена, площадью > 120 без колосников и рабочих галлерей, до.яжна иметь <t 2 выходов в разных местах с огнестойкими дверями, размером < 0,90 х 2,00 м, открывающимися наруну; трюм высотою < 2 ж, с отдельным входом не через сцену, не м. б. использован для склада декораций, бутафории и т. п. или под уборные артистов; уборные в количестве < 2, площадью <3м каждая и высотою < 2,5 ж, отделяются от сцены коридором, шириною <1,Ь м, или устраивается фойе артистов с особым выходом наружу, причем лестница д. б. несгораемая, в такой же клетке, с непосредственным дневным освещением и маршами шириною <1 м. Для артистов д. б. устроен отдельный клозет с умывальником. Помещения для декорации и бутафории доЛлны отделяться от сцены огнестойкими дверями и иметь особый выход не через сцену. Занавесы из плотной материи, закрывающие арку сцены, а также кулисы и декорации, д. б. пропитаны огнеупорн. составом. Управление электрич. освещением сцены должно находиться в огнестойкой будке, к-рая м. б. в трюме.

Аппаратная и зрительный зал должны иметь отдельные сети для электрич. освещения, к-рые доллны выключаться из камеры и из другого пункта. Освещение в коридорах, вестибюле, лестницах и т. п. таклсе включается в 2 отдельные сети, чтобы неисправность одной группы ламп не в.тияла на другую. При отсутствии электрич. энергии допускается керосиновое или керосинока-лильное освещение при условии помещения приборов не ниже 2 .м над полом; при этом керосиновые лампы д. б. прочно прикреплены к устойчивым и неподвижным частям здания, иметь металлическ. резервуары и от легко возгорающихся предметов находиться на расстоянии <1м или быть изолированы железными .листами но асбесту.



Отопление предпочтительно центральное, паровое или водяное, с приточной и вы-тялшой вентиляцией, обмен воздуха в зале- трехкратный, в курительной и уборных- пятикратный,в остальных помещениях-двукратный. При печном отоплении печи д. б. постоянного типа с плотными дверцами; топка должна оканчиваться за 2 часа до сеанса. Топка печей из аппаратной, а таюке со сцены запрещается. Темп-ра в помещении для публики д. б.+ 12°.

В здании д.б. установлены п о л: арные краны диаметром < 37,5 см так, чтобы при длине рукава < 10 jh каждое место в помещении м. б. залито с двух сторон. Краны с постоянно привернутыми рукавами и стволами доллшы заключаться в застекленных шкафчиках, окрашенных в красный цвет с надписью: Пожарный кран ,и располагаться так, чтобы путь отступления полсарного был всегда обеспечен и находился во всяком случае вне киноаппаратной и сцены; на сцене и в бутафорской уместны, сверх того, огнетушители. Кроме того в определепиом месте Д0.11ЖНЫ всегда храниться противополеарные приспособления.

Конструкция здания, особенно зала, м. б. весьма разнообразна, в зависимости от величины его, климатическ. и иных местных условий и предполагаемого срока эксплоата-ции здания; стены м. б. кирпичные, из бетонита и теплого бетона; лселезобетонная рамная конструкция с заполнением каркаса теплыми стенами; деревянная конструкция


Фиг. 2.


Фиг. 3.

каргсасной системы с арочными перекрытиями, и др. Перекрытия зала: лселезные или деревянные стропила разных систем с утеп-.тенным верхним покрытием или с подвесным утепленным потолком.

На фиг. 2 и 3 приведены разрез и план деревянного киноздания, построенного Моссоветом в Замоскворечьи (инлс. И. С. Смирхюв и арх. В. А. Михайлов); основная конструкция его-трехшарнирные арки из досок, скрепленных болтами и железными боковыми шпонками, пролетом 15,8 м, поставленные на расстоянии 2,70 м друг от друга; доски скреплены болтами и железными боковыми шпонками. Примыкающая к задней стороне зала 10 несгораемая кирпичная аппаратная 12 с отде.тьными входами и с котельной ото-п.тенпя в подвале совершенно изолирована

от деревянного здания; экран 11 помещается над входом из фойе 4. Гардероб отсутствует. Остальные цифры означают: 1-вестибюль, 2-касса, 3-помещение для администратора, 5-красный уголок, 6-комната слул-:а-щих, 7-курительная, 8 и 9-уборные, 13- выходные сени.

Лит.: Техпическ. правила устройства зрелищных предприятий кинематографич. характера в г. Москве и Моск. губ., М., 1928; Z и с к е г Р., Theater и. Lichtspielhauser, В., 1926; WilmsF., Lichtspiel-theaterbauten. В., 1928. К. Грайнерт.

КИНОТЕХНИКА, совокупность правил и приемов для съемки и оформления кинематографическ. картин. Если картины воспроизводятся по определенному, заранее написанному сценарию, то обработка последнего производится на кинофабрике под руководством режиссера, к-рый прорабатывает вопрос о съемке отдельных моментов и сцен, опреде.тяет, где доллша производиться съемка: в павильоне или на открытом месте, выбирает типал{, артистов и костюмы, репетирует с артистами и руководит работами по соорулсению декораций. Самая съемка производится оператором, по ухазаниям ре-лсиссера. Съемка составляет валшейший момент кинематографическ. производства. Существует несколько различных приемов кп-пематографич. съемки, которые применяются, с одной стороны, для естественного соединения отдельных частей фильмов мелсду собою (диафрагмирование, наплыв), ас другой-для получения чисто съемочных трюков (замедленная и ускоренная съемка, съемка с перерывом, слолшая экспозиция и т. п.). По отношению к двилущемуся предмету практикуются следующие приемы: а) съемка неподвижно стоящим аппаратом и б)съемка с автомобиля или специальной платформы, передвигающихся с той же скоростью, что и объект съемки. Применяется еще и панорамная съемка для получения общей картины; эта съемка захстючается в том, что укрепленный на тренолшике аппарат вращается во время съемки в горизонтальном или в вертикальном направлении (см. Горизонтальная панорама).

Характер съемки обусловливается т. н. п л а и а м и, т. е. той чацтью пространства, к-рою кадр ограничивается при съемке: в зависимости от расстояния аппарату до снимаемого предмета молгно получить различные планы. П.чан бывает: крупны й- когда расстояние от аппарата до предмета равно 0,5-1 ж; п е р в ы й-когда расстояние равно 1-3 ж; в т о р о й-при расстоянии 3--5 м, и общи й-при расстоянии более 5 м. Крупным планом снимается какая-либо деталь или часть предмета, напр. лицо, руки, ноги, отдельные небольшие объекты; прочие планы служат д.яя съемки действия на большем или меньшем пространстве, по выбору и указанию релсиссера. Существует еще т.н. задний план, служащий для съемки декораций. При съемке лица 1срупным планом, для избелсапия слрпп-ivOM резких деталей, ненриятных при большом увеличении на экране, применяют довольно часто так называемый мягкий фокус, к-рый .состоит в том, что съемку производят через тонкую шелковую сетку п.ти же через особую линзу, надеваемую на



объектив аппарата. При этом получается очень мягкое, как бы подернутое легкой дымкой изображение.

Особый прием представляет собой кадровая, или мультипликатор па я, съемка, к-рая чапде всего употребляется для шаржей, реклам и т. п. Этот прием заключается в том, что съемка производится не непрерывно, а отдельными последовательными снимками (кадрами): сначала снимают один раз данные неодушевленные предметы (буквы, рисунки, куклы и пр.); затем эти предметы переставляются и-чи приводятся в другое положение и снова подвергаются однократной съемке, и так делается снимок за снимком на протяжении нескольких метров. При проекции на экран создается изображение неодушевлетпюго, но самопроизвольно передвигающегося предмета.

Для удачной кинематографической съемки от артистов требуется соблюдение некоторых особенностей и условностей во время игры. Артист всегда должен играть перед аппаратом. Двилсепие и мимика, составляющие игру артиста, доллшы происходить в строго ограниченном пространстве, обусловленном размерами кадра. Попутно с этим необходимо вести игру в планах и в глубину . Перемещаясь и жестикулируя, артист должен считаться с расстоянием от съемочного аппарата. Чем ближ;е он находится к аппарату, тем размереннее д. б. его ж;есты и тем сдержаннее мимика лица. При движении, в особенности когда съемка производится крупным или первым планом, артист все время должен оставаться в фокусе объектива. Каждое двилсеиие д. б. рассчитано на определенный промел:уток времени или, вернее, на ту или иную длину моп-талшого куска фильма, на его метрал;;. Кроме того все двилгения д. б. такими, чтобы при проектировании фильма на экран получалось естественное впечатление. Процесс съемки происходит либо на кинофабрике, в специально приспособленных ателье (см. Киноателье), либо вне павильона.

Съемка немого и звукового фи.льмов представляют большие различия. Съемка немого фильма сопровождается необычайным шумом от установки декораций, работы съемочных и осветительных аппаратов, мегафона режиссера. Съемка звукоговорящей картины проходит в абсолютной тишине, прерываемой лишь теми звуками, к-рые фиксируются одновременно со съемкой: диалогом актеров, необходимой музыкой, звуками, соответствующими обстановке сюлсета. Весь процесс работы регулируется световыми сигналами. Звуковая съемка требует особых акустическ. условий и правильного располо-лсения микрофонов, от которых звуки передаются звукозаписывающим приборам. Зву-коговорящая картина строится на меньшем количестве перемен и большей длительности отдельных эпизодов и требует многочисленных предварительных репетиций. Благодаря сложности постановки елхедневно можно снять лишь несколько минут действия: средняя картина, воспроизводимая в течение 70 мин., сшгмается 20 дней.

Киносъемочные аппараты. Киносъемочный аппарат представляет собою фото графическ.


Фиг. 1.

камеру с приспособлением для нанесения быстро чередующихся снимков на пленку. Сущность кинематографии заключается в том, что двиление разлагается на отдельные моменты, на отдельные положения или фазы, к-рые фотографически воспроизводятся, а так как наш глаз обладает свойством сохранять зрительное впечатление в течение известного променсутка времени (около V?- Vso ск.) после того, как зрительное раздра-:кеиие прекратилось, то зритель продолла-ет еще некоторое время видеть на экране изображение, когда оно уж:е исчезло. Если сделать в 1 ск. в среднем 16-20 снимков и с такою жь скоростью проецировать на экран, то для нашего глаза создастся иллюзия двилгения. Съемка производится при прерывистом двилсеиии пленки позади съемочного или экспозиционн. окна а (фиг. 1), впереди к-рого рас-поло лссп объектив б. Для отделения кадров друг от друга в конструкцию съемочного аппарата вводится вращающийся затвор, или обтюратор в, который представляет собою диск с вырезом в

форме сектора. Размер выреза молет регулироваться в зависимости от требований съемки. Обтюратор вращается так, что его глухая часть закрывает окно в момент передвижения пленки, а секторный вырез проходит мимо него во время остановки ее. Передвилгение пленки совершается при помощи ряда отверстий (перфораций) вдоль краев. Эти перфорацрш делают строго определенного размера (2,8x1,9 мм); расстояние между центрами отверстий 4,75 мм, а расстояние от краев пленки до центра перфорации 3,35 мм. Ширина самой пленки всегда, равна 34,9-35 мм. Вышина кадра равна 19 мм, и на калодом кадре находятся с обеих сторон по 4 перфорации. Пробивание перфораций является делом крайне слолщым, так каьс технические условия требуют точности работы до тысячных долей мм. В перфорации входят зубцы механизмов, передвигающих пленку как в киносъемочных, так и в кинопроекционных аппаратах. Для осуществления прерывистого движения пленки в киносъемочных аппаратах применяется вилочный захват, или грейфер г, который захватывает своими концами два противолежащих перфорационных отверстия пленки, продвигает пленку вниз и затем, снова поднимаясь вверх, захватывает следующие два отверстия. Кроме того в ка-лсдой системе съемочного аппарата имеется транспортирующий механизм д, состоящий из одного или двух зубчатых барабанов, которые слунат одновременно для сматывания свелсей пленки с подающей кассеты е и подачи заснятой пленки на катушку приемочной кассеты о/с. Далее, во всех киносъемочных аппаратах имеются: визиры (видоискатели) для установки изображения на пленке, приспособления для наводки на фокус, счетчики метража, пробойники для указания концов сцен и штати-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152