Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

ния основы, образования ремиза, пропускания утка и вязки узлов.

Ковровое производство особенно широко развито на Кавказе и в Средней и Малой Азии; азиатские ковры наиболее известны на мировом рынке. Из кавказских ковров наиболее известны дагестанские: сумахи- односторонние наласы размером 15-20 и даже до 30 м-; двусторонние темир-хан-шурин-ские паласы ( думы ); табассарские ковры с ворсом (их качество понижено анилиновой окраской) и наконец джидлшмы - тонкая


Фиг. 1.

Фиг.


Фиг. .4.

Фиг. 1.-Начало закладывания нити основы через палочку около iiaBOH, т.е. около нижней скрепы станка или нижней рамы. Фиг. 2.- Перекидка основной нитки через верхнюю скрепу стайка или верхнюю ча(;Т1. рамы. Прохождение нити под нижней скрепой навоя и обхватывание налочки, укрепляющей основу, для поворота нити вверх или вниз,-разделение нитей на задлие и передние нити ос.овы. из которых 11е1;едиие служат для тканья, а задние представляют coRoii продолжение основы. Фиг. 3.-Образование поворота для задней стороны основы. Фиг. 4.-Образованье поворота для передней сто()Оны основы.

ковровая односторонняя и двусторонняя ткань очень высокого качества, слулсащая для покрывал и обивки мебели. Из азербайджанских ковров интересны кубинские ковры, чрезвычайно тонкой выработки, но небольших размеров (не более Зж-). Далее, известны бакинские и длсаватские ковры.

Фиг.


Фиг. 6. Фиг. 7

Фиг. 5.-Укрепление распреде.чите.ш (толстая иалка) и начало образования ремиза. Фиг. 6.- Образование ремиза путем заключения в петлю каялдой четно11 иитки основы (нечетная пропускается, четная петлюет1;я). Фиг. 7.- Нить возвращаетш и, закрепившись па тонкой па.11не, заключает в петлю очер.едную нитку. Фиг. 8. - Наглядно показан способ закрепления нити перед тем, как де-ттать очередную петлю.

ПО больше всего идут на рынсгк так называемые капристанские ковры Шемахиьг-ского уезда; здесь особенно славятся двусторонние паласы. К югу от Баку, в Ленко-ранском районе, изготовляют художественные казахские ковры. В ркйоне Ленинака-на производством ковров занимаются кочевые или полукочевые курды, которые изготовляют так называемые яманы-безворсые двусторонние наласы тонкой работы и оригинальных рисунков. По грубому подсчету, перед войной 1914-18 годов в ковровых районах Кавказа производством ковров занимались 370 000 человек, т. е. около одной десятой части населения.

В Ср. Азии особенно художественные и тонкие ковры вырабатываются туркменами, у к-рых это производство находится в тесной связи с овцеводством. Типичные туркменские ковры имеют в главной части рисунка гюль (розу), т. е. четырех-, шести-или восьмиугольную фигуру, заполняюшую поле ковра. Старые туркменские ковры бывают то блестящие, исчерна-красные с шелковым лср.ттовато-белым и розовым орнаментом, то матовые и дымчатые с синим вкраплением на красно-буром фоне, то яркие, с крупным орнаментом или пестрыми полосами по почти белому фону. У туркменов ткут исключительно женщины, и в употреблении горизонтальные станки. Стриженые ковры на обоих концах имеют но широкой полосе основной ткани. Гладкие паласы бывают трех сортов: высший сорт имеет мелкий и ясный двусторонний рисунок; во втором сорте рисунок слабо виден на изнанке, а в третьем сорте-почти совершенно не виден. Ковровые ткани туркмен имеют шерстяную основу и такой же уток. При

Фиг. 9. Пропускание лииеГ1ки, на которую наоцраются нечетные iUiT.i основы.

тканье пропускают по одной уточной нитке после каждого ряда петель, тогда как в других среднеазиатских коврах уток проводится двумя нитками через один ряд петель. Из текинских наилучшими считаются ковры племени Сарык и Салор в Иолатане и Пендо. За ними идут текинские ковры из Мерва и Ашхабада и наконец иомудские и ковры кочующих племен в окрестностях Кызыл-Аяка. Салорские ковры отличаются от прочихтуркменских ковров ясно выра-лсенным персидским влиянием. Текинские ковры вообще принадлежат к лучшим туркменским изде.чиям, но в торговле почти все туркменские ковры называются неправильно текинскими. Основные цвета текинских ковров буровато-вишневые,орнамент-


Фиг. 10.

Фиг. 11. Фиг. 12. Фиг. 13.

Фиг. 10.-Нача,71о коипа-пропускание утка. Фиг. 11.-Обратиое прохождение уточной кипы. Фиг. 12.-Узлование (вязка узлов) для бархатного ковра. Фиг. 13.-Выпопнеиие гладкого восточного ковра.

темносиний, светлокоричневый и желтоватый. Иомудские изделия не так коротко стрижены, как салорские и текинские; краски у них великолепны. Кызыл-аякские ковры, к-рые вырабатываются в окрестностях



гор. Керки, в продаже называются бухарскими. Ферганские ковры, небольших размеров, имеют цвета: синий и красный, или по красному фону синий рисунок, или по синему красный с черным. Здесь в изображении узоров встречаются различные тамги, т. е. родовые знаки и узоры китайского происхождения. Восточно-туркестанские ковры (яркендские, кашгарские, катанские) бывают двух техник: 1) тонкие и плотные, с ворсом, стоящим прямо; 2) менее плотные, с наклонным ворсом на лицевой стороне. Все фигуры восточно-туркестанских ковров носят явно китайское влияние и имеют много китайских символов, как например вазы, драконы, облака, летучие мыши. Хотя в настоящее время почти не имеется в продаже узбекских ковров, но их делают все узбекские племена, и кочевые и оседлые, на горизонтальных станках. Пал асы узбеков-делаются сшивными и не сшивными. Афганские ковры отличаются длинным ворсом, толсты, тяжелы, темного общего фона, черно-бурые и красно-бурые, с темносиними и красными узорами; кое-где встречаются белые иятна.

В Малой Азии наиболее известны брус-ские, ангорские и смирнские ков15ы. Главным центром выработки являются Ушак-ский район и провинции, прилегающие к Персии. Крупнейшие рынки-Смирна, Кон-стантиноноль и Брусса.

На Украине и в некоторых местностях РСФСР также изготовляются ручным способом ковры на вертикальных станках. Украинский примитивный станок кросна представляет собою вертикальную раму высотой 1,75 м, из двух стоек, связанных сверху и снизу перекладинами, причем верхняя перекладина может заклиниваться на любой высоте. Основой служит ссученная втрое пеньковая пряжа, толстая, как для рядовипы; для навивания основы требуется участие трех человек, из которых один сматывает основу с клубков и набрасывает на станок, а другие два раскладывают основу правильными рядами на верхней и нижней перекладине. Основа образует двойной ряд петель в восходящем и нисходящем порядке, причем для разделения рядов служат линейки или палки, прилегающие к перекладинам по всей ширине станка; третья налка вставляется в средней части основы. Снование начинают снизу и ведут основу кверху через верхнюю палку и через перекладину, а потом ведут нить через нижнюю палку и перекладину, до тех пор пока не получится основа требуемой ширины. Ткут сначала одноцветную кайму фона и к ней приметывают нарисованный чернилами в натуральную величину узор. Во время ткачества основу перебирают и согласно узору закладывают шерсть, проводя через основу моточек шерсти и забивая деревянным гребнем. Бессарабские ковры делают на наклонных станках; молдавские, тонкой шерсти, ткут на вертикальных станках. Из украинских ковров известны также калимы, или простые народные ковры; для утка употребляют цветную шерсть, при работе до 10 челноками. Курские ковры являются переходным типом между калимами и гобелено-

выми коврами. На севере СССР в Тюменском округе делают морховые ковры и наласы из шерсти и толстой льняной пря-нш, с анилиновой окраской. Техника сводится к завязыванию узелков и пропусканию двух нитей основы через ряд узелков

во всю ширину. Е. Прибыльская.

2. Ковры механического производства. Эти

ковры весьма разнообразны как по способу изготовления, так и по применению их\ Главное применение они имеют д.ля убранства помещений: для застилания нола, для украшения стен, для обивки мебели, в виде драпировок, портьер и наконец для обтяжки стен в виде обоев. Ковры механического производства работаются как в виде штучного товара и целых гарнитур, так и в виде кусков оиределенной длины: ковровые дорожки, ковровая ткань для портьер, ковровые обои и т. д. В отношении способа изготовления ковры механическ. производства разделяются на следующие основные группы: 1) ковры из простой ткани, имеющей одну основу и один уток; 2) ковры из двойной или тройной ткани, имеющей две или три системы основных и уточных нитей. Первая группа не имеет ворса, вторая может быть и с ворсом и без ворса. Наиболее простыми являются ковры первой группы, представ-.ляющие собою ткань простого переплетения. Этот вид ковров работается из крученых в 2 нитки основы и утка, приготовленных из коровьей или грубой овечьей шерсти. Обычно пряжа приготовляется очень грубо, шерсть недостаточно протрепывается и прочесывается, отчего прялеа и самая ткань получаются очень неравномерные и грубые. Д.ля основы вместо шерсти иногда берут пеньковую пряжу. Ткань работается полотняным переплетением или четырехремиз-ной саржей.

Ковры, сработанные по пеньковой или грубой льняной основе (24-28 ниток на см) шерстяным утком из коровьей, грубой козьей или овечьей шерсти, известны под названием тирольских. Рисунок ковров этого вида кроме смены утков различных цветов получается переплетением. Тирольские ковры работаются на, 12, 16 и 20 ремизках и применяются как для покрытия иола, так и в виде столовых скатертей.

Под названием венецианских ковров в Англии известны ткани, изготовляемые из крученой, обычно в 2 нитки, камвольной основы и утка, скрученного в 3 или 4 нитки из крученой льняной нряжи. Т. к. уток значительно толще основы, то ткань имеет вид ноперечного репса. Плотность основы больше плотности утка в два раза и более, и потому как с лица, так и с изнанки основа застилает уток. Рисунок в виде продольных полос получается благодаря окраске нитей основы в различные цвета. Этот вид ковров получил дальнейшее развитие в виде так называем, британских ковров (british carpets). Британские ковры сложнее по строению ткани и богаче по рисунку, чем венецианские. В качестве основы применяется крученая в 2 нитки камвольная пряжа. Основа-крашеная. Нити для фона красятся обычно в черный цвет, остальные-в юазличные оттенки зеленого,



желтого, красного и других цветов, с частой сменой цветов. Утка два-один тонкий, льняной из некрученой нряжи или из крученой в 2 нитки, второй-ровный, ЛЬ}ШНОЙ

или хлопчатобумажный, трощеный из большого числа ниток, от 8 до 30. Оба утка черного цвета. Прокидка утков идет попеременно, один раз тонким и один раз ровным. Последний образует репсовые полосы 3-4 мм толшиною, между к-рыми тонкий уток почти незаметен. Британские ковры работа-ются обычно при помощи машины Жаккарда. Наиболее часто встречающиеся рисунки: цветы, арабески. Благодаря крашеной основе рисунок получается цветным. Как и в венецианских коврах, основа значительно плотнее утка и потому его полностью покрывает. Благодаря тому, что поверхность ткани представлена тонкой шерстяной основой, британские ковры, как и венецианские, не отличаются достаточной прочностью. К группе ковров простого строения следует отнести и гобелены (см.).

Указанная группа ковров простого строения представляет собою обычно довольно тонкую ткань, которая, будучи полол-еена на пол, пе дает достаточной теплоты, а таклсе мягкости для ног. От хорошего ковра требуется известная толщина, ворсистость и мягкость. Наконец необходимо, чтобы ковер достаточно хорошо сохранял тепло. Всем этим условиям в гораздо большей степени отвечают ковры со сложной структурой ткани, называемые киддерминстерски-ми (double carpets, Kidderminster-Teppiche) и представляющие собою двойную ткань, имеющую две основы и два утка. Наиболее простые и дешевые сорта этой группы ковров имеют основу пеньковую, а уток шерстяной кардного прядения и.ти коровьей шерсти. Уток значительно ровнее основы, и последняя застилается им. Основа и уток крашеные. Наиболее простыми рисунками являются клетка и другие геометрическ. фигуры, получаемые с помощью ремизных зе-вообразовательных приборов. Но ббльшая часть киддерминстерских ковров работается шерстяным утком кардного прядения, по крученой камвольной или лее хлопчатобумажной основе. И здесь уток, являясь более ровной нитью, застилает и лицо и изнанку ткани. В качестве рисунка часто встречаются сложны.е узоры, исполняемые с помощью машины Жаккарда. Переплетение чаще всего делается полотняное. Ткань ковра получается двусторонней, причел!, если с лица например фон черный, а рисунок красный, то с изнанки получается обратное: фон красный, а рисунок черный.

Более толстые ковры-тт.юйные, имеющие три основы н три утка, называются шотландскими (triple carpets, three ply carpets) и от.чичаются от предыдущих, кроме Т0ЛЩ1П1Ы, большим разнообразием цветов в рисунке благодаря лишней основе и утку, причем введение третьей основы и утка изменяет соотношение между рисунком лица и изнанки.

Наибольшее нрименение имеют ворсовые ковры: они разделяются на ковры с уточным ворсом и основным ворсом. Первые в свою очередь бывают: 1) стриженые, с ре-

т. э. т. X.

зяным уточным ворсом; 2) шенилевые (Che-nille-Teppiche); 3) типа ручных смирпскг>х (Kniipfteppiche). Стриженые ковры представляют собою уточную ворсовую ткань (см. Ткани). Шенилевые ковры работаются готовым утком, который приготовляется особым способом иа ткацком станке. Приготовленный на канвовой бумаге рисунок ковра

г©ЭЭЭ(-

Фиг. 14.


Фиг. 15.

разрезается по утку на отдельные полоски, представляющие собою отдельные уточины. Согласно рисунку отдельных полосок, на ткацком станке зарабатываются утком соответствующего цвета отдельные полоски, как показывает фиг. 14. Точки аа представляют собою основу в разрезе, пробранную в бердо не подряд, а с промежутками ; ЪЪ-представ.)лет собою уток, который прокидывается согласно рисунку. Уток по всей длине полученной ткани разрезается полициям Ci, с2 и Сд. Полученные полосы, имеющие с обеих сторон бахрому, закручиваются, так что получается пушистая толстая нить, несколько напоминающая собой гусеницу (chenille). Эта нить в качестве утка зарабатывается в ковровую ткань на втором ткацком станке. Так как основа применяется значительно тоньше утка, то последний полностью застилает ее и дает с обеих сторон ткани ровную ворсовую по- верхность. Для коренного переплетения с основой вводится второй Фиг. 16. уток. В качестве мате-

риала дтя основы служит льняная, джутовая или хлопчатобумажная пряжа, релсе шерстяная;уток работается из шерсти, шелка иЛи хлопка. Под названием аксминстерских ковров известны шенилевые хсовры с ворсом с одной стороны. Фиг. 15 показывает в разрезе шенилевую



Фиг.

уточину, приготовленную для заработки в ткань ковра; фиг. 16-уточину а, заработанную в ткань, причем ЬЪ-коренной уток, CiCgCj-основа; Ci--для переплетения с шени-левым утком, с-для переплетения с коренным утком, а Сз-подкладная основа для придания ткани большей плотности и толщины.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152