Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 [ 92 ] 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

стояние от оси вращения d до оси ее, q-расстояние от цапфы вдоль стержня h до оси ZZ, г-длина стержней а, прршем при Я=0 период Т становится бесконечно большим. Р1зменяя указанным способом величину р,



Фиг. 17.

можно изменять и величину Т. В приборе Шлика (фирмы Н. Maihak, Hamburg) м. б. достигнут период колебаний горизонтального маятника до 1,25 ск.

Измерители колебаний Шейка сконструированы отдельно для горизонтальных и вертикальных колебаний. На фиг. 18 представлен измеритель вертикальных колебаний Шенка (фирмы Karl Schenk, Darmstadt). В основном прибор состоит из рычага а, снабженного грузом Ъ и притягиваемого пружиною с, натяжение к-рой м. б. желаемым образом отрегулировано. Подшипник маятникового рычага, находящийся в d, сконструирован так, что позволяет вращаться рычагу почти без трения. Для аннулирования вредного влияния собствен, колебаний маятника имеется в е жидкостное амортизирующее приспособление, вследствие чего собственные колебания маятника почти апериодич-ны. Наблюдения за колебаниями производятся непосредственно при помощи вращающегося зеркальца /, соединенного со стержнем а при помощи .легкой алюминиевой рычажной системы j. От источника к падает па


Фиг. 18.

зеркальце световой луч, отражаемый на прозрачную ппсалу I. При отсутствии колебаний луч отмечается на нулевом делении шкалы светящейся точкой; при на.личии же регистрируемых колебаний получается вместо точки светящаяся полоса, середина которой

находится на нулевом делении шкалы. Аналогичную конструкцию имеет измеритель Шлика для горизонтальных колебаний. В новейшем измерителе колебаний Майгака система подвеса тяжелой массы так сконструирована, что получается маятник, в котором скомбинированы свойства как горизонтального, так и вертикального маятников. При помощи этого измерителя колебаний имеется возможность регистрировать колебания, происходящие в любой плоскости, для чего весь прибор вместе с регистрирующей частью может быть повернут либо вокруг своей продольн. оси либо вокруг вертикальной оси. Частота собственных колебаний может быть отрегулирована в пределах от 15 до 65 в минуту.

Целый ряд измерителей колебаний, к-рые не совсем правильно называют измерителями ускорений, пользуются в основном вместо маятников плоскими эластичными пластинками, закрепленными одним своим концом и снабженными на другом конце привеском (измерители колебаний Голицына, Майгака и др.). В частности к таким приборам принадлежит измеритель колебаний Коллина (фирмы Cambridge Instrument Co.),к-рый, подобно измерителю Майгака, способен в зависимости от своего положения измерять колебания, происходящие как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Однако вследствие болыпой частоты собственных колебаний и сравнительно небольшой чувствительности аппарат молсет применяться лишь при регистрации больших колебаний, напр. колебаний вагонов. В зависимости от этого обстоятельства аппарат должен, в отличие от предыдущих аппаратов, не уве.ли-чивать амплитуды регистрируемых колебаний, а уменьшать их, чтобы быть в состоянии зарегистрировать их на полоске бумаги. Для регистрации же небольших колебаний аппарат Коллина непригоден. Особенным удобством, портативностью и достаточной для практич. целей точностью обладает виброграф Гейгера (фирмы Lehmann & Michels, Hamburg), к-рый может применяться для измерения самых разнообразных коле-бате.льных движений. Основная его часть состоит либо из полого тялеело-го кольца, либо из тяжелого кольцевого сегмента, к-рый

при помощи шарикового подшипника может вращаться вокруг нек-рого стержня (фиг. 19). Этот сегмент при помощи спиральной пружины соединен со шкивом, могущим та]сже вращаться вокруг оси стерленя на шариковом подшипнике. При свободном шкиве п полом кольце он слулсит как тор)сиограф для це.лей измерения ко.лебаний кручения валов. При скрепленных же с валом или с кожухом шкиве и кольц. сегменте аппарат молеет служить в качестве горизонтального ИЛР1 вертикального маятника,т. е. молеет быт1> приспособлен для измерений Kai: горизонтальных, так и вертикальных колебаний (фиг. 20). Тангенциальные смещения тяжелого ко.льцевого сегмента по отнохпению к


Фиг. 19.



шкиву передаются при помощи системы ломаных рычажков в радиальном и аксиальном направлениях, где и регистрируются. Для достижения возможно большего периода собственных колебаний необходимо, чтобы тяжелый сегмент имел возмолшо больший по отношению к оси вращения момент инерции и чтобы ц. т. его был по возможности близок к оси вращения. Верхний предел частоты колебаний, регистрируемых аппаратом Гейгера, достигает 50 ООО-60 ООО в мин. Низший предел амплитуд колебаний, регистрируемых прибором равен 0,05 мм. Аппарат


Фиг. 20.

м. б. укреплен в любом положении и может измерять колебапия в любой плоскости. Из многочисленных конструкций измерителей колебаний, принадлежащих к рассматриваемой категории, следует упомянуть еще измеритель колебаний Гехлера, использующий горизонтальный маятник.

К другой группе принадлежат аппараты, измеряющие периодич. изменения сил и напряжений материалов, причем собственно измеряются не силы и напрялсения, а сдвиги и кручения, происходящие в испытуемом материале, и лишь по их величине судят о величине первых. К механич. индикаторам кручения принадлежит напр. индикатор кручения Колли, измеряющий кручение не самого вала, находящегося под испытанием, а побочного вала, соединенного с первым при помощи либо зубчатой либо цепной передачи. Вследствие целого ряда недостатков этот прибор в настоящее время вытеснен более совершенными, к к-рым принадлежит в первую очередь индикатор кручения Феттингера, схема к-рого вполне аналогична схеме крутильного динамометра (см.). Частота собственных колебаний аппарата зависит от упругих свойств материала полого ци-тиндра и может при подходящем выборе материала достичь желаемой величины. Недостатком аппарата является наличие центробежных сил, развивающихся при колебаниях во всей системе рычагов и могущих до нек-рой степени исказить истинный характер колебаний или отдалить пишущий штифт от регистрационного цилиндра. Однако в новейших конструкциях этот недостаток устранен: регистрирующий рычаг сконструирован так, что именно центробежная сила прижимает штифт к цилиндру. Новейшие конструкции попутно устраняют еще и другой недостаток аппарата, заключавшийся в том, что при из-

мерении колебаний кручения валов больших диаметров требовалась полоса бумаги значительной длины, скорость движения коюрой доходила до 2 mjgk. Для целей, встречающихся в практике судостроения, пишущий штифт аппарата м. б. заменен планиметром. К индикаторам кручения принадлежит таклсе прибор Дени-Эджком, к-рый состоит из полого цилиндра, натягиваемого на испытуемый вал и снабженного на хсонце фланцем; против последнего помещается фланец вала. Взаимное смещение этих фланцев отмечается при помощи сегмента зубчатого колеса, насаженного на первый фланец и сцепленного с шестерней, соединенной с подвижным фланцем вала. Собственные колебания регистрирующего механизма прибора делают его однако пригодным для регистрирования лишь незначительных колебаний кручения. В других аппаратах, преследующих ту же цель, заменяют полый цилиндр либо диском, насаживаемым на вал (аппарат Нетмана), либо валом, вставленным в цйлиндрич. полость, просверленную в самом валу в аксиальном направлении. Кроме этиХ: непосредственных измерителей колебаний кручения имеется для той же цели целый ряд оптич. аппаратов, в которых применены либо неподвижные отражающие зеркала и призмы (Фивег и Вет-гаузер, Баурсфельд) либо вращающиеся зеркала (стробоскопические аппараты Амслера, Фивега и др.). Другие аппараты используют одновременно как механические, так и оптические методы измерения и регистрации колебаний кручения (Дени-Эджком, Гоп-кинсон и Тринг и др.). Наконец в большом 1со.личестве аппаратов использованы для рассматриваемой цели электромагнитные методы (приборы Дени и Джонсона, Вебба, Гольд-шмита, Нетмана, Мулена, Форда и др.). Об аппаратах, регистрирующих колебания при растяжении и изгибе, а таклсе об аппаратах других групп, из числа неречт-юленных выше, имеются подробности в соответствующей специальной .литературе.

Лит.: Тимошенко С Курс сопротивления материалов, 6 изд., М.-Л., 1928; А пне ль П., Руководство теоретическо!! (рациональной) механики, перевод с франц., М., 1911; Сомов П., Основания теоретической механики, СПБ, 1904; Суслов Г., Основы а11а.Ч11ТичгскоП механики, 2 изд., Киев, 1911; Яшков А., Курс аналитич. механики, М., 1 925; Бастамов С, Б о н ч к о в с к и й В. и до.. Курс геофизики, М., 1924; Мартене Д., Гармонический ана.лиз, Технико-экоиомический вестник , М., 1925, т. 5, 2; Мартене Л., К вопросу о вибрациях поршневых двигателей, М., 1925; Б р яйце в П., К вопросу о явлениях резонанса в коленчатых валах авиационных двигателей, Техника возд. ф.Л!,та , М., 1929, 7 и S; Н ort W., Technisclie Schwingungslehre, Berlin, 1922 (обширная библиогоафия); F о г с h h е i-mer Ph.. Grundriss d. Hydraulik, 2 Aufl., Lpz.-В., 1926; В г e 1 s i g F., Theoretische Telegraphic, 2 Auflage, Braunschwt ig, 1924; de Brogli .L., Ondes et mouvements, Purls, 1928; T i m о s h e n к о S., Vibration Problems in Engineering, N. Y., 1 928; N о w a-k 0 w s к y, Harmonische Analyse, Ztschr. f. angewan. Math. u. Mech. , Berlin, 1927, p. 501; Blaess V., t}ber Schwingungen v. Maschinenfundamente u. deren Beseitigung, В., 1928; В Ion del M., A propos de la theorie des i scillographes, Industrie 61ectriqup , P., 1 929; Thoma H., Aufzcichnung schnellr Schwingungen, Z. d. VDI , 1929. J9; \V i с h e r t A., Theorie (1 Schuttelschwingungen u. Untersucliung d. Schut-telcrscheinungen von elektr. Lcki m; liven, В.. 1924; M Oiler M., Die Wellen. die Schwingungen u. die Naturkrafte, Brschw., 1927; Casper L., Einftihrung in die ki-mplexe Behandlung von Wechselstromauf-gabcn, В., 1929; R i n g H., Die symbolische Methode zur Losung von Wechselstromaufgaben, 2 Auflage, В., 1928; Maschinen u. Fundamentschwingungen, Verlag



VDEW, Birlin, 1929; S t е u d i n g H., Messung raechanischer Schwingungen, Brschw., 1928; Rath-lone Th., Unusual Vibration of a 25000 kW Turbine, eElectrical Journal*. Pittsburg, 1918, 2, p. 89; R a t h 1 > n e Th., Curing Resonant Vibration in Turbine Units, Po\ver , New York, 1928, 15, p. 629; Rathlone Th., Vibration of Turbine-Foundations, Power , New York, 1928, 15, p. 588; Vibration in Steam Turbines, Power Plant Engineering . Chicago, 1929, 11, p. 662; Vibro-Damper designed to Deaden Machine Vibration, ibid.. 1927, 15, p. 856; D о h m e. Modern Steam Turbine-Foundations, Power , New York, 1927, 5. p. 187; Zech Т., Harmonische Analyse mit Hiife d. Lochkartenverfahrens. Zeitschrift fur angewandte Mathematik und Mechanik, Berlin, 1929, B. 10, H. 15, p. 425; L о h m a n n W., Die Hermann-schen Schablonen zur harmon. Analyse, ibid., 1922, B. 2, p. 153; Stodola A., Drehschwingungen von Mehrkurbelwellen, ibidem, 1929, B. 10, H. 5, p. 349; Stumpf С Die Sprachlaute, В., 1926; Wagner K., Der Frequenzbereich von Sprache und Musik, ETZ , 1924, p. 451; Schneider E., Mathema-tische Schwingungslehre, Berlin, 1924; FOppl O.. Drehschwingungs-Dampfungsfestigkeit von Baustoffen, Beitrage zur technischen Mechanik u. technischen Physik>, В., 1924; Dreyfus L.. Eigenschwingungen von Systemeu mit periodischer Elastizitat. ibid.. В., 1924; Foppl 0., Grundziige d. techn. Schwingungslehre, В., 1923; G e i g e r .Т., Mechanische Schwingungen u. ihre Messung, В., 1927. M. Серебреннииов.

КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР, см. Колебания электрические.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ представляют собой одну или более пар кривошипов, соединенных в одно целое при посредстве мо-тылевых шеек. Кривошип является частью кривошипно-шатунного механизма и представляет собой вал, соединенный с эксцентричной цапфой кривошипа (шатунная, или мотылевая шейка) посредством щеки или плеча. Расстояние между осью вала и осью шатунной шейки называют радиусом кривошипа. Главной областью применения кривошипов и К. в. являются поршневые двигатели и рабочие машины, причем для одно- и двуцилиндровых машин употребительны как кривошипы, так и коленчатые валы, для многоцилиндровых же Д1ашин, имеющих более двух перпендикулярных к оси вала плоскостей расположения ци;шндров, приходится пользоваться почти исключительно К. в.

I. Кривошипы. В виду меньшей по сравнению с К. в. леесткости кривошипы применяются гл. обр. в паровых машинах, больших газовых двигателях, воздуходувках и насосах с сравнительно малым числом об/мин. Конструктивно различают кривошипы цельные, у к-рых цапфа кривошипа изготовлена из одного куска с плечом (фиг. 1, кривошип американского газового двигателя в 5 ООО IP, вес всего вала- 85 ООО кг), и составные, у к-рых цапфа изготовляется отдельно и соединяется с плечом кривошипа одним из указанных на фиг. 2 способов. Кривошипы, изготовленные из одного куска с валом, применяются очень редко, гл. обр. при малых радиусах кривошипа, напр. в прессах или дыропробивных машинах; в этом случае часто плечо отсутствует и кривошип состоит лишь из эксцентричной цапфы, выточенной на конце вала. Цельные насалеенные иа вал кривошипы применяются г. о. в тех случаях, когда малый радиус


Фиг. 1.

кривошипа и большие диаметры цапф не позволяют прибегнуть к составной конструкции. Эта последняя является наиболее удобной и экономичной, т. к. дает возможность для каждой отдельной части выбрать наиболее подходящие форму и материал и дать ему соответственную термич.обработку. Наиболее ответственной 2 * частью составного кривошипа является соединение мотыле-вой шейки а с плечом б (фиг. 3). Одним из наиболее рациональных способов является запрессовывание или посадка в горячем виде. Две конструкции мотылевых шеек, соединенных этим способом, показаны на фиг. 2, А и 2, Б; для ограничения хода при запрессовывании применяют два способа: 1) делают небольшой уступ а (фиг. 2, А), причем бывает достаточно 0,2-0,8 мм, или 2) подгоняют длину цапфы так, чтобы ее задняя поверхность лежала в одной плоскости с поверхностью плеча, и поверяют правильность запрессовки линейкой б(фиг. 2, Б). Нри этом весьма существенным пунктом является назначение правильной величины натяга. Величина натяга д зависит от максимального допустимого напрял-сения kg на растяжение внутренней поверхности втулки и размеров втулки и цапфы, т. е. от отношения наружного (2Дд или 2rJ и внутреннего (D или di) диаметров втулки и наружного {D или di) и внутреннего (D или di при высверленной цапфе) диаметров цапфы кривошипа или вала (фиг. 2, Б). По данным америк. практики эти величины для горячей посадки связаны между собой след. обр.:


Фиг. 2.

где Е - модуль упругости материала цапфы, А = 2 для чугунных втулок и А=1 для стальных втулок, а .Вберется из таб.т. 1 и 2. Величину припуска при запрессовывании в холодном состоянии назначают обычно несколько больше, чем при посадке в горячем виде, ё изменяется от 0,001 d до 0,0025 d, причем относительные большие значения берут для малых диаметров. По опытам, произведенньпи в США, сопротивление сдвигу горячей посадки при равньгх припусках в 3-3,5 раза больше, чем


фиг. 3.

прессовой. Более трудной в смысле обработки и менее надежной является посадка цапфы па конус (фиг. 2, В, Г, Д). Этот способ соединения оправдывается лишь в тех случаях.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 [ 92 ] 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152