Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

колебаться между максимальным з и минргмальным з зазором. То же отверстие с правым валиком, имеющим предельные размеры Л2 и Ба, с Д., равным д, образует покоящуюся посадку с натягом, величина которого лежит между двумя предельными значениями н и н . Род посадки зависит не только от величины зазора или натяга, но также и от обработки взаимно соприкасающихся поверхностей. При подвижных посадках, чем грубее обработка, т. е. чем больше шероховатость трущихся поверхностей, тем больше д. б. зазор для получения одинаковой посадки по сравнению с более тщательной обработкой. При неподвижных, в частности прессовых и горячих, посадках величина натяга, необходимая для достижения требуемой прочности соединения, зависит, кроме того, от материала втулки и валика, длины их,толщины стенок втулки и способа соединения (прессованием или натягиванием в горячем состоянии). Принятая величина Д. очень сильно влияет на стоимость обработки. Кривая, выражающая зависимость между стоимостью обработки детали и величиной Д. (фиг. 2), имеет характер гиперболы; начиная с некоторой величины Д., зависящей

........в значительной мере

S W 15 го 25 3D 55 4ff ОТ качсства станков и опытности персонала, стоимость обработки начинает чрезвы-

Лопуен Фиг. 2.

чайно быстро возрастать при дальнейшем уменьшении Д. Поэтому стремятся работать при наибольших размерах Д., совместимых с требуемым качеством продукции.

Абсо-пютная величина Д., как и игры, зависит от размеров соприкасающихся деталей, требуемой степени точности пригонки, рода посадки и способа обработки. Ряд Д., расположенных по указанным факторам, называется системой Д., или системой посадок. Стремление работать с максимальными значениями Д. привело к созданию нескольких параллельных систем допусков, отличающихся между собой качеством обработки и степенью точности получаемых посадок. Помимо указанного выше, абсолютная величина Д. зависит также и от величины зазора. При больших зазорах без вреда м. б. допущены более значительные Д., чем при меньших; наименьшие значения Д. имеют при покоящихся и прессовых посадках. Натяги имеют весьма незначительную величину, т. к. в противном случае напряжения становятся слишком значительными; понятно, что Д. также д. б. чрезвычайно малыми, чтобы, с одной стороны, не вызвать чрезмерного увеличения напряжений при запрессовывании, а с другой-обеспечить минимальный натяг, необходимый для неподвижности соединения. Поэтому, при наличии в данной системе Д. многих различных степеней точности, высшая содержит обычно лишь неподвижные или тугие посадки, а наиболее грубые пригонки- только подвижные посадки. Для достижения взаимозаменяемости частей не

только одного з-да, но и всех однородных предприятий страны, что особенно важно для нормализованных деталей, а такне в целях удешевления производства калибров, весьма желательной является стандартизация системы Д. в общегосударственном масштабе. Работы по установлению стандартных Д. проведены или ведутся во всех промышленных государствах мира (в СССР--

по пв с


Фиг. 3.

Комиссией по выработке нормальных Д. при Комитете эталонов и стандартов Главной палаты мер и весов). Весьма тшдтельно вопрос этот был разработан в Германии Комиссией при Норма.тизационном комитете герм, промышленности; выработанная им система DIN легла в основу стандартных систем Д. нек-рых европ. стран, в том числе и СССР.

Различные посадки одного диаметра и степени точности м. б. получены тремя способами (фиг. 3): 1) оставляя отверстие неизменной величины, изменяют диаметр валов, достигая этим требуемой величины зазора или натяга,-система постоянного отверстия (ПО), 2) оставляя постоянным диаметр вала, варьируют диаметры отверстий-система постоянного вал а (ПВ) и, наконец, 3) меняя диаметры того и другого, достигают требуемой посадки, комбинируя различным образом валы и отверстия,- смешанная система (С). В системе ПО помощью 1 отверстия и п валов осуществляют п посадок, при ПВ те же п посадок получаем, применяя п различных


лини я

Фиг. 4.

отверстий; в системе С, имея к валов и т отверстий, можем получить т-к различных посадок; принимаяm + /c=w--l,Hpnl</c<w. имеем т-к>п, т. е. при равном количестве элементов ири системе С м. б. получено большее число посадок, чем при ПО или ПВ. Однако, это преимущество только кажущееся, т. к. из всего числа т-к посадок м. б. произвольно назначены лишь т+к-1 посадок, остальные же получаются сами собой и, т. о., нашему контролю не подлежат, т. е. в конечном счете мы получаем те же п посадок {т + к-1 =п), что и при чистых системах ПО и ПВ. Система С применяется лишь в Англии и Голландии. Расположение Д., зазоров и натягов относительно номинального размера (т. е. расчетного размера, проставленного на конструкционном чертеже) м. б. различным: номинальный размер N (фиг. 4) может лежать в поле Д.



вала (А) или отверстия, находиться в поле зазора (Б) или натяга, служить одним из предельных размеров вала (В) или отверстия. Последний способ имеет то преимущество перед остальными, что при нем взаимозаменяемость частей обеспечена даже между валами и втулками различных пригонок (т.е. различных степеней точности); точность посадки при этом, конечно, страдает, но характер посадки остается. Это преимущество настолько важно, что страны, принявшие вначале другие системы расположения допусков, постепенно переходят к этой системе.

допуск, а и п-постоянные, а L-линейный номинальный размер соприкасающихся деталей (диаметр, ширина салазок и т. д.). В большинстве систем показатель-3; лишь Англия остановилась на п=2. Величина зазоров обычно следует тому же закону, хотя многие страны (в том числе и СССР) для зазоров пользуются меньшими значениями п. Натяги в прессовых посадках следуют обычно закону SaL, где /S-величина натяга, а-постоянная, а L - линейный размер. Табл. 1 содержит сводку принятых и предложенных в разных странах систем Д.

Т абл. 1.-Системы допусков.

Государство

Система

Число классов точности и посадок

Градация

допусков

зазоров

натягов

С. Ш. А. (ASME)

8 посадок-5 покоящихся и 3 подвижн.; Д. отверстий увеличены для свободных посадок

Англия (BESA)

4 кл. точности; 2 осн. отв. в кажд. степени точн.+З добавочн. отверстия; 14 валов для всех степ. точн.

к+к Уь+Г

Германия и Австрия (DIN)

по и ПВ

4 кл. точности:

1-й кл. -б пок. пос.

2-й -6 пок. +4 подв. пос.

3-й -3 подв. пос.

4-й -4

afT,

aVb и a (L+b)

Голландия (СКВ)

3 кл. точности для вал.; 7 разл. отверстий

аГГ .

Италия (UNIM),

4 кл. точности: 1-й кл.-4 пос. 2-й -7 3-й -3 4-й -2

СССР

ПО и ПВ

4 кл. точности: 1-й кл.-6 пос. 2-й -8 3-й -3 4-й -3

Для своб.:

aVb Для тугих: a fT

Швейцария (VSM)

по и ПВ

3 кл. точности: 1-й кл.- 7 пос. 2-й -12 3-й - 4

He m. 6. выражена простой ф-лой

Для тугих:

afb Для своб.:

- aVb

Швеция (SISK)

по и ПВ

3 кл. точности:

1-й кл.-б пок. пос.

2-й -7 пок.+4 подв. пос.

3-й -7 -Ь4

Линию номинального размера называют н у-левой линией. Обычно нулевая линия служит верхним предельным размером для вала в системе ПВ и нижним предельным размером для отверстия в системе ПО.

Абсолютная величина Д., зазоров и натягов, при одинаковых посадке и степени точности, зависит от размера соприкасающихся частей. Первые системы Д. были чисто эмпирическими, затем было обнаружено, что Д. для плотных и подвижных посадок

м. б. выражены в форме ПарЬ, где D-

В качестве примера рассмотрим вкратце систему DIN. Для всех посадок, кроме горячей, величины Д. и игры выражаются в единицах допуска (ЕД); 1 ЕД=0,005Ьжж; линейные размеры (обычно диаметры) разделены по группам, при чем абсолютная величина ЕД в пределах каледой группы остается постоянной и вычисляется по ф-ле:

ЕД.,.=0,005(1).

где и -предельн. диам. данной группы.



Точные величины ЕД приведены ниже:

Группа, мм 1-3

ЕД, II . . 6,Ы

Группа, мм 18-30

ЕД, iU . . 14,32

Группа, мм 120-180

ЕД, . . 26,45

3-6 6-10 10-18

8,15 9,93 11,94

30-50 60-80 80-120

16,98 19,98 23,10

180-260 260-360 360-500

30,07 33,74 37,63

Наиболее употребительный 2-й класс точности имеет в общем 11 различных посадок; ниже приведены их обозначения, характер получающейся пригонки и предельные значения игры 6 в мм ( + (5-зазор, -6-натяг).

А. Прессовые пригонки: 1) горячая посадка-ненодвингиость соединения обеспечена, втулка надевается в горячем состоянии на вал:

- 0,001(-Ь + 12,5) + 1,5 ЕД >(5 > >-0,001(Ь + 12,5)-1ЕД ; 2) прессовая посадка - неподвилс-ность соединения обеспечена, вал вжимается во втулку в холодном состоянии:

-1/Ь + 1,5ЕД><5>- yi-lEfl.

Б. Покоящиеся пригонки: 3) особо тугая посадка - соединение частей

вания, так и от продольного смещения: 1,5 ЕД>(5>-1ЕД;

6) плотная посадка-соединение от руки или при помощи деревянного молотка, последняя покоящаяся посадка: 2 ЕД > >ё> -0,5 ЕД.

В. Пулевая пригонка: 7) скользящая посадка-части могут при смазке передвигаться вручную, рабочее движение медленное и лишь в аксиальном направлении: 2,5 ЕД >д>0.

Г. Подвинные пригонки: 8) свободная посадка плотного ход а-первая подвижная посадка, для медленно вращающихся или передвигающихся аксиально частей с минимальным зазором: 3 ЕД > ><5>0,5 ЕД;

9) свободная посадка, для вращающихся частей без заметного зазора: 4,5 ЕД > ><5> 1,5 ЕД;

10) свободная посадка легкого хода, для быстро вращающихся частей с заметным зазором или для частей, вращающихся в нескольких подшипниках: 6,5 ЕД>Й>3 ЕД;

Система

Постойиное отверстие

Постоянный вал

Класс точности

1-ый

2-ой

3-ий

2-ой

3-ий

4-ый

Пробка


Нулевая яитя


Ч Пале допусков отестия

Посадка

Скоба

S S *

Фиг. 5.

м. б. произведено лишь при помощи пресса, необходимо предохранение частей от взаимного проворачивания: 0,5 ЕД > (5 > -2 ЕД;

4) тугая посадка-соединение частей производится сильн. ударами ручника или легкой прессовкой, необходимо предохранение от проворачивания: 1 ЕД > д > -1,5 ЕД;

5) особо плотная посадка-соединение частей ударами ручника, необходимо предохранение частей как от проворачи-

11) весьма свободная посадка, для весьма быстро вращающихся деталей с особо значительным зазором: 9 ЕД > > 5 ЕД.

Вся система DIN изображена схематически на фиг. 5; отклонения от номинальных размеров для валов и отверстий даны в ЕД для всех четырех классов точности, в системах ПО и ПВ.

Весьма ваянным вопросом для каждого рода производства является выбор основ-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155