Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

скорость диффузии этих растворов в светочувствительный слой.

Для фотомеханич. процессов пользуются обработанной хромовыми солями Ж., к-рая становится от этого светочувствительной: в местах, на к-рые попал свет, она перестает растворяться в теплой воде, удерлшвает ишрные типографские краски и т. д. Этими функциями Ж. в фотографии определяются те требования, к-рые предъявляются к Ж.: фотографическая Ж. долнгна быть чиста в химич. отношении, содерлсать не больше 2- 3% золы, не больше 0,05% жира, ничтожные следы тяжелых металлов-Си, Fe, РЬ- и очень мало восстановительных веществ, присутствие к-рых определяется потемнением аммиачного раствора AgNO. Для полива пластинок, пленок и бумаг расплавленной эмульсией Ж. последняя должна иметь определенную вязкость; для того чтобы слой фотоэмульсии мог выдерлсать ряд обработок в различных растворах, Ж. должна обладать определенными механич. свойствами-к репостью студня; для скорости ироникновения растворов в слой и для сушки очень валша ее набухаемость; от фотографической Ж. требуется определенная степень кислотности (Рн = =5-6), не далеко отстоящая от Р изоэлектрич. точки Ж. = 4,7. Валшы также и t°3arm. Ж.И студней различной концентрации.

Испытание фотографии. Ж. сводится к измерению вышеуказанных свойств и сравнению их со стандартами; однако решающим иснытанием пригодности данного сорта Ж. для приготовления фотоэмульсий является варка из нее пробных эмульсий.

Изготовление фотографии. Ж. производится так же, как и других высших сортов Ж., но для нее особенно тщательно выбирается сырье (преимущественно обрезки телячьих шкурок - ножки и головки - и обрезки кож из производств); для приготовления фотографической Ж. берут первые спуски, не подвергающиеся дальнейшему нагреванию (при вынаривании и т. д.), и весь процесс производства ведется особо тщательно и в условиях, обеспечивающих достижение наибольшей чистоты.

Лит.: Вален та Э., Химия фотографич. процессов, вып. 2, Ленинград, 1927; S h е р р а г d S. Е., Gelatine in Photography, v. 1, New York, 1923; С a m b 0 n V., Fabrication des colles et gelatines, 2 ud., Paris, 1923; Alexander J., Glue a. Gelatine, New York, 1923. A. Рабинович.

ЖЕЛЕЗНАЯ БЕРЕЗА, дерево сем. Betula-ceae, березовых, отождествляется с березой Шмидта (Betula Schmidtii Regel-онооре-камба у японцев), отличающаяся, однако, от последней по константам древесины. Ж. б. доставляет весьма ценную древесину, известную на дальневосточном рынке под названием корейской или карельской березы (не смешивать с обычной карельской березой!). Листья и семена Ж. б. и обыкновенной русской (Betula alba) сходны между собой, но кора Ж. б.-темная, напоминающая кору черемухи, а в изломе-красноватая, цвета сукровицы; толщина коры ок. 5 мм. Географически Ж. б. приурочивается к Дальнему Востоку, и, в частности, распространение ее установлено в Посьетском, Суйфунском (Ни-кольск-Уссуруйском) и других районах.

Свойства древесины. Древесина Ж. б. отличается исключительными свойствами: на изгиб она прочнее всех видов древесины и превосходит другие дальневосточные древесины по уд. в. (тонет в воде, далье морской), твердости (от нее отскакивают пули нагана) и нейтральности к воде. Свойства этой древесины, по предварите л ьн. данным, установленным инж. П. К. Молгачевым (Ни-кольск-Уссурийский) и Отделом материаловедения Всесоюзного эл.-тех. ин-та, таковы.

Торец Ж. б. показывает ясную границу между розовато-желтым ядром и широкой более светлой оболонью, нри чем по объему последняя превосходит ядро.Годичные кольца очень тонки и на торце трудно сосчитываемы даже в микроскоп (малой силы); для подсчета удобно пользоваться косым спилом под острым углом. Радиальные лучи мало выражены, особенно в ядре, и представляют инкрустацию шириной менее 0,5 мм из вещества более темного, чем самая древесина. Торец усеян светлыми пятнышками-норами поперечником до 0,1 мм, образующимися от выпадения бетулина. Абсолютная вла-гоемкость ядра при погружении в воду установлена в 28%, а оболони - в 50% (у микромелеса-другой ценной древесины Дальнего Востока-соответственные величины-92 и 120%); гигроскопичность абсолютно сухого образца, после пребывания его в воздухе с 80-90% влажности в течение 33 час, достигала 10,7%. Воздушносухая древесина при сушке до постоянного веса при 110° теряет 6,9% влаги. От сырости древесина Ж. б. не коробится, а гигросконич. скорость ее приблизительно в полтора раза меньше, чем у микромелеса. Механически древесина Ж. б. в комнатносухом состоянии, выдерльанная, характеризуется следующими данными: уд. в. ядра 1,048, а оболони-от 0,921 до 1,025; разрушающее усилие на изгиб 2 500 2 120 кг/сж (у русского ясеня- 785 4- 1 232, у клена 820-М180, у гикори 1 346 1 561) и близко к таковому же сварочного железа, превосходя разрушающее усилие на изгиб чугуна. Коэфф. качества нри изгибе (т. е. отношение разрушающего усилия при изгибе к уд. весам) 2 380--3 350; твердость, измеренная копром микротвердости П. К. Молгачева и выраженная в мм проникновения в древесину падающей иглы: вдоль волокон 1,2, а по радиусу 1,0 (тогда как соответственные величины у липы 4,0 и 4,0, а у дуба 2,4 и 1,8); твердость, охарактеризованная в мм проникновения пули нагана, выпускаемой с расстояния 5 м, поперек волокон 12, а вдоль 2, при чем пуля отскакивает (соответственные величины V липы 62 и 117, а у дуба 51 и 44); модуль упругости на изгиб-от 189 ООО до 226 860 кг1см (соответственная величина у дуба 100 ООО, а у сосны 111 ООО). Прочность на сжатие при усилии, направ-тенном параллельно волокну, характеризуется коэффициентом 1 200-1 320 кг/см, а в нанравле-нии, нерпендикулярном к волокну и наклоненном к радиусу,-коэффициентом 500- 720 кг/см, смотря но месту, из к-рого был выпилен образец. Статическая твердость, по Бринелю, характеризуется (при нагрузке 250 кг) данными табл. 1.



Табл. 1. -Статическая твердость по Бринелю.

Испытуемая часть ствола

Число Црипеля в г/.к.м при усилии

параллельном волокну

лерпенд. волокну и под углом ок. 45° к радиусу

Ядро.........

19,8

12,3-17,6

Край ядра ......

18,4

10,7

Оболонь .......

13,2

Динамическая твердость, по Шору, характеризуется средними числами:

Параллельно волокну........... 44,2

Перпендикулярно волокну, ядро..... 42,0

Перпендикулярно волокну, оболонь ... 38,4

Наконец, элекгрич. сонротивление древесины Ж. б. характеризуется данными табл. 2.

Табл. 2.-Э лектрическое сопротивление древесины железной березы.

Состояние древесины

Удельное объемное э.лектрич. сопротивление древесины

в 2-cm

парал.лельно волокну

перпендикулярно волокну и приблизительно в радиальном направлении

Воздушносухая . . . Абсолютно сухая . .

0,96 10 > 7 10 (порядка 10 )

2,26 10 > 7 10 (порядка 10 )

Острожка торца трудна, обрабатываемость древесины хотя и затруднительна, но - в меньшем отношении к твердости и прочности, чем у более мягких пород.

Применение. До настоящего времени древесина Ж. б. была известна лишь на Дальнем Востоке и шла на рубанкр!, фуганки, оси, колеса и другие грубые поделки. Однако исключительно высокие качества этой древесины дают основание рассчитывать на использование ее в более ответственных и иромышленно важных применениях, напр.: для машиностроения, для ткацких челноков (вместо америк. древесин персимон и флоридаль), для ручек молотков (вместо гикори), для чертеясных принадлежностей- линеек, угольников, рейсшин и т. д., для столярных и плотничных инструментов; м.б. возможно также использование Ж. б. и для производства активированного угля. Предвидится особенно важное нрименение Ж. б. в авиаиромышленности, в связр! с исключительно большим коэфф-том качества при изгибе, превосходящим пе менее чем на 50% лучшие авиаматериалы, и нейтральностью в отношении к воде. Плотность и однородность Ж. б. намечают этой древесине также широкое применение в ксилографии (вместо самшита). Опыт в этом нанравлепии, сделанный П. Я. Павлиновым, показал высокую степень пригодности торца Ж. б. для граверного дела, при чем мелкие поры оставляют след лишь при первом оттиске, а при дальнейших-забиваются краской и не вредят качеству эстампов (см. Гравирование),

Экономика. Экономика вопроса Ж. б. до сих пор мало выяснена. Ориентировочно, по ненроверенным данным, указывается на возможность еяеегодно экспортировать из одного только района Никольска-Уссурий-ского ок. 1 400 древесины Ж. б. по цене на берегу ок. 53 р. за лг, при чем древесина м. б. доставлена в восьмигранных брусьях длиной ок. 356 см.

Лит.: Молгачев П. К., Железная береза, Лесопромышленное дело , Владивосток, 1928, 4, стр. 27-28. П. Флоренский.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, в широком смысле, всякий путь с возвышенной металлич. колеей, пригодный для передвижения по нему соответствующего подвияшого состава (локомотивы, вагоны, вагонетки). Эру Ж. д. обычно принято считать с 27 сентября 1825 г., т. е. со дня открытия первой паровозной Ж. д. общего пользования в Анг.лии (Стоктон-Дарлингтон). Ход развития ж.-д. сети на земном шаре представлен в табл. 1.

Преимущества Ж. д. В современных условиях Ж. д., благодаря целому ряду иреиму-ществ, играют главную роль в общей сети путей сообщения на всех континентах. Эти преимущества - дешевизна перевозок по Ж. д., скорость, регулярность и сравнительная безопасность движения, а также приспособляемость Ж. д. к массовым перевозкам.

Дешевизна перевозок. Т. к. сопротивление двияеению по Ж. д. раз в десять менее сопротивления по шоссейной дороге и в 10-50 раз менее, чем по грунтовой дороге, то стоимость перевозки груза на дальние расстояния при гораздо более мощных двигателях обходится во много раз дешевле безрельсовых перевозок. В отношении дешевизны перевозок перед ж.-д. (помимо морских путей) имеют преимущества только внутренние водные пути, но во-первых, количество этих путей ограничено; во-вторых, они работают не круглый год, и, в-третьих, скорость движения по ним значительно ниже. При коротких расстояниях, когда стоимость дополнительной перевозки между станциями Ж. д. и складами, а также перегрузка грузов па Ж. д. ложатся слишком большим накладным расходом на полную стоимость перевозки, преимущества Ж. д. в отношении дешевизны могут сильно снизиться, и за известным пределом, когда эти накладные расходы превышают экономию от самой перевозки, более выгодными могут оказаться автоперевозки И.ТИ гужевые перевозки.

Скорость движения. Средняя скорость движения пассаж, поездов доходит у нас до 65, а за границей до 100 км/ч, считая в том числе и остановки; предельная же скорость движения в пути доходит теперь при паровой тяге до 140 км/ч, а при электрич. тяге были опыты двиясения со скоростью более 200 кж/ч. Средняя коммерч. скорость движения товарных поездов при ручных тормозах пока невелика (в среднем 13-14 км/ч). С введением более мощных паровозов, автотормозов, маршрутизации поездов и пр. эта скорость м. б. повышена, как показывает заграничная практика, до 40 км/ч. В отношении скорости Ж. д. уступают только воздушным сообщениям, к-рые однако значительно менее спокойны и менее удобны для



Табл. 1. -Постепенное развитие ж.-д. сети на земном шаре.

Государства

Год открытия первой Ж. д.

Протян епие ж.-д. сети, находящ. в эксплоатации, к концу соответствующих годов (в к.н)

1840

1850

1860

1870

1880

1890

1900

1910

1920

1926 *1

Англия (Велршобритаиия и Ирландия). .

Бельгия ..................

Германия .................

Италия...................

СССР (Россия)...............

Франция..................

По всей Европе ♦г.......

Аргентина .................

Бразилия .................

Канада ...................

Мексика ..................

С. Ш. А...................

По всей Америке *2.......

Британская Индия............

Китай...................

СССР....................

Япония ...................

По всей Ааии*2..........

Алжир и Тунис..............

Египет ...................

По всей Африке ♦г. . , . . . .

Виктория .................

Квинсленд.................

Новый Южный Уэльс..........

По всей Австралии *2.....

По всему земному шару.. *1 АгсЫт fur Elsenbahnwesen Л 1, 1928

1825 1835 1835 1839 1838 1832

1 348 336 549 8 26 497

10 653 854

6 044 427 601

3 083

16 787 1 729

11 633 1 800 1 589 Э 528

24 999 2 997

19 575 6 134

11 243

17 931

28 854 4 120

33 838 8 715

23 857

26 189

32 297 6 263 42 869 12 907 30 957 36 895

35 186 6 345 51 391 15 787 48 107 42 827

37 579 8 510 61 148 16 960 69 559 49 385

39 262 11 093 58 148 20 118

53 561

1825

2 925

23 504

51 862

104 914

168 983

223 869

283 525

333 848

372 688

1857 1854 1840 1850 1830

26 4 534

114 11

14 515

36 129 3 359 32 49 292

732 691 4 018 349 85 139

2 273

3 200 11 087

1 120 150 717

9 800 9 500 22 533 9 800 268 409

16 369 14 798 28 697 14 573 311 094

28 636 21 370 39 792 24 559 388 173

1830

4 754

15 064

53 935

93 139

174 667

331 417

402 171

526 382

611 721

39 262 11 093 58 156 21 100 57 516 53 561

384 420

37 790 30 500 64 523 26 462 403 875

601 136

1853 1871 1880 1872

1 350

7 683

14 977 11 125 121

27 ООО 200 1-433 2 333

38 235 646 2 669 2 892

51 647

8 724 6 544

9 806

1853

1 393

8 185

16 287

33 794

60 301

101 916

117 704

1862 1856

517 1 056

1379 1500

ЗШ 1547

4 251 3 358

5 044 5 913

62 074 12 020 16 979 22 582

135 590

7 779 7 876

1856

1 786

4 646

9 388

20 114

35 854

51881

60 320

1854 1865 1855

151 113

443 331 545

1930 1 019 1368

4 325 3 435 3 641

5 178 4 507 4 523

5 640

6 458 6 089

1854

1 765

18 889

24 014

31 014

38 071

7 215 11 373 9 100

48 457

1825

7 679 38 568 108 012

209 789

372 430

617 355

790 125

1 030 014

1 192 065

1 229 923

*2 Включая остальные государства и колонии.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155