Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159


Дпспсчерскш ! аппарат па ci. Фосторна 11ыо-1 lopKCKoii Цеигралыпш ж. д.


(]хсмаIпческая конiро-пиая таблица диспечерского arniapara Лондонской и ( евсро-восгочпой ж. д. (1,опс1(П] and Nortli-Kastern Railway).


Диспечерский аппарат на ст. lanaHeinypa ж. л. Grand Trunk и Канаде.



томобильных перевозок, поливший в последнее время распространение на загородных линиях в С. Ш. А. Система эта, позаимствованная от лее л. дороги, вылилась в собственные формы и имеет целью установить правильность и регулярность движения, а также поднять производительность путем максимального использования автомашин и персонала шоферов. Диспечер на участке является единоличным распорядителем подобно тому, как это установлено на жел. дор. Его бюро располагается при главном гараже и связано специально устроенным для этой цели селекторным телефонным сообщением со всеми местами посадки пассажиров или погрузки. С калодого такого остановочного пункта шофер осведомляет диспечера по телефону о времени прибытия и отхода машин, о размере погрузки и выгрузки и других обстоятельствах двилеения. Благодаря особой нумерации автомашин диспечер ведет точную регистрацию местонахождения их в каждый данный момент, осведомлен о полной ситуации подвижного состава в пути и гара-лсах и принимает меры к возможно экономичному его использованию. При надобности диспечер организует целые поезда из нескольких машин, следит за частичным освобождением их в пути и, уплотняя их на промежуточных станциях, ставит освободившиеся машины в гараж во избежание излишнего их пробега. При интенсивной работе приходится назначать двух согласованно работающих диспечеров, распределяя между ними отдельные участки.

Д. с. дает возможность диспечеру подмечать закономерность движения по часам суток и по дням недели и разрабатывать заблаговременно соответствующий план перевозок, особенно пассажирских, меняющихся в кануны праздников и в праздничные дни. Руководствуясь планом, получаемым от службы движения на предстоящие сутки, диспечер выдает шоферам письменные оперативные приказы на выполнение этого плана. Он поддерживает связь с кондукторами прилегающих линий ж. д., к-рые осведомляют его по телеграфу о количестве ожидаемых пассажиров. Местонахолсдение автомашин в пути и в гаражах диспечер отмечает на особой разграфленной в клетку доске жестяным знаком с номером машины. Эти номерные знаки вешают на крюки в клетках, соответствующих тем станциям, на которых находятся в данный момент машины. Кроме этого, диспечер непрерывно заполняет особую суточную ведомость, дающую ему возможность наиболее продуктивно использовать шоферов и запас машин в гаражах. В конце каждого дня шофер возвращает диспечеру полученную от него карточку-приказ, дополненную шофером сведениями о выполненном в действительности движении с объяснением причин опозданий и других отклонений от приказа, о расходе горючего, смене шин и других обстоятельствах. Каждая машина снаблеена контрольными регистрирующими приборами: скорости движения, времени и длины пробега машин. Для ограждения безопасности устроена путевая обязательная для шоферов сигнализация перед закруглениями дороги, переломами ее про-

филя, местами ремонтами* местами, требующими уменьшения скорости. Суточный пробег, приходящийся на шофера, колеблется от 225 до 325 км. Автотранспортная компания в Окленде (Калифорния) в результате введения Д. с. уменьшила бесполезный пробег машин, доведя в среднем сплошное время работы каждой машины до 7 часов из 9-час, рабочего дня. Орегонская компания в Портленде ограничивается 35 автобусами и 19 штатными и 10 запасными шоферами, которые совершают ежедневно 14 рейсов по 170 Kjw в оба конца и, кроме того, 4 рейса по 32 км зимой и 12 таких же рейсов летом.

Лит.: ((Tramway а. Railway World , London, 19-23; Railway Age , New York, 1928. Д. Каргин.

ДИСПЕЧЕРСКОЕ ЛЕКАЛО, шаблон, которым пользуется диспечер для назначения расписания хода поезду, не предвиденному нормально действующим расписанием, или поезду, выбившемуся из расписания. Диспе-черское лекало дает возможность диспечеру, не прибегая к подсчетам времени хода поезда по отдельным перегонам, быстро, механически начертить график его дальнейшего движения. д. Каргмн.

ДИССОНАНС, неблaгoзвrqнoe сочетание нескольких одновременно слыши2№1х музыкальных тонов, обусловливается, как это выяснил Гельмгольц, биениями этих тонов, а также биениями, создаваемыми их обертонами, или лее биениями между комбинационными (прехшущественно разностными) тонами, возпикаюгцими при одновременном звучании нескольких тонов. Очень малое число биений (1-2 в сек.) ощущения Д. не создает; так л-се точно ощущение Д. исчезает, когда число биений более 130-150 в сек. Д. вообще тем резче, чем большее количество тонов (включая обертоны основных тонов и порождаемые тш разностные тоны)


МиМи Фа Соль ЛяЛя Си- Мб

Г г г Г

создает звуковые биения, и, наоборот, он тем слабее, чем большее число обертонов и разностных тонов совпадает по числам колебаний. На приведенной фигуре ординаты изображают вычисленные значения диссонанса, обусловленные биениями двух скрипичных тонов, из которых один остается неизменным ( до ), а другой непрерывно меняется по высоте в пределах одной октавы. Отсюда видно, что наименьший Д. дают созвучия с интервалами: октава, квинта, терция, кварта, секста. п. Беликов.

ДИССОЦИАЦИЯ, обратимый процесс расщепления химич. молекулы на атомы или менее сложные молекулы под влиянием изменения термодинамич. условий. Так, процессы разложения Jg на 2 J, N2O4 на 2 NOg, NH.Cl на NH3 + HCI или PCI5 на PClg-f-Cla можно назвать процессами Д. В теплотехнике особенно важное значение имеют след. процессы Д.: 2 HgO на 2 Н2 + О2 и 2 СО2 на



2 СО + О 2- Процессы распада атомов более тяжелых элементов (при исключительно высоких t°, обычных для раскаленных небесных светил) иа простейпше по своему строению aTomi водорода и гелия определяются в астрофизике таюке в качестве процессов диссоциации. Совершенно особый сшлсл имеют нонятия диссоциации электролитической (см.) и диссоциации гидролитической (см. Гидролиз).

ДИССОЦИАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ, расщепление молеку.т электролитов при их растворении на разноименно заря-лсенные ионы. Теория Д. э. была установлена Аррениусом (в 1887 г.) для объяснения отклонений, обнаруженных при исследовании молекулярных понижений t° замерзания и повышений t° кипения растворов электролитов. Вант-Гофф подметил, что значения коэфф-та, определяющего это отклонение, вычисленные на основании данных ос-мотич. давления и упругости пара, весьма 6.11ИЗКИ между собой. Согласно теории Арре-ниуса, все электролиты в большей и.ти меньшей степени при растворении распадаются (диссоциируют) на ионы, значительно отличающиеся lio свойствам от соответствующих атомов. Молекулы бинарного типа, вроде NaCl и т. п., диссоциируют при растворении иа два противоположно заряженных иона: положительный ион Na+, или Na*, и отрицательный ион С1~, или СГ. Более сложная молекула, вроде H2SO4, распадается на два полонштельных иона Н* и один двухзаряд-ный отрицательный ион SO , всего на три иона, и т. д. Все эти ионы, независимо от знака и величины заряда, ведут себя в растворе Как самостоятельные (по классич. теории Аррениуса-совершенно свободные) частицы и оказывают влияние на все поименованные выше явления в растворах. То обстоятельство, что, напр., величина осмотич. давления бинарного электролита NaCl не оказывается, в связи с упомянутым, ровно вдвое больше, чем теоретически вычисленная, объясняется, по Аррениусу, лишь тем, что не все мсчекулы электролита диссоциируют в растворе на ионы, а лишь часть их; поэтому коэффициент Вант-Гоффа и определяется как раз отношением суммы образовавшихся в растворе ионов и оставшихся недиссоциированными мслекул к общему числу молекул вещества до его растворения. Для бинарного электролита, если предположить, чтр он нацело диссоциирован в растворе, коэффициент Вант-Гоффа был бы равен 2.

Однако, при равных условиях (одинаковая концентрация, один и тот же растворитель, одинаковая t°) различные электролиты, в зависимости от их природы, обнаруживают неодинаковую степень диссоциации. Сильные электролиты можно считать даже в концентрированных растворах нацело диссоциированными на ионы, слабые же электролиты и электролиты средней силы, как видно из приведенных ниже данных, могут иметь самые различные к о нс т а н т ы диссоциации, определяющие их степень диссоциации при разных разведениях для данного растворителя и при определенной температуре.

Константы диссоциации некотор ых кислот при -25°.

Монохлоруксусная к-та.........1,5-10-

Муравьиная (18 ).......2,2-10-*

Молочная .........1,38-10-*

Бензойная .........6,86-10-=

Уксусная .........1.86-10-

Какодиловая .........6,4-10

Мочевая .........1,5-10-

Борная .........6,5-10-

Синильная .........1,3-10-

Повышение температуры оказывает на константы диссоциации влияние в одних случаях-в смысле повышения их значения, в других-в смысле понилсения, как это видно из следующих цифр:

Уксусная к-та Борная к-та

t Константа t° Константа

10°.....1,83-10- 15°.....5,5-10-

18°.....1,82-10- 25°.....6,5-10-

25°.....1,86-10- 40°.....8,5-10-

45°.....1,80-10-

50°.....1,74-10-

100°.....1,11-10-

Константы диссоциации многоосновных кислот для последовательного отделения каждого из трех водородных атомов резко отличаются друг от друга, например:

Лимонная к-та: для I водородн. иона . 8,2-10-*

II . . 5,0-10-

III . . 1,8-10-

Яблочная к-та: I . .4,0-10-*

II . .9,0-10-

Фосфорная к-та: I сильн. к-та

II . 1.95-10-

III . . 3,6-10-

На основании изучения электропроводности растворов электролитов (см. Электрохимия), зависящей от степени диссоциации, Оствальдом был установлен закон, связывающий степень Д. э. в растворе со степенью разведения. При разведении степень диссоциации, а потому и эквивалентная электропроводность увеличиваются до известного предела, соответств. полной диссоциации (всех молекул). Степень диссоциации электролита в растворе определяется отношением:

где а-степень диссоциации, /г -эквивалентная электропроводность раствора при разведении V, а цсо-электропроводность при практически бесконечно большом разведении, когда диссоциацию можно считать практически полной. Процесс Д. э. подчиняется действующих масс закону (см.), и Оствальду удалось установить связь между константой к равновесия Д. э. и степенью диссоциации а. Эта зависимость определяется уравнением Оствальда:

- (Т о)

где V-разведение раствора. Однако, закон Оствальда м. б. распространен лишь на слабые электролиты и электролиты средней силы. Возмолшость применения ур-ия Оствальда к сильным электролитам не подтвердилась опытом. Это обстоятельство вызвало необходимость целого ряда исправленных эмпирич. ур-ий (Рудольфи, Вант-Гоффа, Шторха), дающих возмонсность более точно определить указанную зависимость.

Возникнув на почве изучения водных растворов, теория Д. э. была в дальнейшем распространена и на растворы электролитов в неводных растворителях (см. Растворы).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159