Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

планированию строительной работы нарко- матов; в) по выработке топливного плана (при Главтопе). 3) При НКПС: плановая комиссия не учреждается (впоследствии был учрежден Трансплан); функции ОТК, состоящей при СТО, расширяются путем включения в ведение ОТК предметов верхнего оборудования пути и ремонтно-восста-новительных работ грузового и пассажирского флота; при этом сохраняется и Высший совет по перевозкам, который попреж-нему остается в подчинении СТО. 4) При НКВТ: плановые функции возлагаются на Совет внешней торговли. 5) При Нарком-проде: по установлению программ разверсток и натурального на.лога на заготовляемые наркоматом продукты сел. хозяйства и сырья. 0) При НКФ: плановая комиссия не учреждается; вопросы о бюджете и распределении денежных знаков рассматриваются наркоматом с участием представите-.лей заинтересованных ведомств; одновременно упраздняются все междуведомственные комиссии при НКФ и междуведомственные сметные совещания при наркоматах. 7) Наконец, по распределению сохраняется Комиссия использования, по передается из ВСНХ в СТО.

Не все эти плановые кохлиссии оказались жизненными и вошли в систему плановых органов страны. Некоторые комиссии имели эпизодич. характер, другие слились между собой, и, наконец, впоследствии при ряде наркоматов (НКПС, Наркомтруд, Нарком-торг) образовались плановые комиссии, не предусмотренные декретом. Значение декрета СНК от 17 марта 1921 г. заключалось не в тех конкретных п.лановых комиссиях, которые согласно ему д. б. учреждены, а в самом принципе концентрации плановых уси-.лий и в стремлении придать самой плановой работе планомерный характер. Однако, эта цель не была достигнута, да она и не могла быть достигнута одним актом. Создание сп-стемы плановых органов представляло собой длительный процесс творческих усилий, происходивший параллельно с восстанов-.лением хозяйства страны на основе новых методов борьбы за план в обстановке нэпа. Организационный период плановых органов имел затяжной характер и по существу пе закоетен до сего времени.

В соответствии с характером задач, очерченных в Полоясении о Госплане, и в соответствии со всей хозяйственной обстановкой 1921 года, в Госплане были учреждены следующие секции и подкомиссии: 1) Подкомиссия плановых хоз. задач текущего года; 2) Секция энергетики (преобразованная из Гоэлро); 3) Секция с.-х.; 4) Секция промышленности; 5) Секция транспорта; 6) Подкомиссия учета и распределения материальных ресурсов; 7) Подкомиссия внешней торговли и концессий. Впоследствии нек-рые подкомиссии были переименованы в секции, одни были упразднены (Подкомиссия хозяйств, задач тек. года. Подкомиссия чета и распределения), другие возникли вновь (напр., Секция районирования, Экономико-статисти-ческ. секция), но в общем эта структура Госплана продержалась до конца 1923 г., т. е. до момента осеннего кризиса сбыта, к-рый за-

стави.л пересмотреть методы плановой работы и самую структуру Госплана. Связь Госплана с ведомствами носит в этот период неоформленный, элементарный характер сотрудничества , а связь Госплана с плановыми органами устанавливается почти на год позлее-с изданием Положения об об-ластнык плановых комиссиях(8 июня 1922 г.). Издание этого Положения мотивируется необходимостью согласования как между отдельными отраслями народного хозяйства, так и меледу отдельными областями Советской федерации . Создание областных плановых комиссий тесно связано с проблемой районирования, которая с момента Октябрьской революции не сходит со сцены как метод хозяйственного строительства и организации плановой работы. Одновременно с Положением об областных плановых комиссиях декретом от того же 8 июня 1922 года изменяется редакция Положения о Госплане, и оба Положения, наряду с декретом СНК от 17 марта 1921 года о плановых комиссиях и фактически организованными Госпланами союзных республик, представляют собой остов системы плановых органов страны.

Согласно положению, разрабатываемы!! Госпланом перспективный план нар. хозяйства, а таклее эксплоатационный план текущего года распространяется как на РСФСР, так и на все Союзные советские республики. В своей работе Госплан опирается на плановые комиссии хозяйствен, наркоматов и на областные плановые комиссии, которые представляют в Госплан свои предварительные планы для окончательной сводки и внесения на утверждение СТО. В свою очередь, и областные п.лановые комиссии опираются на работу ведомственных областных органов, корректируют плановые предполол:е-ния последних и сводят их в областной хозяйственный план. Последнее звено в системе плановых органов-губ. плановые комиссии-не были созданы специальным законодательным актом и. до сего времени в законодательном порядке не оформлены. О плановой работе губ. йен. комитетов упоминается только в положениях о губ. отделах внутрен. торговли, где говорится об обязанностях губ. псп. к-тов в отношении разработки перспективного плана развития внутреннего торгового оборота. Но нельзя сказать, чтобы закон совершенно игнорировал существование губ. плановых комиссий: п. 10 Положения о губ. экосо устанавливает, что общеплановые комиссии... являются подсобными комиссиями Губэкономсовещания>. Второй раз губ. плановые комиссии упоминаются в постановлениях об упразднении губ. экосо: постановление III Сессии ВЦИК X созыва от 3 ноября 1923 года считает необходимым при упразднении губ. экосо сохранить губ. плановые комиссии как комиссии губ. исп. к-тов.

Госпланы союзных республик бььчи образованы постановлениями соответств. органов республик и в настоящее время действуют на основании следующих положений: 1) в РСФСР-на основании постановления Экосо РСФСР от 28 февраля 1925 г.; 2) в УССР- на основании постановления СНК УССР от



10 апреля 1925 г.; 3) в БССР-иа основании постановления СНК БССР от 18 ноября 1925 г.; 4) в Узбекской ССР-на основании постановления ЦИК и СНК Узбекской ССР от 6 апреля 1927 г. Но задолго до издания указанных положений Госпланы союзных республик (за исключением РСФСР) фактически существовали при республиканских СНК и экосо, как их плановые комиссии, па основании временных положений, а Госплан УССР и до сих пор действует на основании временного положения.

В организации плановых органов после создания Госплана можно отметить несколько этапов: 1) 1921-1924 гг.-первоначальный период создагщя материальных и организационных предпосылок планового охвата хозяйства; 2) 1924-1926 гг.-период интенсивного, так называемого, восстановительного процесса и усиления наркоматского регулирования; 3) 1926/1927 г.-начальный период так называемого реконструктивного процесса и организация обобщающей работы плановых органов; 4) период после X v Съезда партии-незаконченный еще переломный период в организации плановых органов и методов их работы. Само собой разумеется, что на каждом плановом этапе можно наблюдать черты следующего и остатки предыдущего этапов.

Первый период работы плановых органов. Г. М. Кржижановский в своей книге Товарообмен и плановая работа отмечает то исключительное внимание, к-рое В. И. Ленин уделял Госплану на первых порах деятельности последнего, и то огромное влияние, которое он оказал на организацию и первые шаги Госплана. Организация Подкомиссии хозяйственных задач, несомненно, находилась под воздействием идей В. И. Ленина. В письме к Г. М. Кржижановскому 25 февраля 1921 г. В. И. Ленин пишет: Исключительную валсность должна иметь подкомиссия по изучению, проверке, увязке , согласованию, внесению предложений об из-менегши текущих хозяйственных планов . И дальше, в ответ на стенограмму речи Г. М. Кржижановского на торжественном заседании впервые утвержденного президиума Госплана 5 апреля 1921 года, В. И. .;1енин писал: Главный недостаток ее: слишком много об электрификации, слишком мало о текущих хозяйственных планах. Не на том сделано главное ударение, на чем надо... Займитесь ими теперь, гг. профессора. Ваша электрификация-in alien Ehren! Ему же честь, честь!.. А Общеплановая комиссия государства не этим сейчас должна заняться, а немедленно из всех сил взяться за текущие хозяйственные планы. Топливо-с егодня, на 1921 год, сейчас, весной! Сбор хлама, отбросов, мертвых материалов. Использование их для обмена на хлеб. 1-2 подкомиссии на электрификацию, 9-8 подкомисси14 на текущие хозяйственные планы. Вот как распределить силы на 1921 год . Если подытожить мысли, разбросанные в письмах В. И. Ленина к Г. М. Кржижановскому и президиуму Госплана, то путь, йЙ, который им направлялась работа Госплана в первый организационный период последнего, представляется путем интен-

сивнейшей работы над конкретным материалом живой экономической жизни, в постоянной неослабной связи с конкретной де1?ст-вительностью. Самая большая опасность,- пишет В. И. Ленин,-это забюрократизировать дело с планом государственного хозяйства. Это опасность великая... Целый, цельный, настоящий план для нас теперь-бюрократическая утопия... Не гоняйтесь за ней. Тотчас, не медля ни дня, ни часа, по кусоч-1сам, выделить важнейшее, минимум предприятий и их и о с та в и ть .

Директивы, которые, под влиянием тяжелой хозяйственно!! обстановки 1921 года, В. И. Ленин дал Госплану, отодвинули на первых порах назад проблему перспективного плана и заставили Госплан вплотную подойти к непосредственной хозяйственной работе, к тем текущим вопросам , которые впоследствии начали оцениваться отрицательно и действительно оказались в извест-Hoit степени помехой плановой работе. Но в 1921 году и даже в следующий год именно эта текущая экспертная работа Госплана и местных плановых комиссий сыграла исключительную речь в хозяйственном строительстве и в организации крепких ведомственных аппаратов в центре и на местах. В этот лее первьп! период своей работы Госплан сыграл еще одну крупную роль- роль толкача для тогда еще колебавшейся массы технических и научных сил путем установления более тесной связи ме :-ду верхушкой технической интеллигенции и хозяйственным строительством, благодаря чему широкая масса инте.ялигенции была окончательно перетянута на сторону советской власти.

Первый период работы Госплана все еще характеризуется ударностью. Вернее сказать, Госплану пришлось на первых порах очищать принцип ударности от тех наслоений, которые лишали ударность значения метода концентрации сил. К началу второй половины 1921 года Госплан составляет топливный план и одновременно принимает участие в реорганизации Главтопа. В том лее 1921 году составляется продовольственный план, который уменьшает число иждивенцев государства (кроме армии) с 35 млн. до 7 млн. чел., и делается первая прикидка по планированию транспорта. Голодный 1921 г. заставляет Госплан заняться вопросами о борьбе с засухой и о мероприятиях по ликвидации последствий голода. Тем не менее эти разрозненные, мало напоминавшие собой единый хозяйственный план работы Госплана первого периода деятельности имели большое организующее значение и оказали огромное влияние на работу наркоматов. Выработанные Госпланом Основные положения по составлению промьпплепного плана на 1922/23 г. , индексное исчисление и целый ряд других работ создали, наряду с материальньши предпосылками восстановительного процесса, организационные предпосылки планомерного наркоматского регулирования. Экспертная работа Госплана, несмотря на ее огромную организующую роль, таила в себе, однако, опасности, которые не замедлили сказаться во время осеннего кризиса сбыта 1923 г. Ни в самом



Госплане, ни во всей советской системе не было органа, к-рый наблюдал бы и изучал всю совокупность экономических факторов, обусловливающих изменения хозяйственной обстановки, и который во-время сигнализировал бы необходимость тех или иных хозяйственных маневренных мероприятий. Кризис 1923 года привел к учреждению при Госплане Конъюнктурного совета, который в очень короткий срок покрыл всю страну сетью наблюдательных станций-областных конъюнктурных бюро. Созданием конъюнктурных бюро, наряду с ранее созданным (в марте 1923 года) Постоянным бюро съездов по изучению производительных сил СССР, завершается первый период организации системы плановых органов. В ней, однако, еще отсутствуют Госплан РСФСР и одно значительное звено хозяйственной работы, а именно, звено социально-культурного строительства. Организация этой отрасли плановой деятельности начата уже в следу-Ю1ЦИЙ период, и прежде всего республиканский Госпланами, особенно РСФСР, и только в самое последнее время ее объединение завершается в Госплане СССР.

Усиление наркоматсного регулирования. XII Съезд партии 17 - 25 апреля 1923 года и XIII партконференция 16-18 марта 1924 г. подводят итоги первому организационному этапу плановых органов и намечают направление их дальнейшей работы на достигнутом к 1923/24 г. уровне хоз. строительства. Согласование планов отдельных отраслей, областей и национа.льных республик, хозяйственное предвидение и инструктирование соответственных органов относительно тех или других явлений-вот те элементы плановой работы, которые XII Съездом намечаются для Госплана. XIII партконференция проходит под знаком усиления планового нача.ла и усиления Госшлана. Но, наряду с этим, на конференции больше, чем когда либо до нее и после нее, можно отметить чрезвычайно настороженное отношение к централизации планового руководства и к твердым планам, охватывающим все народное хозяйство и весь Союз в целом.

Резолюция XIII партконференции подчеркивает значение успеха в создании основных предпосылок планового руководства, без которых планирование легко могло бы превратиться в бюрократическую утопию. Эти предпосылки успешного планирования заключаются: 1) в создании твердой ва.люты, 2) в организации кредита, 3) в накоплении материальных фондов, допускающих маневрирование ими, 4) в осуществлении и укре-п-лении определенных форм организации хозяйства (тресты и т. д.), 5) в на.личии ряда отдельных, построенных на основе опыта, п-ланов,-в первую очередь, реальных бюджетных планов, и т. п. XIII партконференция выдвинула первоочередной задачей усиление Госплана, повышение его роли в об-.ласти финансовой и кредитной политики, установление более тесной связи с работой Наркомфина, ВСНХ, Наркомзема, Ком-виуторга и т. д., усиление его местных органов и в качестве ближайшей его задачи поставила систематическое изучение текущей рыночной конъюнктуры и выработку

основных мероприятий в целях воздействия иа ск.ладывающиеся рыночные отношения.

Этап организации плановой работы в период от XII Съезда партии до 1926 года, т. е. приблизительно до I Съезда президиумов Госпланов, формально находится под действием директив XIII партконференции по уси-.лению плановых органов; фактически-он представляет собой сложное переплетение различных течений плановой мысли от скеп-тич. отношения к плану и к планированию вообще до признания необходимости твердой плановой дисциплины. Чрезвычайно интенсивный рост нар. хозяйства в период 1924-26 гг., при недостаточ. в то время еще обобщающей работе Госплана и при разрозненной! фронте п.лановой работы,-рост хозяйства, в к-ром закономерности могли быть уловлены только эмпирически, а предвидения самым неожиданным образом опрокидывались сочетанием неучтенных факторов и недоучетом внутренних технико-производственных резервов,-этот интенсивный восстановительный процесс особенно благоприятствовал скептическому отношению к п.лановым предположениям и к стеснениям ма-невренньпс действий. Антиплаповая струя захватывала широкие круги оперативн. работников, получая подкрепление со стороны все усиливающегося наркоматского регулирования, которое в этот период начинает делать значительные успехи. По мере того как распространялись навыки плановой работы в условиях товарно-денежных связей и по мере того как в наркоматах, при содействии Госпланов, крепли плановые или заменяющие их органы, наркоматское регу.лирование начинает занимать видное место, и вместе с этим все больше и больше проявляется тенденция отделить п.лановую работу от текущего планирования , оторвав последнее от Госплана и плановых органов. Эта тенденция в своей логич. завершенности не была претворена в жизнь, но она застави-.ла обратить внимание на опасность разрыва единства планового руководства и дала новое направление организации плановой работы. Этот вопрос слулил предметом обсуждения на первом расширенном совещании Госплана РСФСР с местными работниками, но особенно настойчиво он был выдвинут на I Всесоюзном съезде плановых органов.

Синтетическая работа Госплана. Первый Съезд президиумов Госпланов 10-17 марта 1926 года наметкл ряд важных проблем методологии планирования и попутно установил ряд положений по организации плановой работы, т. е. установил то, что Г. М. Кряшлсановский назвал регламентом плановой дисциплины д.ля многообразия типов, обусловленного эволюцией форм и территориа.льным перекрещиванием п.лановой работы. Экспертная работа Госплана и его периферии, при всех заслугах этой формы работы и при всем ее значении для методологии п.ланирования, отживала свое время, а синтетическ. работа требовала иных форм связи меледу центральньши и нисходящими плановыми органами и между плановыми 1г оперативными органами. В связи с этим Сл.езд, кроме того, разработал ряд положений , устанавливающих систематическое



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152