Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

вал врубовой машины Б, помимо враш(а-тельного движения, имеет еще и поступательное ударное с ходом в 38 мм, сообщаемое ему посредством особого механизма- винтового диска В, насаженного на вал. На конец вала навинчивается муфта Г, имеющая конусное углубление, в которое вставляется рабочая штанга; штанги меняются по мере углубления вруба, а коронки-по мере их затупления. При начале работы В, м, устанавливается в таком расстоянии от забоя, чтобы коронка почти касалась забоя. Пустив в ход мотор, В, м, перемещают вокруг колонки в горизонтальной плоскости и т. о. делают заходку -первый вруб. Затем, подвигая В, м. после каждого поворота на 20-30 мм, делают полный вруб. В, м, Сискол может делать вруб в забое шириной 4 м; глубина вруба-от 1 до 1,5 м. Стоимость машины-около 2 000 р. Результаты работы (на антрацитных пластах в Донецком бассейне) такойы: в течение 8-часовой смены, считая время установки (около часа), В. м, может сделать вруб в 6,0 м, что соответствует добыче в 8,5 т; в течение всей смены при В. м, задолжается 2 рабочих, но для установки требуется временно еще 2 человека, или всего расходуется 2,25 упряжки, что соответствует производительности на одного рабочего 3,8 m в смену. При- д-менение врубовой маши- \ иы Сискол увеличивает скорость продвижения подготовительных штреков и уменьшает при этом расход взрывчатых материалов. Стоимость механической зарубки, при бесперебойной работе, включая в калькуляцию все расходы на ремонт, смазку и электрическ. энергию, приблизительно на 10% ниже стоимости ручной зарубки в узких штрековых забоях.

В последнее время в Германии нашли применение ручные вращательные машины. Ручная В. м. (фиг. 14) состоит из мотора А, соединенного двойной зубчатой передачей с валом Б, в который вставляют бур, и выключателя В; все части заключены в плотный металлический кожух из легкого сплава, имеющий по бокам две большие удобные ручки Г и Г,. Мотор обычно трехфазного тока, с короткозамкнутьпй ротором, с напряжением 125 или 220 V, мощностью в 0,5 kW. Все подшипники для уменьшения трения шариковые. Число оборотов мотора- около 2 800, вала - около 300 в м. Включение мотора производится нажатием ручки Pi. Вес машины с мотором 12-14 кг. В вал вставляется легкая штанга из высокосортной стали, снабженная вставными зубцами. Штанга бьшает длиной до 1,2 л* при наружном диаметре около 50 мм. Работа ручной В.м. начинается с проведения шпура, для чего в вал вставляется спиральный бур; после этого бур заменяется врубовой штангой. Машина особенно пригодна для работы в углах, узких печах и просеках, а также при уступной системе выемки,

В СССР на Краматорском металлургическом заводе приступлено к изготовлению

В. м. тяжелого типа (фиг. 15) с режущей цепью А. Вращение от мотора В передается конической зубчатке В при помощи двойной червячной передачи Г, установленной на шариковых подшипниках; опорная пята под конической зубчаткой также установлена на шариковом подпятнике. Эти В. м. отличаются от своего прототипа-машин Сулливан типа СН8 - возможностью разборки на три самостоятельные части: режущей, ведущей части и мотора мощностью 30 Н*. Число оборотов машины 975 в м. В. м. Краматорского з-да были испытаны в Донецко-Грушевском районе и по суточной производите.71ьности заняли место между двумя типами В. м. Сулливан: производительность В. м. Сулливан типа СН8 в упряжку


Фиг. 13.

была 19,818 п. м, В. м. Краматорского завода-19,873, а последнего типа Сулливан CLE-20,784 п. м.

В техническ. литературе начала текущего столетия существовало мнение, что прямой экономич. результат работы В. м. незначителен, т. е. та выгода, которая получается от экономии на рабочей силе при употреблении В. м., почти полностью поглощается расходами на амортизацию, содержание и ремонт В. м. Для оправдания применения В. м. приводились иные аргументы, напр.


Фпг. 14.

ВЫХОД сравнительно большего количества крупных сортов угля.Первоначальная практика применения В. м. в Донецком бассейне также давала неудовлетворительные результаты: например первые опыты работы с В. м., произведенные на антрацитном руднике в 1912 году, не дали выгоды сравнительно с ручным способом зарубки ни в отношении скорости подвигания забоя, ни в отношении экономии на эксплоатационных расходах, хотя сама В, м. работала вполне



удовлетворительно. Причина такого явления заключалась в том, что В. м. при первых опытах применялись в обстановке, которая препятствовала получению наибольшей эффективности. Поэтому, помимо совершенства конструкций В. м., необходимы условия, обеспечивающие успешную работу.

В. м. тяжелого типа наиболее выгодно работают: 1) при разработке каменноугольных пластов тонких или средней мощности; 2) в пластах, имеющих ровную, достаточно

пневматической В. м. Особенно практичньь-ми оказались получившие в последнее время широкое распространение портативные электрич;. компрессоры, к-рые, при установке их на свежей воздушной струе, можно придвинуть весьма близко к забою. Такой элек-тропневматическ. аггрегат почти устраняет главное неудобство, делающее применение сжатого воздуха дорогим, т. е. длинные воздухопроводы, сохраняя в то же время все преимущества пневматическ. В. м. в смысле

вруБош шшт

ЗАВОМ

IsBiiiiilSii


Фиг. 15.

устойчивую почву; 3) в пластах с крепким углем; 4) в пластах горизонтальных и полого падающих, например до 15° (в пластах с углом падения от 15 до 30° затрудняется операция маневрирования В. м., что увеличивает длительность общего цикла работ и, следовательно, уменьшает общий эффект действия В. м.; при падении же большем 30° нужно применять В. м. со специальными приспособлениями или же, что более рационально, прибегать к В. м. легкого типа); 5) при достаточно устойчивой кровле, дающей возможность иметь длинную лаву, обеспечивающую наиболее полную загрузку врубовой машины при полной механизации отбойки и доставки.

В Германии электрич. В. м. обьгано применяют в пластах, не выделяющих рудничного газа; при наличии его переходят на пневматические машины. В С. Ш. А., при соблюдении ряда предосторож:ностей и применении моторов специальной конструкции, электрические В. м. с успехом работают и в газовых рудниках. В последнее время изыскания с целью получения безопасной электрической В. м. вызвали к жизни целый ряд конструктивных предложений. Помимо того, что все части В. м. заключаются в совершенно закрытый кожух из литой стали, начали применять предохранительные аппараты для включения и выключения В. м.; так, вместо обычных штепсельных соединений между В. м., кабельным барабаном и коробкой с предохранителями, в газовых выработках применяются штепсельные соединения с блокировкой, к-рые м. б. соединены или разъединены только тогда, когда контакты не находятся под напряжением. Тем не менее лучшим способом обеспечения безопасности работ при разработке пластов, выделяющих газ, является пока применение

полной безопасности работ. В пластах, дающих при врубе большое количество каменноугольной пыли, применяются специальные оросительные приборы в виде трубок с отверстиями для воды, расположенными над режущей цепью В. м.

Мощность В. м. тяжелого типа колеблется от 30 до 40 №; производительность, выраженная в ль площади вруба, достигает 100 л* за 8-часовую смену, что соответствует, при мощности пласта в 1 л , 125 ж добычи. В Рурском бассейне средняя годовая производительность В. м. тяжелого типа в 1925 г.


Фиг. 16.

была 9 373 т, в 1926 г.-9 151 т. В Донецком бассейне месячная производительность (в июле 1927 года) равнялась 1 168 ш, что эквивалентно годовой производительности приблизительно в 14 000 т. Сопоставление чисел, выражающих производительность работы при ручном способе и при использовании В. м., представляется весьма затруднительным, т. к. эксплоатационная техника настоящего времени при учете производи-



тельности обычно соединяет в. одно целое две смежных операции-зарубку и отбойку. В практике Донецкого бассейна при ручной зарубке в пластах антрацита средняя производительность зарубщика была ок. 3,5 в смену, что при пласте мощностью 1 м соответствует . весовому эквиваленту около 4,5 т. При современной практике средняя производительность В. м. в пластах антрацита той же мощности может быть принята в 35 jn зарубки, или 45 m в смену, т. е. ма-щипа дает в 10 раз больше, чем один зарубщик. На какдой машине зад:алживаются два или три рабочих, поэтому зарубка врубовой машины увеличивает производительность труда в 3,5-5 раз; если же учесть еще работу крепления забоя, которое при врубовой машине делается отдельнглми рабочими, то указанное выше соотношение понизится на 10-15%.

Взльшое значение для успешности работы В.м. имеет система разработок. В С. Ш. А. твердо держатся коротких забоев, применяя разновидность камерно-столбовой системы (Room and Pillar System). В СССР, Германии, Англии и Бельгии предпочитают работать длинными лавами; в Донецком бассейне длина лав достигает 80 jn, в Рурском бассейне-70 м. На фиг. 16 показан проект разработки сплошной выемкой с применением В. м. и механической доставки конвейерами. Работа длинными лавами обладает следующими недостатками: 1) прочность кровли редко позволяет вести лаву более 100 м без риска обвалов; 2) при длинных лавах почти всегда должна применяться полная закладка выработанного пространства; 3) доставка угля от забоя до штрека представляет особенные трудности при работе длинными лавами. В С. Ш. А. в последнее время увеличивают длину забоев (с 15 до 25 м), не изменяя ширины столбов, путем особых систем разработок с диагональным расположением забоев. Эти системы-варианты основной камерно-столбовой системы, носящие специальные названия У-система> и Y-система , оказались весьма удобными для механизированной добычи. Например на руднике Birwind White С. М. С в С. Ш. А., при разработке пласта мощностью в 1,1 м, при полной механизации всех эксплоатационных операций, были получены следующие результаты: при общей длине ломаной линии двух забоев в 47 м общая площадь вруба равнялась 85 ж , что соответствует производительности в 110 m в одну 8-часовую смену; суммарно для зарубки и отбойки задолжалось два забойщика, следовательно производительность каждого равнялась 55 m в смену, что будет приблизительно в 10 раз больше, чем при ручной работе, если считать производительность одного забойщика при разработке битуминозных (курных) углей 5-6 m в смену. Практика бельгийских рудников при применении В.м. на каменноугольных пластах средней крепости дает увеличение производительности рабочего у забоя в пределах от 25 до 170%; на пластах ж;е очень мягкого угля, где производительность ручной работы очень велика, применение В. м. все же дало увеличение производительности на 15%.

Лит.: Описание Донецкого бассейна, т. 2, вып. 2, стр. 307, Екатеринослав, 1915; М и х а й л о в В. Г., Работа врубовых машин в 1925/26 опер, году в Должаиском рудоуправлении, Вестник Донугля , Харьков, 1927, 20; е г о же, Электрич. врубовая машина легк. типа Сиснол , Инж. работн. , Днепропетровск, 1926, 10; Scraper Loader in Low Coal Triples Productiveness of Labor, Coal Age , N. Y., 1927, v. 31, 24; D ethier G., La liavage mecanique en Belgi-que, Revue de Iindustrie minerale . P., 1927, 148, p. 22; W e d d i n g F. W., Der Stand d. mascbinen-massigen Kohlengewinnung im Ruhrbezirk in den Jahren 1925 u. 1926, Gluckauf , Essen, 1927, , p. 1124; Grahn H., Die weitere Entwicklung und praktlsche Bewahrung des Kohlenschneiders, ibid., 1926, 37; Hoffmann H., Bau und Handhabung der deutschen Schrammaschlnen, ibidem, 1926, p. 1185, und 1927, 29, p. 1046. B. Жебровский.

ВСЕОБЩАЯ ЦЕПЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, эквивалентная схема, позволяющая рассчитывать сложные разветвленные электрические цепи, приводя их к более простому виду. Целый ряд электрических приборов и установок отличается тем, что у них имеются два зажима, к которым приключается первичное напряжение, и два других зажима, на которых

>4-ТГ(ЛПГУ--1ГШППГ--а

Фиг. 1.

возникает при этом свое, вторичное напряжение. Во многих случаях можно изучать работу этих установок, не зная

внутренних соединений, на основании общих свойств установок. Лакур показал [], что во многих случаях эти цепи м. б. приведены к Т-образной схеме (фиг. 1). Когда вторичные зажимы В-В разомкнуты, то первичное напряжение холостого хода Т7у на заяшмах А-А пропорционально вторичному напряжению TJ, т. е. ТТхо - аг, где комплексный множитель Со определяется из постоянных цепи. Первичная сила тока Jio при этих условиях определяет полную проводимость холостого хода ЗГо=-,

откуда IoCqYoUz. Если замкнуть вторичные зажимы В-В на-коротко проводом, через который протекает ток 1, то 17з=0.

Тогда сила первич-

Фиг 2.

ного тока короткого замыкания Iik= = Cji 12, где постоянный множитель тоже зависит от постоянных цепи. Первичное напряжение короткого замыкания определяет при этих условиях полное сопротивление короткого замыкания Zii=, откуда U-iji=ZifiiIi. Лакур

показал, что любое состояние нагрузки вторичных зажимов В-В может быть получено как результат наложения режима холостого хода при J2=0 и режима короткого замыкания при U = (i. Это значит, что первичные сила тока и напряжение получаются как суммы

= ТГго + TJib = Coir, + Z,CkI, Нетрудно показать, что



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159